Конспект урока по русскому языку в 8 классе. Тема: Цитата".

  • Разработки уроков
  • doc
  • 22.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Цитата.doc

 

Русский язык.  8 класс.

Тема «Цитаты. Знаки препинания при цитировании».

Цели:  актуализировать, повторить, закрепить знания по теме «Цитаты. Знаки препинания при цитировании»; совершенствовать умения грамотно, правильно оформлять цитаты, расставлять при них знаки препинания, использовать цитаты в своей речи; развивать речь, аналитические навыки, творческие способности учащихся; воспитывать любовь и уважение к русскому языку.

Планируемые результаты:

Личностные результаты: формирование навыков индивидуальной и коллективной диагностической деятельности на основе алгоритма.

Метапредметные результаты:

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста.

Предметные результаты: научиться применять алгоритм написания т оформления цитаты.

Тип урока: урок по ознакомлению учащихся с новым материалом.

Методы и формы работы учащихся: проблемный метод; деятельностно-практический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Техническое обеспечение урока: учебник русского языку под ред. Т.А.Ладыженской, ноутбук, проектор, индивидуальный раздаточный материал.

 

Структура и ход урока

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.Организационный  момент.

 

Приветственное слово учителя.  Проверяет готовность к уроку.

Проверяет наличие домашней работы в тетрадях (при возникновении вопросов организует разбор д/р у доски)

 

- Здравствуйте! Мы начинаем с вами урок. А это значит, нас вновь ждёт увлекательное путешествие в мир слова. 

- Желаю всем плодотворной и интересной работы, и  сделать много новых открытий!

Приветствуют учителя

 

 

Показывают тетради с д/р, задают  вопросы, возникшие при выполнении д/р

 

 

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.Актуализация опорных и знаний и их коррекция.
 
Проверить уровень полученных ранее  знаний по теме

Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос:

- Для чего служат предложения с косвенной речью?  (Для передачи чужой речи от лица говорящего, а не того, кто ее на самом деле произносит).

- Что передают предложения с косвенной речью?  (Только содержание чужой речи).

- Чего не могут передать предложения с косвенной речью? (Все особенности ее формы и интонации).

- Предложения с косвенной речью являются простыми или сложными? (Это сложные предложения, состоящие из двух частей ( слов автора и косвенной речи).

- С помощью чего присоединяется косвенная речь к первой части? ( Союзы что, будто, чтобы или местоимения и наречия кто, что, какой, как, когда, где, почему и др., или частицей ли).

- Ставится ли вопросительный знак после косвенного вопроса и с помощью каких знаков препинания оформляется предложение с косвенной речью? (Вопрос не ставится, а слова автора обычно предшествуют косвенной речи и отделяются от нее запятой).

 

2) Проверка домашнего  упражнение 403 по цепочке

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы

Регулятивные: осуществляют
коррекцию, вносят необходимые дополнения и коррективы.

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.
Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения, спорить. Активно использовать речь для регуляции собственной деятельности

3. Целеполагание. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала.

Организация обратной связи.

 

Работа с эпиграфами.

1. А. Куприн писал: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».

 

2. И. С. Тургенев  призывал современников: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками».

 

3. «Русский язык – язык созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков», - считал П. Мериме.

 

4. К. Г. Паустовский писал: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом».

 

 

 

 

формулируют тему и цель урока.

 

 

 

 

 

Регулятивные: принимают учебные задачи, сформулированные вместе с учителем
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

 

 

 

4. Изучение нового материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Цитата – это дословная выдержка из какого-либо текста. Дословно могут воспроизводиться слова, словосочетания, крылатые выражения, фрагменты текста и целые тексты. Цитаты могут стоять при словах автора. Тогда они представляют собой прямую речь, знаки препинания ставятся такие же, как и при прямой речи. (На доске вывешивается наглядное пособие с примерами):

Вот эти слова: «Редеет облаков летучая гряда»

- Если цитируется часть  предложения, то цитата выделяется кавычками и пишется со строчной буквы:

 И упоминал, что за ним «водятся грешки».

 - Если фраза цитируется не полностью, то на месте пропущенных слов ставится троеточие: 

Он так и пишет: «Спешу тебя уведомить…»

- Если цитируются строки из поэтических текстов, то они пишутся с новой строки и кавычки не ставятся:

1)Далее читаем:

Онегин, добрый мой приятель,

Родился на брегах Невы…

- Возможен и такой вариант:

2)Далее читаем: «Онегин, добрый мой приятель,/ Родился на брегах Невы…».

 

Работа по учебнику. 

Чтение теории (страница 184 учебника).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смотрят информацию в учебнике, выполняют задание, сравнивают с полученными знаниями.

 

 

 

 

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения.
Коммуникативные: формулировать свое мнение и позицию аргументировать её. умение произвольно и выразительно строить монологическую и диалогическую контекстную речь

умение соотносить свои действия с планируемым результатом.

 

5. Физминутка.

Организует смену деятельности.

Сейчас мы будем приседать

И колени разминать

Ноги до конца сгибать,

Раз – два – три – четыре - пять! (Приседания.)

Напоследок пошагаем,

Выше ноги поднимаем! (Ходьба на месте.)

Учащиеся выполняют физические упражнения в соответствии с поставленными учителем условиями

Личностные: знание основ ЗОЖ и здоровьесберегающих технологий

6. Закрепление полученных знаний.

 

 

Запись предложений под диктовку:

1) А.П. Чехов в своих письмах утверждал, что «краткость – сестра таланта».

2) Л.Н. Толстой сказал: « Русский язык – это прежде всего Пушкин».

3) У Н.А. Некрасова о будущем России и русского народа есть такие строки:

В минуту унынья, о родина-мать,

Я мыслью вперед улетаю.

Еще суждено тебе много страдать,

Но ты не погибнешь, я знаю.

Выполнить синтаксический разбор предложения №1, фонетический разбор слова есть из предложения №3, а также морфологический разбор слова русского из последнего предложения.

 

2)Выполнение упражнения на закрепление (406).

Составить на выбор 2-3 предложения с цитатами в виде прямой речи. В авторских словах укажите, кому принадлежит данное высказывание? (А.С. Пушкин, Н.А. Некрасов, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев).

1 Истинный вкус состоит не в безотчетном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности.

2 Гляжу на будущность с боязнью,

   Гляжу на прошлое с тоской

   И, как преступник перед казнью,

   Ищу кругом души родной…

3Сейте разумное, доброе, вечное,

Сейте! Спасибо вам скажет сердечное

Русский народ…

4 Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить.

 

Работа в паре (по карточке)

Карточки для индивидуальной работы.

Карточка №1.

Исправить предложения:

1) И сказал он Марье  Моревне, что я родом из царской семьи, а имя у меня простое и легкое: Иван-царевич.

2) И сказала Баба- Яга, что я давно русского духу не слыхала, а тут ты ко мне сам пришел.

Карточка №2

Прочитать полусказку  Ф.Кривина  «Скромность». Почему автор ее так назвал?  Перестройте диалог в прямую речь.

 - Посмотрите, как хорошо у нас в комнате, - говорит Занавеска деревьям с улицы.

 - Посмотрите. Как хорошо у нас на улице, - говорит она комнатной мебели.

 - Мы ничего не  видим, - отвечают деревья.

 - Нам ничего не видно, - отвечает мебель.

 - Мы видим только тебя…

 - Только тебя…

 - Ну что вы, - смущается Занавеска,- не такая уж я красивая…

 

 

 

 

 

Выполнят задания самостоятельно, организуют взаимопроверку.

Обучающиеся делятся на пары и работают с предложенным им материалом, отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют работу с текстом.

 

 

 

Регулятивные: устанавливать целевые приоритеты самостоятельно контролировать своё время и управлять им .
Коммуникативные:  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
Познавательные: строить логические рассуждения включающие установление причинно-следственных связей,
умение работать индивидуально и в группе, находить общие решения

извлечение необходимой информации из текст

 

7.Итог урока.

Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке

- Что нового узнали на уроке?  Что такое цитата? С помощью каких знаков препинания оформляется цитата на письме?

                        

 

Делают вывод

 

Регулятивные УУД: выделение и осознание усвоенного и подлежащего усвоению, осознание качества и уровня усвоения

8.Рефлексия.

Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке

Предлагает проанализировать свою деятельность.

«Синквейн»

Обсуждают в конце урока результаты своих наблюдений. Записывают синквейны, обсуждают их

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества; оценивают свою активность и качество работы на уроке

9. Домашнее задание.

На выбор:

  1. Параграф 37, упр. 405
  2. 2.Составить тест для своих одноклассников по теме сегодняшнего урока (5-10 заданий)

Записывают д.з. в дневник

Регулятивные: принимают учебную задачу