Русский язык. 8 класс.
Тема «Цитаты. Знаки препинания при цитировании».
Цели: актуализировать, повторить, закрепить знания по теме «Цитаты. Знаки препинания при цитировании»; совершенствовать умения грамотно, правильно оформлять цитаты, расставлять при них знаки препинания, использовать цитаты в своей речи; развивать речь, аналитические навыки, творческие способности учащихся; воспитывать любовь и уважение к русскому языку.
Планируемые результаты:
Личностные результаты: формирование навыков индивидуальной и коллективной диагностической деятельности на основе алгоритма.
Метапредметные результаты:
Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста.
Предметные результаты: научиться применять алгоритм написания т оформления цитаты.
Тип урока: урок по ознакомлению учащихся с новым материалом.
Методы и формы работы учащихся: проблемный метод; деятельностно-практический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.
Техническое обеспечение урока: учебник русского языку под ред. Т.А.Ладыженской, ноутбук, проектор, индивидуальный раздаточный материал.
Структура и ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
1.Организационный момент.
|
Приветственное слово учителя. Проверяет готовность к уроку. Проверяет наличие домашней работы в тетрадях (при возникновении вопросов организует разбор д/р у доски)
- Здравствуйте! Мы начинаем с вами урок. А это значит, нас вновь ждёт увлекательное путешествие в мир слова. - Желаю всем плодотворной и интересной работы, и сделать много новых открытий! |
Приветствуют учителя
Показывают тетради с д/р, задают вопросы, возникшие при выполнении д/р
|
Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
2.Актуализация опорных и
знаний и их коррекция. |
Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос: - Для чего служат предложения с косвенной речью? (Для передачи чужой речи от лица говорящего, а не того, кто ее на самом деле произносит). - Что передают предложения с косвенной речью? (Только содержание чужой речи). - Чего не могут передать предложения с косвенной речью? (Все особенности ее формы и интонации). - Предложения с косвенной речью являются простыми или сложными? (Это сложные предложения, состоящие из двух частей ( слов автора и косвенной речи). - С помощью чего присоединяется косвенная речь к первой части? ( Союзы что, будто, чтобы или местоимения и наречия кто, что, какой, как, когда, где, почему и др., или частицей ли). - Ставится ли вопросительный знак после косвенного вопроса и с помощью каких знаков препинания оформляется предложение с косвенной речью? (Вопрос не ставится, а слова автора обычно предшествуют косвенной речи и отделяются от нее запятой).
2) Проверка домашнего упражнение 403 по цепочке |
Отвечают на вопросы |
Регулятивные: осуществляют Познавательные: используют
знаково-символические средства для решения учебной задачи. |
3. Целеполагание. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.
|
Работа с эпиграфами. 1. А. Куприн писал: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».
2. И. С. Тургенев призывал современников: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками».
3. «Русский язык – язык созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков», - считал П. Мериме.
4. К. Г. Паустовский писал: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом». |
формулируют тему и цель урока.
|
Регулятивные: принимают
учебные задачи, сформулированные вместе с учителем
|
4.
Изучение нового материала.
|
- Цитата – это дословная выдержка из какого-либо текста. Дословно могут воспроизводиться слова, словосочетания, крылатые выражения, фрагменты текста и целые тексты. Цитаты могут стоять при словах автора. Тогда они представляют собой прямую речь, знаки препинания ставятся такие же, как и при прямой речи. (На доске вывешивается наглядное пособие с примерами): Вот эти слова: «Редеет облаков летучая гряда» - Если цитируется часть предложения, то цитата выделяется кавычками и пишется со строчной буквы: И упоминал, что за ним «водятся грешки». - Если фраза цитируется не полностью, то на месте пропущенных слов ставится троеточие: Он так и пишет: «Спешу тебя уведомить…» - Если цитируются строки из поэтических текстов, то они пишутся с новой строки и кавычки не ставятся: 1)Далее читаем: Онегин, добрый мой приятель, Родился на брегах Невы… - Возможен и такой вариант: 2)Далее читаем: «Онегин, добрый мой приятель,/ Родился на брегах Невы…».
Работа по учебнику. Чтение теории (страница 184 учебника). |
Смотрят информацию в учебнике, выполняют задание, сравнивают с полученными знаниями.
|
Познавательные:
устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения. умение соотносить свои действия с планируемым результатом.
|
5. Физминутка. |
Организует смену деятельности. Сейчас мы будем приседать И колени разминать Ноги до конца сгибать, Раз – два – три – четыре - пять! (Приседания.) Напоследок пошагаем, Выше ноги поднимаем! (Ходьба на месте.) |
Учащиеся выполняют физические упражнения в соответствии с поставленными учителем условиями |
Личностные: знание основ ЗОЖ и здоровьесберегающих технологий |
6. Закрепление полученных знаний.
|
Запись предложений под диктовку: 1) А.П. Чехов в своих письмах утверждал, что «краткость – сестра таланта». 2) Л.Н. Толстой сказал: « Русский язык – это прежде всего Пушкин». 3) У Н.А. Некрасова о будущем России и русского народа есть такие строки: В минуту унынья, о родина-мать, Я мыслью вперед улетаю. Еще суждено тебе много страдать, Но ты не погибнешь, я знаю. Выполнить синтаксический разбор предложения №1, фонетический разбор слова есть из предложения №3, а также морфологический разбор слова русского из последнего предложения.
2)Выполнение упражнения на закрепление (406). Составить на выбор 2-3 предложения с цитатами в виде прямой речи. В авторских словах укажите, кому принадлежит данное высказывание? (А.С. Пушкин, Н.А. Некрасов, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев). 1 Истинный вкус состоит не в безотчетном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности. 2 Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской И, как преступник перед казнью, Ищу кругом души родной… 3Сейте разумное, доброе, вечное, Сейте! Спасибо вам скажет сердечное Русский народ… 4 Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать – В Россию можно только верить.
Работа в паре (по карточке) Карточки для индивидуальной работы. Карточка №1. Исправить предложения: 1) И сказал он Марье Моревне, что я родом из царской семьи, а имя у меня простое и легкое: Иван-царевич. 2) И сказала Баба- Яга, что я давно русского духу не слыхала, а тут ты ко мне сам пришел. Карточка №2 Прочитать полусказку Ф.Кривина «Скромность». Почему автор ее так назвал? Перестройте диалог в прямую речь. - Посмотрите, как хорошо у нас в комнате, - говорит Занавеска деревьям с улицы. - Посмотрите. Как хорошо у нас на улице, - говорит она комнатной мебели. - Мы ничего не видим, - отвечают деревья. - Нам ничего не видно, - отвечает мебель. - Мы видим только тебя… - Только тебя… - Ну что вы, - смущается Занавеска,- не такая уж я красивая…
|
Выполнят задания самостоятельно, организуют взаимопроверку. Обучающиеся делятся на пары и работают с предложенным им материалом, отвечают на вопросы.
Выполняют работу с текстом.
|
Регулятивные: устанавливать целевые приоритеты самостоятельно
контролировать своё время и управлять им . извлечение необходимой информации из текст
|
7.Итог урока. Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке |
- Что нового узнали на уроке? Что такое цитата? С помощью каких знаков препинания оформляется цитата на письме? |
Делают вывод |
Регулятивные УУД: выделение и осознание усвоенного и подлежащего усвоению, осознание качества и уровня усвоения |
8.Рефлексия. Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке |
Предлагает проанализировать свою деятельность. «Синквейн» |
Обсуждают в конце урока результаты своих наблюдений. Записывают синквейны, обсуждают их |
Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества; оценивают свою активность и качество работы на уроке |
9. Домашнее задание. |
На выбор:
|
Записывают д.з. в дневник |
Регулятивные: принимают учебную задачу |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.