Конспект урока по русскому языку в 8 классе "Тире между подлежащим и сказуемым"

  • docx
  • 19.07.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Тире между подлежащим и сказуемым.docx

8 класс

Тема: Тире между подлежащим и сказуемым.

Цель урока:

Отработать навыки  учащихся по  постановке  тире между подлежащим и сказуемым.

Задачи:

Обучающие: систематизировать  знания учащихся о постановке тире между подлежащим и сказуемым; углубить знания учащихся о нормах пунктуации

Развивающие: формировать навык использования нового пунктуационного правила на практике; формировать умения анализировать, сравнивать, делать выводы, умение учиться и способность организовать свою деятельность;  развивать коммуникативную и информационную компетентность; способствовать развитию грамотной, точной, выразительной речи, позволяющей ученику наиболее точно выражать собственные мысли, чувства, эмоции;

Воспитательные:  воспитывать интерес к выразительным возможностям русского языка; прививать любовь и интерес к русскому языку через художественное слово

Оборудование:

 эпиграф  «Удивление –путь к познанию»

ХОД УРОКА

I.     Организационный момент.

II.  Актуализация  опорных знаний.

1.     Фронтальный опрос

·       Назовите главные члены предложения.

·       Что такое подлежащее?

·       Какими частями речи может быть выражено подлежащее?

·       Какой член предложения называется сказуемым?

·       На какие виды делятся сказуемые?

2.     Работа у доски по карточкам (ИНД. ЗАД.)

3.     Лингвистическая разминка.

На утренн... з...ре скалы окрашивают(?)ся в (нежно)розовые и красноватые т...на и приобретают теплый корич(?)неватый оттенок.(на доске)

- Запишите предложение в тетрадь, вставьте пропущенные буквы и объясните орфограммы.

- Найдите грамматическую основу в этом предложении. (Скалы окрашиваются и приобретают).

- Укажите вид сказуемого.

- Устно сделаем синтаксический разбор.

Создание проблемной ситуации.

- Ребята, а что такое оттенок?

Оттенок – разновидность одного и того же цвета. (Учащиеся записывают определение в тетрадях и на доске)

- Подчеркните грамматическую основу.

- Чем выражены подлежащее и сказуемое? (Именем существительным в И.п.)

- Что мы знаем о расстановке знаков препинания в таких случаях? (Необходимо поставить тире)

Тест 1.  Задание. Определите тип сказуемого в предложениях.( С.Р.)

Дверь была приоткрыта.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Болота лежали перед нами пустынные и зловещие.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Утки начинают купаться.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Куда-то попрятались все птицы.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Вода всё ещё не могла успокоиться.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Ключ к тесту “Типы сказуемых”: количество правильных ответов соответствует вашей оценке

Тест 1. в в б а б 

4.     - Внимание!  Вы видите предложения, записанные в два столбика.

Венера – самая яркая звезда ночного неба.

Чужим умом жить – добро не нажить.

Её глаза как яркие звёзды.

Бедность не порок.

- Сравните эти предложения.

- Объясните, почему в одних случаях поставлено тире, а в других не поставлено. Можем мы объяснить?

- Все ли мы знаем о постановке тире между подлежащим и сказуемым? (Нет)

- Значит, о чем мы будем говорить на уроке. Назовите тему нашего урока. (Тире между подлежащим и сказуемым). Запишите тему в тетрадь

- Какие цели поставим на сегодняшний урок? (Узнать еще случаи, когда ставится тире, а когда нет)

 

III.                       Мотивация учебной деятельности. Объявление темы урока.

Учитель. Я предлагаю вам прослушать сказку  и отгадать, какая будет сегодня тема урока.

Жила-была Связка Быть. Она охотно связывала Подлежащее и Сказуемое в прошедшем и будущем времени. Но как только случалось настоящее время, Связка почти всегда заявляла:− В настоящем времени мне нужно заняться личными делами, пусть вместо меня трудится Тире.

− Хорошо, − соглашалось Подлежащее, − но при условии, что я буду существительным в Именительном падеже, Числительным или неопределённой формой Глагола.

− Согласно, − кивало Сказуемое, но я тоже ставлю свои условия: требования Подлежащего – это и мои требования. Кроме того, не ставьте передо мной сравнительные союзы и частицу НЕ.

На этих условиях Связка отправляется по своим делам до прихода прошедшего или будущего времени

  - О чем же идет речь в сказке? Знакома ли она вам?

Тему урока вы узнаете из стихотворения: Я минус в математике, но знак другой в грамматике. Знаком я детворе, Меня зовут…              тире.

- Так о чём мы будем говорить на уроке?

  - Сформулируйте тему урока. (Тире между подлежащим и сказуемым).

- Поставьте перед собой цели, которых мы должны будем достичь в результате работы на уроке

(- научиться определять постановку тире между подлежащим и сказуемым;

- научиться правильно ставить тире).

VI. Изучение нового материала.

- Какие вопросы о тире необходимо решить, чтобы в  итоге достичь поставленных целей?

(1. В каких случаях между подлежащим и сказуемым ставится тире?

- Каковы особенности употребления тире в речи?

-  А когда же ставится тире?  (диалог, прямая речь, неполные предложения, между подлежащим и сказуемым).

- У вас имеются знания по постановке тире между подлежащим и сказуемым, вы прослушали сказку. А когда тире между подлежащим и сказуемым не ставится?

 Теперь ваша задача – составить опорную схему, которая поможет вам в постановке тире.

 Составьте схемы, когда между подлежащим и сказуемым ставится тире-1 команда, когда тире не ставится-2 команда.

 

 Тире ставится:

1. Сущ. + сущ.

Книга лучший друг человека.

2. Числ. + числ.

Пятью девять  -  сорок пять

3.Сущ. + числ.

  Расстояние между посёлками  -   пятьдесят километров.

4. Н. ф. гл. + н. ф. глаг.

Охранять природу — любить родину.

5. Сущ. + н. ф. глаг.

Наша задача — хорошо учиться.

6. Н. ф. глаг. + сущ.

Ходить босиком —  большое удовольствие.

7. Сущ. (гл.) + Это( вот, значит) +сущ.(гл.)

Чтение — вот лучшее учение.

Читать — значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное.

Язык  -  это история народа.

Тире не ставится:

1. Если в роли связки выступают сравнительные союзы  как, словно, будто, точно, вроде как   и др.

Звёзды будто алмазы.

Небо точно море.

Пруд как зеркало.

2. Если подлежащее выражено личным местоимением.

Подлеж. = личное местоим.

Он порча, он чума, он язва здешних мест.

3. Если перед сказуемом стоит частица  не

Бедность не порок

4. Если подлежащее и сказуемое образуют фразеологический  оборот   

Два сапога пара.

5. Если перед сказуемым стоит вводное слово

Собака, известно, друг человека

3. Программированный диктант.

На листках напишите цифры от 1 до 10, которые будут обозначать номера предложений. Если в предложении нужно поставить тире, то напротив номера этого предложения поставьте знак плюс, если не нужно ставить тире – знак минус.

1.

-

Труд как блестящая сталь.

2.

+

О решенном говорить – только путать.

3.

+

Беседовать с писателями других веков – значит путешествовать.

4.

-

Бедность не порок.

5.

-

Июнь лишь начало лета.

6.

-

Онегин не холодный, не сухой, не бездушный человек.

7.

+

Сердце наше – вечная тайна для нас самих.

8.

+

Знать много языков – значит иметь много ключей к одному замку.

9.

+

Искусство – это мышление в образах.

10.

+

Память - одно из важнейших свойств бытия.

 

V. Закрепление нового материала.
1.  Деформированный текст.

Один писатель перепутал все слова в предложении. Ваша задача составить правильное предложение.

Это, веток, составления, из, икебана, искусство, и, цветов, букета.  (Икебана – это искусство составления букета из веток и цветов.)

- Объяснить тире.

2. Вставить буквы.

Нет на земле (н…)чего пр…краснее и нежнее цветов! Цветы это п…хучее чудо. Цветы это хрупкий и др…гоце (н, нн)ый дар природы. Цветы источник вд…хновения и замечательного настр…ения!. Объяснить пропущенные буквы и знаки препинания.

3. Объясните употребление тире в отрывке из стихотворения М.И. Цветаевой, посвященном А. Блоку

Имя твое - птица в руке, 
Имя твое - льдинка на языке, 
Одно - единственное движение губ. 
Имя твое - пять букв.

5.     Самостоятельная работа.

1. - Великие люди в своих высказываниях использовали тире

-  Выразительно прочитайте предложения. Поставьте, если необходимо, тире.

1. Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть. (А.Чехов)
2. Ах, красота – это страшная сила!.. (С.Надсон)
3. Высшая и самая характерная черта нашего народа – это чувство справедливости и жажда ее. (Ф.Достоевский)
4. Самое трудное для человека – это борьба с самим собой. (Г.Троепольский)
5. Мы – это воля людей, устремленных только вперед, вперед! (А.Прокофьев)
6. Грубость – такое же уродство, как горб. (М.Горький)
7. Чрезмерная гордость – вывеска ничтожной души. (И.Тургенев)
8. Острый язык– дарование, длинный язык – наказание. (Д.Минаев)

9. Жить – это значит радоваться. (В.Сидоров)

2. - Изменить предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым стояло тире.

 1)Повесть "Капитанская дочка" была историческим произведением.

2) Основу повести составляют картины восстания Пугачева.

3) Маша Миронова стала любимым женским образом автора.

4. Индивидуальная работа ( работа в формате ЕГЭ)

3. Подчеркните подлежащее и сказуемое. Поставьте, где нужно, тире. Объясните свой выбор.
О б р а з е ц: Ученье
 — свет, а неученье — тьма. [сущ. — сущ.], а [сущ. – сущ.].
1. Плохой товарищ не подмога. 2. Сердце не камень. З. Назначение искусства помогать людям полюбить жизнь. 4. И неподкупный голос мой был эхо русского народа. 5. Точность и краткость вот первые достоинства прозы. 6. Друга любить себя не щадить. 7. Земля как будто глобус. 8. Счастье умов благородных видеть довольство вокруг.

Тестирование

В каком предложении не ставится тире?
1) Грузинские деревни__это сплошные сады.
2) Прилет журавлей__есть признак весны.
3) Агата Кристи__самый популярный автор детективного жанра.
4) Приезд в Москву этого эстрадного артиста__важное событие в культурной жизни столицы.
2. В каком предложении не ставится тире?
1) Расточать восторги__признак ограниченности понимания и вкуса.
2) Наш долг__совершенствовать знания.
3) Эти равнины__словно море бескрайнее.
4) Безумство храбрых__вот мудрость жизни.
3. В каком предложении ставится тире?
1) Твои радость и горе__это радость и горе для меня. 
2) Этот яркий свет__словно ливень золотой.
3) Наш край__богат и прекрасен.
4) Снег__словно шелк.
4. В каком предложении ставится тире?
1) Одна беда еще__не беда.
2) Принятый сотрудник, кажется,__хороший специалист.
3) Сегодня небо__как море.
4) Превосходная должность__быть на земле человеком.

IV. Выставление оценок командам. Итоги урока.

     Рефлексия.

     Закончите предложение: «На уроке мне понравилось…»,

    «На уроке я научился…»

 

Дом. зад.:      с. 54,55, п.15, упр.90

И закончить урок я хочу словами:

Человек рождается на свет,

Чтоб дерзать, творить, а не иначе,

Чтоб оставить в жизни добрый свет

И решать все трудные задачи.

Человек рождается на свет…

Для чего?.. Ищите свой ответ.

Оценки за урок

8 класс

Тема: Тире между подлежащим и сказуемым.


Тест 1.  Задание. Определите тип сказуемого в предложениях.( С.Р.)

Дверь была приоткрыта.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Болота лежали перед нами пустынные и зловещие.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

 

Утки начинают купаться.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Куда-то попрятались все птицы.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Вода всё ещё не могла успокоиться.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.


2.       - Внимание!  Вы видите предложения, записанные в два столбика.

Венера – самая яркая звезда ночного неба.

Чужим умом жить – добро не нажить.

Её глаза как яркие звёзды.

Бедность не порок.

3..

 Тире ставится:

1. Сущ. + сущ.

Книга лучший друг человека.

2. Числ. + числ.

Пятью девять  -  сорок пять

3.Сущ. + числ.

  Расстояние между посёлками  -   пятьдесят километров.

4. Н. ф. гл. + н. ф. глаг.

Охранять природу — любить родину.

5. Сущ. + н. ф. глаг.

Наша задача — хорошо учиться.

6. Н. ф. глаг. + сущ.

Ходить босиком —  большое удовольствие.

7. Сущ. (гл.) + Это( вот, значит) +сущ.(гл.)

Чтение — вот лучшее учение.

Читать — значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное.

Язык  -  это история народа.

Тире не ставится:

1. Если в роли связки выступают сравнительные союзы  как, словно, будто, точно, вроде как   и др.

Звёзды будто алмазы.

Небо точно море.

Пруд как зеркало.

2. Если подлежащее выражено личным местоимением. Подлеж. = личное местоим.

Он порча, он чума, он язва здешних мест.

3. Если перед сказуемом стоит частица  не

Бедность не порок

4. Если подлежащее и сказуемое образуют фразеологический  оборот   

Два сапога пара.

5. Если перед сказуемым стоит вводное слово

Собака, известно, друг человека

4..  Деформированный текст.

Один писатель перепутал все слова в предложении. Ваша задача составить правильное предложение.

Это, веток, составления, из, икебана, искусство, и, цветов, букета.  (Икебана – это искусство составления букета из веток и цветов.)

- Объяснить тире.

5. Вставить буквы.

Нет на земле (н…)чего пр…краснее и нежнее цветов! Цветы это п…хучее чудо. Цветы это хрупкий и др…гоце (н, нн)ый дар природы. Цветы источник вд…хновения и замечательного настр…ения!. Объяснить пропущенные буквы и знаки препинания.

6. Объясните употребление тире в отрывке из стихотворения М.И. Цветаевой, посвященном А. Блоку

Имя твое - птица в руке, 
Имя твое - льдинка на языке, 
Одно - единственное движение губ. 
Имя твое - пять букв.

7.       Самостоятельная работа.

- 1. Выразительно прочитайте предложения. Поставьте, если необходимо, тире.

1. Равнодушие  паралич души, преждевременная смерть. (А.Чехов)
2. Ах, красота страшная сила!.. (С.Надсон)
3. Высшая и самая характерная черта нашего народа это чувство справедливости и жажда ее. (Ф.Достоевский)
4. Самое трудное для человека борьба с самим собой. (Г.Троепольский)
5. Мы это воля людей, устремленных только вперед, вперед! (А.Прокофьев)
6. Грубость такое же уродство, как горб. (М.Горький)
7. Чрезмерная гордость вывеска ничтожной души. (И.Тургенев)
8. Острый языкдарование, длинный язык – наказание. (Д.Минаев)

9. Житьэто значит радоваться. (В.Сидоров)

2. - Изменить предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым стояло тире.

 1)Повесть "Капитанская дочка" была историческим произведением.

2) Основу повести составляют картины восстания Пугачева.

3) Маша Миронова стала любимым женским образом автора.

4. Индивидуальная работа ( работа в формате ЕГЭ)

3. Подчеркните подлежащее и сказуемое. Поставьте, где нужно, тире. Объясните свой выбор.
О б р а з е ц: Ученье
 — свет, а неученье — тьма. [сущ. — сущ.], а [сущ. – сущ.].
1. Плохой товарищ не подмога. 2. Сердце не камень. З. Назначение искусства помогать людям полюбить жизнь. 4. И неподкупный голос мой был эхо русского народа. 5. Точность и краткость вот первые достоинства прозы. 6. Друга любить себя не щадить. 7. Земля как будто глобус. 8. Счастье умов благородных видеть довольство вокруг.

4. Тестирование

1.В каком предложении не ставится тире?
1) Грузинские деревни__это сплошные сады.
2) Прилет журавлей__есть признак весны.
3) Агата Кристи__самый популярный автор детективного жанра.
4) Приезд в Москву этого эстрадного артиста__важное событие в культурной жизни столицы.
2. В каком предложении не ставится тире?
1) Расточать восторги__признак ограниченности понимания и вкуса.
2) Наш долг__совершенствовать знания.
3) Эти равнины__словно море бескрайнее.
4) Безумство храбрых__вот мудрость жизни.
3. В каком предложении ставится тире?
1) Твои радость и горе__это радость и горе для меня. 
2) Этот яркий свет__словно ливень золотой.
3) Наш край__богат и прекрасен.
4) Снег__словно шелк.
4. В каком предложении ставится тире?
1) Одна беда еще__не беда.
2) Принятый сотрудник, кажется,__хороший специалист.
3) Сегодня небо__как море.
4) Превосходная должность__быть на земле человеком.