Урок русского языка в 9 классе
Тема: «Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными»
Цели урока:
I. Познавательные:
II. Практические:
Задачи урока:
Обучающая – закрепить полученные знания о придаточном изъяснительном. Научиться строить СПП с придаточными изъяснительными.
Развивающая – развивать навыки критического мышления при усвоении информации. Находить закономерности в построении СПП с разными видами придаточных.
Воспитывающая – гуманистическая направленность обучения. Организация активной мыслительной деятельности учащихся на основе мудрых изречений о смысле жизни.
Тип урока – комбинированный.
Форма проведения урока – работа с компьютерной поддержкой.
Оборудование урока:
Ход урока.
1. Орг. Момент. Оформление работ в тетрадях. (тема не записывается)
2. Вступительное слово учителя.
Стадия вызова
Лингвистический эксперимент.
- Прослушайте предложения. Какие из них можно считать законченными: Школьники работают. Они дружны. Им весело. / Школьники видели. Они думали. Им хотелось. Они уверены.
Организация проверки: учащиеся предлагают свои варианты ответов.
Вопросы в заключение проверки: почему эти предложения нельзя считать законченными? Какие вопросы от каждого из сказуемых здесь напрашиваются? Какие придаточные можно присоединить к главному?
(В ходе совместного обсуждения устанавливается, что сказуемые требуют пояснения, или изъяснения)
Вывод: какие придаточные мы будем изучать на уроке? (Придаточные изъяснительные)
Сообщается тема урока в процессе ее совместного поиска и записывается в тетради.
3. Определение целей ЗХУ:
Знаем – хотим узнать – узнали (на доске пишет учитель)
Учитель добавляет цель:
-научиться быть оптимистами по жизни…
4. Знакомство с эпиграфом урока (он записан на слайде)
- спишите эпиграф, расставьте знаки препинания.
- Есть ли в этом предложении изъяснительные придаточные?
Жизненная мудрость заключается в том,
что надо учиться радоваться всему,
что тебя окружает, радоваться жизни,
какой бы тяжёлой она ни была.
5. Знакомство со словарными словами ОПТИМИСТ и ПЕССИМИСТ (работа с электронным ассоциативным словарем)
6. Актуализация прежних знаний
1) Если не изучишь жизнь, то в ней нет никакого смысла.
2) Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл.
3) Трудно жить, когда ничего не сделал, чтобы заслужить свое место в жизни.
4) Жизнь — это долг, хотя б она была мгновением.
5) Человек живет настоящей жизнью, если счастлив чужим счастьем.
2)Инд-но – за компьютером (1 человек решает тест «Готовимся к ГИА», созданный в тестовой оболочке UniTest)
3) фронтально- синтаксическое лото – теоретический опрос о видах сложных предложений и видах придаточного в СПП
6. Изучение новой темы:
Углубление теоретических знаний. Заполнение таблицы по материалам учебника (стр.78-79)
К чему относится, что поясняет |
Чем прикрепляется |
Где находится по отношению к главному |
К словам со значением мысли, речи, чувства. |
Союзными словами: как, где, зачем, когда, что, что, сколько; союзами: что, как, будто, чтобы и частицей ЛИ. |
Свободное (до, после, внутри главного предложения) |
7.Соедините половинки предложений. Определите вид придаточных. Начертите схемы.
1. Люблю 1. Что тебе интересно
2. Что было вчера 2. Когда сосна шумит
3. Ты делаешь только то 3. Как где-то опустилась стая уток
4. Слышно было 4. То и будет сегодня
7. Тренаж.
Отработка умения видеть главную и зависимую части СПП, расставлять знаки препинания, ставить вопрос от главного предложения к придаточному
Работа с учебником – упр. 116, стр. 80 ( по вариантам)
8. Конструирование предложений с придаточными изъяснительными.
Чтение притчи об осле (учитель)
ПРИТЧА ОБ ОСЛЕ
Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На крики прибежал хозяин и развел руками – ведь вытащить осла из колодца было невозможно.
Тогда хозяин рассудил так: “Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев – засыплю-ка я старый колодец, да и ослика заодно закопаю”.
Недолго думая, он пригласил своих соседей – все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли и молча продолжали работать.
-Однако очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянул в колодец, он увидел следующую картину – каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца!
… Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому подняться немного выше. Таким образом вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца.
Учитель:
О чем эта притча? Как вы ее поняли? Запишите свой ответ в виде предложений с придаточными изъяснительными. А за основу возьмите следующие конструкции:
Я убеждён в том, …
Я считаю, …
Я согласен с тем, …
Могу с уверенностью сказать, …
Мне интересна мысль, …
9. Подведение итогов урока
Что узнали? (заполняется последняя колонка таблицы)
Напутствие учителя:
Советы Д.Карнеги:
- чаще улыбайтесь;
- искренне интересуйтесь жизнью других людей;
- умейте выслушать до конца говорящего с вами;
- говорите об интересующем вашего собеседника.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.