Конспект урока по русскому языку во 2 Вклассе
Тема: «Слова однозначные и многозначные»
УМК «Перспектива»
Учитель: Мухамбетова Э.К
Дата:19.01.2021
Цель: показать детям, что если одно и то же слово называет разные предметы, то
эти предметы обычно имеют что-то общее, чем-то похожи.
Задачи:
1.
Обратить внимание детей на сходство предметов как условие возникновения
переносных значений у слова;
2.
Научить школьников определять конкретное значение многозначного слова в речевом
употреблении;
3. Развивать
речь и мышление учащихся при объяснении значений многозначных слов.
Личностные умения:
Проявлять:
— интерес к изучению темы;
— положительное отношение к изучению темы;
— эмоционально-ценностное отношение к проблеме;
— осознание собственных достижений при освоении
учебной темы.
Метапредметные умения:
Познавательные умения:
— классифицировать слова на основе их
лексического значения и обосновывать своё мнение;
— использовать приобретённые знания.
Регулятивные умения:
— выполнять учебное задание в соответствии с
целью;
— соотносить учебные действия с известным
алгоритмом;
— выполнять самопроверку и взаимопроверку
учебного задания.
Коммуникативные умения:
— формулировать понятное для партнёра
высказывание, используя многозначные слова;
— согласовывать позиции и находить общее
решение;
— адекватно использовать речевые средства для
представления результата.
Предметные умения
- Подбирать слова с общим значением к каждой
группе.
- Распределять и писать слова по группам на
основе их лексического значения и по заданным признакам.
- Писать имена собственные и нарицательные в
тексте.
Ход урока
1.
Орг. момент
- Прозвенел звонок, начинается урок.
- Сегодня на уроке присутствуют гости.
Поздоровайтесь с ними.
- Я улыбнусь Вам, и Вы улыбнитесь друг другу и
тихонько пожелайте удачи.
Я желаю вам хорошего настроения, доброго
отношения друг к другу.
2. Минутка чистописания.
- Для того, чтобы красиво писать в тетради,
подготовим наши пальчики.
(Этот пальчик хочет спать,
этот пальчик лег в кровать,
этот пальчик прикорнул,
этот пальчик уж заснул,
этот пальчик задремал
– Поочередно загибать каждый пальчик от мизинца до большого.
Задремал, а тут же встал
- Большой палец загнуть и сразу выпрямить.
Просыпаться нам пора-
Большой палец ритмично сгибается-разгибается
Встали пальчики, Ура!
- Все пальцы разжимаются, открывая ладони.)
- Запишите в тетради число, слова «Классная
работа».
- Прочитайте слова на доске. Какое слово лишнее?
Почему? (Сон – начинается с буквы «эс», а не «г».)
галоши гусеница сон Гриша гном
- Что Вы можете сказать о букве «гэ»?
(Согласная, обозначает звонкие звуки: твёрдый [г] и мягкий [г']. Звуки
звонкие, парные: [г] - [к], [г'] - [к'].)
- Потренируемся писать эту букву.
Гг Гг Гг Гя гя Гл гл Гр гр Ге ге
- Запишите слова с этой буквой.
галоши гусеница Гриша гном
- Разделите слова на слоги. Поставьте знак
ударения.
- Обведите слово, в котором все согласные буквы
обозначают твёрдые согласные звуки.
- Объясните, почему слово Гриша написано с
большой буквы, а остальные – с маленькой.
- Назовите полное имя Гриши. (Григорий)
- Понятно ли Вам значение слова «галоши»? Что оно
означает? (Низкая резиновая обувь, обычно надеваемая поверх другой обуви для
предохранения их от сырости и грязи.)
- Как проверить, верно ли мы понимаем, толкуем
значение слова? (По словарю.)
- Как называются словари, которые толкуют,
объясняют значение слова? (Толковый)
- Составьте предложение со словом «галоши».
- Запишите предложение. Какие правила записи
предложения нужно помнить? (Запись предложения.)
-У вас на столах сигнальные карточки, на доске слова с пропущенными буквами. Кто мне поможет?
(У детей на столах сигнальные карточки с буквами а, о, е, и, я. На доске слова с пропущенными буквами.)
Ст..кан, с..рока, скор.., с..пог, с..хар, сп..сибо, с..нтябрь, с..лдат.
Орфографическая работа (3-4 слайд)
- На прошлых уроках мы говорили об именах собственных. Я хочу вам прочитать два стихотворения Элеоноры Фарджен об английских именах.
Имена девочек
Как славно девочек зовут!
Вот Шейла – шелковый лоскут,
И Сильвия – листва лесная,
И Стелла – звездочка ночная,
И Флора – щедрая весна,
И Лола – плавная волна,
И Линда – Белл- звонок у двери:
«Дин-дон!»- «Кто там?...»
И просто Мэри.
Имена мальчиков
Как славно мальчиков зовут!
Вот Барри – пушечный салют,
И Патрик – парус средь простора,
И Роберт – ровный рев мотора,
Том- стук копыт издалека,
И Питер – пенье пастушка.
- Какие имена запомнили?
- А у русских детей есть такие имена? ( Некоторые есть, например Стелла, Лола, Роберт )
III. Самоопределение к деятельности
-Послушайте стихотворение.
Говорят: часы стоят,
Говорят: часы спешат,
Говорят: часы идут,
Но немного отстают.
Мы смотрели с Мишкой вместе,
А часы стоят на месте. В.Орлов
- Чему удивляются мальчики? (Тому, что часы не ходят, как люди, а о них так говорят.)
- Как вы думаете, о чём пойдет речь на уроке? (Дети , скорее всего затрудняются ответить на вопрос.)
- О чем бы вам хотелось узнать ? (Почему о часах так говорят)
- У меня в руках толковый словарь. Предположите для чего. (Будем искать значения слов.)
- Как вы думаете, может ли одно и то же слово называть два разных предмета?(Дети дают разные ответы.)
- К концу урока мы придем к единому мнению.
Создание проблемной ситуации.
- Рассудите спор Ани и Вани. Ваня вчера был в
картинной галерее, прочитал название картины «Золотая осень» и возмутился: «Как
же так? Разве осень можно сделать из золота? Может быть золотое кольцо, золотые
часы, но осень?!» Как бы Вы ответили Ване? (Выслушиваются варианты объяснений.)
(Если дети затрудняются в правильном объяснении:
- Есть ли что-то общее у золота и у осенней
листвы? (Цвет. Цвет золота))
8. Работа по учебнику
-А теперь откройте учебник Упр. 24, стр.19
-Назовите предметы. (кисть винограда, кисть руки, малярная кисть.)
- Какое слово повторяется? (Кисть)(8 слайд)
- А похожи чем – то все эти кисти? (Да, на всех кистях несколько частей соединились в одно целое.)
- Итак, все предметы разные, а называются одним словом. Почему?(Видимо, у этого слова несколько значений.)
- Составьте предложения со словом кисть в разных значениях. Сколько предложений получится? (три .)
- Какие предложения получаются? ( Мама купила кисть винограда. Миша поранил кисть руки. Маляр взял кисть и начал ремонт.)
(9 слайд)
- Запишем эти предложения .
- Как бы вы назвали слово, если оно имеет много значений?
Самостоятельная работа с проверкой.
1.
– Откройте упражнение 26.
- Как Вы понимаете знак слева от упражнения?
(Работаем в паре.)
- Выполняйте. (Выполняют.)
- Назовите словосочетания.
- Объясните значение словосочетания «золотой
браслет». (Браслет (предмет, изделие),сделанный из золота.)
- Как вы понимаете словосочетание «золотые
руки?»
- Послушайте стихотворение:
Золотые руки –
Руки не из золота.
Золотые руки
Не боятся холода.
В ссадинах,
В мозолях,
Руки эти.
Самые нужные
Руки
На свете.
- Почему же руки назвали «золотыми»? («Самые
нужные руки», трудолюбивые, умелые, искусные)
- Объясните выражение «золотой человек». (Замечательный
по достоинствам, очень ценный, прекрасный.)
- Что же мы называем словом «золотой»? (Самое
хорошее, самое ценное, самое нужное: золотой работник – нужный, хороший;
золотое сердце – доброе, отзывчивое.)
2. - Определите значение слова «золотой» в
тексте стихотворения Е. Серовой в упражнении 27.
(Золотая рожь – рожь цвета золота.
Золотые руки – умелые руки.)
- Вот как много значений у слова «золотой». Как
Вы назвали бы такие слова?
- Прочитайте, что говорит об этом профессор Иван
Иванович Самоваров на стр. 20 учебника.
- Какие слова называются многозначными? (Ответы
детей.)
- Послушаем Ивана Ивановича. Что ещё интересного
он расскажет Вам о словах?
(Слова профессора Ивана Ивановича
Самоварова на диске.)
- Что нового о многозначных словах рассказал Вам
Иван Иванович Самоваров?
(Слова с одним значением называются
однозначными. Многозначные слова могут быть с прямым и переносным значением.)
- Какое из словосочетаний со словом «золотой»
будет в прямом значении? (Золотой браслет.)
(Проверка на экране.)
- А в остальных словосочетаниях какое значение
имеет слово «золотой»? (Переносное.)
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ
2.
Работа в паре. Упражнение 25.
- Назовите предложения. (Мальчик идёт по улице.
На улице идёт дождь. В комнате идут часы.)
- Почему в этих случаях можно употребить слово
«идёт»? (Есть общее, похожи по действию.)
- Что общего по значению у слова «идёт» в этих
предложениях? (Двигаться, действовать, перемещаться.)
- Что значит слово «идёт» в первом предложении?
(Идти – перемещаться, двигаться, ступая, делая
шаги.)
- Во втором? (Падать (о дожде, о снеге).)
- В третьем? (Быть в работе, в движении,
действовать. Так говорят о механизмах.)
- Какое из словосочетаний со словом «идёт» будет
в прямом значении? (Мальчик идёт.)
(Проверка на слайде.)
- А в остальных словосочетаниях в каком значении
будет слово «идёт»? (В переносном.)
- Послушайте стихотворение
Говорят: часы стоят,
Говорят: часы спешат,
Говорят: часы идут,
Но немножко отстают.
Мы смотрели с Нюшей вместе,
А часы стоят на месте!
- Как Вы понимаете выражения: часы
стоят? Часы идут? Часы спешат?
- В каком случае говорят часы бегут?
- Знаете ли вы о том, что слово идти имеет
26 значений! Посмотрите в словаре, если Вам интересно.
- Повторите ещё раз, как называются слова,
имеющие два или несколько значений. (Многозначные.)
- А как называются слова, которые имеют одно
значение? (Однозначные.)
- Запишите словосочетания.
- Какое слово является многозначным? (Золотой)
- Что означает выражение золотой браслет? (Браслет сделан из золота.)
- А почему человека назвали золотым?(Он, наверное, очень хороший)
- Что за золотые руки- они что из золота сделаны ?(Нет, это руки, которые все умеют делать)
- На чем основана многозначность слова золотой? (На сходстве качеств- очень хороший, дорогой.)
4. Работа с упражнением (Распределить
слова на два столбика – однозначные и многозначные слова.)
(Однозначные: берёза, диван, сосна.
Многозначные: класс, язык, колокольчик.)
Если останется время, запись с тетрадях.)
9.
Домашнее задание.
На выбор: 1. Подобрать 4 многозначных слова,
записать с ними словосочетания.
3.
Выполнить упр. 28.
10.
Итог урока. Рефлексия.
На доске видите несколько фразеологизмов.(14 слайд)
§ Язык без костей.
§ Язык прикусить.
§ Язык подвешен.
§ Язык отнялся.
§ Язык проглотишь.
- Какое слово повторяется в каждом предложении. О каком языке идет речь? (О языке, который во рту)
- Подберите подходящее по смыслу фразеологизмы к следующим словам и словосочетаниям:
1) вкусно (язык проглотишь)
2) внезапно замолчать(язык прикусить)
3)потерял способность говорить (язык отнялся)
4) очень болтливый человек (язык без костей)
5) хорошо умеет говорить(язык подвешен)
- А есть у этого слова какие – нибудь другие значения?
(У колокола есть язык. У ботинка язычок. Мы говорим на русском языке. Язык как средство общения.)
- Чему научились на уроке?
- Как Вы думаете, как пригодятся полученные
сегодня знания?
( Знание значений многозначных слов
помогает не только понимать услышанное и прочитанное, но и применять
орфографические правила (например, правила правописания безударных
гласных в корне слова, когда необходимо подбирать однокоренное проверочное
слово).
В ситуации, когда не понятно
значение слова, понимание изучаемого материала становится
затруднительным.
Расширение привычных связей слов,
придающее им новые оттенки значения позволяет сделать речь выразительной,
богатой и гибкой.
Усвоение переносных значений слов
лежит в основе понимания смысла пословиц и поговорок, различных
фразеологических оборотов, которыми так богат наш родной язык.)
- С каким настроением уйдёте с урока?
- Прошу в тетради, на полях, нарисовать солнышко
того цвета, на какой ступени лестницы знаний Вы сейчас находитесь.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.