Конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему: "Части речи"
Оценка 4.7

Конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему: "Части речи"

Оценка 4.7
docx
12.04.2021
Конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему: "Части речи"
рус конспект 2к.docx


Конспект урока по русскому языку во 2 Вклассе

Тема: «Слова однозначные и многозначные»
УМК «Перспектива»

Учитель: Мухамбетова Э.К

Дата:19.01.2021

Цель: показать детям, что если одно и то же слово называет разные предметы, то эти предметы обычно имеют что-то общее, чем-то похожи.

Задачи:

1.    
Обратить внимание детей на сходство предметов как условие возникновения переносных значений у слова;

2.    
Научить школьников определять конкретное значение многозначного слова в речевом употреблении;

3.     Развивать речь и мышление учащихся при объяснении значений многозначных слов.
Личностные умения:

Проявлять:

— интерес к изучению темы;

— положительное отношение к изучению темы;

— эмоционально-ценностное отношение к проблеме;

— осознание собственных достижений при освоении учебной темы.

Метапредметные умения:

Познавательные умения:

— классифицировать слова на основе их лексического значения и обосновывать своё мнение;

— использовать приобретённые знания.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— соотносить учебные действия с известным алгоритмом;

— выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания.

Коммуникативные умения:

— формулировать понятное для партнёра высказывание, используя многозначные слова;

— согласовывать позиции и находить общее решение;

— адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Предметные умения

- Подбирать слова с общим значением к каждой группе.

- Распределять и писать слова по группам на основе их лексического значения и по заданным признакам.

- Писать имена собственные и нарицательные в тексте.

Ход урока

1.    
Орг. момент


- Прозвенел звонок, начинается урок.

- Сегодня на уроке присутствуют гости. Поздоровайтесь с ними.

- Я улыбнусь Вам, и Вы улыбнитесь друг другу и тихонько пожелайте удачи.

 Я желаю вам хорошего настроения, доброго отношения друг к другу.

2.     Минутка чистописания.


- Для того, чтобы красиво писать в тетради, подготовим наши пальчики.
(Этот пальчик хочет спать,

этот пальчик лег в кровать,

этот пальчик прикорнул,

этот пальчик уж заснул,

этот пальчик задремал 

 Поочередно загибать каждый пальчик от мизинца до большого.

Задремал, а тут же встал 

- Большой палец загнуть и сразу выпрямить.
Просыпаться нам пора-


Большой палец ритмично сгибается-разгибается 
Встали пальчики, Ура!


- Все пальцы разжимаются, открывая ладони.)
- Запишите в тетради число, слова «Классная работа».
- Прочитайте слова на доске. Какое слово лишнее? Почему? (Сон – начинается с буквы «эс», а не «г».)

галоши гусеница сон Гриша гном

- Что Вы можете сказать о букве «гэ»? (Согласная, обозначает звонкие звуки: твёрдый [г] и мягкий [г'].  Звуки звонкие, парные: [г] - [к], [г'] - [к'].)

- Потренируемся писать эту букву.

Гг Гг Гг Гя гя Гл гл Гр гр Ге ге

- Запишите слова с этой буквой.
галоши гусеница Гриша гном

- Разделите слова на слоги. Поставьте знак ударения.
- Обведите слово, в котором все согласные буквы обозначают твёрдые согласные звуки.

- Объясните, почему слово Гриша написано с большой буквы, а остальные – с маленькой.

- Назовите полное имя Гриши. (Григорий)

 

- Понятно ли Вам значение слова «галоши»? Что оно означает? (Низкая резиновая обувь, обычно надеваемая поверх другой обуви для предохранения их от сырости и грязи.)

- Как проверить, верно ли мы понимаем, толкуем значение слова? (По словарю.)

- Как называются словари, которые толкуют, объясняют значение слова? (Толковый)

- Составьте предложение со словом «галоши».

- Запишите предложение. Какие правила записи предложения нужно помнить? (Запись предложения.)

-У вас на столах сигнальные карточки,  на доске слова с пропущенными буквами. Кто мне поможет?

(У детей на столах сигнальные карточки с буквами а, о, е, и, я. На доске слова  с пропущенными буквами.)

Ст..кан, с..рока, скор.., с..пог, с..хар, сп..сибо, с..нтябрь, с..лдат.

Орфографическая работа (3-4 слайд)

- На прошлых уроках мы говорили об именах собственных. Я хочу вам прочитать два стихотворения Элеоноры Фарджен об английских именах.

Имена девочек

Как славно девочек зовут!

Вот Шейла – шелковый лоскут,

И Сильвия – листва лесная,

И Стелла – звездочка ночная,

И Флора – щедрая весна,

И Лола – плавная волна,

И Линда – Белл- звонок у двери:

«Дин-дон!»- «Кто там?...»

И просто Мэри.

 

 

Имена мальчиков

Как славно мальчиков зовут!

Вот Барри – пушечный салют,

И Патрик – парус средь простора,

И Роберт – ровный рев мотора,

Том- стук копыт издалека,

И Питер – пенье пастушка.

- Какие имена запомнили?

- А у русских детей есть такие имена? ( Некоторые есть, например Стелла, Лола, Роберт )

III.  Самоопределение к деятельности

-Послушайте стихотворение.

Говорят: часы стоят,

Говорят: часы спешат,

Говорят: часы идут,

Но немного отстают.

Мы смотрели с Мишкой вместе,

А часы стоят на месте. В.Орлов

- Чему удивляются мальчики? (Тому, что часы не ходят, как люди, а о них так говорят.)

- Как вы думаете, о чём пойдет речь на уроке? (Дети , скорее всего затрудняются ответить на вопрос.)

- О чем бы вам хотелось узнать ? (Почему о часах так говорят)

- У меня в руках толковый словарь. Предположите для чего. (Будем искать значения слов.)

- Как вы думаете, может ли одно и то же слово называть два разных предмета?(Дети дают разные ответы.)

- К концу урока мы придем к единому мнению.

 


Создание проблемной ситуации.


- Рассудите спор Ани и Вани. Ваня вчера был в картинной галерее, прочитал название картины «Золотая осень» и возмутился: «Как же так? Разве осень можно сделать из золота? Может быть золотое кольцо, золотые часы, но осень?!» Как бы Вы ответили Ване? (Выслушиваются варианты объяснений.)

(Если дети затрудняются в правильном объяснении:

- Есть ли что-то общее у золота и у осенней листвы? (Цвет. Цвет золота))

8.     Работа по учебнику

     -А теперь откройте учебник Упр. 24, стр.19

-Назовите предметы. (кисть винограда, кисть руки, малярная кисть.)

- Какое слово повторяется? (Кисть)(8 слайд)

- А похожи чем – то все эти кисти? (Да, на всех кистях несколько частей соединились в одно целое.)

- Итак, все предметы разные, а называются одним словом. Почему?(Видимо,  у этого слова несколько значений.)

- Составьте предложения со словом кисть в разных значениях. Сколько предложений получится? (три .)

- Какие предложения получаются? (  Мама купила кисть винограда.  Миша поранил кисть руки. Маляр взял кисть и начал ремонт.)

(9 слайд)

-  Запишем эти предложения .

- Как бы вы назвали слово, если оно имеет много значений?


Самостоятельная работа с проверкой.

1.    
– Откройте  упражнение 26.


- Как Вы понимаете знак слева от упражнения? (Работаем в паре.)

- Выполняйте. (Выполняют.)

- Назовите словосочетания.

- Объясните значение словосочетания «золотой браслет». (Браслет (предмет, изделие),сделанный из золота.)

- Как вы понимаете словосочетание «золотые руки?»

- Послушайте стихотворение:

Золотые руки –

Руки не из золота.

Золотые руки

Не боятся холода.

В ссадинах,

В мозолях,

Руки эти.

Самые нужные

Руки

На свете.

- Почему же руки назвали «золотыми»? («Самые нужные руки», трудолюбивые, умелые, искусные)

- Объясните выражение «золотой человек». (Замечательный по достоинствам, очень ценный, прекрасный.)

- Что же мы называем словом «золотой»? (Самое хорошее, самое ценное, самое нужное: золотой работник – нужный, хороший; золотое сердце – доброе, отзывчивое.)

2. - Определите значение слова «золотой» в тексте стихотворения Е. Серовой в упражнении 27.

(Золотая рожь – рожь цвета золота.

Золотые руки – умелые руки.)
- Вот как много значений у слова «золотой». Как Вы назвали бы такие слова?

- Прочитайте, что говорит об этом профессор Иван Иванович Самоваров на стр. 20 учебника.

- Какие слова называются многозначными? (Ответы детей.)

- Послушаем Ивана Ивановича. Что ещё интересного он расскажет Вам о словах?

(Слова профессора Ивана Ивановича Самоварова на диске.)

- Что нового о многозначных словах рассказал Вам Иван Иванович Самоваров?

(Слова с одним значением называются однозначными. Многозначные слова могут быть с прямым и переносным значением.)

- Какое из словосочетаний со словом «золотой» будет в прямом значении? (Золотой браслет.)

(Проверка на экране.)

- А в остальных словосочетаниях какое значение имеет слово «золотой»? (Переносное.)

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

2.    
Работа в паре. Упражнение 25.


- Назовите предложения. (Мальчик идёт по улице. На улице идёт дождь. В комнате идут часы.)

- Почему в этих случаях можно употребить слово «идёт»? (Есть общее, похожи по действию.)

- Что общего по значению у слова «идёт» в этих предложениях? (Двигаться, действовать, перемещаться.)

- Что значит слово «идёт» в первом предложении?

(Идти – перемещаться, двигаться, ступая, делая шаги.)

- Во втором? (Падать (о дожде, о снеге).)

- В третьем? (Быть в работе, в движении, действовать. Так говорят о механизмах.)

- Какое из словосочетаний со словом «идёт» будет в прямом значении? (Мальчик идёт.)

(Проверка на слайде.)

- А в остальных словосочетаниях в каком значении будет слово «идёт»? (В переносном.)

- Послушайте стихотворение
 

Говорят: часы стоят,

Говорят: часы спешат,

Говорят: часы идут,

Но немножко отстают.

Мы смотрели с Нюшей вместе,

А часы стоят на месте!

- Как Вы понимаете  выражения: часы стоят? Часы идут? Часы спешат?

- В каком случае говорят часы бегут?

- Знаете ли вы о том, что слово идти имеет 26 значений! Посмотрите в словаре, если Вам интересно.

- Повторите ещё раз, как называются слова, имеющие два или несколько значений. (Многозначные.)

- А как называются слова, которые имеют одно значение? (Однозначные.)

- Запишите словосочетания.

- Какое слово является многозначным? (Золотой)

- Что означает выражение золотой браслет? (Браслет сделан из золота.)

- А почему человека назвали золотым?(Он, наверное, очень хороший)

- Что за золотые руки- они что из золота сделаны ?(Нет, это руки, которые все умеют делать)

- На чем основана многозначность слова золотой? (На сходстве качеств- очень хороший, дорогой.)



4. Работа с упражнением  (Распределить слова на два столбика – однозначные и многозначные слова.)

(Однозначные: берёза, диван, сосна. Многозначные: класс, язык, колокольчик.)

Если останется время, запись с тетрадях.)

9.    
Домашнее задание.


На выбор: 1. Подобрать 4 многозначных слова, записать с ними словосочетания.

3.    
Выполнить упр. 28.

10.
Итог урока. Рефлексия.

На доске видите несколько фразеологизмов.(14 слайд)

§  Язык без костей.

§  Язык прикусить.

§  Язык подвешен.

§  Язык отнялся.

§  Язык проглотишь.

- Какое слово повторяется в каждом предложении. О каком языке идет речь? (О языке, который во рту)

- Подберите подходящее по смыслу фразеологизмы к следующим словам и словосочетаниям:

1) вкусно (язык проглотишь)

2) внезапно замолчать(язык прикусить)

3)потерял способность говорить (язык отнялся)

4) очень болтливый человек (язык без костей)

5) хорошо умеет говорить(язык подвешен)

- А есть у этого слова какие – нибудь другие значения?

(У колокола есть язык. У ботинка язычок. Мы говорим на русском языке. Язык как средство общения.)


- Чему научились на уроке?

- Как Вы думаете, как пригодятся полученные сегодня знания?

(   Знание значений многозначных слов помогает не только понимать услышанное и прочитанное, но и применять орфографические правила (например, правила правописания безударных гласных в корне слова, когда необходимо подбирать однокоренное проверочное слово).

   В ситуации, когда не понятно значение слова, понимание изучаемого материала становится затруднительным. 

   Расширение привычных связей слов, придающее им новые оттенки значения позволяет сделать речь выразительной, богатой и гибкой.

   Усвоение переносных значений слов лежит в основе понимания смысла пословиц и поговорок, различных фразеологических оборотов, которыми так богат наш родной язык.)

- С каким настроением уйдёте с урока?

- Прошу в тетради, на полях, нарисовать солнышко того цвета, на какой ступени лестницы знаний Вы сейчас находитесь.



 

Конспект урока по русскому языку во 2

Конспект урока по русскому языку во 2

Коммуникативные умения: — формулировать понятное для партнёра высказывание, используя многозначные слова; — согласовывать позиции и находить общее решение; — адекватно использовать речевые средства для представления…

Коммуникативные умения: — формулировать понятное для партнёра высказывание, используя многозначные слова; — согласовывать позиции и находить общее решение; — адекватно использовать речевые средства для представления…

Поочередно загибать каждый пальчик от мизинца до большого

Поочередно загибать каждый пальчик от мизинца до большого

У детей на столах сигнальные карточки с буквами а, о, е, и, я

У детей на столах сигнальные карточки с буквами а, о, е, и, я

О чем бы вам хотелось узнать ? (Почему о часах так говорят) -

О чем бы вам хотелось узнать ? (Почему о часах так говорят) -

Как Вы понимаете знак слева от упражнения? (Работаем в паре

Как Вы понимаете знак слева от упражнения? (Работаем в паре

Вот как много значений у слова «золотой»

Вот как много значений у слова «золотой»

Проверка на слайде.) - А в остальных словосочетаниях в каком значении будет слово «идёт»? (В переносном

Проверка на слайде.) - А в остальных словосочетаниях в каком значении будет слово «идёт»? (В переносном

Домашнее задание. На выбор: 1

Домашнее задание. На выбор: 1

Расширение привычных связей слов, придающее им новые оттенки значения позволяет сделать речь выразительной, богатой и гибкой

Расширение привычных связей слов, придающее им новые оттенки значения позволяет сделать речь выразительной, богатой и гибкой
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.04.2021