Конспект урока по русскому языку во 2 классе
Раздел программы «Звуки и буквы»
Тема: «Правописание звонких и глухих согласных»
Цели урока
Обучающая:
- формировать у учащихся представление об орфограмме согласного;
- развивать умение сопоставлять произношение и написание слов с парными согласными в слабой позиции;
- способствовать овладению учащимися практическими умениями и навыками проверки парных согласных.
Развивающая:
- формировать общеучебные и предметные компетенции, развивать коммуникативную культуру.
Воспитывающая: способствовать воспитанию положительного отношения к процессу обучения, прививать чувство товарищества, взаимовыручки.
Тип урока: урок изучения нового материала (открытия нового знания)
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа.
Оборудование: учебник, мультимедийная презентация
Ход урока
Этапы урока |
Содержание урока |
Орг. момент
|
- Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в
школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему? (дети
высказывают разные предположения) (запись даты и вида работы) |
Проверка домашнего задания
Актуализация знаний
|
- Поменяйтесь тетрадями и проверьте (на слайде эталон выполнения задания) выполненную домашнюю работу соседа. Необходимо было подчеркнуть буквы звонких согласных, которые произносятся как глухие.
- Кто справился без ошибок? Кто допустил ошибку? На слайде записаны буквы: б г д у т ж ш п з к с ф в - Посмотрите на ряд букв и найдите лишнюю. - Почему вы исключили именно эту букву? (буква у обозначает гласный звук) - Минутка чистописания (элементы буквы у, буква у, соединения букв: лу, ул, лук, улей). - Вернёмся к нашим буквам. Что можете сказать об оставшихся буквах? (они обозначают парные согласные звуки) - Найдите пары по звонкости и глухости, запишите в тетради (слайд с образцом). - Сравните свою запись с записью на слайде. Поднимите руку те, у кого задание выполнено верно. |
Подготовка детей к изучению нового материала через постановку проблемной ситуации
Поиск решения проблемы
Применение нового знания
первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
Запишите слова (слайд): хле… го… сне… ду.. - Какие буквы вставили (даются разные варианты, фиксируются на доске)? - Так какие же согласные пишутся на конце этих слов? Можно ли на слух правильно определить, какую букву писать? - Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Учиться правильно писать слова с парными согласными.) - В течение урока нам придётся ответить на вопросы (слайд): Что надо проверять? Где надо проверять? Как надо проверять? - На какие вопросы мы уже можем дать ответы? - Что надо проверять? (парные согласные: б п, в ф, г к, ж ш, з с, д т) - Где надо проверять? (на конце слова) - На какой вопрос мы пока не знаем ответа? (как надо проверять)
- Послушайте, какой спор произошел однажды в королевстве Азбуковедения между глухими и звонкими согласными. Звонкие согласные звуки твердили: «В таких словах, как хлеб, снег, год, дуб, нужно писать на конце букву звонкого согласного звука». - «Нет, неправда, нужно писать глухую согласную, потому что звучат глухие звуки», - говорили парные глухие согласные. Они не унимались, потому что хотели взять власть в свои руки. – «Попробуйте доказать, что в словах хлеб, снег, год, дуб нужно писать букву звонкого согласного звука, а не глухую», - усмехались глухие согласные. Звонкие приуныли, они не знали, что делать. - Давайте поможем разрешить спор! Кто прав? (Размышления учащихся). - Я предлагаю, позвать на помощь гласные буквы а, ы, поставить их в конце слов - хлеб, снег, год, дуб. - Какие получаются слова? (хлеба, снега, года, дубы). Как теперь звучат парные согласные перед гласными? (Звук и буква совпадают). - Что же мы сделали, чтобы не сомневаться в парной согласной на конце слова? (Поставили гласную в конце слова). - Откройте учебник и найдите правило. Прочитайте. Как можно проверить согласную на конце слова? - А в королевстве Азбуковедения живет волшебное правило, которое легко запомнить (слайд): Парный в слове проверяй, Рядом гласный подставляй. - Такое правило легче запомнить? (Да). - Кто уже запомнил? Давайте проверим. (Физминутка)
- Так какую же тему мы сегодня с вами изучаем? (Правописание звонких и глухих согласных). - На какие вопросы мы уже готовы дать ответ? (что, где, как надо проверять) - Найдите упражнение № 162. При выполнении задания нам поможет алгоритм (слайд): 1. Читаю слово… 2. Слышу звук… 3. Изменяю слово… 4. Проверяю… 5. Пишу букву… (Дети записывают слова из упражнения по цепочке с проговариванием.) - Работа в парах: упражнение 163, обсудите в парах какие буквы необходимо вставить, устно подберите проверочные слова, спишите.
- Прочтите (слайд): Пру.. замёрз. Был сильный моро.. . Лё.. стал
крепким. - Сравните свою запись с правильным ответом на доске (слайд со словами). Поднимите руки, у кого всё задание выполнено верно. - Предлагаю вместе подняться по ступенькам (слайд). Надо вместо точек вставить буквы У… (ж,ш) Ле…(з,с) Гла…(з,с) Горо…(д,т) Огоро…(д,т) Носоро…(к,г) - Как вы проверяли, какую букву надо вставить? |
Подведение итогов. Рефлексия. |
- Сделаем вывод. Какие звуки в конце слова надо проверять? Как проверяли? - Что было трудно изучить, но интересно? Что было непонятно? Какое задание вызвало затруднение? Какой этап работы показался сложным? Какими знаниями, умениями овладели? Для чего нужны нам эти знания, умения? Где они могут пригодиться? |
Домашняя работа |
- Откройте дневники и запишите домашнее задание (даются пояснения) Урок закончен, спасибо за работу. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.