Конспект урока по русскому языку.Разделительный мягкий знак.2кл

  • docx
  • 31.01.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект урока разделительный мягкий знак 2кл на аттестацию.docx

У.Здравствуйте ,ребята!

Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Будем грамотно писать,

На вопросы отвечать

В начале нашего урока я хотела бы узнать с каким настроением ,вы, пришли на занятие. Прошу подойти к светофору настроения и зажечь нужный сигнал .

Спасибо. А что бы ,у нас все получилось я предлагаю встать в круг и  пожелать друг другу хорошее.(Желаю тебе всего наилучшего всегда).

У. А теперь я вам предлагаю посмотреть на ваши парты. У вас у каждого есть свое дерево. Сегодня мы на уроке будем работать и результаты своей работы сегодня будем фиксировать в вот таком дереве «Дереве-знаний». Посмотрите, пожалуйста, на нем изображены яблочки. Давайте вспомним какие цвета мы используем(Слайд №1) с вами при работе при оценивании на уроке. Давайте с вами вспомним.

Пожалуйста:

Слава,зеленый цвет-У меня все получилось.Я ,молодец! Или(я умею, я смогу)

Так,желтый ,Тимофей-Надо еще потрудиться! Или(я сомневаюсь)

И, красненький,Артем-Было очень трудно,нужно подтянуться! Или (Не умею и не знаю)

У. И будем работать с таким вот деревом знаний. Отложите пока картинку  на край парты.Ознакомились.

Ну и сегодня на уроке у нас будут новые открытия. Я бы хотела начать первое задание с загадки. У каждой загадки,Юра,есть что..?(Отгадка)

У. Скажите, пожалуйста, с загадками на каких уроках мы еще встречаемся?(Вероника-русский язык, Юра-окружающий мир,Слава-изо,Тимофей-технология,Артем-чтение,математика и т.д)

У. Можно сказать, что нас везде окружают загадки, которые мы узнаем и разгадываем ,и получаем какие-то знания. А давайте вспомним с вами из уроков литературного чтения, загадка к какому жанру относится? Ну-ка.ну-ка, вспоминаем все. Слава-? С.- к устному народному творчеству. Верно.

У. А сейчас открываем ваши тетрадочки .Записываем число ,классная работа. Вероника сколько строчек нужно отступить-две. Да ,две строчки отступаем ,на третьей записываем.

Так ,вижу Юра,Вероника,Слава справились,ждем Артема,Тимофея.И вот все справились с этим заданием.

 

У.А теперь послушайте внимательно. Я вам загадываю загадку,вы внимательно слушаете и записываете отгадку молча.

Первое слово ,Артем будем писать с какой буквы? (С большой,а остальные с маленькой,через запятую).Молодец! Первое слово мы пишем с заглавной буквы,а остальные отгадочки с маленькой буквы,через запятую.

Слушаем первую загадку№1 и отгадочку приготовились записывать:

 

1.Он зимой в берлоге спит,
Потихонечку храпит,
А проснётся, ну реветь,
Как зовут его?(медведь)

Вторая загадка№2

2. Чтоб  зимой пойти гулять,
Надо долго надевать:
Сапоги, носочки,
Варежки , платочки.
А ещё надену что?
Да, конечно же, ... !
(Пальто)

Следующая загадка№3

3. То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка.
Можешь и нарисовать.
Что такое я? ...
(Тетрадь)

Следующая загадка№4

Когда он вырастит, то станет мужчиной.(Мальчик)

И последняя ,ребята, загадка,№5.Внимательно слушаем.

5. Расту в земле на грядке я,
Оранжевая, длинная, сладкая. 

Любят меня девчонки и мальчишки,
И даже длинноухие 
зайчишки.(Морковь)

Тимофей,что это? (Морковь).

У.Когда мы записали последнее слово, что ставим в конце? Артём? (Точку)Да, совершенно верно.

А теперь прошу вас, ребята ,пожалуйста подчеркните орфограммы которые встретились в этих словах.

А теперь давайте посмотрим на эти слова(слайд№2)( Медведь, пальто, тетрадь, мальчик, морковь.) и скажем,что это за слова нам встретились?Слава?(Словарные слова).Это словарные слова.Верно.Проверьте ,пожалуйста,по образцу так ли у вас и если у кого-то есть ошибка,зачеркните  и сверху напишите  правильную букву.Проверяем.

У.А теперь приготовили цветные карандаши, которые нам помогут отценить вашу работу. (Включаю опять слайд №1)

Посмотрите,пожалуйста:

0 ошибок-зеленым раскрашиваем яблочко на дереве

1-2 ошибки-желтым раскрашиваем

3 и более ошибки-красным. Нужно повторить слова.

У.Яблочко на дереве раскрашиваем,как вы отценили свою работу.(Повторяю правила раскрашивания еще раз)

Карточку отложите пока на крайпарты.А теперь пожалуйста просигнальте мне при помощи карточек светофора ,кто как справился с этим заданием.(Показывают карточку  светофора,каким раскрасили яблочко).Я комментирую результат. Отложили.

У.А теперь давайте еще раз посмотрим на наши словарные слова. (слайд№2)

Что есть в каждом слове?Юра?Тимофей?-ь. Юра ,что есть в каждом слове-ь. Юра включаемся в работу.Давайте вспомним какую орфограмму мы с вами изучали. Как называется орфограмма ,которая встречается в этих словах? Слава -?(Мягкий знак, показатель мягкости согласного).Верно.А давайте посмотрим и скажем,в какой части слова пишется ь? Тимофей?(в середине слова).А где еще,Артем?(в конце слова).

Вероника зачитай ,пожалуйста, слова, в которых мягкий знак пишется в конце слова?( Медведь, тетрадь ,морковь.)

А в середине слова ,Юра?(пальто,мальчик).Верно.

У.А давайте мы с вами вспомним из 1 класса, что мы знаем про мягкий знак? Слава-ь не дает звука.что же еще мы знаем,Тимофей?(ь-смягчает согласные),то о чем мы сейчас сказали. Все верно.

У.А теперь я вам предлагаю посмотреть на слайд и сказать. (слайд№3. А.С.Пушкин

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя
)чей портрет изображен.(Артем-А.С.Пушкин).

У.А теперь давайте  посмотрим на строки из стихотворения «Зимний вечер».

Прочитай –Тимофей.(после него я еще раз прочитываю).

Как вы думаете о чем говорит поэт,Слава?(О метели) А еще?Артем?(О вьюге).

Да,про вьюгу он говорит. Вечером было еще все спокойно,а ночью мы за окном слышим вьюгу. То она заплачет ,то завоет.Верно. Вот такие строчки есть у А.С.Пушкина в стихотворении «Зимний вечер».

У. Слово вьюга. Пожалуйста, на чистых листочках, которые у вас на партах, напишите слово вьюга во весь лист.

Кто справился, даем сигнал. ..Заканчиваем.

А теперь представляете ,что я увидела. Я произнесла одно слово вьюга. Покажу как написал его (Артем).ВЬЮГА.

Обратите внимание сколько букв,Юра?(5букв)А звуков?(тоже 5).А почему,ведь ь звука не дает?А потому что есть хитрая буква-Ю,она дает два звука.Каких?[ЙУ].

Хорошо,записали таким образом слово,но ребята я увидела еще и другую запись.ВЮГА.

(На доску креплю эти записи).Смотрите  одно слово вьюга, а записано по- разному.

Как вы думаете может ли так быть, что слово одно, а пишется по разному? Вероника? Юра? Слава?(Нет)

У.Значит мы чего-то не знаем? Что мы должны сегодня узнать на уроке?(Где пишется Ь)

Так,верно ребята. Вы ,очень верно отметили, что тема сегодняшнего урока ,давайте посмотрим на слайд и прочитаем,Артем. (слайд№4 «Правописание разделительного мягкого знака»).Листочки отложите на край парты.

. Вот так в чем у нас проблема  то возникла. Произнесли мы  слово вьюга,но у нас получилось,что можно написать это слово по-разному.И мы сегодня узнаем,кто был прав и кто допустил ошибку? И каких нам знаний не хватало, чтобы правильно написать слово.

У. Но, а теперь давайте сформулируем цель урока. Чему вы хотите научиться на уроке? Тимофей. (как правильно писать слова с разделительным ь,узнать для чего нужен раз-й ь)

Подумайте,как приобретенные знания,помогут вам в жизни(грамотное письмо).И так какую цель поставим на уроке?

 (слайд№5Научиться правильно употреблять на письме разделительный ь).И когда мы узнаем с вами это правило,мы сможем уже сказать, какое слово написано верно.

У.Ну,а чтобы достичь нам нашу цель,давайте посмотрим задачи.(Зачитываю сама) (слайд№6

1.     Выяснить когда же пишется разделительный ь.)Чтобы узнать,каже правильно пишется слово вьюга с разделительным мягким знаком или без?

2.     Познакомиться с орфограммой.

3.     Писать правильно слова с разделительным мягким знаком.

Сейчас всем вам я предлагаю стать юными исследователями. А кто такие исследователи, где можно посмотреть значение этого слова?Артем,Юра?(в словаре ,интернете).Давайте Слава посмотрит в интернете(Значение слова «исследователь»),а Тимофей в словаре. Читают.Спасибо.

У. Итак,а мы с вами что сейчас на уроке будем исследовать (мягкий знак),а где?(в словах)

Ребята,обратите в нимание  у вас на партах лежат вот такие карточка.У вас записаны слова,которые нам сегодня предстаит исследовать и пронаблюдать.Давайте прежде видвиним предполажение когда же может писаться разделительный мягкий знак?(говорят).И мы когда проведем исследование вот этих слов,по плану,мы должны будем сделать вывод, сформулировать правило. Самим нужно будет сделать вывод и сформулировать правило.

Сейчас будем работать в группах.

Карточка

1.Прочитайте слова:

Деревья, листья ,друзья, воробьи, вьюнок.

2.Выделите в словах корень.

3.Подчеркните одной чертой разделительный мягкий знак(ь),двумя чертами-гласные, перед которыми он пишется.

4.Вывод: разделительный мягкий знак пишется в корне, после букв ,обозначающих согласные звуки, перед гласными буквами_________________.

Читаем задание, обсуждаем и быстренько выполняем.(Я возле каждой группы или вместе сними)

У. А теперь приготовились проверять. Когда вы исследовали слова,какой вывод вы сделали. Пожалуйста ,зачитай Слава.(Читает)

Давайте сверимся с образцом(слайд№7 Разделительный мягкий знак пишется в корне, после букв ,обозначающих согласные звуки, перед гласными буквами е,ё,ю,я,и. ) (Зачитываю еще раз).

У. Поднимите пожалуйста желтый сигнал светофра те,у кого не так.У кого такой же вывод –зеленый сигнал светофора.

А теперь оцените свою работу в группе и закрасьте яблочко на дереве знаний.(Проговариваю все по слайду(Слайд№1)

Положите карточки на край парты .

Физминутка.Сейчас мы с вами разомнемся.

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом.

(Ходьба на месте)

Крылья пестрые мелькают,

В поле бабочки летают.

(Взмахи руками)

Раз,два,три,четыре,

Полетели,закружились.

(Взмахи руками,покружиться.)

У.Молодцы,размялись. Присаживайтесь на свои места.  Ребята ,давайте вернемся к нашему вопросу в начале урока. Так как же пишется слово вьюга?

Скажите, пожалуйста ,в каком из этих слов допущена ошибка? Слава? (Во втором).А почему? Потому что разделительный мягкий знак пишется в корне после согласного и перед гласными.

Верно ,не хватает разделительного мягкого знака. А попробуй прочитать Тимофей слово без разделительного мягкого знака? Получается –Вюга.А если стоит разделительный мягкий знак-Вьюга.Мы слышем два звука[ЙУ],получается-В,ЙУГА.

У.А теперь посмотрите,как вы справились с этим заданием на своих карточках.

 Кто написал слово с разделительным мягким знаком, пожалуйста ,закрасьте яблочко зеленым цветом.

У кого,ребята,была допущена ошибка-желтым цветом. Потому что вы не знали такого правила.

У.Отценили,хорошо.А теперь давайте откроим с вами наши учебники на с.32 и прочитаем правила. Правильно ли мы с вами сделали вывод.Нашли правило Тетушки Совы. Прочитай, пожалуйста, Тимофей.

У.Слава,попробуй, пожалуйста, сказать это правило.(Говорит,я помогаю)

Разделительный мягкий знак пишется в корне слова, после согласного, перед гласными е.ё,ю,я,и.

Хорошо.А теперь давайте попробуем рассказать это правило  по схемке. Тимофей,пожалуйста,выходи.(Рассказывают).

Верно. Я вам сейчас раздаю правило, пожалуйста, положите его в ваш помогатор и дома  выучите  наизусть. На следующем уроке мы будем с вами это правило проверять. Отложили.

У.  Внимание, пришло время выполнить небольшое задание.

Перед вами два домика

В первом живет –Разделительный мягкий знак, во втором-Смягчающий мягкий знак. Каждый по очереди подходит ко мне ,берет слово ,читает и заселяет его в один из домиков.(Я помогаю разобраться ,напоминаю правило)

Семья, лось, мальчик, стулья, скамья, печенье.

Вы все хорошо справились с заданием.Закрасьте, пожалуйста, яблочко зеленым цветом. А теперь  посчитайте свои яблочки по цвету :сколько зеленых,сколько желтых, сколько ,если есть –красных.

У.  Если у вас два зеленых яблочка, то нужно дома еще раз проработать это правило, если три зеленых яблока и более, то за урок вы получили отметку-отлично. Поставьте с,пожалуйста, отметку отлично возле своего дерева сами .

Сейчас возьмите картинку с изображением радуги ,и все желающие могут  высказаться об  уроке. Пожалуйста,Слава. И т.д.

А теперь давайте вернемся к нашим задачам(слайд№6).

1.Выяснить когда же пишется разделительный ь.

Артем, выяснили, где стоит мягкий знак.(проговаривают правило)

 2.Познакомиться с орфограммой.

Если перед буквами е,ё,ю,я,и стоит ь,то  они обозначают два звука.

3.Писать правильно слова с разделительным мягким знаком.

Вероника,мы проработали эту задачу. Да,проработали. Заселяли слова в домик.

Сейчас я попрошу открыть ваши дневники и  записать домашнее задание.Учебник,с.33-упр.№.55,выучить правило. Отложили дневники.

Давайте поиграем «Один-много». Я называю слово в единственном числе ,а вы во множественном числе.

Пример.:Воробей-воробьи,перо,крыло,ручей,соловей,друг,стул.

 

Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

И знания точно уж вам пригодились.

 Всего доброго! До свидания!

 


 

Скачано с www.znanio.ru