Предмет: Технология
Дата:
Класс: 5 Тема: Лоскутное шитьё. Чудеса из лоскутов.
Цель: Ознакомить учащихся с историей создания изделий из лоскутов, с правилами соединения
Деталей кроя лоскутного изделия по схеме.
Научить подготавливать ткань к работе, подбирать по цвету лоскуты, выполнять раскрой
Деталей по шаблонам, изучить последовательность соединения кроя лоскутного изделия в
Единое целое.
Воспитывать эстетический вкус , творческое отношение к выполняемой работе, аккуратность,
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
I. Организационная часть .
II. Актуализация опорных знаний.
- Инструменты для ручной работы с тканью ( игла)
-Вид волокна животного происхождения ( шерсть)
-Вид первичной обработки текстильного волокна ( сушка)
-Инструмент для раскроя ткани ( ножницы)
-Ряд однородных повторяющихся стежков ( строчка)
-Нить идущая поперёк ткани ( уток)
-Нить идущая вдоль ткани ( основа)
2. Запись в тетради числа и темы урока.
3. Постановка цели урока.
III. Изучение нового материала.
Зародилась лоскутная пластика в Англии, а затем постепенно распространилась в Европе, Америке, Австрии и на Руси. Причиной появления своеобразного лоскутного шитья явилась бедность. Именно она вынуждала женщин из остатков старой одежды делать новую, а также создавать различные изделия окружающего быта.
В России лоскутное шитьё стало активно развиваться с середины XIX века, когда широкое распространение получили хлопчатобумажные ткани фабричного производства. Лоскутное шитьё зародилось и развивалось в крестьянской среде.
Предметы деревенского быта были полезны и красивы (коврики – кругляшки, дорожки, сотканные из полосок ткани) наполняли быт и радовали глаз.
Среди городского населения изделия из лоскутов долгое время считались признаками бедности. И лишь в 70-е годы XX века, когда в моду вошёл фольклорный стиль, вновь возник интерес к лоскутному шитью.
Шитьё из лоскута называют ещё “лоскутная мозаика”, – изделия собранные из цветных лоскутиков. Они отличаются художественным вкусом, цельностью композиции, декоративностью.
Лоскутные мозаики – покрывала, одеяла, занавески, панно, салфетки, коврики, дорожки украшают и сейчас многие интерьеры жилого дома, выставки декоративно-прикладного творчества.
Любимые занятия искусных мастериц – украшение интерьера кухни, дачного домика, изготовление женской и даже мужской одежды.
Необходимо отметить, что мастерицы экономно самые маленькие отходы тканей, зачастую создают изделия высокого художественного уровня. В современной жизни люди упрямо стремятся сохранить прошлое.
Древние ремёсла расцветают благодаря труду и творчеству юных мастеров. Их секреты бережно хранятся, передаются из поколения в поколение – и ниточка, связывающая нас с далёкими предками, не рвётся.
Изделия из лоскута изготавливают не только из тканей из натуральных волокон, но и из химических волокон, с которыми нам предстоит познакомиться в 7 классе. Ткани отличаются друг от друга по цвету, рисунку, фактуре, толщине, плотности. В лоскутном творчестве используются и отходы от шитья, и ткань, бывшую в употреблении, и новая ткань. Лоскут должен быть чистый отутюженный и при необходимости накрахмаленный. Новую ткань подвергают декатировке. Также в лоскутном шитье применяются ватин, сентипон, обрезки лент, кружев, тесьмы и т.д. Особое внимание уделяют подбору лоскута по цвету и рисунку.
2. Рекомендации по подбору лоскута:
Соединяя различные цвета, используют следующие приемы:
3. Технология лоскутного шитья:
Техника лоскутного шитья – совокупность приемов и технологическая последовательность соединения лоскутов определенных форм в орнаменты и полотна.
- шитьё из полос; ( ёлочка, колодец, пашня)
-шитьё из квадратов;
-шитьё из прямоугольных треугольников;
-шитьё из равносторонних треугольников;
-шитьё из многоугольников;
-шитьё на основу;
-техника « русский квадрат».
IV. Физкультминутка.
V. Практическая работа. Изготовление наволочки на диванную подушку.
1. Вводный инструктаж.
2. Повторение правил безопасности при ручных работах.
3.Порядок выполнения работы:
- нарисуйте эскиз наволочки для диванной подушки размером 40х40 см. Обратная сторона подушки может быть из целого куска ткани;
-подберите лоскуты ткани по размеру, цвету и фактуре поверхности соответствующие эскизу;
-продекатируйте кусочки лоскутов;
-сделайте копию эскиза и разрежьте её на выкройки деталей. Из плотного картона изготовьте шаблоны, пронумеруйте их.
-разложите шаблоны с изнаночной стороны ткани, обведите их мелом с учетом долевой нити.
-выкройте необходимое количество деталей.
-сколите детали парами в соответствии с эскизом и стачайте их на швейной машине, проведите ВТО.
-выполните окончательную сборку передней стороны наволочки.
-сложите две стороны наволочки лицевой стороной внутрь, сколите, подравняйте края.
-стачайте наволочку по периметру ,оставив на одной стороне недошитый участок ,срежьте ткань в уголках.
-выверните наволочку, выправите швы, отутюжьте, вставьте подушку, зашейте отверстие потайными стежками.
- проверьте качество выполненного изделия.
4. Текущий инструктаж.
5. Самостоятельная работа учащихся.
6. Заключительный инструктаж.
VI. Итог урока. Рефлексия.
VII. Домашнее задание: изучить параграф 24, стр. 167 выполнить салфетку «Времена года», стр.165 закончить практическую работу.
-
-
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.