Технологическая карта урока
Класс: |
1А УМК «Школа России» |
Предмет: |
Окружающий мир |
Тема: |
Где живут белые медведи? |
Тип урока по целеполаганию: |
Урок «открытия» новых знаний |
Цель урока: |
Создание условий для формирования первоначальных представлений детей о холодных районах земли и о животных, обитающих на этих территориях. |
Задачи урока: |
1) Образовательные: дать представление о холодных районах Земли; научить детей находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду; актуализировать знания учащихся о животных, обитающих в этих районах;учить детей устанавливать связи между строением, образом жизни животных и природными условиями; 2) развивающие: развивать познавательный интерес к изучаемому предмету, умения анализировать, сравнивать и делать выводы на основании рассуждений; обогащать словарный запас учащихся, формировать умение составлять предложения на основе опорных слов; 3) воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру; повышать познавательную активность, учебную мотивацию, способствовать развитию гармоничной личности; учить работать в группе, уважать мнение товарищей. |
Основные термины и понятия темы: |
Северный Ледовитый океан, Антарктида, Северный полюс, Южный полюс. |
Личностные результаты: |
Понимать необходимость охраны животных холодных районов. |
Предметные результаты: |
Находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их; приводить примеры животных холодных районов. |
Метапредметные результаты: |
Познавательные УУД: рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них и текста информацию о живом мире холодных районов; устанавливать связи между строением, образом жизни животных и природными условиями; Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; осуществлять самоконтроль. Коммуникативные УУД: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. |
Оборудование: |
картинки с изображением белого медведя и пингвина, глобус, записи песен «Колыбельная медведицы», электронное приложение к учебнику «Окружающий мир», видео о жизни белых медведей и пингвинов, схемы Северного и Южного полюса и картинки животных для мини-проекта. |
Ход занятия
Этапы урока |
Задачи, решаемые на каждом этапе |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Ожидаемые результаты |
Самоопределение к деятельности Организационный момент |
Эмоциональный настрой. |
Встало солнышко давно, Заглянуло к нам в окно. Ребята! Представьте, что на нас солнышко льет свои теплые лучики, под ними мы все становимся добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно пошлите свои лучики друг другу, улыбнитесь. С хорошим настроением мы начинаем урок. |
Ученики настраиваются на работу.
|
|
Актуализация знаний |
|
- На уроке нам понадобится важный предмет.Отгадайте, какой. Чтоб изучить пустыни, горы И океанские просторы, Все острова, материки И берега большой реки, Не нужен поезд иль автобус — Поможет славный школьный... — Что такое глобус? |
Отвечают на вопросы - Глобус - Уменьшенная модель Земли
|
|
Самоопределение к деятельности |
|
- Отгадайте загадку Муравьишки. Среди снегов и льда не голодает, За рыбой в холодную воду ныряет. Густая белая шерсть спасает, В морозы согревает. (Учитель вывешивает картинку с изображением белого медведя) — Ребята, Муравьишке Вопросику стало интересно, где живут эти животные. — Предположите, какая будет тема сегодняшнего урока? — Прочитайте тему урока на с. 12 учебника, правильно мы её определили? Какие учебные задачи мы поставим перед собой? |
Дают ответы на поставленные вопросы.
Читают тему урока.
Говорят своими словами, что узнают на уроке, чему научатся.
|
Уметь определять и формировать тему урока с помощью учителя. Уметь слушать и понимать речь других
Уметь устно выразить своё мнение. - понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить (Уч. с.12, 14, 16); |
Работа по теме урока |
|
1. Практическая работа в парах — Покажите на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду. — Что вы знаете об этих районах Земли? — Проверьте свои ответы. — Прочитайте текст на с. 84. — Как называются холодные районы Земли? — Чем покрыта большая часть Северного Ледовитого океана? — Какой полюс расположен в этом районе Земли? (Учитель еще раз показывает Северный Ледовитый океан и Северный полюс на глобусе.) — Как называется еще один холодный район Земли? — Какой полюс расположен в этом районе? (Если дети затрудняются, то учитель показывает Антарктиду и Южный полюс на глобусе.)
2. Работа по учебнику Чтобы поближе познакомиться с жизнью белых медведей и пингвинов, мы отправляемся в путешествие.(под мелодию «Колыбельной медведицы») - Ребята, вам нужно внимательно рассмотреть и сравнить рисунки. -Какие животные обитают в холодных районах земли?
|
Выполняют практическую работу в паре: находят на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризуют их. - Северный Ледовитый океан и Антарктида - Льдом и снегом - Северный полюс - Антарктида - Южный полюс
рассматривают и сравнивают иллюстрации учебника (Уч. с.12-13), извлекают из них информацию о животном мире холодных районов (в Антарктиде и Северном Ледовитом океане); - приводят примеры животных холодных районов |
осуществляют самоконтроль
знают, перечисляют и показывают на карте, глобусе холодные районы Земли;
Продолжить предложения: 1. На Земле есть очень холодные районы – это ….. (Северный Ледовитый океан, Антарктида). 2. Большая часть Северного Ледовитого океана покрыта…. 3. В этом районе Земли расположен …. полюс. 4. Антарктида-это огромный участок …, покрытый толстым слоем…. . В этом районе Земли расположен …. полюс.
· перечисляют животных этих районов, узнают их на иллюстрациях;
|
Физкультминутка с офтальмотренажёром. |
|
|
|
|
Работа по теме урока |
|
1. Работа с материалами электронного приложения 2. Беседа, просмотр видеосюжетов о белых медведях и пингвинах - Подумайте, как животные приспособились к жизни в холодных районах. (Учитель сообщает краткие сведения о белых медведях и пингвинах (см. дополнительный материал к уроку). С сообщением об этих животных могут выступить и учащиеся, предварительно подготовившиеся дома. |
- Дети смотрят видеосюжеты
|
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
Физкультминутка |
|
|
|
|
Работа по теме урока |
|
3. Выполнение заданий в рабочей тетради № 1 (с. 11). - Рассмотрите рисунки в первой рамке. Назовите этих животных. Кто из них лишний? Почему?
- Назовите животных во второй рамке. Кто из них лишний? Почему?
- Выполните задание. №2 (с. 11).(Работа в парах.Проверка)
4. Мини-проекты учащихся (работа в парах) - Ребята, я вам сейчас раздам схемы Северного и Южного полюсов и изображения различных животных. Вам нужно распределить этих животных по месту их обитания.
|
- Пингвин, так как остальные животные являются обитателями Северного ледовитого океана - Белый медведь, так как остальные животные являются обитателями Антарктиды
Учащиеся приклеивают животных на схемы по месту их обитания |
|
Подведение итогов урока
|
|
- Какая задача стояла перед нами на уроке? - Кто из ребят верно указал на глобусе холодные районы Земли? - Какое задание сегодня на уроке вам больше всего понравилось выполнять? |
Ответы детей |
|
Рефлексия |
|
1.Какие холодные районы есть на Земле? 2. Как найти эти районы на глобусе? 3. Приведите примеры животных холодных районов.
- Как вы оцените вашу работу на сегодняшнем уроке? Дерево успеха |
Дети выбирают соответствующую карточку |
|
Дополнительный материал
Белые медведи
Белые медведи обитают на Крайнем Севере, за полярным кругом, в зоне вечных льдов и снегов — на островах и холодном побережье Северного Ледовитого океана. Это самое большое, самое сильное и могучее животное из семейства медвежьих. Его вес около 700 кг, а длина туловища и достигает 3 м.
Белые медведи с головы до ног покрыты густым белым мехом. Мех растет даже на подушечках лап, поэтому животные легко и быстро передвигаются по снегу и льду. Мех медведя отлично сохраняет тепло его тела. Благодаря густому подшерстку ему не страшны даже самые лютые морозы.
Белые медведи — отличные пловцы и могут часами находиться в воде. Вода не проникает им под шубу, и поэтому даже в мороз они остаются сухими, и им не страшна никакая простуда. В самые лютые морозы они купаются в ледяной воде. Отлично плавают, ныряют и нередко совершают длительные прогулки, удаляясь от суши в открытое море на десятки километров. Много времени белый медведь проводит на плавающих льдинах, странствует по берегам и лишь изредка заходит в глубь суши.
Излюбленная пища белых медведей — тюлени, рыба, морские водоросли, птичьи яйца, песцы.
Зимуют белые медведи в берлоге изо льда. В ноябре или декабре медведица выкапывает в снегу глубокую берлогу. Через один-два месяца на свет появляются два-три малыша, которые спят вместе с ней в теплой берлоге до наступления весны. Детеныши белых медведей остаются с матерью еще примерно два года после рождения. Все это время она их кормит и заботится о них.
Пингвины
Жмутся к берегу крутому холода.
Строит вьюга голубые города.
Ветер носится по снегу, словно пес,
Потому что щиплет нос ему мороз.
Даже лед к такой погоде не привык,
И трещит по швам ледовый материк.
А пингвинам, а пингвинам хоть бы что:
Выбегают на прогулку без пальто.
Им морозы-разморозы нипочем:
Антарктида для пингвинов — теплый дом.
В черных фраках, в белых майках круглый год
Ходит этот удивительный народ.
Посмотрите: папы с мамами спешат,
В детский сад своих отводят пингвинят.
Г. Гоппе
Пингвины — морские птицы. Они хорошо ныряют и плавают, добывая себе пищу: рыбу, крабов, рачков. Пингвины не умеют летать, у них есть лапы-ласты, которые помогают им плавать.
Рост пингвинов — около метра. Голова и спинка черные с синим и зеленым отливом, а на брюшке перья ослепительно былые. Когда пингвины выходят на берег на прогулку, кажется, что это люди неторопливо гуляют парами и поодиночке в нарядных черных фраках. У пингвинов нет пуховых перьев, но у них есть толстый слой жира под кожей, который спасает от сильных морозов и ветров.
В Антарктиде, где живут пингвины, всегда холодно: летом не больше одного градуса тепла, а зимой бывает 60 градусов мороза. Но даже в таких суровых условиях пингвины выводят птенцов.
В самый разгар морозов пингвиниха откладывает одно яйцо. Появление яйца будущие родители встречают радостными криками, кланяются и благодарят друг друга. Затем отец-пингвин берет яйцо и прячет его в жировую складку на брюшке. Теперь он будет держать его на лапах-ластах два месяца, стоя на трескучем морозе и сильном ветру, почти не двигаясь. Все это время пингвин ничего не ест и живет только за счет жира, который он накопил летом. А мама в это время плавает и ныряет в море, нагуливает жир.
Но вот появляется птенец, и теперь его воспитанием занимается мама. Это длится недолго. Как только пингвинёнок встанет на ножки, его отправляют в пингвиний детский сад, где он будет находиться среди других пингвинят под присмотром взрослых пингвинов.
А родители тем временем будут уходить в море за пищей для малышей.
Картинки и текст из учебника.
Во льдах Северного Ледовитого океана
В Антарктиде
Подумайте, как животные приспособились к жизни в холодных районах.
Вывод
На Земле есть холодные районы — Северный Ледовитый океан и Антарктида. Там живут разнообразные животные. Они хорошо приспособились к суровым условиям.
1.Какие холодные районы есть на Земле? 2. Как найти эти районы на глобусе?
3. Приведите примеры животных холодных районов.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.