КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ : С. А. ЕСЕНИН «НИВЫ СЖАТЫ, РОЩИ ГОЛЫ…»

  • docx
  • 27.02.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Стихи о природе. С. А. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…». Эпитеты, олицетворения, метафоры. Определение тона и темпа. Рифмующиеся строки и логические ударения. Выразительное чтение стихотворения
Иконка файла материала С. А. ЕСЕНИН. НИВЫ СЖАТЫ, РОЩИ ГОЛЫ.docx

С. А. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…»

Педагогическая цель

Создать условия для ознакомления со стихотворением С. А. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…» и отличительными особенностями творчества Сергея Есенина; способствовать развитию умения чувствовать и понимать образный язык стихотворения; содействовать формированию литературных способностей, культуры речи, поэтического вкуса, воспитанию любви к родной природе

Тип урока

Комбинированный

Планируемые

результаты

(предметные)

Владеют основными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий. Определяют тон и темп, выделяют рифмующиеся строки и логические ударения. Отрабатывают навык выразительного чтения

Личностные

результаты

Эмоционально «переживают» текст, выражают свои эмоции; проявляют положительное отношение к школе и учебной деятельности

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; логические – владеют смысловым
чтением художественных текстов; выделяют существенную информацию из текстов; осуществляют анализ, синтез, сравнение; строят рассуждения; владеют умением подводить под понятия, выводить следствия.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие; осуществляют саморегуляцию как способность к мобилизации сил и энергии; к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Коммуникативные: взаимодействуют с окружающими; адекватно используют средства устного общения для решения коммуникативных задач

Основное содержание темы, понятия и термины

Стихи о природе. С. А. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…». Эпитеты, олицетворения, метафоры. Определение тона и темпа. Рифмующиеся строки и логические ударения. Выразительное чтение стихотворения

Сценарий урока

Этапы урока

Цель

деятельности

Действия учителя

Действия учащихся

Планируемые результаты

I. Организационный

момент

Мотивирование к учебной деятельности

Приветствует учащихся.

Торопимся мы на урок,

Будут знания нам впрок.

Будем руки поднимать,

Точно, бойко отвечать!

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

II. Проверка домашнего задания

Выразительное чтение стихотворения наизусть

Организует конкурс «Лучший чтец», предлагает выразительно прочитать наизусть одно из стихотворений С. А. Есенина

Выразительно читают стихотворения наизусть.

Слушают чтение друг друга

Регулятивные: адекватно воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами

III. Подготовка к основному этапу занятия

Антиципация
(предугадывание предстоящего чтения). Постановка учебной
задачи

Предлагает отгадать загадку.

– Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает, – когда это бывает?

– Ребята, посмотрите вокруг, осень пришла и к нам в класс и оставила для вас подарки –
листья, опавшие с деревьев (вырезаны из цветной бумаги).

– Что же мы знаем об этом времени года?

– Осень – это замечательное время года, которое не оставляет людей равнодушными к своей красоте. Многие писатели и поэты посвятили ему свои произведения.

Предлагает прочитать тему урока.

– Как вы думаете, о каком времени года пойдет речь в стихотворении?

– Какие учебные задачи поставим перед собой на уроке?

– Что постараемся понять, прочитав стихотворение?

Слушают учителя. Отгадывают загадку. Делятся своими впечатлениями об осени. Предугадывают предстоящее чтение. Формулируют учебную задачу

Личностные: эмоционально воспринимают загадку.

Предметные: предугадывают содержание произведения по заголовку.

Регулятивные: определяют и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнера высказывания; слушают и понимают речь других

IV. Работа

с текстом

во время чтения

Ознакомление с содержанием стихотворения, образцом выразительного чтения

Читает стихотворение С. А. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…». Проводит словарную работу.

– Понравилось ли вам стихотворение?

Слушают чтение стихотворения учителем. Делятся впечатлениями

Личностные: выражают свои эмоции.

Предметные: воспринимают стихотворение на слух

V. Работа

с текстом

после чтения

Упражнение в выразительном чтении. Анализ содержания стихотворения

– Прочитайте стихотворение самостоятельно вполголоса, чтобы представить полную картину, почувствовать красоту есенинского стихотворения.

– Что испытывал поэт, когда писал стихотворение?

– Прочитайте первую строфу.

– Какое время года описывает поэт?

– О какой осени пишет Есенин?

– Какие слова выбирает автор, чтобы мы представили осень?

– Как вы понимаете выражение «рощи голы»?

– Почему у Есенина «солнце тихое»?

– Какие звуки помогают автору изобразить сырость, увядание природы, грусть?

– Найдите эпитет в первой строфе.

– Какой темп прочтения будет в 1-й строфе?

– А какой тон?

– Будем читать громко или тихо?

– Прочитайте вторую строфу.

– О чем пишет поэт в этой части?

– Почему он написал о дороге? Что такое дорога?

– Поэт воспринимает дорогу как живую.
Какие слова говорят об этом?

– Какой это прием?

– В каких словах еще выражено олицетворение?

– Почему дорога «мечтает» о зиме?

– Почему поэт 2 раза употребил «совсем»? Что хотел этим сказать?

– Каким тоном будем читать эту строфу?

– Какой темп будем соблюдать?

– С какой громкостью прочитаем эту строфу?

– Прочитайте 3-ю строфу.

– Чье настроение можно почувствовать, понять в этой строфе? Почему?

– Какие слова вызывают это настроение?

– Когда мы говорим – «ах»?

– Какой образ увидел Есенин в тумане?

– Можем ли мы увидеть в серой, сырой осени «рыжего жеребенка»?

– Как вы себе это представляете?

– В этом и заключается талант Есенина – видеть в самых простых вещах необычные образы.

– Какие литературные приемы использует автор в этой строфе, когда пишет: «чаща звонкая» (метафора), «рыжий месяц» (эпитет), «запрягался жеребенком» (олицетворение)?

– В каком темпе будем читать эту строфу?

– Каким тоном?

Читают стихотворение самостоятельно вполголоса.

Выразительно читают стихотворение вслух, передавая чувства и настроение автора.

Отвечают на вопросы по ходу чтения строф.

Находят ответы в тексте, подтверждение своим словам. Высказывают свои предположения.

Находят в тексте стихотворения эпитеты, метафоры, олицетворения.

Определяют темп, тон, громкость чтения

Личностные: проявляют интерес к учебному материалу; эмоционально «переживают» текст, выражают свои эмоции.

Предметные: читают выразительно стихотворение, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению; отвечают на вопросы по содержанию; находят в тексте стихотворения эпитеты, метафоры, олицетворения.

Регулятивные: осуществляют коррекцию, вносят необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата, с учетом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами; сравнивают свои ответы с ответами других учащихся, оценивают свои и чужие высказывания.

Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; овладевают навыками смыслового чтения; свободно ориентируются и воспринимают поэтический текст; овладевают умением подводить под понятия; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеют монологической и диалогической формами речи

VI. Рефлексия

Осуществление самооценки

Подводит итог.

– Что нового узнали?

– Чему научились?

– Как оцениваете свою работу на уроке?

– Чему хотели бы научиться?

– Ребята, если на уроке вам было интересно и стихотворение нашло отклик в вашем сердце, поднимите желтые листочки как символ осени

Отвечают на вопросы, дают оценку работе на уроке

Регулятивные: определяют степень успешности своей работы на уроке, работы класса

Домашнее задание

Развитие памяти. Выразительное чтение наизусть

Дает задание.

– Выучите наизусть стихотворение С. А. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…»

Записывают в дневник домашнее задание

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу