С. А. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…»
Педагогическая цель |
Создать условия для ознакомления со стихотворением С. А. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…» и отличительными особенностями творчества Сергея Есенина; способствовать развитию умения чувствовать и понимать образный язык стихотворения; содействовать формированию литературных способностей, культуры речи, поэтического вкуса, воспитанию любви к родной природе |
Тип урока |
Комбинированный |
Планируемые результаты (предметные) |
Владеют основными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий. Определяют тон и темп, выделяют рифмующиеся строки и логические ударения. Отрабатывают навык выразительного чтения |
Личностные результаты |
Эмоционально «переживают» текст, выражают свои эмоции; проявляют положительное отношение к школе и учебной деятельности |
Универсальные учебные действия (метапредметные) |
Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск
необходимой информации для выполнения учебных заданий; осознанно и
произвольно строят речевые высказывания в устной форме; логические –
владеют смысловым Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие; осуществляют саморегуляцию как способность к мобилизации сил и энергии; к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий. Коммуникативные: взаимодействуют с окружающими; адекватно используют средства устного общения для решения коммуникативных задач |
Основное содержание темы, понятия и термины |
Стихи о природе. С. А. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…». Эпитеты, олицетворения, метафоры. Определение тона и темпа. Рифмующиеся строки и логические ударения. Выразительное чтение стихотворения |
Сценарий урока
Этапы урока |
Цель деятельности |
Действия учителя |
Действия учащихся |
Планируемые результаты |
I. Организационный момент |
Мотивирование к учебной деятельности |
Приветствует учащихся. Торопимся мы на урок, Будут знания нам впрок. Будем руки поднимать, Точно, бойко отвечать! – Проверим готовность к уроку |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе |
Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
II. Проверка домашнего задания |
Выразительное чтение стихотворения наизусть |
Организует конкурс «Лучший чтец», предлагает выразительно прочитать наизусть одно из стихотворений С. А. Есенина |
Выразительно читают стихотворения наизусть. Слушают чтение друг друга |
Регулятивные: адекватно воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами |
III. Подготовка к основному этапу занятия |
Антиципация |
Предлагает отгадать загадку. – Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает, – когда это бывает? – Ребята, посмотрите
вокруг, осень пришла и к нам в класс и оставила для вас подарки – – Что же мы знаем об этом времени года? – Осень – это замечательное время года, которое не оставляет людей равнодушными к своей красоте. Многие писатели и поэты посвятили ему свои произведения. Предлагает прочитать тему урока. – Как вы думаете, о каком времени года пойдет речь в стихотворении? – Какие учебные задачи поставим перед собой на уроке? – Что постараемся понять, прочитав стихотворение? |
Слушают учителя. Отгадывают загадку. Делятся своими впечатлениями об осени. Предугадывают предстоящее чтение. Формулируют учебную задачу |
Личностные: эмоционально воспринимают загадку. Предметные: предугадывают содержание произведения по заголовку. Регулятивные: определяют и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнера высказывания; слушают и понимают речь других |
IV. Работа с текстом во время чтения |
Ознакомление с содержанием стихотворения, образцом выразительного чтения |
Читает стихотворение С. А. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…». Проводит словарную работу. – Понравилось ли вам стихотворение? |
Слушают чтение стихотворения учителем. Делятся впечатлениями |
Личностные: выражают свои эмоции. Предметные: воспринимают стихотворение на слух |
V. Работа с текстом после чтения |
Упражнение в выразительном чтении. Анализ содержания стихотворения |
– Прочитайте стихотворение самостоятельно вполголоса, чтобы представить полную картину, почувствовать красоту есенинского стихотворения. – Что испытывал поэт, когда писал стихотворение? – Прочитайте первую строфу. – Какое время года описывает поэт? – О какой осени пишет Есенин? – Какие слова выбирает автор, чтобы мы представили осень? – Как вы понимаете выражение «рощи голы»? – Почему у Есенина «солнце тихое»? – Какие звуки помогают автору изобразить сырость, увядание природы, грусть? – Найдите эпитет в первой строфе. – Какой темп прочтения будет в 1-й строфе? – А какой тон? – Будем читать громко или тихо? – Прочитайте вторую строфу. – О чем пишет поэт в этой части? – Почему он написал о дороге? Что такое дорога? – Поэт воспринимает
дорогу как живую. – Какой это прием? – В каких словах еще выражено олицетворение? – Почему дорога «мечтает» о зиме? – Почему поэт 2 раза употребил «совсем»? Что хотел этим сказать? – Каким тоном будем читать эту строфу? – Какой темп будем соблюдать? – С какой громкостью прочитаем эту строфу? – Прочитайте 3-ю строфу. – Чье настроение можно почувствовать, понять в этой строфе? Почему? – Какие слова вызывают это настроение? – Когда мы говорим – «ах»? – Какой образ увидел Есенин в тумане? – Можем ли мы увидеть в серой, сырой осени «рыжего жеребенка»? – Как вы себе это представляете? – В этом и заключается талант Есенина – видеть в самых простых вещах необычные образы. – Какие литературные приемы использует автор в этой строфе, когда пишет: «чаща звонкая» (метафора), «рыжий месяц» (эпитет), «запрягался жеребенком» (олицетворение)? – В каком темпе будем читать эту строфу? – Каким тоном? |
Читают стихотворение самостоятельно вполголоса. Выразительно читают стихотворение вслух, передавая чувства и настроение автора. Отвечают на вопросы по ходу чтения строф. Находят ответы в тексте, подтверждение своим словам. Высказывают свои предположения. Находят в тексте стихотворения эпитеты, метафоры, олицетворения. Определяют темп, тон, громкость чтения |
Личностные: проявляют интерес к учебному материалу; эмоционально «переживают» текст, выражают свои эмоции. Предметные: читают выразительно стихотворение, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению; отвечают на вопросы по содержанию; находят в тексте стихотворения эпитеты, метафоры, олицетворения. Регулятивные: осуществляют коррекцию, вносят необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата, с учетом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами; сравнивают свои ответы с ответами других учащихся, оценивают свои и чужие высказывания. Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; овладевают навыками смыслового чтения; свободно ориентируются и воспринимают поэтический текст; овладевают умением подводить под понятия; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений. Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеют монологической и диалогической формами речи |
VI. Рефлексия |
Осуществление самооценки |
Подводит итог. – Что нового узнали? – Чему научились? – Как оцениваете свою работу на уроке? – Чему хотели бы научиться? – Ребята, если на уроке вам было интересно и стихотворение нашло отклик в вашем сердце, поднимите желтые листочки как символ осени |
Отвечают на вопросы, дают оценку работе на уроке |
Регулятивные: определяют степень успешности своей работы на уроке, работы класса |
Домашнее задание |
Развитие памяти. Выразительное чтение наизусть |
Дает задание. – Выучите наизусть стихотворение С. А. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…» |
Записывают в дневник домашнее задание |
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.