Конспект урока по теме А.С.Пушкин "Зимнее утро"
Оценка 4.8

Конспект урока по теме А.С.Пушкин "Зимнее утро"

Оценка 4.8
doc
10.02.2020
Конспект урока по теме А.С.Пушкин "Зимнее утро"
А.С.Пушкин Зимнее утро.doc

Тема: Александр Сергеевич Пушкин «Зимнее утро»

Класс: 3, УМК «Школа России»

Цели:

1)      образовательные:

познакомить обучающихся со стихотворением А.С.Пушкина «Зимнее утро;

создать условия для формирования умения выразительно читать лирическое произведение;

формировать умения подбирать синонимы и антонимы, сопоставлять эмоциональную окрашенность разных строф произведения, расширять словарный запас обучающихся;

2)      развивающие:

развивать внимание к слову в контексте литературного произведения;

создать условия для развития  умений литературно грамотно воспроизводить собственные зрительные, слуховые, тактильные ощущения от «соприкосновения» с произведением искусства;

      развивать умение выделять главную мысль произведения,  умение сравнивать, обобщать, анализировать;

3)      воспитывающие:

воспитывать коммуникативные умения (сотрудничать в малой группе, слушать товарищей), воспитывать бережное отношение к красоте родного края.

 

Форма работы: фронтальная и групповая.

    

 

Ход урока

1. Оргмомент.

Учитель: -  Мы начинаем урок литературного чтения. Посмотрите на ребят нашего  класса, подарите друг другу улыбки. Пошлите мысленно самые добрые пожелания самому себе. Какое у вас настроение?

2. Упражнения для дыхания и артикуляции

Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы выполним следующие упражнения для артикуляции и дыхания: 1-е упражнение «губы трубочкой – губы в улыбке» (повторить несколько раз) и 2-е упражнение «барабаны». Плотно сожмите губы, наполните щеки воздухом, легонько постукивайте по щекам ладошкой, как будто играете на барабане. Не выдувайте воздух - для этого нужно напрягать губы. 

Работа с загадкой: прочитайте жужжащим способом

Я с морозами дружу,

Землю заметаю.

Прилетаю и кружу,

Песню завываю.

Ветерок – мой младший брат –

Мне всегда бывает рад.   (метель, пурга)

Прочитайте по рядам(мальчики, девочки) с разной интонацией (весёлая, грустная)

 

3. Актуализация опорных знаний

У этой загадки может быть несколько отгадок. Что вы можете сказать об этих явлениях природы?

- А чтобы точно узнать название нового произведения, послушаем музыкальный отрывок и попробуем определить название нового произведения

(звучит муз.отрывок Э.Григ «Утро»).

 

Как вы думаете, о чем будем говорить на уроке? (О зимнем утре)

Кто является автором этого стихотворения? (А.С. Пушкин) Как вы догадались?

Значит, тема урока … (Стихотворение «Зимнее утро» А.С.Пушкина) (Открыть доску)

Как вы думаете, о чем нам может рассказать автор стихотворения «Зимнее утро»? (Ответы детей)

Какая цель сегодняшнего урока?

Цель урока – учиться бегло и выразительно читать стихи, определять настроение автора, его душевные переживания.

 

Вспомним биографию А.С.Пушкина.

Викторина:

1. Когда родился А.С.Пушкин? (6 июня 1799 года)

2. На каком языке говорили в семье Пушкиных? (На французском)

3. Кто из женщин, кроме няни, прививал Пушкину любовь к родному языку? (Бабушка Мария Алексеевна Ганнибал)

4. В каком учебном заведении обучался поэт? (В Царскосельском лицее)

5. Как звали жену поэта? (Гончарова Наталья Николаевна)

6. Какие произведения Пушкина вы знаете?

7. Как погиб поэт? (Смертельно ранен на дуэли)

 

Что хотим узнать?

 

- как Пушкин описал утро?

- какие выразительные приёмы использовал?

 

Физминутка для глаз

 

4. Словарная работа

В стихотворении много слов, которые требуют объяснения. Давайте попытаемся их объяснить.

1. Северная Аврора. Северная Звезда.

2. Аврора — древнеримская богиня утренней зари.

3. Северная звезда — планета Венера. Венера — древнегреческая богиня красоты.

4. Лежанка — длинный выступ (у печи, у стены) для лежания.

5. Вечор

6. нынче

 

5. Первичное восприятие

учитель читает стихотворение наизусть под звуки музыки П.И.Чайковского.

 

Учитель: Вам понравилось стихотворение? Чем? Что особенно понравилось?  От чьего имени ведется повествование?

Дети: повествование ведется от лица поэта.

Учитель: К кому оно обращено? Прочитайте.

Дети:  К некой красавице.

Учителькак называет ее А.С.Пушкин?

Дети:  Друг милый, друг прелестный.

 

6. Тихое чтение стихотворения. Анализ

Анализ стихотворения

Прочитайте самые красивые, на ваш взгляд, строчки.

Стихотворение делится на части – строфы. Сколько строф в стихотворении? (5)

В каких строфах герой-рассказчик обращается к героине?

Прочитаем первую строфу ещё раз и выделим слова, с которыми герой обращается к своей собеседнице. (Чтение про себя)

Как герой обращается к своей собеседнице? («Друг прелестный», «красавица», «звезда севера»)

Как вы думаете, а как герой относится к этой красавице? (Восхищается ей, относится к ней с любовью и нежностью)

Какие настроения испытывает герой Пушкина? (Настроения радостного ожидания, бодрости)

Прочитаем вторую строфу. Каким настроением она окрашена? (Жужжащее чтение)

Каким настроением окрашена вторая строфа? (Печальное, тревожное)

Докажите словами из текста. («Вьюга злилась», «Тучи мрачные», «И ты печальная сидела»)

Герой наблюдает за природой из окна. Прочитаем следующую строфу. (Читает ученик)

Какое настроение у героя? (Радостное, весёлое)

Какие приёмы использует автор, чтобы передать состояние природы. (Олицетворение, сравнение)

Приведите примеры.

Чтение учащимися вслух 4 и 5 строф.

Что можете сказать о настроении героя? (Мечтательное, восторженное)

Мы заметили, что в одном стихотворении могут уживаться разные настроения, не только близкие, но и противоположные, контрастные.

Как понимаете «янтарный блеск»? (Тёплый, уютный, жёлтый свет)

Можно ли услышать, что происходит в доме? Послушайте:

Весёлым треском

Трещит затопленная печь…

Какие согласные помогают передать треск дров в печи? (тр, т, ч)

Считает ли герой, что красотой нужно любоваться именно из окна? (Ответы детей)

Волнует ли героя то, что чувствует героиня?

Хочет ли он все свои впечатления и переживания делить с героиней?

Так какое настроение хотел передать поэт, назвав своё стихотворение «Зимнее утро»? (Преобладают счастье, восторг. Он восхищается контрастными проявлениями природы)

Какой вывод можно сделать:

- это стихотворение о красоте зимнего утра;

- это стихотворение о том, как приятно разделить переживание красоты с близким человеком.

 

Физминутка

Игра «Дерево». Цель: игра на использование снятия волнения и напряжения.

Инструкция для детей: встаньте, ноги на ширине плеч, руки свободно опустите вдоль тела, глаза закройте. Представьте, что вы − дерево. Представьте себя сильным дубом, стройной тонкой березкой или прекрасной ивой, склонившейся над рекой. Ноги – корни крепки и устойчивы, они прочно уходят в землю, и вы чувствуете себя уверено и спокойно. Ствол-тело ровен и гибок, он слегка покачивается, но не ломается. Ветви – руки свободно «колышутся» вдоль ствола, листья – пальцы легко «шелестят», слегка задевая друг друга. Крона – голова чиста и свежа. Вы – прекрасное, могучее дерево, вы уверены в себе. Вы добры, спокойны,  успешны. У вас всё получится!

 

7. Самостоятельное чтение с заданием. Работа в группе.

Учитель: Определите, какое настроение в каждой строфе.

 

Учитель: Какое настроение в первой строфе?

Дети: Настроение бодрости, свежести, задора.

Учитель:  Какие слова вам помогли это увидеть?

(дети зачитывают отрывки)

Учитель:  Что происходит во 2 строфе?

Дети:  Настроение меняется. Поэт вспоминает вечер.

Учитель:   Какое настроение? Докажите.

(дети зачитывают отрывки строфы)            

 Учитель вводит понятие «контраст». 

  Учитель: В самом начале чудесного дня лирическому герою открывается возможность слияния полюсов: мороз и солнце.

Учитель:  Прочитайте, какие картины рисует поэт в 3 строфе?

                  Какое небо, снег, солнце? Какие краски?

(дети зачитывают отрывки)

Учитель:  Какое настроение в этой строфе?

Дети: Солнечное, восторженное, поэта радует красота зимнего пейзажа.  По щелчку открывается настроение.

Учитель:  Куда переносит читателей  автор в 4 строфе?

Дети: Мы попадаем в комнату.

Учитель:  Объясните смысл выражения «янтарным блеском озарена».

(учитель обращает внимание детей на сходство янтаря и огня в печи)

Учитель:  Почему треск печи веселый?

Дети: У поэта восторженное, радостное и веселое настроение, поэтому треск тоже веселый.

Учитель: Как вы думаете, когда можно сказать, что треск печи грустный?

Дети: Когда на сердце грустно и печально.

Учитель:  Какое настроение передает поэт в этой строфе?

Дети:  Настроение тепла, уюта, покоя.        

Учитель:  О чем мечтает поэт?

Дети: Он мечтает прокатиться на коне.

Учитель:   Как названа лошадь?

Дети: Кобылка бурая, нетерпеливый конь?  

Учитель: Почему?

Дети: Так поэт передает свое желание оказаться на просторе или мечтает, что лошадь станет нетерпеливым конем.

Учитель: Какое настроение у поэта??

Дети: У поэта настроение мечтательное.  

 Учитель: Бег нетерпеливого коня − это не только перемещение в пространстве, но и ход времени. В душе поэта совмещается мгновенное и вечное: о милом береге и о вчерашнем вечере, способность к восприятию красоты, любви и ожидания.

 

 

8. Выразительное чтение стихотворения

Учитель: (щелчок мышью) Настроение на протяжении всего стихотворения меняется. Сначала оно утреннее, доброе, радостно – солнечное. Потом − печальное и тоскливое. «А нынче» − радостное любование великолепным солнечным утром и ощущение домашнего тепла и уюта. Все это сменяется мечтой о том, что будет. Поэтому при чтении мы должны показать голосом смену настроения в стихотворении.

Учитель: Прочитайте друг другу (работа в паре) это стихотворение.

(Далее по желанию выразительно чтение нескольких учеников)

 

 

9. Подведение итогов урока

1.  Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

Учитель: А.С. Пушкин − мастер пейзажной лирики. Стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро» представляет русскую зимнюю природу как  живое воплощение гармонии.

Учитель: Какое настроение в конце урока?

Упражнение в конце урока.

Учитель: Давайте закончим наш урок упражнением «Комплимент». 1-е упражнение  «Комплимент – похвала». 2-е упражнение «Комплимент деловым качествам» (в этих упражнениях ученики оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности признания личной значимости каждого)

2. Домашнее задание – выразительное чтение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       


Тема : Александр Сергеевич Пушкин «Зимнее утро»

Тема : Александр Сергеевич Пушкин «Зимнее утро»

Кто является автором этого стихотворения? (

Кто является автором этого стихотворения? (

Учитель : как называет ее А

Учитель : как называет ее А

Какой вывод можно сделать: - это с тихотворение о красоте зимнего утра; - это стихотворение о том, как приятно разделить переживание красоты с близким человеком

Какой вывод можно сделать: - это с тихотворение о красоте зимнего утра; - это стихотворение о том, как приятно разделить переживание красоты с близким человеком

Дети: Кобылка бурая, нетерпеливый конь?

Дети: Кобылка бурая, нетерпеливый конь?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2020