Древнее Двуречье (Месопотамия)
Педагогические |
Способствовать ознакомлению учащихся с природными условиями речных долин Евфрата и Тигра, особенностями их хозяйственного использования, процессом появления и развития письменности; создать условия для развития умения осуществлять сравнение природных условий Египта и Двуречья, ознакомления с главными богами Двуречья |
Тип и вид урока |
Изучение и первичное закрепление новых знаний / урок-путешествие |
Планируемые
|
Умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность |
Личностные
|
Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе |
Метапредметные
|
Владение умением работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач |
Основное содержание темы, понятия и термины |
Природные условия Древнего Двуречья (Месопотамии), его пригодность для хозяйственного освоения. Возникновение государства (более 5 тыс. лет назад). Царь Гильгамеш. Боги Двуречья. Канал, ирригация, дамба, шумеры, государство, царь, клинопись, глиняная табличка, «отец школы», «сыновья школы» |
Образовательные ресурсы |
Учебник. Карты: «Древние государства мира», «Древний Восток», рисунок «Междуречье в древности». Электронное приложение к учебнику. Рабочая тетрадь № 1 |
Организационная структура урока
Этапы урока |
Формы, |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Форма |
|
характеристика
|
формируемые УУД |
||||
I. Организационный момент |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя |
Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку Проверка домашнего задания (групповая) Слайд 1-2. 1. «Священные письмена» древних египтян – что это? 1) Иероглифы; 2) буквы; 3) клинопись; 4) пиктограммы. 2. Кем в Египте считали человека, умеющего читать? 1) Мудрецом; 2) святым; 3) жрецом; 4) любимцев богов. 3. Как называется свернутый лист папируса? 1) Рулон; 2) книга; 3) кодекс; 4) свиток. 4. Какая древняя наука изучает движение небесных светил? 1) Астрология; 2) нумизматика; 3) астрономия; 4) хиромантия. 5. Какое количество иероглифов знали египтяне? 1) 700; 2) 500; 3) 300; 4) 1000. 6. Какой материал заменял египтянам бумагу? 1) Пергамент; 2) папирус; 3) береста; 4) шелк. 7. Что древние египтяне использовали, чтобы регулировать ритм своей жизни? 1) Календари; 2) песочные часы; 3) годовые кольца деревьев; 4) маятник. 8. Какие часы древние египтяне использовали для определения времени? 1) Ветряные; 2) водяные; 3) солнечные; 4) песочные. |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место |
Быстрое включение в деловой ритм |
|
II. Постановка учебной задачи |
Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя, работа с картой |
– Вы закончили знакомство с Древним Египтом и теперь переходите к изучению новой темы. Прочтите название темы. – Мы отправимся в путешествие в одну из древнейших земледельческих стран Передней Азии. Эта страна – Междуречье, или Двуречье
Слайд 3. Древнее Двуречье |
Слушают учителя. Показывают |
Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем. Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи. Коммуникативные: слушают |
Работа с картой |
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Местоположение Дву-речья |
Фронтальная. Объяснительно-ил-люстративный, проблемный. Рассказ учителя, работа с картой, рисунком, ил-люстрациями, беседа |
– Совершим путешествие из Мемфиса
Слайд 4-5. Страна двух рек Двуречье (Междуречье) – страна, которая лежит между реками Евфрат и Тигр. - Государство возникло более 5 тысяч лет назад. Города из глиняных кирпичей - Поселения древних земледельцев вырастали и превращались в города. - Города стояли на берегу реки или возле канала. - Самые крупные – Ур и Урук. - Нет ни гор, ни лесов. - Здания сооружались из глиняных кирпичей. - Деревянные двери имели лишь богачи. - Кирпичи не обжигали, а сушили на солнце. |
Показывают на карте Мемфис, Переднюю Азию, реки Евфрат и Тигр, примерные границы Двуречья. Называют фараона-завоевателя Тутмоса |
Регулятивные: проговаривают вслух последовательность производимых действий. Познавательные: понимают знаки, символы, модели, схемы. Коммуникативные: высказывают свое мнение |
Работа с картой, беседа по вопросам |
Природные условия Двуречья |
Парная. Практический, исследовательский. Работа с текстом, заполнение таблицы |
Предлагает заполнить таблицу на основе работы с текстом учебника (групповая) (п. 1, 2 § 13) (см. Приложение 3) Слайд 6-7. - Почвы плодородные. - Климат теплый. - Разливы рек бурные. - Строят насыпи, чтобы потоки не смывали посевы. Работа с историческим документом (групповая работа) (Приложение №4) Слайд 8. |
Выявляют особенности природных
условий и организации системы орошения в Египте |
Регулятивные: учатся работать Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации из текста |
Работа с текстом, таблица |
Башни от земли до неба. |
Фронтальная. Словесный. Чтение, работа с документом, беседа |
Организует комментированное чтение п. 3 § 13. Слайд 9. – Кому принадлежат имена Шамаш, Син, Эа, Иштар? Слайд 10-11. Башни от земли до неба - Для богов строили храмы – ступенчатые башни (стр. 65). - Бог Солнца – Шамаш. - Бог Луны – Син. - Бог воды – Эа. - Богиня плодородия и любви – Иштар. - Верили, что жрецы на вершине башни беседуют с богами. - Жрецы вели наблюдения за движениями Луны и Солнца. - Составили календарь, вычисляли сроки лунных затмений. - По звездам предсказывали судьбу. - Число 60 – священное. - Час делили на 60 мин., окружность – на 360 градусов. |
Называют и описывают главных богов Двуречья. Объясняют, как отражались в древних сказаниях представления людей того времени о мире |
Познавательные: извлекают необходимую информацию из текста, осуществляют анализ документа; устанавливают причинно-следственные связи. Коммуникативные: воспринимают текст с учетом поставленной задачи |
Работа с документом, беседа по вопросам |
Клинопись |
Фронтальная. Словесный, наглядный, проблемный.
Рассказ учителя, работа |
Рассказывает о клинописи,
обучении Слайд 12-13. Письмена на глиняных табличках - Письменность в виде клинышек – клинопись. (стр. 66) - Значки выдавливали на табличках из мягкой глины, их обжигали. - Знак – слово, звуки или слоги. - «Гора « - «кур» - значок гора выражал слог «кур» (как в ребусах). - В клинописи несколько сот знаков. - Писцов готовили в школах несколько лет. - Мальчики переписывали мифы, законы царей - Глава школы – «отец школы», ученики – «сыновья школы» (стр. 66) - «Человек с палкой» следил за дисциплиной. |
Определяют особенности клинописи,
ее отличие |
Регулятивные: владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной речи, в уме. Познавательные: высказывают предположения. Коммуникативные: используют |
Беседа по вопросам |
IV. Закрепление знаний и способов действий |
Групповая, фронтальная. Словесный, наглядный, проблемный, практический. Работа с иллюстрацией, беседа, работа с контурной картой |
– Вопросы для закрепления: Слайд 14. 1) Что общего в природных условиях Египта и Двуречья? 2) Какие различия в природных условиях Египта и Двуречья? 3) Как называлась письменность в Двуречье? 4) Между какими реками находиться Двуречье? 5) Крупнейшие города Двуречья? 6) Как звали бога солнца? 7) Богиня плодородия? |
Рассказывают иллюстраций по плану. Указывают на отсутствие лесов, дороговизну дерева |
Регулятивные: составляют план Познавательные: используют с целью выделения
признаков; Коммуникативные: принимают участие в работе группами |
Рассказ по иллюстрации, беседа по вопросам, контурная карта |
V. Информация о домашнем задании |
Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя |
Слайд 15. – Вы совершили путешествие в Двуречье. Напишите письмо своему другу из этой страны, поделитесь впечатлениями. Можете прислать фото (рисунок). Задания 46, 48, 49, 51, 52 в рабочей тетради |
Воспринимают задание, уточняют |
Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельной работы |
Письмо, задания в рабочей тетради |
Ресурсный материал к уроку
Приложение 1
1. «Священные письмена» древних египтян – что это?
1) Иероглифы; 2) буквы; 3) клинопись; 4) пиктограммы.
2. Кем в Египте считали человека, умеющего читать?
1) Мудрецом; 2) святым; 3) жрецом; 4) любимцев богов.
3. Как называется свернутый лист папируса?
1) Рулон; 2) книга; 3) кодекс; 4) свиток.
4. Какая древняя наука изучает движение небесных светил?
1) Астрология; 2) нумизматика; 3) астрономия; 4) хиромантия.
5. Какое количество иероглифов знали египтяне?
1) 700; 2) 500; 3) 300; 4) 1000.
6. Какой материал заменял египтянам бумагу?
1) Пергамент; 2) папирус; 3) береста; 4) шелк.
7. Что древние египтяне использовали, чтобы регулировать ритм своей жизни?
1) Календари; 2) песочные часы; 3) годовые кольца деревьев; 4) маятник.
8. Какие часы древние египтяне использовали для определения времени?
1) Ветряные; 2) водяные; 3) солнечные; 4) песочные.
Приложение 2
Отряд воинов-чужеземцев подошел к большой полноводной реке. Это был Евфрат. Чужеземцы посмотрели на бегущую воду, в удивлении замахали руками и закричали: «Быть не может! Да ведь это река, текущая наоборот!» Предположите, к какому народу принадлежали чужеземцы. Почему они называли Евфрат «великой перевернутой рекой»? Как звали царя, который привел войско к берегам Евфрата?
Приложение 3
Линии сравнения |
Двуречье |
Египет |
Природные условия |
Нечастые дожди, нерегулярные и бурные разливы Тигра и Евфрата; жаркое солнце, превращавшее землю в пустыню; болотистые пространства; отсутствие лесов |
Отсутствие дождей; жаркое солнце, превращавшее землю в пустыню; регулярные разливы Нила, приносящие плодородный ил; плодородные земли, приспособленные для земледелия, расположенные вдоль реки |
Организация системы орошения |
Строительство каналов, водохранилищ, насыпей, плотин и дамб; использование водоподъемных машин и насосов |
Строительство каналов, использование шадуфов для подъема воды |
Приложение 4
Работа с историческими документами.
Геродот. История
193... .Вся Вавилония, подобно Египту, всюду перерезана каналами. Самый большой из этих каналов судоходен. Из всех стран на свете, насколько я знаю, эта земля производит, безусловно, самые лучшие плоды Деметры (древнегреческая богиня плодородия). Напротив, плодовые деревья там даже вообще не произрастают: ни смоковница, ни виноградная лоза, ни маслина. Что же до плодов Деметры, то земля приносит их в таком изобилии, что урожай здесь вообще сам-двести, В (в хорошие годы) даже сам-триста. Листья пшеницы и ячменя достигают там целых четырех пальцев в ширину. Что просо и сезам (масличное растение) бывают там высотой с дерево, мне хорошо известно, но я не стану рассказывать об этом. Я знаю ведь, сколь большое недоверие встретит мой рассказ о плодородии разных хлебных злаков у тех, кто сам не побывал в Вавилонии. Оливкового масла вавилоняне совсем не употребляют, но только из сезама. Повсюду на равнине растут там финиковые пальмы, в большинстве плодоносные. Из плодов пальм приготовляют хлеб, вино и мед...
Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира.
М., 1987. С. 58.
Вопросы к документу:
Какая земля существовала в Древнем Двуречье?
Какие культуры выращивали жители этой страны?
Какие занятия существовали у жителей Двуречья?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.