Древняя Спарта
Педагогические
|
Способствовать подведению учащихся к пониманию того, что Греция в древности не была объединена одной властью; содействовать ознакомлению с жизнью в Спарте, подчиненной военным законам, раскрытию причин такого общественно-политического устройства; создать условия для формирования представления о древних законах Спарты, умения сопоставлять их с порядками в Афинах; способствовать ознакомлению с особенностями воспитания спартанских детей |
Тип и вид урока |
Комбинированный / урок-путешествие |
Планируемые
(предметные) |
Овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества |
Личностные
|
Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе |
Метапредметные
|
Готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении и др.; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией |
Основное содержание темы, понятия и термины |
Местоположение и природные условия Спарты, история ее заселения. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Образ жизни спартанцев. Спартанское воспитание. Организация военного дела. Лаконичная речь. Спартанцы, илоты, Совет старейшин, Народное собрание, цари, государство |
Образовательные ресурсы |
Учебник. Карта «Древняя Греция». Электронное приложение к учебнику. Рабочая тетрадь № 2. Учебные картины: «Древняя Спарта в V в. до н. э.», «Афины в V в. до н. э.» |
Организационная структура урока
Этапы урока |
Формы, |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Форма |
|
характеристика |
формируемые УУД |
||||
I. Организационный момент |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя |
Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место |
Быстрое включение в деловой ритм |
|
II. Актуализация знаний |
Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Работа с картой, «линией времени», беседа |
Предлагает показать на карте Древнюю Грецию, описать местоположение Афин. Организует самостоятельную работу с хронологией, «линией времени», осуществляет фронтальный контроль, проводит беседу по вопросам (см. Приложение 1) |
Находят на карте Грецию и Афины. Выполняют счет лет в истории, используя «линию времени». Называют даты исторических событий. Характеризуют личность Солона, его реформы, результаты |
Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; используют знаково-символические средства; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; используют доказательство |
Хронология, работа с «линией времени», беседа по вопросам |
III. Постановка учебной задачи |
Фронтальная. Словесный, практический. Рассказ, работа с картой |
– Древняя Греция была небольшой страной, но в ней образовалось много самостоятельных государств. Наиболее значительными из них были два: Спарта и Афины. Сами греки говорили: «Наша родина Эллада как бы стоит на двух ногах, одной ногой является Афинское, а другой Спартанское государство». Предлагает сформулировать тему урока и учебные задачи |
Слушают учителя. Находят на карте Древнюю Грецию, Афины и Спарту. Называют тему урока, формулируют задачи |
Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную самостоятельно. Познавательные: используют знаково-символические средства. Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; слушают и понимают речь других |
Работа с картой |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. Местоположение и природные условия Спарты, история ее заселения |
Фронтальная. Словесный, наглядный. Рассказ, работа с картой, беседа |
Предлагает совершить путешествие о местоположении, природных условиях Спарты, истории ее заселения.
На севере Балканского полуострова, в Южной Греции, в долине реки Еврот в области Лакония несколько поселений объединились и стали называться Спартой. Спартанцы и илоты: - Спартанцы покорили всю Лаконию. - Жители Лаконии стали рабами – илотами. - Спартанцы завоевали соседнюю область Мессению. - Жители Мессении превращены в илотов. - Вся земля поделена между спартанцами. - Илоты жили и работали на этих наделах, отдавая спартанцам часть урожая. - Спартанцы жестоко обращались с илотами. - Время от времени спартанцы устраивали избиение безоружных илотов. - Иногда спартанским юношам по ночам разрешалось убивать илотов. Организует беседу по вопросам (см. Приложение 2) |
Показывают Спарту, Лаконию, Мессению на карте. Под руководством учителя характеризуют местоположение, природные условия Спарты. Объясняют значения терминов |
Познавательные: выявляют особенности объекта в процессе рассмотрения; высказывают предположения; используют доказательство; воспроизводят по памяти информацию |
Работа с картой, беседа по вопросам |
Спарта – военный лагерь. Спартанское воспитание |
Групповая, коллективная. Словесный, наглядный, творческий. Работа с текстом, картинами, рассказ, беседа |
Организует работу с текстом (п. 2, 3 § 31), картинами, иллюстрациями. Предлагает 1-й группе «погостить» в военном лагере Спарте, рассказать об обычаях Древней Спарты, 2-й группе – познакомиться со спартанским воспитанием; рассказать о воспитании спартанских мальчиков. – Понравилась вам жизнь в Спарте? Почему? Что привлекло ваше внимание? Спарта – военный лагерь - Главное занятие спартанцев – военное дело. - Спартанцам запрещалось заниматься торговлей и ремеслами. - Ручной труд презирался. - Чужеземцы не приезжали в Спарту. - Жителям Спарты запрещалось ездить за границу. - Мужчины обедали в столовых. - Управлял Спартой – Совет старейшин: входили граждане старше 60 лет пожизненно. - Народное собрание – состояло из мужчин. - выбирало старейшин, - объявляло войну, заключало мир, - выступали только старейшины. - Голосовали криком «за» или «против». - Войском командовали два царя. - Цари входили в Совет старейшин, но выполняли его волю. |
Характеризуют политический строй древнегреческого города-государства Спарты. Рассказывают об обычаях Древней Спарты. Рассказывают, каким было спартанское воспитание, определяют свое отношение к нему |
Познавательные:
владеют навыками смыслового чтения;
извлекают информацию из наглядного Коммуникативные: умеют работать в группе; контролируют дей-ствия партнера |
Рассказ, беседа по вопросам |
V. Закрепление знаний и способов действий |
Фронтальная. Словесный, проблемный. Беседа |
– Если бы можно было чудом перенестись в древнюю Спарту, многое бы вас там не только удивило, но и разочаровало. Предположите, что бы вас могло удивить в Спарте. Что могло разочаровать? |
Дают сравнительную характеристику общественно-политического устройства Афин и Спарты |
Познавательные: осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения объектов; высказывают предположения. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнера высказывания; описывают объект: передают его внешние характеристики, используя выразительные средства языка |
Беседа по вопросам |
VI. Информация о домашнем задании |
Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя |
Комментирует задание. § 31. Задание 22 в рабочей тетради |
Воспринимают задание, уточняют |
Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения |
Задание
|
Ресурсный материал к уроку
Приложение 1
Задания к счету лет:
1) Когда были проведены реформы Солона: в каком году, веке, половине века?
2) Что было раньше и на сколько – реформы Солона или правление Тутмоса?
3) В каком году исполнилось 2500 лет со времени реформ Солона? Покажите на «линии времени», как вы считали.
Вопросы:
– Вспомните, почему были проведены реформы Солона. В чем они заключались? Кому были выгодны?
– Солон своими реформами хотел угодить всем афинянам, но вызвал ненависть большинства сограждан. Поэтому он вынужден был уехать из Афин. Чем была вызвана неприязнь к Солону как знати, так и демоса?
Приложение 2
– Покажите на карте город Спарту и области, подвластные спартанцам. Определите словами их местоположение.
– Кто такие спартанцы и илоты?
– Докажите, что спартанцам необходимо было государство. Вспомните, что такое государство, при каких условиях оно возникает.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.