Конспект урока по теме "Крестьянская война под руководством Е.И. Пугачева"
Оценка 5

Конспект урока по теме "Крестьянская война под руководством Е.И. Пугачева"

Оценка 5
Лекции
pdf
история
7 кл—8 кл
10.02.2023
Конспект урока по теме "Крестьянская война под руководством Е.И. Пугачева"
Пугачёв.pdf

 «Крестьянская война под руководством Е.И. Пугачева"

Цель: Изучить крестьянскую войну 1773-1775 гг, познакомить учащихся с личностью Пугачева, проанализировать внутреннюю политику Екатерины II после войны Пугачева. Задачи: 

образовательные: учить учащихся определять причины крестьянской войны под предводительством Е.И. Пугачёва;

      проследить ход крестьянской войны;

      уяснить по каким признакам восстание под предводительством Пугачёва называют  крестьянской войной (на основе  сравнения восстания Разина и Пугачёва);

развивающие:

      развивать умения работать с исторической картой и контурной картой;

      развивать логическое мышление, через  установление причинно-следственных связей. 

      развивать навыки самостоятельной деятельности учащихся.

воспитательные:

      учиться давать оценку событию (крестьянской войне под предводительством  Е.И. Пугачёва) и комментарий высказываниям известных людей.

      способствовать формированию культуры межличностного общения через умение слушать друг друга, анализировать ответы, работать в паре.

      способствовать формированию позитивного отношения к интеллектуальным достижениям одноклассников, формировать активную гражданскую позицию, неравнодушное отношение к событиям отечественной истории. 

Тип урока: комбинированный.

Основные понятия: самоуправление, «прелестные грамоты», крестьянская война, «мужицкий царь», манифест.

Важнейшие даты: 1773-1775гг. восстание Е.И. Пугачёва, 1773г. – провозглашение себя Е.И. Пугачёвым императором Петром III

Выдающиеся личности: Екатерина II, Е. И. Пугачев, И. Н. Белобородов, И. Н. Чика-Зарубин, М. Шигаев, Салават Юлаев, Михельсон.

Оборудование урока: карта «Россия во второй половине XVIII в.», раздаточный материал, учебник, ПК, проектор, мультимедийная презентация.

 

Ход урока

 

I.     Организационный момент: Учитель приветствует учащихся, отмечает отсутствующих. учитель сообщает тему, цели урока. Учащиеся делают запись в тетрадях. Учитель обращает внимание учащихся на высказывание А.С. Пушкина «Не приведи, Бог, видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный», поясняя, что в конце урока они должны будут его прокомментировать.

II.  Основной этап урока – изучение новой темы. 

Мы рассматриваем с вами XVIII век, период правления Екатерины II. Мы изучили внутреннюю обстановку прихода к власти Екатерины II; социально-экономическое развитие России, в котором наблюдался кризис, что и привело к Крестьянской войне, которую сегодня мы подробно рассмотрим на уроке.

Итак, в 1773-1775 годах состоялась Крестьянская война в России под руководством Емельяна Пугачева. 

Подобные материалы нами уже изучались. Поэтому план изучения материала составляем совместно с учениками, так как они должны знать по каким параметрам рассматриваются подобные явления. План может выглядеть следующим образом:

 

а) причины движения;

б) цели восставших;

в) территория, охваченная восстанием;

г) социальный состав восставших;

д) уровень организации

е) результат движения.

После ответов учащихся записываем основной план урока с опорой на доску. План:

1.  Причины восстания.

2.  Личность Е.И. Пугачёва.

3.  «Прелестные грамоты» Пугачёва.

4.  Ход крестьянской войны. Причины поражения.

5.  Значение крестьянской войны.

 

Учитель мотивирует учащихся на изучение темы.

 

 1. Причины восстания.

1.1.Учитель    зачитывает     фрагмент       стихотворения          С.Есенина      о          Е.И.Пугачеве. Перед стихотворением нацеливает учащихся на вопросы: «о ком говориться в стихотворении», «кого и что не устраивало» 

            С первых дней, как оборвались вожжи,

            С первых дней, как умер третий Петр,  Над капустой, над овсом, над рожью  Мы задаром проливаем пот.

             

                 Нашу рыбу, соль и рынок,

                 Чем сей край богат и рьян,

                 Отдала Екатерина

                 Под надзор своих дворян.

             

                 И теперь по всем окраинам

                 Стонет Русь от цепких лапищ.       Воском жалоб сердце Каина          К состраданью не окапишь.

             

                 Всех связали, всех вневолили,          С голоду хоть жри железо.       И течет заря над полем

                 С горла неба перерезанного.

 

Ответы учащихся: крестьяне, угнетение крестьян помещиками.

1.2.Перед нами картины: «Наказание крестьянина богатами в присутствии помещика». Гравюра начала XIX века; «Крестьянский обед». Художник И. А. Ерменев. /Работа с картинами/. В правлении Екатерины II крестьянское право в своём развитии достигло апогея. Личные взгляды монарха и социальных слоёв не совпадали. Политика Екатерины II была направлена на превращение барина в распорядителя крестьянской судьбы. Крестьянам запрещено было жаловаться на помещика. Интенсивно росли повинности крестьян. Барщина достигала до 4-5 дней в неделю. Барин применял карательные меры. Безнравственной практикой была продажа крестьян на рынке как товар. Газеты пестрели объявлениями о продаже крестьян семьями и в одиночку. Были ликвидированы вольности казакам. Ситуация обострялась, грозящая беда уже стояла на пороге. Антифеодальное восстание подняли  Яицкие казаки, которое переросло в крестьянскую войну.

Учитель классу: А почему крестьяне подхватили казаков? Каковы причины восстания?

Ответы учеников причины крестьянской войны:

      ликвидация правительственных казачьих вольностей и самоуправления на Дону и Яицке;

      усиление помещичьей власти; 

      бесправие крестьян;

      крепостническое угнетение;

      тяжёлое положение работных людей и приписных крестьян на Урале угнетение народов Поволжья и Приуралья.

2.  Личность Е.И. Пугачёва.

2.1.           Учитель: т.е. эти выступления происходили в период разложения феодальнокрепостнических отношений. Возглавил это выступление Емельян Пугачёв.

Мы видим портреты Екатерины II, Петра III, Емельяна Пугачёва. Подумайте, какова связь между этими людьми?

Ответы учеников: (современники)

2.2.           Следующий этап урока: «исторический портрет Е.И.Пугачева» обсуждаются качества лидера, его цели и методы, работают с документами в парах по вариантам,

Перед вами картина «Емельян Пугачев» неизвестного автора. /Презентация слайд /. (Материал  с характеристикой Е.И.Пугачева на столах учащихся, один (два) из учеников выступает перед классом с данным  сообщением)     

        Пугачёв – донской казак, родился в 1742 г. в станице Зимовейская. Отец – Иван Михайлович. Дед – Михаил по прозвищу «Пугач» /филин/, позднее Емельян стал Пугачёвым. Мать – Анна Михайловна, брат – Дементий, сестра – Ульяна, Феодосья. В 18 лет Емельян женился. Жена – Софья, сын – Трофим, дочери – Аграфена, Кристина (по легенде, его семья будет воевать вместе с ним). У Пугачёва тёмно-русые волосы, борода чёрная с сединой, от золотухи на левом виску был шрам. Человек не грамотный, но очень смелый и живой, храбрый и бывалый. Любил шутки, песни. Говорил хорошо: ярко, убедительно, используя в речи пословицы, поговорки. Бедность и тяжёлый труд в юности, военная служба в армии в годы 7летней и русско-турецкой войн, лишение и наказания, которые он испытывал – всё это дало богатый жизненный опыт.

 

“Сам напереди, нимало не опасался стрельбы из пушек, ни из ружей”, всегда подавал пример храбрости. По свидетельству очевидцев, он был очень сведущ в военном деле: он лучше всех знал, как “в порядке артиллерию содержать” и как “правильно палить из пушек”. Он был живым и общительным человеком, любил шутку, песню. Он хорошо говорил: ярко, убедительно, пересыпая речь поговорками, пословицами. Был удивительно находчив. Его соратники склоняли голову перед его отвагой, поражались его смелости и проворству. В нем сильно представлен беспокойный, бродяжий, пылкий дух и, сверх того, артистический дар, склонность к игре, авантюре.

Его называли “извергом, кровопийцей, разбойником”. В церквях и монастырях попы проклинали его, грозили муками в аду, благословляли жестокую расправу с ним и его соратниками. “Его армия все, что на пути своем ни встречала, убивала, грабила и расхищала, подобно саранче; селения по тракту нашему были пусты, и в оных мы находили ничего более, кроме престарелых людей”.

Учитель просит учеников дать характеристику личности Пугачева (откуда родом, ум, целеустремленность, хитрость, военные навыки, находчивость…Пугачев обладал всеми необходимыми качествами для руководителя восстания.)

Пугачев решил выдать себя за императора Петра III. Почему? Вопрос классу: какие случаи самозванчества в России вы помните. Вспомните о царистских иллюзиях в народе и об ожиданиях отмены крепостного права после манифеста «о вольности дворянской»? Что дало возможность Пугачеву выдавать себя за императора? (У Пугачева на теле были какие-то отметины, одна из них, например, по форме напоминала двуглавого орла – герб России. Отметины остались вероятно в результате болезни. Пугачев же выдавал их за «царские знаки». Интересно, что в народе действительно бытовало мнение, что у природного царя на теле имеются особые знаки).

3.  «Прелестные грамоты» Пугачёва.

3.1. Для привлечения на свою сторону новых сторонников Пугачев рассылал «прелестные грамоты»

Манифест Е. И. Пугачева яицкому войску о пожаловании его рекою, землею, денежным жалованьем и хлебным провиантом 1773 г., сентября 17

     «Самодержавнаго амператора, нашего великаго государя Петра Федаравича всероссийскаго: и прочая, и прочая, и прочая. 

      Во имянном моем указе изображено яицкому войску: Как вы, други мои, прежным царям служили до капли своей до крови, дяды и оцы вашы, так и вы послужити за свое отечество мне, великому государю амператору Петру Федаравичу. Когда вы устоити за свое отечество, и ни истечет ваша слава казачья от ныне и до веку и у детей вашых. Будити мною, великим государям, жалованы: казаки и калмыки и татары. И каторые мне, государю императорскому величеству Петру Фе(до)равичу, винъныя были, и я, государь Петр Федаравич, во всех винах прощаю и жаловаю я вас: рякою с веръшын и до усья, и емлею, и травами, и денижъным жалованьям, и свиньцом, и порахам, и хлебныим правиянтътам.        Я, велики государь император, жалую вас Петр Федаравичь.»

 

Документ

Указ Пугачева от 31 июля 1774 г.; он дан от имени императора Петра III. Текст дается с небольшими сокращениями и с сохранением основных особенностей орфографии подлинника.

«Божею милостью, мы Пётр III, Император и самодержец всероссийский, и протчая, и протчая, и протчая. Объявляется во всенародное известие.

Жалуем сим имянным указом с монаршим и отеческим нашим милосердием всех, находившихся прежде в крестьянстве и в подданстве помещиков, быть верноподданными рабами собственной нашей короны и награждаем древним крестом и молитвою, головами и бородами, вольностию и свободою и вечно козаками, не требуя рекрутских наборов, подушных и протчих денежных податей, владением землями, лесными и сенокосными угодьями и рыбными ловлями, и соляными озерами без покупки и без оброку и освобождаем всех прежде чинимых от злодеев дворян и градцких мздоимцев-судей крестьянам и всему народу налагаемых податей и отягощениев.

Повелеваем сим нашим имянным указом: кои прежде были дворяне в своих поместиях и вотчинах, оных противников нашей власти и возмутителей империи и разорителей крестьян ловить, казнить и вешать и поступать равным образом так, как они не имея в себе христианства, чинили с вами, крестьянами. По истреблении которых противников и злодеевдворян, всякой может восчуствовать тишину и спокойную жизнь, коя до века продолжаться будет.»

Дан июля 31 дня 1774 г. 

 

3.2. Вопросы:

1.      Что такое «Манифест»

2.      Кем и когда написаны документы?

3.      Какие цели определяют документы?

4.      Кто поддерживал Пугачева? 

5.      Что обещает Пугачев восставшим?

6.      Какие методы предполагает?

7.      Как Пугачев планирует  будущее управление?

Учитель корректирует, дополняет ответы учащихся. (Отмена крепостного права, отмена приписки к заводам, возвращение захваченных заводчиками и помещиками земель, возвращение старых казацких вольностей, отмена дворянских и государственных монополий, свобода торгово-промышленной деятельности, прекращение преследования старообрядцев, уничтожение государственных налогов и повинностей. Социальной базой восстания стали:

крестьяне, рабочие уральских заводов, башкиры, татары, чуваши, марийцы, мордва.) 

 

4.  Ход крестьянской войны.

4.1.  Ход восстания. Выделяют три основных этапа восстания это: I этап: сентябрь 1773 – март 1774 г.; II этап: апрель – июль 1774 г.; III этап: июль 1774 – январь 1775 г.(слайд) Учителем раскрываются основные события I этапа.

Неудачная 6-месячная осада Оренбурга Пугачевым и поражение от правительственных войск под Татищевой крепостью Пока осаждали город Оренбург, составили военную коллегию, штаб, т.к.  войско пополнилось людьми около 30 тысяч, не только состоящее из казаков, но и из крестьян. К ним присоединился Салават Юлаев. Войско разделили на отряды, командовали генералы.

Учитель: Это первый этап войны. Пока они готовятся к новому захвату, я вам посоветую прочитать об осаде Оренбурга повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

4.2.  II этап: апрель – июль 1774 г.

Движение войск Пугачева от Оренбурга через Урал и Прикамье

до Казани Пока они шли на север, они потерпели поражение под Татищевым и Уфой. И мы переходим в следующий зал «Экономические районы Урала XVIII в.» (Презентация слайд ). 

Учитель: Перед нами картина Авилова М.И. «Уральские рабочие привозят Пугачёву пушки». /Работа с картиной/. По приходу на Урал, где были построены металлургические мануфактуры, работные люди стали переходить на сторону Пугачёва, т. к. положение работных людей и приписных крестьян было тяжёлым. В результате, совместными усилиями изыскали заводскую казну, грабили заводское население, убивали, сжигали дома. Создавались отряды самообороны, но всё же население 64 заводов поддержало Пугачёва. На картине изображено, что рабочие привезли Пугачёву оружие и пушки. Но не долго пришлось заниматься разбоем. Против армии Пугачёва выступила армия Михельсона.

Учитель: 12 – 17 июля 1774 г. – армия Пугачёва сражение за Казань. Гарнизон укрылся в крепости. не удержали Казань, против них выступил Михельсон, а одним из отрядов командовал русский полководец Суворов.

4.3. III этап: июль 1774 – январь 1775 г.

Предводитель Крестьянской войны Е. И. Пугачев, потерпев поражение в сражении с царскими войсками в Казани, в ночь с 16(27) на 17(28) июля 1774 года переправился с остатками своей армии на правый берег Волги у деревни Нерядово, ниже села Сундыря (ныне город Мариинский Посад). Здесь собралось до тысячи конных пугачевцев, к ним стали присоединяться местные русские и чувашские крестьяне. Пламя восстания охватило почти всю Чувашию. Начался третий этап Крестьянской войны, отличавшийся наиболее ярко выраженной антикрепостнической, антидворянской направленностью.

С места переправы войско Е. И. Пугачева двинулось по направлению к Цивильску. С утра 17 июля и на всем пути до города Курмыша Пугачев посылал в чувашские селения группы русских казаков и присоединившихся к нему «казаков из чуваш», чтобы объявлять народу о жалованиях «крестьянского царя». Крестьяне собирались в селах и восставали.

С основным войском в Цивильск Е. И. Пугачев не заехал. В город он отправил отряд из 50 казаков. Здесь пугачевцы разгромили церковь и казну, несколько купеческих домов, питейный дом, повесили воеводу и двух дворян. Утром следующего дня бесплатно роздали казенную соль собравшимся в городе крестьянам-чувашам.

Восстания охватили Кокшайский, Чебоксарский, Цивильский, Козьмодемьянский уезды Казанской губернии, Ядринский и Курмышский уезды Нижегородской" губернии, населенные в основном чувашами. С 17 по 27 июля на этой территории произошли восстания почти в 40 селах. В каждом из них участвовало по 200—800 крестьян всех приходских селений. Вооружившись бердышами, айбалдами, копьями, луками, дубинами, редко огнестрельным оружием, они громили церкви, купеческие заведения и мельницы, расправлялись со священноцерковнослужи-телями и другими угнетателями. Всего чувашскими повстанцами было уничтожено около двух десятков дворян, чиновников, смотрителей лесов и купцов, более 120 священников и других церковнослужителей, несколько волостных сотников, сельских богатеев и коштанов. В дер. Абашево Ядринского уезда, где были казенные соляные амбары, пугачевцы роздали крестьянам 913 пудов соли и все деньги, имевшиеся здесь в конторе. 

Утром 20 июля Пугачев с частью войска вступил в город Курмыш и пробыл здесь до обеда. Пугачевцы забрали оружие из воеводской канцелярии. Русским и чувашским крестьянам, собравшимся в городе, роздали соль и казенные деньги. В полдень повстанческое войско двинулось в сторону г. Алатыря. В Курмыше в качестве воеводы был оставлен казак Иван Яковлев с четырьмя другими казаками и «записавшимися в казаки» 60 горожанами и крестьянами.

В указанных чувашских уездах крестьянское движение продолжалось еще месяц после ухода Пугачева. 

Третий этап как видите был самым массовым по составу участников. Это был «крестьянский» этап. Пугачев занял ряд волжских городов, но под напором правительственных войск был вынужден их оставить. Для пополнения своего войска Пугачев устремился на юг.

  Неудачная осада Пугачевым Царицына

  25 августа 1774 г. – решающее поражение восставших у Сальникова завода

 Жестокостью он стремился укрепить в окружающих веру, что перед ними не самозванец, а царь. В результате возник заговор, во главе стояли Творогов и Чумаков. 15 сентября 1774 г. он оказался в руках Яицкого коменданта, Пугачёва отправили в Москву. 10 января 1775 г. указом Екатерины II его казнили путём четвертования.

4.4. Итак, выступление крестьян потерпело поражение и имело свои особенности. Какие особенности? Почему данное восстание называется крестьянская война? Каковы причины поражения?

Ответы учеников. 

Особенности:

      Триумфальное шествие в начале войны;

      Охват большой территории;

      Многоликость национального состава;

      Высокая организованность;

      Решительные требования;

      Стихийное возмущение; Создание штаба;

      Поэтапное выступление.

 

Причины поражения:

      Стихийный характер движения;

      Локальный характер;

      Недостаточность вооружения;

      Положительная организация царского войска.

 

5.  Значение крестьянской войны.

5.1. Комментарии учащихся к высказыванию А.С. Пушкина «Не приведи, Бог, видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный».

Учитель задаёт учащимся уточняющий вопрос: «Можно ли применить это выражение к крестьянской войне под предводительством Пугачёва? Почему?».

Историческое значение пугачёвщины учащиеся формулируют самостоятельно в тетрадях (чтение текста в учебнике п. 5 страница 182-183). беседа:

В чем состоит значение крестьянской войны?

Каковы последствия крестьянской войны? 

III. Заключительный этап урока.

1.    «Блиц-опрос»

      В каком году началось восстание Пугачёва?

      Откуда родом был сам Пугачёв?

      Именем какого царя называл себя Пугачёв?

      Полководец, разбивший Пугачёва в решающем сражении 1774г

      Охарактеризуйте крестьянскую войну под предводительством Пугачёва по следующим признакам: продолжительность, состав участников, основные требования восставших, степень организованности восставших.

2.    Выставление оценок.

 3.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: §25; сделать анализ иллюстрации картины И. Дроздова «Крестьяне встречают Пугачёва».

 

Если останется время (работа по карточкам) «Емельян Пугачёв» (отметить на карте географические пункты, в которых Пугачёв одерживал победы) (Приложение 2).. Рефлексия:  Манифест и указы Пугачёва (выбрать требования, выдвинутые в манифестах и указах Пугачёва) (Приложение 3).

 

             

 

 

 

        

 

Приложения

1.           Отрывок из поэмы С.Есенина «Пугачев». Вопросы: «о ком говориться в стихотворении», «кого и что не устраивало» 

                            С первых дней, как оборвались вожжи,                                 И теперь по всем окраинам

                             С первых дней, как умер третий Петр,                                    Стонет Русь от цепких лапищ.

   Над капустой, над овсом, над рожью                            Воском жалоб сердце Каина  Мы задаром проливаем пот.                               К состраданью не окапишь.

                                    

      Нашу рыбу, соль и рынок,       Всех связали, всех вневолили,       Чем сей край богат и рьян,       С голоду хоть жри железо.

                                  Отдала Екатерина                                                                     И течет заря над полем

                                  Под надзор своих дворян.                                                         С горла неба перерезанного

 

 

2.           Пугачёв – донской казак, родился в 1742 г. в станице Зимовейская. Отец – Иван Михайлович. Дед –

Михаил по прозвищу «Пугач» /филин/, позднее Емельян стал Пугачёвым. Мать – Анна Михайловна, брат –

Дементий, сестра – Ульяна, Феодосья. В 18 лет Емельян женился. Жена – Софья, сын – Трофим, дочери – Аграфена, Кристина (по легенде, его семья будет воевать вместе с ним). У Пугачёва тёмно-русые волосы, борода чёрная с сединой, от золотухи на левом виску был шрам. Человек не грамотный, но очень смелый и живой, храбрый и бывалый. Любил шутки, песни. Говорил хорошо: ярко, убедительно, используя в речи пословицы, поговорки. Бедность и тяжёлый труд в юности, военная служба в армии в годы 7-летней и русско-турецкой войн, лишение и наказания, которые он испытывал – всё это дало богатый жизненный опыт.

“Сам напереди, нимало не опасался стрельбы из пушек, ни из ружей”, всегда подавал пример храбрости. По свидетельству очевидцев, он был очень сведущ в военном деле: он лучше всех знал, как “в порядке артиллерию содержать” и как “правильно палить из пушек”. Он был живым и общительным человеком, любил шутку, песню. Он хорошо говорил: ярко, убедительно, пересыпая речь поговорками, пословицами. Был удивительно находчив. Его соратники склоняли голову перед его отвагой, поражались его смелости и проворству. В нем сильно представлен беспокойный, бродяжий, пылкий дух и, сверх того, артистический дар, склонность к игре, авантюре.

Его называли “извергом, кровопийцей, разбойником”. В церквях и монастырях попы проклинали его, грозили муками в аду, благословляли жестокую расправу с ним и его соратниками. “Его армия все, что на пути своем ни встречала, убивала, грабила и расхищала, подобно саранче; селения по тракту нашему были пусты, и в оных мы находили ничего более, кроме престарелых людей”.

3. Манифест Е. И. Пугачева яицкому войску о пожаловании его рекою, землею, денежным жалованьем и хлебным провиантом 1773 г., сентября 17

     «Самодержавнаго амператора, нашего великаго государя Петра Федаравича всероссийскаго: и прочая, и прочая, и прочая. 

      Во имянном моем указе изображено яицкому войску: Как вы, други мои, прежным царям служили до капли своей до крови, дяды и оцы вашы, так и вы послужити за свое отечество мне, великому государю амператору Петру Федаравичу. Когда вы устоити за свое отечество, и ни истечет ваша слава казачья от ныне и до веку и у детей вашых. Будити мною, великим государям, жалованы: казаки и калмыки и татары. И каторые мне, государю императорскому величеству Петру Фе(до)равичу, винъныя были, и я, государь Петр Федаравич, во всех винах прощаю и жаловаю я вас: рякою с веръшын и до усья, и емлею, и травами, и денижъным жалованьям, и свиньцом, и порахам, и хлебныим правиянтътам. 

      Я, велики государь император, жалую вас Петр Федаравичь.»

Документ

Указ Пугачева от 31 июля 1774 г.; он дан от имени императора Петра III. Текст дается с небольшими сокращениями и с сохранением основных особенностей орфографии подлинника.

«Божею милостью, мы Пётр III, Император и самодержец всероссийский, и протчая, и протчая, и протчая. Объявляется во всенародное известие.

Жалуем сим имянным указом с монаршим и отеческим нашим милосердием всех, находившихся прежде в крестьянстве и в подданстве помещиков, быть верноподданными рабами собственной нашей короны и награждаем древним крестом и молитвою, головами и бородами, вольностию и свободою и вечно козаками, не требуя рекрутских наборов, подушных и протчих денежных податей, владением землями, лесными и сенокосными угодьями и рыбными ловлями, и соляными озерами без покупки и без оброку и освобождаем всех прежде чинимых от злодеев дворян и градцких мздоимцев-судей крестьянам и всему народу налагаемых податей и отягощениев.

Повелеваем сим нашим имянным указом: кои прежде были дворяне в своих поместиях и вотчинах, оных противников нашей власти и возмутителей империи и разорителей крестьян ловить, казнить и вешать и поступать равным образом так, как они не имея в себе христианства, чинили с вами, крестьянами. По истреблении которых противников и злодеев-дворян, всякой может восчуствовать тишину и спокойную жизнь, коя до века продолжаться будет.» Дан июля 31 дня 1774 г.

 Вопросы:

       Что такое «Манифест»                    Кто поддерживал Пугачева? 


       Кем и когда написаны документы?

       Какие цели определяют документы?

 

       Что обещает Пугачев восставшим?

       Какие методы предполагает?

       Как                Пугачев                планирует                           будущее


 


управление?

Крестьянская война под руководством

Крестьянская война под руководством

После ответов учащихся записываем основной план урока с опорой на доску

После ответов учащихся записываем основной план урока с опорой на доску

Антифеодальное восстание подняли

Антифеодальное восстание подняли

Пугачеву выдавать себя за императора? (У

Пугачеву выдавать себя за императора? (У

Учитель корректирует, дополняет ответы учащихся

Учитель корректирует, дополняет ответы учащихся

Восстания охватили Кокшайский,

Восстания охватили Кокшайский,

Комментарии учащихся к высказыванию

Комментарии учащихся к высказыванию

Сам напереди, нимало не опасался стрельбы из пушек, ни из ружей”, всегда подавал пример храбрости

Сам напереди, нимало не опасался стрельбы из пушек, ни из ружей”, всегда подавал пример храбрости
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2023