Нашествие персидских войск на Элладу
Педагогические
|
Способствовать формированию представлений о завоевательном характере войны для персов и справедливом характере войны для греков, которые защищали свою родину и свободу; создать условия для ознакомления с Фермопильским и Саламинским сражениями, их результатами, развития умения характеризовать подвиги греческих героев; содействовать формированию навыков работы с картой, схемой |
Тип и вид урока |
Усвоение знаний и способов действий, контроль знаний / урок-путешествие |
Планируемые
|
Умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории человечества в целом |
Личностные
|
Восприятие речи учителя (одноклассников), непосредственно не обращенной к учащемуся; выражение положительного отношения к процессу познания: проявление внимания, удивления, желания больше узнать |
Метапредметные
|
Готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении и др.; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы |
Основное содержание темы, понятия и термины |
Греко-персидские войны. Деятельность Фемистокла по подготовке к войне. Начало похода Ксеркса на Элладу. Битва при Фермопилах, подвиг трехсот спартанцев. Саламинское сражение. Победа при Платеях. Создание Афинского морского союза. Значение победы в греко-персидских войнах для дальнейшего развития Эллады. Триера, военный союз |
Образовательные ресурсы |
Учебник. Карты: «Древняя Греция», «Персидское царство в VI в. до н. э.», «Греко-персидские войны в V в. до н. э.». Электронное приложение. Рабочая тетрадь. Схемы: «Битва в Фермопильском ущелье», «Саламинское морское сражение». Учебная картина «Бой в Саламинском проливе». История. Древний мир. Средние века. 5–6 классы (карточки) (компакт-диск) – издательство «Учитель», 2010. Рабочая тетрадь № 2 |
Организационная структура урока
Этапы урока |
Формы, |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Форма |
|
характеристика |
формируемые УУД |
||||
I. Организационный |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя |
Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место |
Быстрое включение в деловой ритм |
|
II. Актуализация знаний и способов действий |
Фронтальная. Словесный. Беседа, работа с картой, рассказ |
Предлагает рассказать о нашествии персов в Грецию, Марафонском сражении, используя карту |
Рассказывают о нашествии персов в Грецию, Марафонском сражении, используя карту |
Познавательные:
воспроизводят |
Работа с картой, рассказ |
III. Постановка учебной задачи |
Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя, |
Сообщает тему урока, предлагает сформулировать учебные задачи |
Слушают учителя, формулируют учебные задачи |
Регулятивные: принимают учебные задачи, сформулированные вместе с учителем |
|
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. Вторжение персов в Элладу. Бой |
Фронтальная. Объяснительно-ил-люстративный. Рассказ,
работа |
Рассказывает о подготовке эллинов
картиной «Бой в Саламинском проливе». – Через год после Саламинского сражения решающая битва произошла при Платеях. В каком году греки одержали победу над персами при Платеях? Подготовка эллинов к новой войне - Афинянин Фемистокл говорил, что нужно создать флот для защиты Эллады. (портрет на стр. 158) - Было построено 200 триер. - 180 гребцов развивали скорость 18 км. В час. - паруса во время боя убирали. - Гребцами служили афинские бедняки. - Фемистокол убеждал греческие города объединиться для борьбы с врагом. - 30 эллинских городов создали союз, чтобы обороняться от персов. Вторжение персов в Элладу. - В 480 г. до н.э. царь Ксеркс (стр.159), сын Дария, повел войска на Элладу. - армия в основном состояла из покоренных народов. - через пролив между Европой и Азией поострили мосты. - 7 дней персидское войско переправлялось на европейский континент. - Войско вторглось в Северную Грецию. - За войском шел обоз и стада быков. - Вдоль берега плыли корабли. Бой в Фермопильском ущелье. - Фермопильский проход – единственный путь из Северной Греции в Среднюю Грецию. - Проход защищало греческое войско под командованием спартанского царя Леонида. - Персы 3 дня не могли овладеть ущельем. - На 3 день предатель – местный житель показала обходную тропу через горы. - Ксрекс послал отряд в тыл защитникам ущелья. - Греческие разведчики заметили персов. - Леонид приказал всем отступить. - Остался для защиты отряд из 300 спартанцев, чтобы прикрыть отход. - Спартанцы дрались, пока не погибли все до единого. - Сейчас на этом месте стоит памятник со словами: «О путник, поведай спартанцам о нашей кончине: верны законам своим, мы здесь костьми полегли». Саламинское сражение - Персы прошли в Среднюю Грецию (карта на стр. 161) - Грабили, вытаптывали поля, вырубали виноградинки и оливы. - Жители Афин переправились на о. Саламин. - Мужчины сели на корабли. - Персы вошли в Афины, флот встал в бухте близ Афин. - В узком проливе между Саламином и Аттикой стоял флот греков. - Многие греки хотели уйти Коринфскому перешейку, чтобы защищать Южную Грецию. - Фемистокл уговаривал греков дать бой в Саламинском проливе. - Персы перекрыли выход из пролива. - Кораблей у персов было больше. - Победили греки. - Ксеркс покинул Грецию, оставив часть сухопутной армии. - Через год при Платеях персидская армия была разбита. - Греки отстояли свою независимость. Хитрость Фемистокла накануне Саламинской битвы - Чтобы греческий флот не покинул Саламинский пролив, Фемистокл придумал хитрость. - Он послал к персам преданного раба. - Раб сообщил Ксерксу, что греки объяты страхом и хотят перейти на сторону персов. - Ксеркс велел флоту запереть выходы из Саламинского пролива. - Сражение стало неизбежным. |
Находят на карте Грецию, Фермопильское ущелье, о.
Саламин. Составляют рассказ |
Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; используют доказательство; осуществляют анализ, делают выводы. Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умеют задавать вопросы |
Работа с картой, документом, беседа по во-просам |
Леонид. Ксеркс |
Групповая. Словесный. Беседа, рассказ |
Предлагает охарактеризовать Леонида и Ксеркса, высказать к ним свое отношение |
Характеризуют исторические личности, определяют их цели |
Коммуникативные: допускают существование различных точек зрения; договариваются, приходят к общему решению; принимают участие в работе группами |
Рассказ, беседа по вопросам |
V. Закрепление знаний |
Групповая. Словесный, проблемный. Беседа |
– По словам греческого поэта, греки одержали в Саламинском проливе самую блистательную из всех побед, когда-либо бывших до того в мире. Почему этому сражению была дана подобная оценка? Аргументируйте свой ответ. – Почему маленькая и раздробленная Греция победила огромную, могущественную Персию?
Составить опорные конспекты по сражениям греков и персов: Фермопильское ущелье, Саламинское сражение. |
Объясняют
значимость Саламин-ского сражения |
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; осуществляют анализ, делают выводы. Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других; оформляют свои мысли в устной форме; слушают и понимают речь других |
Беседа по вопросам |
VI. Информация о домашнем |
Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя |
Комментирует задание. Задания 33, 34 в рабочей тетради |
Воспринимают задание, уточняют |
Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятель-ного выполнения |
Задания
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.