Конспект урока по теме "Нации и межнациональные отношения"
Оценка 4.9

Конспект урока по теме "Нации и межнациональные отношения"

Оценка 4.9
doc
24.12.2023
Конспект урока по теме "Нации и межнациональные отношения"
Конспект урока.doc

Конспект урока «Нации и межнациональные отношения».

Цель урока: создать условия для формирования знаний учащихся об исто-

рически сложившихся общностях людей и их отношениях.

Задачи урока: 1. Сформировать у учащихся понимание разнообразия

общностей людей, живущих на Земле.

2. Выработать негативное отношение к национальным и межнациональным конфликтам. Формирование толерантного отношения учащихся к людям иной нации, религии, взглядам.

3. Определить основные принципы национальной политики в современном мире.

Тип урока: комбинированный (элементы лекции, работа с учебником, эври-

стическая беседа)

Оборудование урока: учебник, мультимедийная презентация "Нации и меж-

национальные отношения".

 

Ход урока:

Орг. момент. Здравствуйте ребята. На сегодняшний день на Земле существует около 200 независимых государств, в которых проживает более 2000 народов. Большинство стран являются многонациональными. А что такое нация? Какие характерные черты присущи нации?  Почему возникают межнациональные конфликты? И как их преодолевать? На эти вопросы мы и постараемся ответить на уроке? Тема сегодняшнего урока «Нации и межнациональные отношения». Слайд №1,2

Объяснение нового материала. Греческое слово «этнос» буквально означает «народ». Однако в русском языке слово «народ» многозначно: это и население государства, и основная трудовая масса населения страны, и нация.

Слайд №3. Этнос – большая группа людей, обладающая общностью культуры, языка, исторической судьбы. Низшей формой этноса является племя, для которого характерны родоплеменные связи. С образованием государства племя преобразуется в народность, для которой характерны – общность территории и языка. Высшей формой этносоциальной общности является нация.

ВОПРОС. Ребята, а по каким признакам можно отделить одну нацию от другой? (ответы учащихся) Слайд №4.

1.     Язык, однако, он не является главным признаком. Например, в Канаде два официальных языка - французский и английский.

2.     Национальная культура (национальный костюм, национальная кухня и т.д.)

3.     Исторический путь развития.

4.     Территория (компактность проживания)

5.     Национальное самосознание (чувство принадлежности к определенному этносу), в основе которого лежит представление об общности происхождения и исторических судеб.

ВОПРОС. Ребята, а какие племена проживали в прошлом на нынешней территории России? А как формировалась русская нация?

Слайд №5. А теперь ребята посмотрите внимательно на фотопортреты людей. Попробуйте описать, к какой нации принадлежат эти люди? Чем они занимаются? Какие черты характера им присущи?  Упражнение «Портрет»

ВОПРОС. Скажите, так принадлежность к той или иной нации является достоинством или недостатком? Почему? (ответы учащихся) Конечно же, принадлежность к нации не является ни достоинством, ни недостатком. Все люди равны. Это записано во «Всеобщей декларации прав человека».

Межнациональные отношения – это отношения, которые складываются между представителями различных этносов. Выделяют два уровня межнациональных отношений. Слайд №6.  Первый охватывает взаимодействие различных этносов в сферах общественной жизни: экономике, политике и т.д. (совместные предприятия, подписание международных договоров) Второй – межличностные отношения (этнические браки).

Но всегда ли этносы живут на основе взаимодействия и сотрудничества? На протяжении всей истории развития человечества возникали межнациональные конфликты.

Межнациональный конфликт – крайнее обострение противоречий между народами, возникающих в ходе решения проблем. А каковы причины возникновения этих конфликтов? Работа с учебником. Слайд №7.

1.     Территориальные споры (Нагорный Карабах)

2.     Предрассудки (немцы – фашисты, чеченцы – террористы)

3.     Ущемление прав по национальному признаку (в странах Прибалтики отсутствие школ, где ведется преподавание на родном языке для русскоязычного населения)

4.     Неравенство  социально-экономических условий.

ВОПРОС. Ребята, а можно ли избежать возникновения межнациональных конфликтов?  Давайте попробуем сформулировать принципы, которых следует придерживаться в отношениях между людьми разных наций. Слайд №8.

Принципы:

1.     Отказ от насилия и принуждения.

2.     Поиск компромисса среди всех участников.

3.     Признание прав и свобод человека важнейшей ценностью.

4.     Готовность к мирному урегулированию спорных проблем.

ВОПРОС. Ребята, а о каких межнациональных конфликтах в современном мире вы знаете?

Орг.момент.  Это и будет вашим домашним заданием: подготовить сообщение на тему «Межнациональные конфликты в современном мире», п.22 и задание №3 на стр. 134. Слайд №9.

Спасибо за работу на уроке.

 

 

 

 

 

 


Конспект урока «Нации и межнациональные отношения»

Конспект урока «Нации и межнациональные отношения»

Язык, однако, он не является главным признаком

Язык, однако, он не является главным признаком

Слайд №8. Принципы: 1.

Слайд №8. Принципы: 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.12.2023