Конспект урока «Нации и межнациональные отношения».
Цель урока: создать условия для формирования знаний учащихся об исто-
рически сложившихся общностях людей и их отношениях.
Задачи урока: 1. Сформировать у учащихся понимание разнообразия
общностей людей, живущих на Земле.
2. Выработать негативное отношение к национальным и межнациональным конфликтам. Формирование толерантного отношения учащихся к людям иной нации, религии, взглядам.
3. Определить основные принципы национальной политики в современном мире.
Тип урока: комбинированный (элементы лекции, работа с учебником, эври-
стическая беседа)
Оборудование урока: учебник, мультимедийная презентация "Нации и меж-
национальные отношения".
Ход урока:
Орг. момент. Здравствуйте ребята. На сегодняшний день на Земле существует около 200 независимых государств, в которых проживает более 2000 народов. Большинство стран являются многонациональными. А что такое нация? Какие характерные черты присущи нации? Почему возникают межнациональные конфликты? И как их преодолевать? На эти вопросы мы и постараемся ответить на уроке? Тема сегодняшнего урока «Нации и межнациональные отношения». Слайд №1,2
Объяснение нового материала. Греческое слово «этнос» буквально означает «народ». Однако в русском языке слово «народ» многозначно: это и население государства, и основная трудовая масса населения страны, и нация.
Слайд №3. Этнос – большая группа людей, обладающая общностью культуры, языка, исторической судьбы. Низшей формой этноса является племя, для которого характерны родоплеменные связи. С образованием государства племя преобразуется в народность, для которой характерны – общность территории и языка. Высшей формой этносоциальной общности является нация.
ВОПРОС. Ребята, а по каким признакам можно отделить одну нацию от другой? (ответы учащихся) Слайд №4.
1. Язык, однако, он не является главным признаком. Например, в Канаде два официальных языка - французский и английский.
2. Национальная культура (национальный костюм, национальная кухня и т.д.)
3. Исторический путь развития.
4. Территория (компактность проживания)
5. Национальное самосознание (чувство принадлежности к определенному этносу), в основе которого лежит представление об общности происхождения и исторических судеб.
ВОПРОС. Ребята, а какие племена проживали в прошлом на нынешней территории России? А как формировалась русская нация?
Слайд №5. А теперь ребята посмотрите внимательно на фотопортреты людей. Попробуйте описать, к какой нации принадлежат эти люди? Чем они занимаются? Какие черты характера им присущи? Упражнение «Портрет»
ВОПРОС. Скажите, так принадлежность к той или иной нации является достоинством или недостатком? Почему? (ответы учащихся) Конечно же, принадлежность к нации не является ни достоинством, ни недостатком. Все люди равны. Это записано во «Всеобщей декларации прав человека».
Межнациональные отношения – это отношения, которые складываются между представителями различных этносов. Выделяют два уровня межнациональных отношений. Слайд №6. Первый охватывает взаимодействие различных этносов в сферах общественной жизни: экономике, политике и т.д. (совместные предприятия, подписание международных договоров) Второй – межличностные отношения (этнические браки).
Но всегда ли этносы живут на основе взаимодействия и сотрудничества? На протяжении всей истории развития человечества возникали межнациональные конфликты.
Межнациональный конфликт – крайнее обострение противоречий между народами, возникающих в ходе решения проблем. А каковы причины возникновения этих конфликтов? Работа с учебником. Слайд №7.
1. Территориальные споры (Нагорный Карабах)
2. Предрассудки (немцы – фашисты, чеченцы – террористы)
3. Ущемление прав по национальному признаку (в странах Прибалтики отсутствие школ, где ведется преподавание на родном языке для русскоязычного населения)
4. Неравенство социально-экономических условий.
ВОПРОС. Ребята, а можно ли избежать возникновения межнациональных конфликтов? Давайте попробуем сформулировать принципы, которых следует придерживаться в отношениях между людьми разных наций. Слайд №8.
Принципы:
1. Отказ от насилия и принуждения.
2. Поиск компромисса среди всех участников.
3. Признание прав и свобод человека важнейшей ценностью.
4. Готовность к мирному урегулированию спорных проблем.
ВОПРОС. Ребята, а о каких межнациональных конфликтах в современном мире вы знаете?
Орг.момент. Это и будет вашим домашним заданием: подготовить сообщение на тему «Межнациональные конфликты в современном мире», п.22 и задание №3 на стр. 134. Слайд №9.
Спасибо за работу на уроке.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.