Поход Александра Македонского на Восток
Педагогические |
Способствовать формированию представлений о деятельности Александра Македонского как одного из величайших полководцев и государственных деятелей Древнего мира; создать условия для ознакомления с процессом создания державы Александра Македонского, развития умения анализировать причины внутренней личностной трансформации македонского полководца |
Тип и вид урока |
Усвоение знаний и способов действий / урок-исследование |
Планируемые
|
Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории человечества в целом |
Личностные
|
Выражение положительного отношения к процессу познания: проявление внимания, удивления, желания больше узнать; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам |
Метапредметные
|
Готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией |
Основное содержание темы, понятия и термины |
Планы Александра Македонского по завоеванию Персии. Начало похода в Малую Азию (334 г. до н. э.). Завоевание Сирии. Взятие Тира. Вступление греко-македонской армии в Египет. Битва у Гавгамел (331 г. до н. э.). Гибель Персидской державы (325 г. до н. э.). Внутренние противоречия в окружении полководца, подавление заговора. Поход через Центральную Азию в Индию. Основание новых городов и установление эллинистических порядков на завоеванной территории. Смерть Александра в Вавилонии (323 г. до н. э.). Завоевательные войны, держава. «Гордиев узел» |
Образовательные ресурсы |
Учебник. Карта «Завоевательные походы войск Александра Македонского на Восток». Электронное приложение к учебнику. Рабочая тетрадь № 2 |
Организационная структура урока
Этапы урока |
Формы, |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Форма |
|
характеристика |
формируемые УУД |
||||
I. Организационный момент |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя |
Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место |
Быстрое включение в деловой ритм |
|
II. Повторение изученного материала |
Фронтальная. Словесный, практический, проблемный. Работа с хронологией, беседа |
Организует работу с «линией времени». – Подсчитайте с помощью «линии времени», сколько лет прошло от сражения при Саламине до сражения при Херонее. В каком веке (в первой или во второй его половине) произошли битвы? – Одна битва явилась гордостью эллинов, другая – печальным событием в их истории. Объясните почему |
Указывают даты важнейших событий всеобщей истории. Работают с «линией времени». Производят счет лет в истории до н. э. |
Регулятивные: проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности. Познавательные: используют знаково-символические средства; устанавливают причинно-следственные связи, строят логическую цепь рассуждений |
Хронология,
работа |
III. Постановка учебной задачи |
Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя, |
Сообщает тему урока, предлагает сформулировать учебную задачу |
Слушают учителя, предлагают формулировки учебной задачи |
Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе учителем |
Беседа |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. Подготовка |
Фронтальная. Словесный, наглядный. Рассказ учителя, работа с картой, беседа |
Рассказывает о планах македонского царя. – Предположите, почему греки поддержали план похода на Восток? Организует работу с картой, обращает внимание на размеры Персидского царства. – До какой реки доходили владения персов на востоке? До какого моря на западе? До каких морей на севере? – Почему царь Македонии, несмотря
Первые победы - В 334 г. до н.э. македонское войско через пролив переправилось в Азию. - На берегу р. Граник из встретило персидское войско. - Начался бой, в котором македонцы победили. - В Азии одни города сдавались без боя, другие покорял силой оружия. От битвы при Иссе до основания Александрии Египетской - Персидский царь Дарий III. - Битва при г. Исс. - Персы бежали. - Македонцы захватили мать, жену, 2-х дочерей Дария III. - Им оказывали царские почести. - Поход Александра в Финикию (стр. 192, карта). - Полгода осаждали г.Тир. - Но город пал под ударами таранов. - Дарий предложил мир за половину царства. - Но Александр пошел на Египет. - Там его встретили как освободителя от персов. - Жрецы объявили его богом. - В дельте Нила Александр основал город, названный Александрией. |
Находят на карте и показывают Персидское царство, описывают его границы. Излагают суждения о причинах и следствиях исторических событий |
Регулятивные: умеют формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Познавательные: используют знаково-символические средства; устанавливают причинно-следственные связи, строят логическую цепь рассуждений; используют доказательство. Коммуникативные: допускают существование различных точек зрения |
Работа
с картой, беседа |
«Гордиев узел» |
Коллективная. Словесный, проблемный. |
РТ стр.37 №45. (У.стр.202). «Из рассказов древних писателей об Александре Македонском» и ответить на вопрос: – Очень часто при возникновении сложной и запутанной ситуации мы употребляем крылатое выражение «разрубить гордиев узел». Подумайте, какие реальные исторические события скрываются под этим выражением? Из рассказов древних писателей об Александре Македонском - Александр встретился с мудрецом Диогеном. - Александр спросил нет ли у него просьбы. - «Отступи чуть в сторону, не заслоняй мне солнце». - «Если бы я не был Александром, то хотел бы быть Диогеном». - В г. Гордин Александру показали колесницу, на дышле которой был запутанный узел. - По преданию, кто развяжет узел, станет владыкой Азии. - Александр молча разрубил узел. |
Анализируют исторический документ. Объясняют смысл крылатого выражения, приводят в подтверждение реальные исторические события |
Регулятивные:
в сотрудничестве Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием документального источника; осуществляют анализ. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию |
Работа с документом, беседа по вопросам |
Гибель Персидского царства. Цель Александра – завоевать весь мир. |
Фронтальная. Словесный, наглядный. Рассказ учителя, работа с картой, беседа |
Используя карту и иллюстрации в учебнике, рассказывает о походе Александра Македонского на Восток и о создании огромной державы. Знакомит с датами важнейших событий. Организует беседу по вопросам к § 42 Гибель персидского царства - В 331 г. до н.э. – Александр начал поход вглубь Персии. - Битва у села Гавгамелы. - Описание битвы (стр. 203). - Александр победил. Занял Вавилон, Персеполь и др. города. - Управляли городами македоняне и знатные персы. - Дарий III был убит приближенными. - Александр провозгласили «царем Азии»: - полководцы отвешивали земные поклоны, - целовали край одежды, - почитали как бога. Цель Александра – завоевать весь мир. - Войско Александра вторглось в Индию. - Александр одержал победу, даже не смотря на то, что у противника были боевые слоны. - Войско, измученное походами, отказалось двигаться дальше. - В 323 г. до н.э. Александр внезапно заболел и умер. |
Ориентируются
места важнейших сражений. Называют даты изучаемых событий. Фиксируют информацию в тетради (термины, даты) |
Познавательные: используют знаково-символические средства; структурируют знания. Коммуникативные: воспринимают рассказ учителя; оформляют диалогическое высказывание |
Работа с картой, беседа по вопросам |
Александр Македонский |
Индивидуальная, фронтальная. Словесный. Сообщение |
Организует выступление учащегося – Что вас привлекает в личности А. Македонского? Что вам не нравится в нем? |
Рассказывают |
Коммуникативные: составляют сообщение, удерживают логику повествования |
Сообщение |
V. Закрепление знаний |
Фронтальная. Словесный, наглядный. Работа с картой, беседа |
– Когда начался и когда закончился поход А. Македонского? – Покажите на карте Македонию, Персидское царство, места важнейших сражений. – Найдите города с одинаковым названием. Чем можно это объяснить? |
Называют даты важнейших исторических событий. Находят на карте и показывают Македонию, Персидское царство, места важнейших сражений, города Александрии |
Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; используют знаково-символические средства; выдвигают гипотезы и обосновывают их |
Работа
с картой, беседа |
VI. Информация о домашнем задании |
Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя |
Комментирует задание. Задания 44 в рабочей тетради. Индивидуальные задания: сообщения о достопримечательностях Александрии Египетской |
Воспринимают задание, уточняют |
Регулятивные: принимают учебную задачу |
Задание в рабочей тетради, контурная карта, индивидуальные сообщения |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.