Конспект урока по теме Правильные многогранники
Оценка 4.8

Конспект урока по теме Правильные многогранники

Оценка 4.8
docx
26.11.2020
Конспект урока по теме Правильные многогранники
Конспект урока по теме Правильные многогранники.docx

Государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

 

 

«Суражский промышленно-аграрный техникум»

 

 

 

 

Конспект урока по теме:

"Правильные многогранники"

 

 

Подготовил

преподаватель математики

Агеенко Инга Григорьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сураж – 2016

 

Тема урока: Правильные многогранники.

Тип урока: изучение нового материала.

Продолжительность урока: 2 урока по 45 минут.

 

Цель урока: создание условий для формирования понятия правильного многогранника, полуправильных и звездчатых многогранников, знаний о свойствах многогранников, знаний из истории теории многогранников, представлений о связи математики с другими науками.

 

 Задачи урока:

1.                     Формировать пространственные представления, математическую культуру, культуру общения.

2.                     Развивать практические навыки учащихся по изготовлению правильных многогранников.

3.                     Развивать умения наблюдать, умения рассуждать по аналогии, интерес к предмету через использование информационных технологий и осуществление межпредметных связей.

4.                     Воспитывать  общетрудовые  умения, графическую культуру, умения работать в группе.

 

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, модели правильных многогранников.

 

Подготовительная работа: обучающиеся делятся на микрогруппы, каждая микрогруппа получает свое задание, готовят рефераты и сообщения на 5-6 минут по предложенным темам под руководством преподавателей математики, химии, биологии.

 

 

 

 

 

Ход урока:

1.Организационный момент (1 минута). Слайд 1

2. Целеполагание (2 минуты). Слайд 2

Преподаватель: Есть в школьной геометрии особые темы, которые ждешь с нетерпением, предвкушая встречу с невероятно красивым материалом. К таким темам можно отнести тему "Правильные многогранники". Здесь не только открывается удивительный мир геометрических тел, обладающих неповторимыми свойствами, но и интересные научные гипотезы. Ни одни геометрические тела не обладают таким совершенством и красотой, как правильные многогранники. Сегодня на уроке мы узнаем и увидим много интересного, нам предстоит ответить на такие вопросы, как, например: Какие многогранники называются правильными? Сколько их существует? Что такое Эйлерова характеристика? Какие тела носят название тел Кеплера- Пуансо? И многие - многие другие.  И, наконец: где, зачем и для чего нам нужны многогранники? Может быть, в жизни можно обойтись и без них?

 

3. Введение в тему урока (2 минуты). Слайд 3

  Преподаватель: Мне хотелось бы начать со слов Льюиса Кэролла: «Правильных многогранников вызывающе мало, но этот весьма скромный по численности отряд сумел пробраться в самые глубины различных наук». Название «правильные» идет от античных времен, когда стремились найти гармонию, правильность, совершенство в природе и человеке. Правильные многоугольники  – это многоугольники, у которых все стороны и все углы равны, правильные многогранники – это многогранники, ограниченные правильными и одинаковыми многоугольниками.

 

4. Работа в микрогруппах( минут).

Преподаватель: Наша группа была поделена на 5 микрогрупп, кождой из которых было дано задание изучить один из правильных многогранников, выделить его отличительные признаки, построить его развертку. Сейчас каждая микрогруппа из полученной развертки изготовит многогранник, представит его нам и расскажет о результатах своей работы.

(Во время выполнения работы в микрогруппах преподаватель помогает тем, кто нуждается в помощи. Лучше иметь уже готовые модели многогранников про запас, чтобы в случае неудачи показать, как они выглядят).

 

5. Отчет микрогрупп о проделанной работе. ( 25 минут)

5.1. Гексаэдр и его свойства. Слайды 4 – 5

 

                  Рисунок3                                  Куб                          

Ø     Куб составлен из шести квадратов.

Ø      Каждая его вершина является вершиной трех квадратов.

Ø      Сумма плоских углов при каждой вершине равна 270 градусов.

Таким образом, куб имеет: 6 граней, 8 вершин и 12 ребер.

Ø     Куб имеет центр симметрии - центр куба, 9 осей симметрии и 9 плоскостей симметрии.

Ø     Радиус описанной сферы: rokub

Ø     Радиус вписанной сферы: rvkub

Ø     Площадь поверхности куба: S = 6a²

Ø     Объем куба: V = a³

 

5.2.  Тетраэдр и его свойства. Слайды 6 – 7

 

                        Рисунок2                

Ø     Тетраэдр составлен из четырех равносторонних треугольников.

Ø      Каждая его вершина является вершиной трех треугольников.

Ø     Сумма плоских углов при каждой вершине равна 180 градусов.

Таким образом, тетраэдр имеет 4 грани, 4 вершины и 6 ребер.

Ø     Тетраэдр не имеет центра симметрии, но имеет 3 оси симметрии и 6 плоскостей симметрии.

Ø     Радиус описанной сферы: rotetr

Ø     Радиус вписанной сферы: rvtetr

Ø     Площадь поверхности: stetr

Ø     Объем тетраэдра: vtetr

 

5.3. Октаэдр и его свойства. Слайды 8 – 9

 

            Рисунок4

 

Ø     Октаэдр составлен из восьми равносторонних треугольников.

Ø     Каждая его вершина является вершиной четырех треугольников.

Ø      Сумма плоских углов при каждой вершине равна 240 градусов.

Таким образом, октаэдр имеет 8 граней, 6 вершин и 12 ребер.

Ø     Октаэдр имеет центр симметрии - центр октаэдра, 9 осей симметрии и 9 плоскостей симметрии.

Ø     Радиус описанной сферы: rookto

Ø     Радиус вписанной сферы:rvokto

Ø     Площадь поверхности: sokto

Ø     Объем октаэдра: vokto

 

 

5.4. Икосаэдр и его свойства. Слайды 10 – 11

 

  Рисунок5

 

 

Ø     Икосаэдр составлен из двадцати равносторонних треугольников.

Ø      Каждая его вершина является вершиной пяти треугольников.

Ø     Сумма плоских углов при каждой вершине равна 300 градусов.

Таким образом, икосаэдр имеет 20 граней, 12 вершин и 30 ребер.

Ø     Икосаэдр имеет центр симметрии – центр икосаэдра, 15 осей симметрии и 15 плоскостей симметрии.

Ø     Радиус описанной сферы: roicos

Ø     Радиус вписанной сферы: rvicos

Ø     Площадь поверхности: sicos

Ø     Объем икосаэдра: vicos

 

 

 

 

 

 

5.5. Додекаэдр и его свойства. Слайды 12 – 13

4664_002Рисунок6

Ø     Додекаэдр составлен из двенадцати равносторонних пятиугольников.

Ø     Каждая его вершина является вершиной трех пятиугольников.

Ø      Сумма плоских углов при каждой вершине равна 324 градусов.

Таким образом, додекаэдр имеет 12 граней, 20 вершин и 30 ребер.

Ø     Радиус описанной сферы:

Ø     Радиус вписанной сферы:

Ø     Площадь поверхности:

Ø     Объем додекаэдра:

 

6. Правильные многогранники в геометрии (10 минут). Слайд 14

Из выступлений учащихся  можно сделать выводы о том, что все многогранники объединяет что-то общее. Давайте заполним таблицу и сделаем выводы:

Название многогранника

Число вершин В

Число ребер Р

Число граней Г

В – Р + Г

1

Гексаэдр

8

12

6

2

2

Тетраэдр

4

6

4

2

3

Октаэдр

6

12

8

2

4

Икосаэдр

12

30

20

2

5

Додекаэдр

20

30

12

2

 

В последнем столбце получилось одинаковое число 2. Это  число называется Эйлеровой характеристикой в честь Леонардо Эйлера.

6.1. Сообщение учащегося о Л. Эйлере

 7. Правильные многогранники в философской картине мира (15 минут).

Преподаватель: Все правильные многогранники были известны еще в Древней Греции, и им посвящена заключительная, 13-я книга знаменитых “Начал” Евклида. Как говорилось раньше, эти многогранники часто называют также платоновыми телами – в идеалистической картине мира, данной великим древнегреческим мыслителем Платоном, четыре из них олицетворяли 4 стихии: тетраэдр – огонь, куб – землю, икосаэдр – воду, октаэдр – воздух, пятый же многогранник, додекаэдр, символизировал все мироздание – его по-латыни стали называть quinta essentia (квинта эссенция), означающее все самое главное, основное, истинную сущность чего-либо.

 

7.1. Сообщение уч-ся по теме: «Правильные многогранники в философской картине мира Платона». Слайд 15

Правильные многогранники иногда называют Платоновыми телами, поскольку они занимают видное место в философской картине мира, разработанной великим мыслителем Древней Греции Платоном (ок. 428 – ок. 348 до н.э.).

Платон считал, что мир строится из четырёх «стихий» - огня, земли, воздуха и воды, а атомы этих «стихий» имеют форму четырёх правильных многогранников. Тетраэдр олицетворял огонь, поскольку его вершина устремлена вверх, как у разгоревшегося пламени; икосаэдр – как самый обтекаемый – воду; куб – самая устойчивая из фигур – землю, а октаэдр – воздух. В наше время эту систему можно сравнить с четырьмя состояниями вещества - твёрдым, жидким, газообразным и пламенным. Пятый многогранник – додекаэдр символизировал весь мир и почитался главнейшим.

Это была одна из первых попыток ввести в науку идею систематизации.

Преподаватель: А теперь от Древней Греции перейдём к Европе XVI – XVII вв., когда жил и творил замечательный немецкий астроном, математик Иоганн Кеплер (1571 – 1630).

 

7.2. Доклад ученика по теме: «Кубок Кеплера». Слайд 16

Представим себя на месте Кеплера. Перед ним различные таблицы – столбики цифр. Это результаты наблюдений движения планет Солнечной системы – как его собственных, так и великих предшественников – астрономов. В этом мире вычислительной работы он хочет найти некоторые закономерности. Иоганн Кеплер, для которого правильные многогранники были любимым предметом изучения, предположил, что существует связь между пятью правильными многогранниками и шестью открытыми к тому времени планетами Солнечной системы. Согласно этому предположению, в сферу орбиты Сатурна можно вписать куб, в который вписывается сфера орбиты Юпитера.

В неё, в свою очередь, вписывается тетраэдр, описанный около сферы орбиты Марса. В сферу орбиты Марса вписывается додекаэдр, в который вписывается сфера орбиты Земли. А она описана около икосаэдра, в который вписана сфера орбиты Венеры. Сфера этой планеты описана около октаэдра, в который вписывается сфера Меркурия. Такая модель Солнечной системы получила название «Космического кубка» Кеплера. Результаты своих вычислений учёный опубликовал в книге «Тайна мироздания». Он считал, что тайна Вселенной раскрыта. Год за годом учёный уточнял свои наблюдения, перепроверял данные коллег, но, наконец, нашёл в себе силы отказаться от заманчивой гипотезы. Однако её следы просматриваются в третьем законе Кеплера, где говориться о кубах средних расстояний от Солнца.

Сегодня можно с уверенностью утверждать, что расстояния между планетами и их число никак не связаны с многогранниками. Конечно, структура Солнечной системы не является случайной, но истинные причины, по которым она устроена так, а не иначе, до сих пор не известны. Идеи Кеплера оказались ошибочными, но без гипотез, иногда самых неожиданных, казалось бы, бредовых, не может существовать наука.

 

7.3. Доклад учащегося по теме: «Икосаэдро-додекаэдровая структура Земли». Слайд 17

Идеи Платона и Кеплера о связи правильных многогранников с гармоничным устройством мира и в наше время нашли своё продолжение в интересной научной гипотезе, которую в начале 80-х гг. высказали московские инженеры В. Макаров и В. Морозов. Они считают, что ядро Земли имеет форму и свойства растущего кристалла, оказывающего воздействие на развитие всех природных процессов, идущих на планете. Лучи этого кристалла, а точнее, его силовое поле, обуславливают икосаэдро-додекаэдровую структуру Земли. Она проявляется в том, что в земной коре как бы проступают проекции вписанных в земной шар правильных многогранников: икосаэдра и додекаэдра.

Многие залежи полезных ископаемых тянутся вдоль икосаэдро-додекаэдровой сетки; 62 вершины и середины рёбер многогранников, называемых авторами узлами, обладают рядом специфических свойств, позволяющих объяснить некоторые непонятные явления. Здесь располагаются очаги древнейших культур и цивилизаций: Перу, Северная Монголия, Гаити, Обская культура и другие. В этих точках наблюдаются максимумы и минимумы атмосферного давления, гигантские завихрения Мирового океана. В этих узлах находятся озеро Лох-Несс, Бермудский треугольник. Дальнейшие исследования Земли, возможно, определят отношение к этой научной гипотезе, в которой, как видно, правильные многогранники занимают важное место.

 

8. Дополнительные сведения (15 минут).

Преподаватель: Кроме пяти правильных многогранников существуют полуправильные многогранники, тела Архимеда.

 

  8.1. Сообщение  уч-ся по теме: «Архимедовы тела». Слайд 18

Архимедовы тела обладают свойством: любые две вершины можно совместить так, что все грани многогранника попарно совпадут друг с другом.

Кроме полуправильных многогранников, из правильных многогранников – Платоновых тел можно получить так называемые правильные звездчатые многогранники. Их всего четыре. Первые два были открыты И. Кеплером (1571 – 1630 гг.), а два других были построены почти двести лет спустя французским математиком и механиком Луи Пуансо (1777 – 1859 гг.). Именно поэтому правильные звездчатые многогранники получили название тел Кеплера – Пуансо. В работе «О многоугольниках и многогранниках» (1810 г.) Луи Пуансо перечислил и описал все правильные звездчатые многогранники, поставил, но не решил вопрос о существовании правильных многогранников, число граней которых отлично от 4, 6, 8, 12, 20.Отчет на этот вопрос был дан год спустя, в 1811 году, французским математиком Огюстом Луи Коши (1789 – 1857 гг.) в работе «Исследование о многогранниках». В ней доказывается, что не существует других правильных многогранников, кроме перечисленных Пуансо. Автор приходит к выводу, что правильные звездчатые многогранники получаются из выпуклых правильных многогранников путем продолжения их ребер или граней, исследуется вопрос, из каких именно правильных многогранников могут быть получены правильные звездчатые многогранники. Делается вывод о том, что тетраэдр, куб и октаэдр не имеют звездчатых форм, додекаэдр имеет три, а икосаэдр – одну звездчатую форму (это малый звездчатый додекаэдр, большой додекаэдр и большой икосаэдр).

 

Преподаватель: В глубины каких наук пробрались правильные многогранники? Где в жизни мы можем их повстречать?

 

8.2. Сообщение уч-ся «Правильные многогранники и природа». Слайд 19

Правильные многогранники – самые выгодные фигуры, поэтому они широко распространены в природе. Подтверждением тому служит форма некоторых кристаллов. Например, кристаллы поваренной соли имеют форму куба.

При производстве алюминия пользуются алюминиево-калиевыми кварцами (K[Al(SO4)2] × 12H2O), монокристалл которых имеет форму правильного октаэдра. Получение серной кислоты, железа, особых сортов цемента не обходится без сернистого колчедана (FeS). Кристаллы этого химического вещества имеют форму додекаэдра. В разных химических реакциях применяется сурьменистый сернокислый натрий (Na5(SbO4(SO4)) – вещество, синтезированное учёными. Кристалл сурьменистого сернокислого натрия имеет форму тетраэдра. Последний правильный многогранник – икосаэдр передаёт форму кристаллов бора.

Правильные многогранники встречаются так же и в живой природе. Например, скелет одноклеточного организма феодарии (Circjgjnia icosahtdra) по форме напоминает икосаэдр.

Чем же вызвана такая природная геометризация феодарий? По-видимому, тем, что из всех многогранников с тем же числом граней именно икосаэдр имеет наибольший объём при наименьшей площади поверхности. Это свойство помогает морскому организму преодолевать давление водной толщи.

 

 

 

8.3. Сообщение уч-ся «Искусство и правильные многогранники». Слайды 20 – 22

В эпоху Возрождения большой интерес к формам правильных многогранников проявили скульпторы. архитекторы, художники. Леонардо да  Винчи (1452 -1519) например, увлекался теорией многогранников и часто изображал их на своих полотнах. Он  проиллюстрировал правильными и полуправильными многогранниками книгу Монаха Луки Пачоли ''О божественной пропорции.''

Знаменитый художник эпохи возрождения Альбрехт Дюрер на переднем плане своей гравюры «Меланхолия» изобразил додекаэдр. В 1525 году он написал трактат, в котором представил, пять правильных многогранников, поверхности которых служат хорошими моделями перспективы

Сальвадор Дали использует в своей картине «Тайная вечеря» додекаэдр, который служит своеобразным «окном» в окружающий мир и подчеркивает важность этого события.

 

9. Рефлексия (2  минуты). Слайд 23

·     Что понравилось на уроке?

·     Какой материал был наиболее интересен?

·     Связь геометрии с какими науками вы увидели сегодня на уроке?

·     В каких еще областях деятельности можно встретиться с правильными многогранниками?

·     Как вы думаете, пригодятся ли вам знания данной темы в вашей будущей   профессии?

 

10. Подведение итогов. Выставление оценок (2 минуты).

 

11. Домашнее задание (1 минута). Слайд 24

Подготовиться к контрольному тесту по теме «Многогранники»


 

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Суражский промышленно-аграрный техникум»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Суражский промышленно-аграрный техникум»

Тема урока: Правильные многогранники

Тема урока: Правильные многогранники

Ход урока: 1.Организационный момент (1 минута)

Ход урока: 1.Организационный момент (1 минута)

Отчет микрогрупп о проделанной работе

Отчет микрогрупп о проделанной работе

Тетраэдр не имеет центра симметрии, но имеет 3 оси симметрии и 6 плоскостей симметрии

Тетраэдр не имеет центра симметрии, но имеет 3 оси симметрии и 6 плоскостей симметрии

Икосаэдр и его свойства. Слайды 10 – 11 Ø

Икосаэдр и его свойства. Слайды 10 – 11 Ø

Додекаэдр и его свойства. Слайды 12 – 13 Ø

Додекаэдр и его свойства. Слайды 12 – 13 Ø

В последнем столбце получилось одинаковое число 2

В последнем столбце получилось одинаковое число 2

Доклад ученика по теме: «Кубок

Доклад ученика по теме: «Кубок

Лучи этого кристалла, а точнее, его силовое поле, обуславливают икосаэдро-додекаэдровую структуру

Лучи этого кристалла, а точнее, его силовое поле, обуславливают икосаэдро-додекаэдровую структуру

Делается вывод о том, что тетраэдр, куб и октаэдр не имеют звездчатых форм, додекаэдр имеет три, а икосаэдр – одну звездчатую форму (это малый звездчатый…

Делается вывод о том, что тетраэдр, куб и октаэдр не имеют звездчатых форм, додекаэдр имеет три, а икосаэдр – одну звездчатую форму (это малый звездчатый…

Сообщение уч-ся «Искусство и правильные многогранники»

Сообщение уч-ся «Искусство и правильные многогранники»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.11.2020