Конспект урока по теме "Профессионализмы"
Оценка 4.7

Конспект урока по теме "Профессионализмы"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
28.10.2022
Конспект урока по теме "Профессионализмы"
Конспект урока по теме "Профессионализмы"
Конспект урока Профессионализмы.docx

Урок русского языка в 6 классе.

Учебник: Русский язык: 6 класс. Учебник для общеобразоват. организаций. В 2 ч.  / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. -  М.: Просвещение, 2020

Место урока: 5-ый урок в теме «Лексика. Культура речи».

 

Тема урока: Профессионализмы.

Цель урока: дать знания о лексике ограниченного употребления - о профессионализмах.

Задачи:

Предметные: формировать умение правильно использовать в речи профессионализмы.

Метапредметные: совершенствование разных видов речевой деятельности: слушание учителя и друг друга, развитие умения вести диалог в группе.

Личностные: воспитывать развитие ответственности; воспитывать интерес к определённым профессиям.

Тип урока: урок открытия нового знания.

 

Ход урока.

I. Организационный момент.

Здравствуйте,  шестиклассники. Сегодня мы с вами продолжим изучение раздела «Лексикология».

II. Проверка домашнего задания. (Беглый осмотр тетрадей)

Беседа по пройдённому материалу:

-Что такое лексика? (словарный состав языка).

-Что такое омонимы? Приведите примеры. (слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению. Лук-луг).

-Что такое синонимы? (слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения.)

-Как называются слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением?

-Как называются однокоренные слова ,сходные по звучанию и написанию ,но разные по значению?(паронимы).

-Как  называются общеупотребительные слова? ( Слова, употребляемые всеми людьми, независимо от профессии и места жительства.).

III.Изучение нового материала

-Ребята, а сейчас прочитаем стихотворение Бориса Заходера.

Слесарь

Мне нужны такие вещи:

Молоток,

Тиски

 И клещи,

Ключ,

Напильник

И ножовка,

А всего нужней

— Сноровка!

 

-Кто такой слесарь?

 

Слесарь - (профессия) (нем. Schlosser — замочник) — специалист по механической ручной обработке металлов и изделий из них, включая операции по их сборке, разборке и ремонту на производстве или в быту.

-Что нужно слесарю для работы? (Молоток, тиски, клещи, ключ,

напильник, ножовка)

-Во всех ли профессиях мы используем эти вещи? (Нет, только в данной профессии).

-Да, и слова связанные с особенностями работы людей той или иной профессии ,называются профессионализмами.

-Давайте откроем страницу 67 учебника и прочитаем информацию. (Дети читают по абзацам). Делаем вывод.

Выполним упражнение 141 устно. Художника попросили сделать иллюстрации к данным предложениям. Художник кое-что перепутал. Какие слова он имел в виду: общеупотребительные или профессиональные?

Упражнение 142.Спишите, сделав исправления. На доске делают 4 ученика (выходят  по два человека).

Для начала выясним, что же означают эти слова?

Палитра- небольшая тонкая и лёгкая доска четырёхугольной или овальной формы, на которой художник смешивает во время работы чистые краски для получения необходимых цветов.

 Зум- Объектив переменного фокусного расстояния (вариообъектив, трансфокатор; 
Пиксель-
Пиксель, пиксел или элиз - наименьший логический элемент двумерного цифрового изображения в растровой графике, или [физический] элемент матрицы дисплеев, формирующих изображение.

Наждак-Порошок из такого минералаупотребляющийся для шлифовки или чистки металлических изделийстекла и т.п.

Тубус-Труба в микроскопе, фотоаппарате и.т.д.

Акваре́ль (фр. aquarelle «водянистая» ← итал. acquarello) — техника изображения и разновидность изобразительного искусства, занимающая переходное положение между живописью и графикой.

Штифт-небольшой стержень,который применяется для неподвижного соединения деталей машин.

Кадр (от фр. cadre — «оправа, рамка») — фрагмент кино- или видеоряда, отдельное изображение или отрезок киноплёнки. Кадр фотографический — единичное фотографическое изображение объекта съёмки

Мольберт — это подставка для картин, а также специальное устройство, которым пользуются художники, когда работают с холстами

Эста́мп — произведение графического искусства, представляющее собой гравюрный либо иной оттиск на бумаге с печатной формы (матрицы).

Гуа́шь — вид клеевых водорастворимых красок, более плотный и матовый, чем акварель. Состоит из растёртых пигментов (минералы, окислы металлов и глины) и связующего (клея).

Втулка - это кольцо или кромка, вставленная в отверстие через тонкий материал, обычно лист текстильной ткани, листовой металл или композит из углеродного волокна, дерева или сот.

Форте-полная сила музыкального звука.

Фотовспы́шка, импульсный фотоосветитель, ИФО — источник искусственного освещения, предназначенный для создания кратковременных световых вспышек большой интенсивности

Стаме́ска (стаме́зка) — плотничий или столярный ручной режущий инструмент.

Октава-промежуток между одноимёнными звуками различной высоты.

Гамма — звукоряд из восьми нот, где первая и последняя совпадают по названию, но отстоят друг от друга на октаву.

Зуби́ло — ударно-режущий инструмент для обработки металла или камня.

АККОРД, а; м. [итал. accordo]. Одновременное сочетание нескольких музыкальных звуков различной высоты, воспринимаемое как звуковое единство.

Слово «вокализ» происходит от латинского слова vocalis, что означает «звучный, гласный, певучий»

Ребята самостоятельно составляют предложение с любым профессиональным словом.

Физическая минутка.

IV.Закрепление нового материала

-А сейчас я вам задание: разделите на три колонки слова:

1. Строитель.                        2.Повар.                   3.Врач.  

-Диктую вам слова. Вы должны их распределить по колонкам:

Лечение, доска, шпатлевка, соус, укол, жаркое, балка, блины, диагноз, рецепт, отбивная, арматура ,кастрюля, педиатр, шпатель, сковорода, боль, штукатурка, расстегай ,котлован.

Проверяем. Устно составляем 5-6 предложений с данными словами.

Работа по карточкам. Раздаю.

Нужно соединить профессии и профессионализмы :

Учитель

Ча-ча-ча

Певец

наручники.

Врач

учебный план

Танцор

аранжировка 

Полицейский

скальпель

 

                                                                                                                          Следующее задание (устно):

Определите профессию работника по его словарю:

1Дед-лайн, жёлтая пресса, издатель , интервью

2. Букет, декоративный стиль, букет для невесты, фриз

3. Биозавивка, гаврош, фиксация, шатуж

4.Ампер, демонтаж светильников, заземлитель, заряд.

5. Менеджмент, тренинги продаж, демпинг, маркетинг

6.Вибрато, дикция, диапазон ,пиано.

Ответы:1-журналист,2-флорист 3.-парикмахер 4 .-электрик 5.-менеджер по продажам.6.-певец.

Словарь:

Фриз — это плоская работа, имеющая форму полосы или ленты. Присутствует вертикальный орнамент, либо фигурный рисунок. Фризами украшаются стены.

Гаврош — вид женской стрижки, имевший распространение в конце 60-х, начале 70-х годов XX века. Короткие волосы на макушке, темени и висках и длинные на шее.

Фиксация — закрепление формы прически с помощью различных средств для укладки.

Шатуж — мелирование мелкими частыми прядями, которое дает «рассеянный» эффект.

Демпинг – продажа продукции по заниженной цене (или ниже себестоимости) по причине низкой конкурентоспособности.

Маркетинг – (от англ. market – рынок), анализ потребностей рынка, выявление и удовлетворение запросов потребителей с выгодой для компании.

Вибрато – заключается в колебании тона звука, вызываемом периодическим движением диафрагмы

Дикция – единая манера художественной выразительности.

Диапазон – объем голоса от самого нижнего до самого верхнего звука.

Пиано – спокойное, созерцательное настроение.

-Ребята ещё одно задание:

По фразеологизмам определить профессию и назвать по одному  профессионализму к ним. Объяснить значение фразеологизмов.

1.    Появляться на сцену (являться, показываться где-либо в обществе)-Артист.

2.    Крутить баранку - работать шофёром.

3.    Разбойники пера – Журналисты.

4.    Стричь под одну гребёнку - уравнивать кого-либо с кем-либо в каком-либо отношении, не считаясь с различиями; оценивать всех одинаково – Парикмахер.

5.    Классная дама - воспитательница в женских средних учебных заведениях.

6.    Воздушный извозчик - о лётчике гражданской авиации.

7.    Шито белыми нитками (грубо подделано; неловко, неумело скрыто что-либо) - Швея

8.    Ловить в свои сети - завлекать кого-либо, заинтересовывать собой. - Рыбак.

9.    Убить двух зайцев - одновременно сделать два дела; добиться осуществления двух целей.- Охотник.

10. Бросать якорь - останавливаться где-либо, устраиваться на постоянное жительство.- Моряк.

Выполняем упражнение 143. Прочитайте. Какая была у тракториста военная специальность? По каким словам вы это узнали? Спишите, обозначая орфограммы. (Самостоятельная работа).

Упражнение 144 .Читаем по ролям. Какое профессиональное слово не понял Алик? Прав ли он, что вообще не надо употреблять профессиональные слова?

-Творческое задание .Напишите небольшой текст о какой-либо профессии, используя профессионализмы.(2-5 человек читают вслух).

IV.Подведение итогов занятия

Ответьте на вопросы:

-Профессионализмы являются общеупотребительными или необщеупотребительными?

- Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной профессии, специальности, называются

Таким образом, делаем вывод: специальная лексика и профессиональные слова свойственны людям одной профессии. Это названия специальных понятий и предметов в производстве, ремесле, промысле. Например, руль – баранка в речи шофёров, свободный урок у учителей - окно.

VI. Инструктирование по выполнению домашнего задания

Домашнее задание: Параграф 24,выучить термин профессионализмы; упражнение 145.Составьте словарь профессии из 15- 20 слов, включив в него профессионализмы.

VII. Рефлексия.

              «Я хочу сказать ...» Учащиеся выбирают  начало фразы  или вопрос и заканчивают предложение.

1.     Мне больше всего удалось ...

2.     За что ты можешь себя похвалить?

3.     За что ты можешь похвалить одноклассников? Что приобрёл?

4.     Что меня удивило?

5.     Для меня было открытием то, что ...

6.     Что, на ваш, взгляд удалось?

7.     Что, на ваш, взгляд не удалось? Почему? Что учесть на будущее?

8.     Мои достижения на уроке ...

 

                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    Источники:

 

Источник: https://poemata.ru/poets/zahoder-boris/slesar/

Источник: https://poemata.ru/poets/ivanova-natalya/lyotchik/

https://hair-world.ru/online-service/dictionary-of-professional-terms-for-hairdressers.html

https://turgunov.ru/slovar-spetsialnykh-terminov-menedzhera-po-prodazh

https://burido.ru/1022-professionalnye-frazeologizmy?utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2F 

https://infourok.ru/refleksiya-na-urokah-russkogo-yazika-i-literaturi-metodicheskaya-kopilka-priemov-1514604.html

https://master-220.ru/art/index.php?page=dictionary-electrician

https://nauka.club/russkiy-yazyk/obshcheupotrebitelnye-i-neobshcheupotrebitelnye-slova.html

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Урок русского языка в 6 классе

Урок русского языка в 6 классе

Что такое лексика? (словарный состав языка)

Что такое лексика? (словарный состав языка)

Слесарь - (профессия) (нем. Schlosser — замочник) — специалист по механической ручной обработке металлов и изделий из них, включая операции по их сборке, разборке и…

Слесарь - (профессия) (нем. Schlosser — замочник) — специалист по механической ручной обработке металлов и изделий из них, включая операции по их сборке, разборке и…

Наждак- Порошок из такого минерала , употребляющийся для шлифовки или чистки металлических изделий , стекла и т

Наждак- Порошок из такого минерала , употребляющийся для шлифовки или чистки металлических изделий , стекла и т

Стаме́ска (стаме́зка) — плотничий или столярный ручной режущий инструмент

Стаме́ска (стаме́зка) — плотничий или столярный ручной режущий инструмент

Учитель Ча-ча-ча

Учитель Ча-ча-ча

Фиксация — закрепление формы прически с помощью различных средств для укладки

Фиксация — закрепление формы прически с помощью различных средств для укладки

Шито белыми нитками (грубо подделано; неловко, неумело скрыто что-либо) -

Шито белыми нитками (грубо подделано; неловко, неумело скрыто что-либо) -

VI . Инструктирование по выполнению домашнего задания

VI . Инструктирование по выполнению домашнего задания

Источники: Источник: https://poemata

Источники: Источник: https://poemata
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.10.2022