Учитель физики
МБОУ «Колодезянская школа» Асанов Р.И.
9 класс
План-конспект урока №86
Тема урока: Урок-конференция "Радиоактивные излучения в природе, медицине,
технике"
Цель: ознакомление учащихся с понятием радиоактивных излучений, их происхождением, применением в различных сферах жизни и вопросами радиационной безопасности
Задачи урока:
1. Формирование знаний о природе радиоактивных излучений.
2. Освоение информации о применении радиоактивных излучений в медицине, промышленности и науке.
3. Развитие умения анализировать и систематизировать полученную информацию.
4. Воспитание осознанного отношения к вопросам радиационной безопасности.
Оборудование:
· Компьютер, проектор,
· Мультимедийная презентация.
· Таблица периодических элементов Менделеева.
· Лабораторное оборудование (по возможности): дозиметр, образцы радиоактивных веществ
Дидактический материал: надписи, иллюстрации.
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент (приветствие, проверка готовности к уроку, мотивация учебной деятельности, настрой учащихся)
2. Актуализация опорных знаний
Краткая беседа с учениками о том, что они знают о радиоактивности и радиации. Возможные вопросы:
· Что такое радиоактивность?
· Кто открыл радиоактивность?
· Какие виды радиоактивных излучений вы знаете?
3. Изучение нового материала
Понятие радиоактивности (10 минут)
· Определение радиоактивности.
· Источники радиоактивных излучений: природные и искусственные.
· Виды радиоактивных излучений: альфа-, бета- и гамма-излучения.
· Механизм распада радиоактивных ядер.
Применение радиоактивных излучений в природе, медицине и технике (20 минут)
· Применение в природе:
· Естественная радиоактивность окружающей среды.
· Роль радиоактивных элементов в геологии и биологии.
· Применение в медицине:
· Диагностические методы: рентгенография, КТ, МРТ.
· Лучевая терапия в лечении онкологических заболеваний.
· Радиофармпрепараты.
· Применение в технике:
· Атомные электростанции.
· Радиоизотопные источники энергии.
· Дозиметры и контроль радиационного фона.
Радиоактивные элементы
Радиоактивные элементы — это металлы, s-, p-, d-, f-элементы таблицы Менделеева с большим зарядом ядра и большой атомной массой.
Источники радиации:
· Природные: космические лучи, радионуклиды в почве, воде, атмосфере.
· Искусственные: испытания ядерного оружия, космическое излучение, медицинские рентгеновские лучи, выбросы АЭС.
Естественное излучение в природе
Земля получает разные виды излучения из космоса и от радиоактивных веществ в земной коре. Магнитное поле Земли отклоняет заряженные радиоактивные частицы, поэтому уровни космического излучения различаются в зависимости от широты местности. Чем дальше от земной поверхности, тем сильнее космическое излучение.
Влияние радиации на окружающую среду
Атомные станции и предприятия ядерной промышленности создают дополнительный источник техногенной радиации. Однако при нормальном функционировании они практически не меняют природный фон. Радиационная опасность возрастает лишь в аварийных ситуациях.
Влияние радиации на организм человека
Кратковременные высокие дозы радиации (более 100 бэр) приводят к лучевой болезни. Дозы ниже 100 бэр могут вызывать рак, хотя предсказать это точно невозможно. Ядерная медицина использует открытые радиоактивные вещества для диагностики и лечения заболеваний.
Применение радиоактивных изотопов
· Биология: Радиоактивные изотопы помогают изучать обмен веществ в организмах, включая обновление атомов в теле и процессы фотосинтеза.
· Медицина: Диагностика и терапия с использованием радиоактивных изотопов (йод, натрий, золото, фосфор).
· Сельское хозяйство: Применение радиоактивных изотопов для увеличения урожайности, мутаций растений, консервации пищевых продуктов и борьбы с вредителями.
· Промышленность: Контроль износа деталей, изучение процессов в металлургии, создание мощных источников питания и измерительных приборов.
Эти примеры показывают широкие возможности использования радиоактивных изотопов в науке, медицине, сельском хозяйстве и промышленности.
. Физкультминутка
4. Закрепление изученного материала
Демонстрация работы дозиметра (если имеется возможность). Обсуждение результатов измерений.
5. Рефлексия. Подведение итогов
Подведение итогов урока. Ответы на вопросы учеников. Обобщение полученной информации.
6. Домашнее задание
а) Повторить пройденный материал.
б) Подготовить сообщения о конкретных примерах использования радиоактивных излучений в различных отраслях.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.