Конспект урока по теме: Слушание литературного произведения о природе. Произведение по выбору, например, И.С Соколов-Микитов "Русский лес"
Оценка 5

Конспект урока по теме: Слушание литературного произведения о природе. Произведение по выбору, например, И.С Соколов-Микитов "Русский лес"

Оценка 5
docx
08.06.2024
Конспект урока по теме:  Слушание литературного произведения о природе. Произведение по выбору, например, И.С Соколов-Микитов "Русский лес"
урок 18.docx

Дата                                                                                                         1 класс

Урок                  Литературное чтение (обучение грамоте)

Тема.      Слушание литературного произведения о природе. Произведение по выбору, например, И.С Соколов-Микитов "Русский лес"                            

Цель: создать условия для знакомства с произведением И.Соколова –Микитова, с его отношением к русской природе, для открытия новых тайн и красоты деревьев русского леса через литературу.

Задачи:

Развивающие.

1. Развивать воображение, мышление, речь.

2. Развивать творчество детей.

3. Развивать эмоциональную, социальную и познавательную мотивацию.

4. Обогащать словарный запас и кругозор детей.

Обучающие.

1. Познакомить с произведением И. Соколова-Микитова “Русский лес”.

2. Учить осознанному восприятию текста.

3. Учить краткому пересказу.

4. Познакомить с деревьями русского леса.

Воспитательные.

1. Воспитывать бережное отношение к природе.

3. Воспитывать чувство дружбы и взаимопонимание.

УУД:

Личностные

– интерес к содержа­нию и форме художественных произведений;

– интерес к творческой деятельности на основе литературных произведений;

– интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в ли­тературе;

Регулятивные:

– принимать и сохра­нять учебную задачу, отбирать способы ее ре­шения;

– выполнять учебные действия в устной речи и во внутреннем плане;

– выбирать способы ра­боты с текстом в зависимости от его типа и стиля, самостоятельно рабо­тать с учебником;

– соотносить внешнюю оценку и самооценку.

Познавательные:

– отличать художе­ственный текст от научного и научно-популяр­ного;

– произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи;

– пересказывать текст по плану;

– искать информацию, представлять найденную информацию;

– уметь различать су­щественную и дополнительную информацию, выделять главное;

Коммуникативные:

– выражать свои мысли в устной форме, в монологе и диалоге, использовать доступные рече­вые средства в соответствии задачей высказы­вания;

– проявлять устойчи­вый интерес к общению и групповой работе;

– принимать участие в коллективном выполнении заданий.

Оборудование: картины деревьев, учебник литературного чтения  О. В. Кубасовой, тетрадь на печатной основе по литературному чтению О. В. Кубасовой.

 

 

 

 

Ход урока

1.Орг. момент

II. Актуализация

1. Выразительное чтение рассказа Ю. Яковлева «О нашей Родине». (отметка за чтение с комментарием)

2. Беседа по вопросам:

- Что необходимо любому человеку, по мнению писателя? (Человеку нужна Родина)

-Что значит «маленькая Родина»?

-С кем сравнивают Родину и почему? (С мамой, «у каждого она одна» , «…гордится своими сыновьями и дочерьми»

III. Работа по теме урока.

1.      Целевая установка.

-Как выдумаете, о чем будет урок? (ответы детей)

- Да, сегодня мы продолжим разговор о Родине, о природе. Узнаем много интересного, а какое поможет нам в этом произведение, смотрим  на странице 90. («Русский лес»)

 -Прочтите фамилию автора.

-Еще раз назовите автора этого произведения. (Обратить внимание на ударение в фамилии автора)

-Но прежде чем мы начнем работать с произведением, хотелось бы сказать несколько слов об авторе.

А). Знакомство с  биографией автора.

На доске портрет писателя

Иван Сергеевич Соколов-МикитОв прожил долгую, богатую событиями жизнь. Родился 30. 05. 1892 года в урочище Осеки Калужской губернии (ныне Перемышльский район Калужской области) в семье Сергея Никитича Соколова — управляющего лесными угодьями богатых купцов Коншиных. Мать вела крестьянское хозяйство.

И. С. Соколов добавил к фамилии прозвище, данное в деревне их семье по имени деда, дьякона Никиты, и подписывался Соколов-Микитов.

Умер Соколов-Микитов 20.02.1975 года в Москве. По завещанию, урна с его прахом была захоронена на Новом кладбище в Гатчине. В 1983 году на захоронении был установлен памятник.

Известный своими описаниями русской природы.

3. Знакомство с текстом.

А) Обзор текста.

-Пролистайте текст. Что вы заметили интересного? ( Текст состоит из 5 текстов)

-Правильно. Это 5 небольших статей. Слово «статья» произошло от латинского слова, обозначающего «часть целого».  В каждой мини - статье говорится об особенностях этих деревьев русского леса.

-О каких деревьях пишет Соколов-Микитов? (Дети перечисляют)

Б). Постановка учебной задачи.

-Как вы думаете, какая перед нами сегодня стоит задача? ( Познакомиться с особенностями деревьев наших лесов)

- Как называется текст? ( «Русский лес»)

-Как вы думаете, почему именно так автор назвал своё произведение? (ответы детей)

- Наша страна огромная, и леса в ней разные. И нигде в мире мы не найдём больше такой красоты, поэтому автор и посвятил своё произведение русскому лесу.

 (на доске картины деревьев – береза, дуб, ель, липа, клен)

Б). Первичное знакомство с текстами и работа над лексическим значением.

-Послушайте первую статью «Береза» и подумайте – о какой особенности говорит нам автор. (Чтение учителем)

- Встретились ли вам слова, значение которых вам не понятно или не знакомо?

Милее (от слова «милый» ) - привлекательнее, приятнее

Золотистая  (листва) – с золотым отливом, цвета золота

Увядающая (листва) – увядать то же, что  «вянуть»

Липкие нити серебристой паутины – «паутина получается из паутинных бородавок, которые расположены на брюшке паука. Через них жидкий секрет (продукт выделения специальный желез) выделяется пауком и быстро затвердевает на воздухе, превращаясь в прочную эластичную и липкую нить».

Прозрачен и чист воздух – пропускающий через себя свет и не содержащий ничего постороннего, без примесей.

-О каких особенностях березы нам говорит автор? (Символ России, белый ствол покрыт тонкой берестой, осенью золотистая листва)

-Прочитайте про себя текст и подготовьтесь ответить на вопросы. (Работа в парах)

- Докажите словами из текста. С чем сравнивает автор паутину? ( с серебряными нитями). А листочки? (с золотом).

- Какие литературные приёмы использует автор? (сравнения и эпитеты).

- Что такое эпитет? (образное сравнение).

- Найдите эпитеты в тексте. (золотистая листва).

-А почему автор говорит –«хороши и чисты березовые светлые рощи»?( ответы детей)  (Слайд о березовой роще)        .

 Работа с иллюстрациями ( береза и дуб )

-Посмтрите на картинки. Сравните березку и дуб. Что вы можете сказать? (Ответы детей)

-А теперь послушайте вторую статью «Дуб» и подумайте – о какой особенности говорит нам автор. (Читает сильный ученик)

- Поработаем над словами, значение которых вам не понятно или не знакомо.

Красивее - доставляющий наслаждение взору, приятный внешним видом.

Богатырь- человекочень большой силы, стойкости, отваги.

Развесистые ветви – с широкими нависшими ветвями

Грозно ( шумит зеленая вершина) – внушает страх, или грозит опасностью, гибелью

- Как упоминался дуб в народных русских сказках и былинах? (дуб - богатырь).

 Почему? (у него очень крепкий, толстый ствол и могучая, мощная, развесистая крона). Найдите и зачитайте эти строки.

-Прочитайте про себя текст и подготовьте ответить на вопросы.

-Найдите в тексте указание на то, когда распускаются на дубах почки? (Позже  других деревьев)

- Что издавна приметили люди при цветении дуба? (в это время дует холодный северный ветер).

-О каких особенностях дуба нам говорит автор? (дуб-богатырь, развесистые ветви, в вершинах вьют гнезда птицы, весной позже других деревьев на нем распускаются почки)

- Слушаем статью «Ель» и подумаем – о какой особенности говорит нам автор. (Читает статью сильный ученик)

- Поработаем над словами, значение которых вам не понятно или не знакомо.

Распространенное  (дерево) – широкоизвестное, обычное, часто встречающееся

Ютятся - располагаются, помещаются на небольшом пространстве.

Лютая (стужа) - очень сильная, очень холодная, суровая, беспощадная.

-О каких особенностях ели нам говорит автор? (Распространенное дерево, тенелюбивое, в густых и колючих ветках ютятся птицы, живут белки, выводят птенцов клесты)

-Ребята, а кто из вас был в еловом лесу? Поделитесь впечатлениями. (ответы детей)

 

-Прочитайте про себя текст и подготовьте ответить на вопросы.

- В какое время года автор описывает ель? Возможно ли это определить? (нет). Почему? (потому что хвоя ели всегда зелёная - и зимой и летом).

- Почему в еловом лесу нет надежды собрать много грибов? ( в еловом лесу всегда темно, т. к. ветви елей очень широкие и почти не пропускают свет). Докажите словами из текста.

- Какие птицы зимой в еловом лесу выводят и выкармливают птенцов? (клесты).

Слушаем статью «Липа» и подумаем – о какой особенности говорит нам автор. (Читает статью сильный ученик)

- Поработаем над словами, значение которых вам не понятно или не знакомо.

Нежное (дерево) – чувствительное

-О каких особенностях липы нам говорит автор?  (Красивое, веселое и нежное дерево, липовый мед, раньше других сбрасывает листву )

-Прочитайте про себя текст и подготовьте ответить на вопросы.

- Чем издавна славится липа? (сладким липовым мёдом, нежными листочками).

-Узнаем еще об особенностях одного дерева, познакомимся со статьей «Клен» (читает учитель)

- Поработаем над словами, значение которых вам не понятно или не знакомо.

Пурпурные - ярко - красные, багряные.

-О каких особенностях клена нам говорит автор?  (Лапчатые листья, растет в сообществе других деревьев, крепки и туги ветви, сажают люди, праздничное дерево )

-Прочитайте про себя текст и подготовьте ответить на вопросы.

- Как обычно растёт клён? Докажите словами из текста. (в сообществе с другими деревьями).

- С чем сравнивает автор кленовые ветви? (с пружиной). Благодаря этой особенности люди в древности предпочитали плести корзины из кленовых или ивовых прутьев.

- Когда особенно красивы клёны? (осенью).

-Найдите и зачитайте слова, которыми автор описывает листья клёна. ( лапчатые листья, пурпурные и золотистые листья).

- Зачитайте, где обычно люди сажают клёны? (первое предложение 2 абзаца).

- Какое ещё предложение вам хотелось бы зачитать об этом дереве?

Первичное обобщение.

- О каких деревьях вы прочитали? (берёза, дуб, ель, липа, клён).

- Как автор говорит о каждом дереве? ( с чувством уважения и восхищения).

- Докажите строками из текста ( первое предложение каждого текста).

IV. Физминутка.(1 мин)

Мы листики осенние,

(Плавное покачивание руками вверху над головой.)

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели.

(Руки в стороны.)

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

(Присели.)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

(Плавное покачивание руками вверху над головой.)

Закружились, полетели

И на землю снова сели.

(Дети садятся по местам.)

Продолжение работы по теме урока.

5.Работа в группах.

-Ребята, у нас на доске закреплены особенности деревьев. У вас на столах лежат рисунки деревьев и их листочки. Выберите соответствующее дерево, его особенности  и листок, и прикрепите к нужному дереву.

-Молодцы! Справились быстро и без ошибок.

 Работа в тетради.

-А сейчас мы будем готовить текст «Береза» к краткому пересказу.

-Давайте вспомним, что такое краткий пересказ?( Краткий пересказ - это рассказ какого-то произведения. Но мы кратко описываете все события, которые произошли в этом произведении. Как бы сжимаем текст)

-Давайте составим план этого произведения и попробуем, как вы сказали, сжать этот текст. (тетрадь на печатной основе стр. 60).

-Прочтите текст про себя и определите, сколько в нем частей. (В тексте 3 части)

-Давайте прочтем первую часть и подумаем, о чем она, какова ее тема? (Читают первый абзац)

-Какой заголовок предлагаете? (Заглавие –Хороши и чисты березовые рощи.)

-Запишем в тетрадь заглавие.

-Читаем вторую часть.

-О чем эта часть? Какова ее тема?

-Как можно озаглавить вторую часть? (Золотистая увядающая листва падает на землю.)

-Запишите заглавие в тетрадь.

-Читаем третью часть.

-Тема этой части?

-Как можно озаглавить третью часть? (Малейший звук слышится в березовом лесу)

-Запишите заглавие в тетрадь.

-А теперь мы будем «сжимать» текст и готовиться к краткому пересказу.

-Читаем первую часть статьи.

-Итак, мы должны оставить самое главное. Что оставляем?

- «Хороши и чисты березовые светлые рощи. Белы стволы берез, покрыты берестою…»

-Читаем вторую часть статьи.

-Что можем опустить, что оставить обязательно?

-«Ранней осенью березовый лес роняет золотистую увядающую листву на землю».

-Третью часть читаем.

-Что можем опустить, а что оставить?

-«От дерева к дереву протянуты тонкие нити паутины. Прозрачен и чист воздух. Малейший звук слышен в березовом лесу».

-А теперь давайте соединим наши сжатые части текста и послушаем, что у нас получилось. (Пробный пересказ: «Хороши и чисты березовые светлые рощи. Белы стволы берез, покрыты берестою…» Ранней осенью березовый лес роняет золотистую увядающую листву на землю. От дерева к дереву протянуты тонкие нити паутины. Прозрачен и чист воздух. Малейший звук слышен в березовом лесу)

IV. Рефлексия.(1 мин)

- Что нового вы узнали о деревьях из произведения И. С. Соколова - Микитова?

-Чему учились?

-Что получилось?

-Над чем еще надо поработать?

-У вас у каждого несколько листочков. Зеленый листок –я доволен своей работой, желтый листок – у меня не все получилось, но я старался, белый листок – на уроке я скучал. Оцените свою работу и поднимите вверх листочки.

-Молодцы! Все хорошо трудились.

Дополнительный материал.(если останется время)

-Послушайте и угадайте о каком дереве пойдет речь. (Читает учитель)

  -Славяне  почитали это дерево как священное, как дерево-мать, дарующее своим детям все необходимое. В самом деле, нашим предкам было за что почитать это дерево, ведь из ее коры они плели циновки и лапти (Лыко – лубяные волокна из коры. Кору заготавливали впрок весной. Для получения лыка её замачивали в бочках. Лубяные волокна отслаивались от наружного слоя коры. Их высушивали и плели лёгкую обувь – лапти, а также лыковые корзины и даже верёвки) , из веток связывали веники, из мягкой древесины изготавливали посуду -ложки, миски, горшочки… такая посуда не имела смоляного запаха, была лёгкой и практичной. ; настой из цветков этого дерева служил им лучшим лекарством, а душистый мед излюбленным лакомством.

-Назовите, о каком дереве шла речь? (Липа)

- В «Лесном словаре» начала прошлого века я прочитала: «Дерево это поставлено на той же ступени, на какой лев находится между четвероногими, а орёл между птицами. И это дерево сделалась эмблемой высоты, силы, долговечности» Не зря говорят: «Крепкий, как …».(Дуб)

-А как дуб размножается? (помочь, если будут затрудняться) - В золотой клубочек спрятался дубочек. (жёлудь)

-А знаете ли вы, что есть каша «дубовая»? (да, из дуба можно сварить кашу, испечь лепёшки, оладьи и даже торты.)

 - Внимание! О каком дереве сказано: «Вечно зелёное дерево. Крона в виде конуса. А в шишке "прячется" целый лес. Под крепкими чешуйками созревает более 150 семян! (Ель)

- Главная отличительная особенность этого дерева– ствол, покрытый белой, гладкой, отслаивающейся корой – берестой. Благодаря тёмным полоскам и чёрточкам это дерево без труда способно переносить как жару, так и холод. Когда становится слишком жарко, они открываются и пропускают внутрь растения воздух, в морозы, наоборот, плотно закрываются и не дают замёрзнуть. Древесина очень плотная. Из неё делают мебель, лыжи, инструменты. Сок полезен для здоровья. Только не спешите собирать его, ведь без сока дерево погибнет. (Береза)

-Какое дерево, как и берёза, даёт сладкий сок.(Клен)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Русский лес

Зимой и летом, осенью и весною хорош русский лес. В тихий день выйдешь, бывало, в лес на лыжах - дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветки высоких и маленьких елей. Нет-нет сорвется такая белая шапка с вершины высокой ели, рассыплется серебристой легкой пылью - и долго колышется освобожденная от тяжести снега еловая зеленая ветка. Высокие вершины елей унизаны ожерельем лиловых шишек. С веселым свистом перелетают с ели на ель, качаются на шишках стайки грудастых клестов.

Идешь по зимнему тихому лесу и не налюбуешься. Иллюстрация из книгиВысокие, недвижные спят сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых, нетронутых сугробах. Тихо в спящем лесу, но чуткое ухо улавливает живые тонкие звуки. Вот где-то застучал и вскрикнул, перелетая с дерева на дерево, пестрый дятел. Серый рыжеватый рябчик с шумом сорвался с ветки, скрылся в лесной глубине. Проказница-белка теребит у вершины ели спелую шишку, роняя на снег темные легкие шелушинки, смолистые обгрызенные стерженьки. Бесшумно пролетели у края леса, закричали голубоватые сойки.

Невидимой жизнью полниться лес. От дерева к дереву тянутся легкие следы белок, маленькие следочки лесных мышей и птиц. Только очень внимательный человек может наблюдать жизнь зимнего леса. Нужно уметь ходить тихо, слушать и останавливаться. Тогда откроется перед вами вся красота спящего зимнего леса.

Хорош лес ранней и поздней весною, когда начинает пробуждаться в нем сокрытая от глаз и ушей бурная жизнь. Тает зимний снег. Над головой видны осыпанные надувшимися смолистыми почками тонкие ветки берез. Все больше и больше слышится в лесу птичьих голосов. Начинают петь первые прилетные птицы, токуют в глухих местах глухари. Опавшей хвоей осыпан под елями ноздрястый снег. На лесных полянах первые появились проталины. На обнажившихся кочках видны зеленые крепкие листочки брусники. Кое-где на пригреве начинают зацветать, ковром разрастаются подснежники-перелески. Пахнет смолистыми почками, корою деревьев. Поют дрозды. На вершине высокого дерева, весь в лучах восходящего солнца, воркует дикий голубь-витютень.

Придет радостный день - зеленою дымкой покроется опушка березового леса. Кукуют кукушки. По утрам, перед рассветом, слетаются на ток краснобровые красавицы тетерева-косачи.

Иллюстрация из книгиВечером над вершинами леса тянут, хоркая и циркая, длинноносые вальдшнепы. Крякают над рекой дикие утки. На краю лесного болота высоко в небе токует баранчик-бекас.

Многое можно услышать в пробуждающемся весеннем лесу. Тонко пищат рябчики, гугукают по ночам невидимые совы. На непроходимом болоте водят весенние хороводы прилетевшие журавли. Над желтыми золотистыми пуховками цветущей ивы жужжат пчелы. А в кустах на берегу реки защелкал, звонко запел первые соловей.

Кто из вас не побывал знойным летом в прохладном темном лесу? Примолкли самые голосистые птицы-певцы, уже не поют по закрайкам леса звонкоголосые соловьи.

Идешь по лесу, хорошенько приглядываясь, - нужно уметь находить грибные места, знать, где какой растет гриб. Вот под деревьями смешенного леса краснеет шляпка подосиновика. Нагнешься, срежешь ножом толстый корешок гриба, аккуратно положишь находку в корзину. Иллюстрация из книгиКое-где попадаются крепкие боровики. Приятно взять в руки холодноватый гриб. Вот широким хороводом рассеялись на поляне красивые красные мухоморы. В сосновом бору попадаются рыжики. В молодом березовом лесу, под листьями высокого папоротника, густо сидят грибы подберезовики.

На лесных открытых полянах зреет душистая вкусная земляника. В середине лета поспевает лесная малина. А по закрайкам болот созревает черника, краснеют на зеленых ветках ягоды брусники.

Особенно красив и печален русский лес в ранние осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна раскрашенных кленов и осин. Медленно кружась в воздухе, падают с берез пожелтевшие легкие листья. От дерева к дереву протянуты тонкие серебристые нити липкой паутины.

Тихо в осеннем лесу. Шелестит под ногами опавшая сухая листва. Кое-где краснеет шляпка позднего подосиновика. Тонко просвистит рябчик, покличут высоко в небе пролетающие косяком журавли.

Что-то грустное, прощальное слышится и видится в осеннем лесу. Идешь, бывало, по такому осеннему, расцвеченному красками лесу, - музыкальным, поэтическим чувством наполняется душа. Бабьим летом называли на деревне это осеннее краткое время.

Прозрачен и чист осенью воздух, прозрачна вода в лесных ручьях: каждый виден на дне камешек. Еще цветут поздние осенние цветы. Готовятся к отлету певчие птицы. Нет-нет затрещит в лесу дрозд, застучит на сухом дереве труженик-дятел. Еще зеленый, роняя спелые желуди, стоит на краю леса старый развесистый дуб. Но уже оголились вершины берез. На темном фоне сплошного елевого леса отчетливо видны яркие краски осин. Уже облетели, плавают по воде легкие пожелтевшие листья ив. Хорошо в осеннем цветистом лесу. Долго не хочется из него выходить, прощаться с золотыми осенними днями.


 

Дата 1 класс

Дата 1 класс

Ход урока 1.Орг. момент II

Ход урока 1.Орг. момент II

Золотистая (листва) – с золотым отливом, цвета золота

Золотистая (листва) – с золотым отливом, цвета золота

Слушаем статью «Липа» и подумаем – о какой особенности говорит нам автор

Слушаем статью «Липа» и подумаем – о какой особенности говорит нам автор

Давайте составим план этого произведения и попробуем, как вы сказали, сжать этот текст

Давайте составим план этого произведения и попробуем, как вы сказали, сжать этот текст

Не зря говорят: «Крепкий, как …»

Не зря говорят: «Крепкий, как …»

Русский лес Зимой и летом, осенью и весною хорош русский лес

Русский лес Зимой и летом, осенью и весною хорош русский лес

Многое можно услышать в пробуждающемся весеннем лесу

Многое можно услышать в пробуждающемся весеннем лесу
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2024