Конспект урока по теме (технологическая карта):
«Популяция- структурная единица вида, единица эволюции»
учитель биологии
МКОУ «Бут-Казмалярская СОШ»
Гаджиева С.Н.
Тип урока – комбинированный урок.
Цель урока: создать условия для осмысления процессов, происходящих в популяции как единице эволюционных преобразований; выявления причинно-следственных связей, выявления причин и определения последствий.
Задачи:
образовательные:
- сформировать знания о популяциях; изучить их свойства, структуру, демографические показатели;
- обобщить знания о процессах, происходящих в популяции как единице эволюционных преобразований;
-отрабатывать умения решения заданий ЕГЭ
развивающие:
-активизировать познавательную деятельность учащихся;
-развивать умение подбирать аргументы, строить доказательства, логическую цепочку рассуждений, ведущую к формулированию умозаключений;
-развитие навыков смыслового чтения и работы с учебным и источниковым текстом
-формировать информационную культуру.
воспитывающие:
-сформировать бережное отношение к окружающей среде;
-воспитание биологической грамотности
Методы обучения:
1. словесные – рассказ, объяснение.
2. наглядные – демонстрация презентации, слайд шоу.
3. проблемные – постановка проблемных вопросов
Тип урока: комплексное применение знаний и умений.
Планируемые результаты:
-Обучающиеся должны называть параметры популяции как единицы эволюции;
-Уметь характеризовать процессы, протекающие в популяции;
-Делать выводы о популяции как единице эволюции.
Обеспечение урока:
- проектор, ноутбук;
- гербарий,
- презентация,
-таблица «модификационная изменчивость»
учебник Сивоглазов В.И. Общая биология . Базовый уровень.11кл / В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т..Захарова. – М.: Дрофа, 2018.
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающегося
|
|
||||||||||||||||
I.Организационный этап.
II. Актуализация знаний Цель: повторение основных понятий и закономерностей |
Учитель приветствует, организует и настраивает учащихся на активную работу на уроке. Проверка домашнего задания по теме «Вид. Критерии вида» 1.Задание «Вспомни термины и понятия» Эволюция Борьба за существование Естественный отбор Вид 2.Опишите систематическое положение вида на примере кошки
3.Объясните с позиции Дарвинизма и СТЭ Задание 15 ЕГЭ Какие факторы являются движущими силами эволюции? 1) модификационная изменчивость 2) мутационный процесс 3) естественный отбор 4) приспособленность организмов к среде обитания 5) популяционные волны 6) абиотические факторы среды .
Тест«Вид. Критерии и структура» Верно ли утверждение? 1.Вид — это группа особей, проживающих на одной территории и взаимодействующих друг с другом. 2. Вид состоит из совокупности популяций. 3. Сохранению генофонда вида способствуют морфологические особенности особей, сезонная изоляция, поведенческая изоляция. 4. Группа особей одного вида, проживающих на одной территории, свободно скрещивающихся и дающих плодовитое потомство, образует популяцию. 5. Среди всех критериев вида самый достоверный — морфологический критерий. 6. Генетический критерий вида — это характерный для каждого вида набор хромосом. 7. Единицей вида является отдельная особь, относящаяся к данному виду. 8. Группа особей, сходных по морфологическому, генетическому, эколого-географическому критериям, свободно скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство, называется видом.
|
Называют системат. положение Царство
– животные Подвид-кошка Пояснение. Движущие силы эволюции: мутационный процесс, естественный отбор, популяционные волны.
Ответ: 235 Примечание. Движущие силы эволюции по Дарвину: наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор. В синтетической теории эволюции к факторам эволюции относятся: популяционные волны (численность популяций), поток генов и дрейф генов (случайные колебания частот генов в малых популяциях), изоляция. Выполняют в тетрадях Сл 10-11 Сл 12 Взаимопроверка
Ответы:
|
Сл 1-3
Сл 4
Сл 5
Сл 6-7
Сл 8-9 |
||||||||||||||||
II. Целеполагание Цель: Мотивация учебной деятельности и обозначение круга вопросов для изучения на уроке
|
В 2015 году в Беляевском районе открылся первый в России центр реинтродукции лошади Пржевальского. Специально для размещения этих лошадей в Оренбуржье в Беляевском и Акбулакском районах на территории бывшего военного полигона был оборудован заповедник «Оренбургский».В Оренбургскую область из Франции прилетели 6 особей редкого вида . Лошадь Пржевальского является одним из вымирающих видов, всего в мире их насчитывается около 2 000 особей. В заповеднике обитает лишь небольшая популяция этого вида животных. Как вы считаете, есть ли угроза существования популяции этого вида в заповеднике? Какие популяции наиболее стабильны? Сформулируйте тему урока - «Популяция- структурная единица вида, единица эволюции». Цель урока: изучить процессы, происходящие в популяции
|
Участие в разговоре
Предполагаемый ответ? Очевидно, нет.
Формулируют сами тему. Формулируют цель урока |
Сл 13
Сл 14 |
||||||||||||||||
III.Изучение и первичное закрепление нового материала
Цель №1: Рассмотреть характеристику популяции
|
Население любого вида распределено в пространстве неравномерно. Для эволюции важна судьба особей, которые длительно и устойчиво сохраняются на протяжении жизни многих поколений. Такие группы особей одного вида, длительно существующие в определенной части его ареала, называются популяциями. Популяция – (populatio – народ, население) это совокупность особей одного вида, обладающих генофондом и занимающих определенную территорию, существующая относительно изолирована от других популяций. Этот термин ввел В. Иогансен в 1903 году. Генофонд – это совокупность всех генов всех особей данной популяции. Работаем с текстом учебника, преобразуем в таблицу. 1. Находим ответы на поставленные вопросы, делаем выводы
Поясняем схему Характеристика популяции
Характеристика популяций
Ареал численность возрастной, половой состав
|
Записывают определение
Работа с материалом слайдов
Преобразуют материал в схему. Сл 15-25 Работают в группах Делают выводы
|
Сл 15 |
||||||||||||||||
Физкультминутка |
|||||||||||||||||||
IY.Закрепление Цель: организация интеллектуально-преобразовательной деятельности |
Задание №1:Задание1 Стабильна ли популяция лошадей?
Задание 2.Почему популяцию считают единицей эволюции?
Выполняем лабораторную работу Лабораторная работа № 2. «Выявление изменчивости у особей одного вида». Цель: - сформировать понятие «изменчивость организмов» и отработать выявление признаков на практике; - выработать умение наблюдать готовые объекты; - установить сравнительные выводы. Оборудование: раздаточный материал, демонстрирующий изменчивость организмов (гербарные растения 3-4 видов по 2-3 экземпляра каждого вида, наборы семян, плодов, листьев), лупа, измерительная линейка. Ход работы: 1. Сравните 2-3 растения одного вида. Найдите признаки сходства в их строении (зафиксируйте это в их тетрадь). Объясните причины сходства. 2. Выясните признаки различия (зафиксируйте их). Объясните, какими свойствами организмов обуславливаются различия особей одного вида. 3. Какие различия обусловлены наследственной изменчивостью, какие – ненаследственной изменчивостью? 4. Объясните причины возникновения различий между особями одного вида. 5. Сформируйте вывод по лабораторной работе. |
Делают вывод, исходя из полученной информации Вывод: Чем шире возрастной состав, тем стабильнее популяция ПОПУЛЯЦИЯ нестабильна. Учебник стр39-40 Работают с текстом учебника, подводят итог по тексту.
|
Сл 26
|
||||||||||||||||
Рефлексия |
Приём : Чемодан, мясорубка, корзина |
|
Сл 27 |
||||||||||||||||
Домашнее задание |
1.С карандашом просмотреть текст параграфа, отметить (-) материал, который сегодня на уроке не просматривался 2. Найти и решить 5 заданий из банка ЕГЭ по теме 3.Привести примеры популяций в нашей местности 4.Задание ЕГЭ 26 Укажите не менее четырех возможных последствий, если в экосистеме луга снизится численность насекомых-опылителей.
|
|
Сл 28 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.