Конспект урока по теме:
"Умножение. Переместительное свойство умножения"
Учебник: Математика 5класс. /А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир.- М.: Вентана - Граф, 2017. Глава III, §16
Тема урока: Умножение. Переместительное свойство умножения
Тип урока: урок изучения нового
Учебная задача: в совместной деятельности с учащимися научится умножать натуральные числа устно и в столбик.
Диагностируемые цели:
В результате урока ученик:
ü Знает
- определение умножения двух натуральных чисел
- компоненты умножения
- основные свойства умножения натуральных чисел
ü Умеет
- выполнять умножение устно и в столбик
- использовать свойства умножения для вычисления примеров на умножение
- применять переместительное свойство для вычисления рациональным способом
ü Понимает
- взаимосвязь между сложением и умножением натуральных чисел
Учебные действия, формируемые на уроке:
Методы обучения: эвристическая беседа, репродуктивный, частично-поисковые, УДЕ
Форма работы: фронтальная, индивидуальная, парная
Средства обучения: традиционные, презентация.
Структура урока:
I. Мотивационно-ориентировочная часть (12 мин.)
II. Операционно-познавательная часть (30 мин.)
III. Рефлексивно-оценочная часть (3 мин.)
Ход урока
I. Мотивационно-ориентировочная часть
1.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Громко прозвенел звонок
–
Начинается урок.
Ваши ушки на макушке,
Глазки широко раскрыты.
Слушайте, запоминайте,
Ни минуты не теряйте!
2. Актуализация знаний
-Какие 2 математических действия вы уже изучили на прошлых уроках?
(сложение и вычитание)
-Какие еще математические действия остались?
(умножение, деление)
Из учебника №1(1,3,6) с.109 (устно)
№1. Чему равна сумма:
1) 20 + 20 + 20 = 60
3) 12 + 12 + 12 + 12 = 48
6) 8 + 8 + 8 + 8 + 8=40
Задача. На трех тарелках лежит по два яблока. Сколько всего яблок?
Решение:
2 + 2 + 2 = 6 или 2
-Как думаете есть что-то общее между сложением и умножением? Если есть, то что?
(умножение можно представить с помощью сложения)
-Задание 2. Представьте сумму нескольких чисел в виде произведения
1) 35+35+35+35 = 35
2)105+105+105= 105
3) x+x+x+x+x
=
4) (c+d)+(c+d)
= (c+d)
- Задание 3. Представьте произведение в виде суммы нескольких чисел
1) 1223=122 + 122 + 122
2) 195=19 + 19 + 19 + 19 + 19
3) c7 = с + с + с + с + с + с
+ с
4) (x y)
2
= (x
y)
+ (x
y)
-Как думаете, какую тему мы сегодня будем изучать?
(умножение натуральных чисел)
Мотивация учебной деятельности учащихся.
-Сегодня на уроке, ребята, нам предстоит выполнить серьёзную работу. Что от вас потребуется - усидчивость. А еще что? (стремление, внимание, последовательность и правильность выполнения заданий.)
- Вам уже известны правила сложения и вычитания натуральных чисел. Сегодня мы повторим правило умножения натуральных чисел.
- Ребята, сформулируйте цель сегодняшнего урока? (научиться умножать натуральные числа устно и в столбик, изучить компоненты умножения, свойства)
- Все верно, ребята. Давайте прочитаем стихотворение про умножение
Что такое умножение?
Это умное сложение.
Ведь умней умножить раз,
Чем слагать все целый час.
II. Операционно-познавательная часть
-
Что называется произведением числа a
на натуральное число b?
ab
=
a +
a +…+
a =c
b
(Произведением числа а на натуральное число b, не равное 1, называют сумму, состоящую из b слагаемых, каждое из которых равно а)
- Как называются числа a
и b в равенстве ab=c?
А число с?
(a
- первый множитель, b – второй множитель, с –
произведение)
- Рассмотри пример и его решение.
4563 4563+ 4563+ …+4563 =
1309581
287
-Решите следующие примеры:
1 вариант: 1213=?
(121
2 вариант: 3121=?
(3
121 = 363)
- Какой результат получил 1 вариант? 2 вариант?
- В результате что вы получили? (один и тот же результат умножения)
-Какой вывод можно сделать? Сформулируйте свойство умножения?
( От перестановки множителей произведение не меняется)
-Как оно называется?
(переместительное)
- Как переместительное свойство записывается в буквах?
(a)
-Ранее мы сказали, что b не равно 1, а чему еще быть равно b?
(b=0, b=1)
- Если b=1, что получим в этом случае? ()
-А если b=0? ()
-Решите следующие примеры
1) 61= ? (6
1= 6)
2) 111=? (11
1=11)
3) 178=? (1
78=78)
4) 1231=? ( 123
1=123)
- Сформулируйте свойство, когда один из множителей = 1?
( Если один из множителей равен 1, то произведение равно другому множителю)
-Решите примеры:
00=? (0
0=0)
07=? (0
7=0)
a0=? ( a
0=0)
-Сформулируйте свойство умножения, когда один из множителей = 0?
(Если один из множителей равен 0, то произведение равно 0)
-Сформулируйте свойство, когда оба множителя НЕ нуль?
( Произведение двух чисел, отличных от нуля, нулем быть не может)
Физкультминутка.
(Ученики повторяют движения за словами учителя)
Мы устали чуточку,
Отдохнем минуточку.
Поворот, наклон, прыжок,
Улыбнись, давай, дружок.
Еще попрыгай: раз, два, три!
На соседа посмотри,
Руки вверх и тут же вниз
И за парту вновь садись.
Стали мы теперь бодрее,
Будем думать мы быстрее
Первичное закрепление нового материала.
- Открываем тетради, записываем сегодняшнее число. Классная работа. Сформулируйте, тему сегодняшнего урока?
Тема: Умножение. Переместительное свойство умножения
Учащиеся записывают в тетрадь:
ab=c, где а,b – множители, с - произведение
Свойства умножения:
1) 0a=a
0=0
2) a1=a
1=a
3) ab=b
a
-
переместительное свойство
· Учебник:
№384 (1 ряд- 1 строчка, 2 ряд – 2 строчка, 3 ряд – 3 строчка), (фронтальная деятельность).
Решение.
№ 385 (1 ряд - 1 строчка, 2 ряд – 2 строчка, 3 ряд – 3 строчка), (фронтальная деятельность).
Решение.
№389( 1 вариант – 1 пример, 2 вариант – 2 пример) (фронтальная деятельность).
Решение.
№393 (фронтальная деятельность). Готовясь к школе, Буратино купил 34 тетради по 12 сольдо и 18 тетрадей по 16 сольдо. Сколько сольдо заплатил Буратино за все тетради?
Решение.
1) 3412=408(с)
– заплатил Буратино за 34 тетради
2)1816=288(с)
– заплатил Буратино за 18 тетрадей
3) 408+288= 696(с) – всего заплатил Буратино за покупку
Ответ: 696 сольдо
· Рабочая тетрадь: №168 (индивидуальная деятельность).
№168
· Рабочая тетрадь: №169 (парная деятельность).
Каждый ученик делает самостоятельно в тетради, после выполнения задания меняются тетрадями с соседом по парте и проверяют результат друг друга.
III. Рефлексивно – оценочная часть
Итоги урока, рефлексия учебной деятельности.
Учитель. Подводит итог работы. Организует обсуждение:
1. Какова была цель урока? (научится умножать натуральные числа устно и в столбик, изучить компоненты умножения)
2. Достигли мы ее? (да)
3. Как мы ее достигли? (сформулировали что значит число a умножить на число b, указали компоненты умножения, изучили умножения и решали примеры на умножение)
4. Сформулируйте, определение умножения двух чисел, заполняя пропуски в предложении()
4. Назовите компоненты умножения. (ab=c, где а,b – множители, с – произведение)
5. Какие свойства умножения вы знаете? (Свойства умножения:1)0∙a=a∙0=0
2) a∙1=a∙1=a , 3) a∙b=b∙a - переместительное свойство)
9. Информация о домашнем задании.
§16, вопросы 1-7, №386, 390, 394.
Решение домашнего задания:
№386.Решение:
№390
Решение:
№394. Кот Матроскин продал 42 л молока по 24 р. за литр и 16 кг творога по 40 р. за килограмм. Сколько денег выручил Матроскин за свой товар?
Решение.
1)4224=1008 (р.) – выручил
кот Матроскин за продажу молока
2)1640= 640 (р.) – выручил
кот Матроскин за продажу творога
3) 1008+640 = 1648 (р.) - выручил всего денег кот Матроскин
Ответ: 1648 рублей
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.