Конспект урока по теме умножение

  • docx
  • 27.10.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект урока по теме умножение.docx

Конспект урока по теме:

"Умножение. Переместительное свойство умножения"

 

Учебник: Математика 5класс. /А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир.- М.: Вентана - Граф, 2017. Глава III, §16

Тема урока: Умножение. Переместительное свойство умножения

Тип урока: урок изучения нового

Учебная задача: в совместной деятельности с учащимися научится умножать натуральные числа устно и в столбик.

Диагностируемые цели:

В результате урока ученик:

ü Знает

- определение  умножения двух натуральных   чисел

-  компоненты умножения

- основные свойства умножения натуральных  чисел

ü Умеет

- выполнять умножение устно и в столбик

- использовать свойства умножения для вычисления примеров на умножение

- применять переместительное свойство для вычисления рациональным способом

ü Понимает

- взаимосвязь между сложением и умножением натуральных чисел

 

Учебные действия, формируемые на уроке:

  • Личностные: умение учащегося устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом, т.е. между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется, таким образом должна осуществляться осмысленная организация собственной деятельности ученика
  • Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно, планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
  • Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, т. е. определение цели сотрудничества, функций участников, способов взаимодействия, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, умение доказывать собственное мнение
  • Познавательные: анализ объектов  с целью выделения признаков (существенных, несущественных); выдвижение гипотез и их обоснование; построение логической цепи рассуждений, доказательство; подведение под понятие; выведение следствий; установление причинно-следственных связей

Методы обучения: эвристическая беседа, репродуктивный, частично-поисковые, УДЕ

Форма работы: фронтальная, индивидуальная, парная

Средства обучения: традиционные, презентация.

Структура урока:

       I.            Мотивационно-ориентировочная часть (12 мин.)

    II.            Операционно-познавательная часть (30 мин.)

 III.            Рефлексивно-оценочная часть (3 мин.)

Ход урока

I. Мотивационно-ориентировочная часть

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Громко прозвенел звонок – 
Начинается урок. 
Ваши ушки на макушке, 
Глазки широко раскрыты. 
Слушайте, запоминайте, 
Ни минуты не теряйте!

2. Актуализация знаний

-Какие 2 математических действия вы уже изучили на прошлых уроках?

(сложение и вычитание)

-Какие еще математические действия остались?

(умножение, деление)

Из учебника №1(1,3,6) с.109 (устно)

№1. Чему равна сумма:

1) 20 + 20 + 20 = 60

3) 12 + 12 + 12 + 12 = 48

6) 8 + 8 + 8 + 8 + 8=40

Задача. На трех тарелках лежит по два яблока. Сколько всего яблок?

Решение:

2 + 2 + 2 = 6 или 2

-Как думаете есть что-то общее между сложением и умножением? Если есть, то что?

(умножение можно представить с помощью сложения)

-Задание 2. Представьте сумму нескольких  чисел  в виде произведения

1) 35+35+35+35 = 35

2)105+105+105= 105

3) x+x+x+x+x =  

4) (c+d)+(c+d) = (c+d)

- Задание 3. Представьте произведение в виде суммы нескольких  чисел

1) 1223=122 + 122 + 122

2) 195=19 + 19 + 19 + 19 + 19

3) c7 = с + с + с + с + с + с + с

4) (x  y)2 = (x y) + (x y)

-Как думаете, какую тему  мы сегодня будем изучать?

(умножение натуральных  чисел)

Мотивация учебной деятельности учащихся.

-Сегодня на уроке, ребята, нам предстоит выполнить серьёзную работу. Что от вас потребуется - усидчивость. А еще что?  (стремление, внимание, последовательность и правильность выполнения заданий.)

- Вам уже известны правила сложения и вычитания натуральных чисел. Сегодня мы повторим  правило умножения натуральных чисел.

         - Ребята, сформулируйте цель сегодняшнего урока? (научиться умножать натуральные числа устно и в столбик, изучить компоненты умножения, свойства)

- Все верно, ребята. Давайте прочитаем стихотворение про умножение

Что такое умножение?

Это умное сложение.

Ведь умней умножить раз,

Чем слагать все целый час.

II.      Операционно-познавательная часть

 - Что называется произведением числа a на натуральное число b?

ab = a + a +…+ a =c

                            b

(Произведением числа а на натуральное число b, не равное 1, называют сумму, состоящую из b слагаемых, каждое из которых равно а)

- Как называются числа a и b в равенстве ab=c? А число с?

(a - первый множитель, b – второй множитель, с – произведение)

- Рассмотри пример и его решение.

4563 4563+ 4563+ …+4563 = 1309581

                                       287

-Решите следующие  примеры:

1 вариант: 1213=?  (121

2 вариант: 3121=? (3121 = 363)

- Какой результат получил 1 вариант? 2 вариант?

- В результате что вы получили? (один и тот же результат умножения)

 -Какой вывод можно сделать? Сформулируйте свойство умножения?

( От перестановки множителей произведение не меняется)

-Как оно называется?

(переместительное)

- Как переместительное свойство записывается в буквах? (a)

-Ранее мы сказали, что b не равно 1, а чему еще быть равно b?

(b=0, b=1)

- Если b=1, что получим в этом случае? ()

-А если b=0? ()

-Решите следующие примеры

1) 61= ?       (61= 6)

2) 111=?     (111=11)

3) 178=?    (178=78)

4)  1231=?  ( 1231=123)

 - Сформулируйте свойство, когда  один из множителей = 1?

( Если один из множителей равен 1, то произведение равно другому множителю)

-Решите  примеры:

00=? (0 0=0)

07=? (07=0)

a0=? ( a0=0)

-Сформулируйте свойство умножения, когда  один из множителей = 0?

(Если один из множителей равен 0, то произведение равно 0)

-Сформулируйте свойство,  когда оба множителя НЕ нуль?

( Произведение двух чисел, отличных от нуля, нулем быть не может)

Физкультминутка.

(Ученики повторяют движения за словами  учителя)

Мы устали чуточку,

Отдохнем минуточку.

Поворот, наклон, прыжок,

Улыбнись,  давай, дружок.

Еще попрыгай: раз, два, три!

На соседа посмотри,

Руки вверх и тут же вниз

И за парту вновь садись.

Стали мы теперь бодрее,

Будем думать мы быстрее

 Первичное закрепление нового материала.

- Открываем тетради, записываем сегодняшнее число. Классная работа. Сформулируйте, тему сегодняшнего урока?

Тема: Умножение. Переместительное свойство умножения

Учащиеся записывают в тетрадь:

ab=c, где а,b – множители, с - произведение

Свойства умножения:

1)  0a=a0=0

2)  a1=a1=a

3)  ab=ba - переместительное свойство

·        Учебник:

№384 (1 ряд- 1 строчка, 2 ряд – 2 строчка, 3 ряд – 3 строчка), (фронтальная деятельность).

Решение.

№ 385 (1 ряд - 1 строчка, 2 ряд – 2 строчка, 3 ряд – 3 строчка), (фронтальная деятельность).

Решение.

№389( 1 вариант – 1 пример, 2 вариант – 2 пример) (фронтальная деятельность).

Решение.

№393 (фронтальная деятельность). Готовясь к школе, Буратино купил 34 тетради по 12 сольдо и 18 тетрадей по 16 сольдо. Сколько сольдо заплатил Буратино за все тетради?

Решение.

1) 3412=408(с) – заплатил Буратино за 34 тетради

2)1816=288(с) – заплатил Буратино за 18 тетрадей

3) 408+288= 696(с) – всего заплатил Буратино за покупку

Ответ: 696 сольдо

·        Рабочая тетрадь: №168 (индивидуальная деятельность).

№168

·        Рабочая тетрадь: №169 (парная деятельность).

Каждый ученик делает самостоятельно в тетради, после выполнения задания меняются тетрадями с соседом по парте и проверяют результат друг друга.

III. Рефлексивно – оценочная часть

 Итоги урока, рефлексия учебной деятельности.

Учитель. Подводит итог работы. Организует обсуждение:

1.     Какова была цель урока? (научится умножать натуральные числа устно и в столбик, изучить компоненты умножения)

2.     Достигли мы ее? (да)

3.      Как мы ее достигли? (сформулировали что значит число a умножить на число b, указали компоненты умножения, изучили умножения и решали примеры на умножение)

4.     Сформулируйте, определение умножения двух  чисел, заполняя пропуски в предложении()

4. Назовите компоненты умножения. (ab=c, где а,b – множители, с – произведение)

5. Какие свойства умножения вы знаете? (Свойства умножения:1)0∙a=a∙0=0

2) a∙1=a∙1=a , 3) a∙b=b∙a - переместительное свойство)

9. Информация о домашнем задании.

§16, вопросы 1-7, №386, 390, 394.

Решение домашнего задания:

№386.Решение:

 

№390

Решение:

№394. Кот Матроскин продал 42 л молока по 24 р. за литр и 16 кг творога по 40 р. за килограмм. Сколько денег выручил Матроскин за свой товар?

Решение.

1)4224=1008 (р.) – выручил кот Матроскин за продажу молока

2)1640= 640 (р.) – выручил кот Матроскин за продажу  творога

3) 1008+640 = 1648 (р.) -  выручил всего денег кот Матроскин

Ответ: 1648 рублей