Конспект урока по теме "Завоевание Римом Италии"
Оценка 4.9

Конспект урока по теме "Завоевание Римом Италии"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
история
5 кл
27.07.2020
Конспект урока по теме "Завоевание Римом Италии"
FGOS_Zavoevanie_Rimom_Italii.docx

Завоевание Римом Италии

Педагогические
цели

Способствовать ознакомлению с возникновением республики в Риме, развитию умения характеризовать борьбу плебеев за свои права; создать условия для формирования представлений о военных столкновениях римлян с народами и племенами в IV–III вв. до н. э., процессе превращения Рима в господствующее государство Апеннинского полуострова; содействовать развитию умения работать с картой, хронологий, текстом учебника

Тип и вид урока

Усвоение знаний, навыков и умений / урок-беседа

Планируемые
результаты
(предметные)

Овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества

Личностные
результаты

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира

Метапредметные
результаты

Готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении и др.; умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

Основное содержание темы, понятия и термины, персоналии

Возникновение республики (509 г. до н. э.). Нашествие галлов (390 г. до н. э.). Крылатые выражения: «гуси Рим спасли», «горе побежденным», «пиррова победа». Юнона, Пирр. Республика, консул, народный трибун, право вето, сенатор

Образовательные ресурсы

Карта «Древний Рим». Учебник. Рабочая тетрадь № 2. Электронное приложение. Схема «Управление в Древнем Риме периода ранней республики»


Организационная структура урока

Этапы урока

Формы,
методы, методические
приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма
контроля

характеристика
основных видов
деятельности

формируемые УУД

I. Организационный момент

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Быстрое включение в деловой ритм

 

II. Актуализация знаний

Фронтальная. Словесный, наглядный. Беседа, работа с картой

Организует работу с картой – предлагает показать Апеннинский полуостров, Рим; описать местоположение, природные условия

Показывают на карте географические объекты, Рим, описывают их местоположение; характеризуют природные условия

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.

Коммуникативные: слушают
и понимают речь других

Работа с картой, беседа
по вопросам

III. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный. Беседа

Сообщает тему урока, предлагает сформулировать учебную задачу

Слушают учителя, формулируют учебную задачу урока

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; планируют учебные действия

Беседа по вопросам

IV. Усвоение новых знаний и способов действий.

Возникновение респуб-лики (509 г.

до н. э.)

Фронтальная. Словесный, наглядный, практический.

Рассказ, беседа, работа
со схемой

Рассказывает о возникновении республики, схематично изображает устройство Римской республики (см. Приложение 1); знакомит с понятиями, терминами.

– Как изменилось управление в Риме после изгнания седьмого царя?

Возникновение республики

- Изгнав Тарквиния, римляне провозгласили, что управление должно быть общественным делом.

- В 509 г. до н.э. они установили республику (в пер. с лат. «общественное дело»).

- Из числа патрициев выбирали 2-х правителей – консулов на 1 год.

- Плебеи несли военную службу, но в управлении не участвовали.

- Они покинули город.

- Патриции боялись ослабления войска, поэтому пошли на уступки.

- плебеи ежегодно стали выбирать народных трибунов.

- Народные трибуны:

-  защищали плебеев.

- если сенат хотел принять постановление, направленно против плебеев, трибун говорил: «Вето», что означало «Запрещаю».

- Трибун имел право отменить любое распоряжение консула или сената, если оно нарушало права плебеев.

- Личность трибуна была неприкосновенна.

Объясняют значения терминов, понятий; называют дату историчес-

кого события; составляют схему, рассказ по схеме

Регулятивные: проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности.

Познавательные: структурируют знания

Работа со схемой, понятиями, рассказ

Нашествие галлов (390 г.
до н. э.)

Индивидуальная, фронтальная. Словесный. Работа с текстом, рассказ, беседа

Предлагает прочитать п. 2 § 45, объяснить значение крылатых выражений «гуси Рим спасли», «горе побежденным»

Нашествие галлов

- В 390 г. до н.э. через Альпы в Италию хлынули полчища галльских племен.

- Рим был захвачен, разграблен, сожжен.

- Оборону держала лишь крепость на Капитолийском холме.

- Через полгода защитники были измучены.

- Однажды ночью заснула даже стража.

- Враги попытались проникнуть в крепость.

- Но проснулись гуси, жившие при храме, и громко загоготали.

- Римляне проснулись и отбили атаку врага.

- Галлы потребовали у римлян выкуп.

- Золото стали взвешивать на весах.

- Галлы плутовали, наклоняя чашу весов.

- Когда римляне возмутились, галльский вождь ответил: «Горе побежденным!» и бросил на чашу весов меч.

- Римляне отдали больше назначенного.

- Когда галлы ушли, город окружили мощной стеной.

Объясняют значения крылатых выражений

Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы

Беседа по вопросам

Военные победы римлян

Фронтальная.

Словесный, наглядный, практический. Рассказ, беседа, работа с картой, документом

Рассказывает о нашествии Пирра

(280 г. до н. э.), военных победах римлян, организует работу с картой. Предлагает познакомиться с документом «Как погиб Пирр»

Военные победы римлян

- Римляне постепенно захватывали в Италии одну область за другой.

- На юге Италии они начали подчинять греческие колонии.

- Терент – самый богатый греческий город, обратился за помощью к Пиру.

- Пирр был царем маленького государства, находившегося по соседству с Македонией.

- В 290 г. до н.э. Пирр высадился в Италии.

- Пирр разгромил римлян, т.к. в его армии были слоны.

- Посол Пирра потребовал вернуть независимость греческим городам.

- Сенат все-таки решил продолжать войну.

- Вторую битву снова выиграл Пирр.

- Но его войско понесло такие потери, что Пирр воскликнул: «Еще одна такая победа, и мы погибнем!»

- В третьей битве, римляне уже не боялись слонов, закидали их копьями.

- Проиграв сражение, Пирр вернулся домой.

Объясняют значение крылатого выражения «пиррова победа». Извлекают информацию из документального источника

Регулятивные: учатся работать
по предложенному учителем плану.

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи

Беседа по вопросам, работа с картой

V. Закрепление знаний
и способов действий

Фронтальная. Словесный, наглядный, проблемный. Беседа, работа с картой

– Определите, какой была территория Римской республики в конце VI в. до н. э.

– Какой она стала к середине III в. до н. э.

– Чем объяснить происшедшие перемены?

Прослеживают
по карте рост территории Римской республики

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; используют доказательство

Беседа по вопросам, работа с картой

Парная. Практический. Тест

– Соотнесите вопросы и ответы (см. Приложение 2)

Выполняют тестовые задания

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию

Тест

VI. Информация о домашнем задании

Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя

Комментирует задание.

§ 45. Задание 55 в рабочей тетради.
Индивидуальные задания: подготовить сообщения об одежде римлян, о гаданиях в Риме, используя интернет-ресурсы

Воспринимают задание, уточняют

Регулятивные: принимают учебную задачу

Задание
в рабочей тетради,
сообщения


Ресурсный материал к уроку

Приложение 1

УПРАВЛЕНИЕ В ДРЕВНЕМ РИМЕ ПЕРИОДА РАННЕЙ РЕСПУБЛИКИ

Приложение 2

•  К каждому вопросу подберите соответствующий ответ.

1 вариант.

1. Племена, вторгшиеся на территорию Рима.

2. Самый богатый из греческих городов Италии.

3. Член сената.

4. Право, которым обладал трибун.

а) Торент; б) Карфаген; в) вето; г) галлы; д) сенатор.

2-й вариант.

1. Римляне, не получившие права управлять страной.

2. Животные, услышавшие приближение врагов.

3. «Общественное дело».

4. Царь маленького государства, мечтавший о славе Александра Македонского.

а) Собаки; б) республика; в) гуси; г) Пирр; д) плебеи.


 

Завоевание Римом Италии

Завоевание Римом Италии

Организационная структура урока

Организационная структура урока

В . до н.э. они установили республику (в пер

В . до н.э. они установили республику (в пер

Однажды ночью заснула даже стража

Однажды ночью заснула даже стража

Военные победы римлян Фронтальная

Военные победы римлян Фронтальная

Ресурсный материал к уроку Приложение 1

Ресурсный материал к уроку Приложение 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.07.2020