Завоевание Римом Италии
Педагогические |
Способствовать ознакомлению с возникновением республики в Риме, развитию умения характеризовать борьбу плебеев за свои права; создать условия для формирования представлений о военных столкновениях римлян с народами и племенами в IV–III вв. до н. э., процессе превращения Рима в господствующее государство Апеннинского полуострова; содействовать развитию умения работать с картой, хронологий, текстом учебника |
Тип и вид урока |
Усвоение знаний, навыков и умений / урок-беседа |
Планируемые
|
Овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества |
Личностные
|
Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира |
Метапредметные |
Готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении и др.; умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности |
Основное содержание темы, понятия и термины, персоналии |
Возникновение республики (509 г. до н. э.). Нашествие галлов (390 г. до н. э.). Крылатые выражения: «гуси Рим спасли», «горе побежденным», «пиррова победа». Юнона, Пирр. Республика, консул, народный трибун, право вето, сенатор |
Образовательные ресурсы |
Карта «Древний Рим». Учебник. Рабочая тетрадь № 2. Электронное приложение. Схема «Управление в Древнем Риме периода ранней республики» |
Организационная структура урока
Этапы урока |
Формы, |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Форма |
|
характеристика |
формируемые УУД |
||||
I. Организационный момент |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя |
Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место |
Быстрое включение в деловой ритм |
|
II. Актуализация знаний |
Фронтальная. Словесный, наглядный. Беседа, работа с картой |
Организует работу с картой – предлагает показать Апеннинский полуостров, Рим; описать местоположение, природные условия |
Показывают на карте географические объекты, Рим, описывают их местоположение; характеризуют природные условия |
Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи. Коммуникативные:
слушают |
Работа
с картой, беседа |
III. Постановка учебной задачи |
Фронтальная. Словесный. Беседа |
Сообщает тему урока, предлагает сформулировать учебную задачу |
Слушают учителя, формулируют учебную задачу урока |
Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; планируют учебные действия |
Беседа по вопросам |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. Возникновение респуб-лики (509 г. до н. э.) |
Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Рассказ, беседа, работа |
Рассказывает о возникновении республики, схематично изображает устройство Римской республики (см. Приложение 1); знакомит с понятиями, терминами. – Как изменилось управление в Риме после изгнания седьмого царя? Возникновение республики - Изгнав Тарквиния, римляне провозгласили, что управление должно быть общественным делом. - В 509 г. до н.э. они установили республику (в пер. с лат. «общественное дело»). - Из числа патрициев выбирали 2-х правителей – консулов на 1 год. - Плебеи несли военную службу, но в управлении не участвовали. - Они покинули город. - Патриции боялись ослабления войска, поэтому пошли на уступки. - плебеи ежегодно стали выбирать народных трибунов. - Народные трибуны: - защищали плебеев. - если сенат хотел принять постановление, направленно против плебеев, трибун говорил: «Вето», что означало «Запрещаю». - Трибун имел право отменить любое распоряжение консула или сената, если оно нарушало права плебеев. - Личность трибуна была неприкосновенна. |
Объясняют значения терминов, понятий; называют дату историчес- кого события; составляют схему, рассказ по схеме |
Регулятивные: проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности. Познавательные: структурируют знания |
Работа со схемой, понятиями, рассказ |
Нашествие галлов
(390 г. |
Индивидуальная, фронтальная. Словесный. Работа с текстом, рассказ, беседа |
Предлагает прочитать п. 2 § 45, объяснить значение крылатых выражений «гуси Рим спасли», «горе побежденным» Нашествие галлов - В 390 г. до н.э. через Альпы в Италию хлынули полчища галльских племен. - Рим был захвачен, разграблен, сожжен. - Оборону держала лишь крепость на Капитолийском холме. - Через полгода защитники были измучены. - Однажды ночью заснула даже стража. - Враги попытались проникнуть в крепость. - Но проснулись гуси, жившие при храме, и громко загоготали. - Римляне проснулись и отбили атаку врага. - Галлы потребовали у римлян выкуп. - Золото стали взвешивать на весах. - Галлы плутовали, наклоняя чашу весов. - Когда римляне возмутились, галльский вождь ответил: «Горе побежденным!» и бросил на чашу весов меч. - Римляне отдали больше назначенного. - Когда галлы ушли, город окружили мощной стеной. |
Объясняют значения крылатых выражений |
Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы |
Беседа по вопросам |
Военные победы римлян |
Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Рассказ, беседа, работа с картой, документом |
Рассказывает о нашествии Пирра (280 г. до н. э.), военных победах римлян, организует работу с картой. Предлагает познакомиться с документом «Как погиб Пирр» Военные победы римлян - Римляне постепенно захватывали в Италии одну область за другой. - На юге Италии они начали подчинять греческие колонии. - Терент – самый богатый греческий город, обратился за помощью к Пиру. - Пирр был царем маленького государства, находившегося по соседству с Македонией. - В 290 г. до н.э. Пирр высадился в Италии. - Пирр разгромил римлян, т.к. в его армии были слоны. - Посол Пирра потребовал вернуть независимость греческим городам. - Сенат все-таки решил продолжать войну. - Вторую битву снова выиграл Пирр. - Но его войско понесло такие потери, что Пирр воскликнул: «Еще одна такая победа, и мы погибнем!» - В третьей битве, римляне уже не боялись слонов, закидали их копьями. - Проиграв сражение, Пирр вернулся домой. |
Объясняют значение крылатого выражения «пиррова победа». Извлекают информацию из документального источника |
Регулятивные:
учатся работать Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи |
Беседа по вопросам, работа с картой |
V. Закрепление знаний |
Фронтальная. Словесный, наглядный, проблемный. Беседа, работа с картой |
– Определите, какой была территория Римской республики в конце VI в. до н. э. – Какой она стала к середине III в. до н. э. – Чем объяснить происшедшие перемены? |
Прослеживают
|
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; используют доказательство |
Беседа по вопросам, работа с картой |
Парная. Практический. Тест |
– Соотнесите вопросы и ответы (см. Приложение 2) |
Выполняют тестовые задания |
Познавательные: воспроизводят по памяти информацию |
Тест |
|
VI. Информация о домашнем задании |
Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя |
Комментирует задание. § 45. Задание 55 в рабочей тетради. |
Воспринимают задание, уточняют |
Регулятивные: принимают учебную задачу |
Задание
|
Ресурсный материал к уроку
Приложение 1
УПРАВЛЕНИЕ В ДРЕВНЕМ РИМЕ ПЕРИОДА РАННЕЙ РЕСПУБЛИКИ
Приложение 2
• К каждому вопросу подберите соответствующий ответ.
1-й вариант.
1. Племена, вторгшиеся на территорию Рима.
2. Самый богатый из греческих городов Италии.
3. Член сената.
4. Право, которым обладал трибун.
а) Торент; б) Карфаген; в) вето; г) галлы; д) сенатор.
2-й вариант.
1. Римляне, не получившие права управлять страной.
2. Животные, услышавшие приближение врагов.
3. «Общественное дело».
4. Царь маленького государства, мечтавший о славе Александра Македонского.
а) Собаки; б) республика; в) гуси; г) Пирр; д) плебеи.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.