Конспект урока по теме "Земледельцы Аттики теряют свободу"
Оценка 4.9

Конспект урока по теме "Земледельцы Аттики теряют свободу"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
история
5 кл
27.07.2020
Конспект урока по теме "Земледельцы Аттики теряют свободу"
FGOS_Zemledeltsy_Attiki_teryayut_zemlyu_i_svobodu.docx

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

Педагогические
цели

Способствовать ознакомлению с процессом возникновения общественного и имущественного неравенства в различных областях Греции; содействовать формированию представлений о том, как в Аттике сплоченная борьба демоса ослабила господство знати и привела к отмене долгового рабства

Тип и вид урока

Изучение и первичное закрепление новых знаний / урок-беседа

Планируемые
результаты
(предметные)

Овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества

Личностные
результаты

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей

Метапредметные
результаты

Готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении и др.; умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

Основное содержание темы, понятия и термины

Древняя Аттика и ее население. Развитие хозяйства и рабовладения. Афинский полис. Бедственное положение земледельцев. Законы Драконта. Знать, демос, ареопаг, архонт, полисы, черепица, долговой камень

Образовательные ресурсы

Учебник. Карта «Древняя Греция». Электронное приложение к учебнику. Аппликация (слайды) «Разорение земледельцев в досолоновской Аттике». Рабочая тетрадь № 2


Организационная структура урока

Этапы урока

Формы,
методы, методические
приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма
контроля

характеристика
основных видов
деятельности

формируемые УУД

I. Организационный момент

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Быстрое включение в деловой ритм

 

II. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный. Беседа

Сообщает тему урока, предлагает сформулировать учебную задачу

Слушают учителя, формулируют учебную задачу

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем

 

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

Древняя Аттика. Природные условия и занятия населения Аттики

Фронтальная. Словесный, наглядный. Рассказ учителя, работа с картой, иллюстрациями, беседа

С помощью карты объясняет, что Афинское государство образовалось
в Средней Греции в области Аттики. Рассказывает о природных условиях,
занятиях населения, используя иллюстрации.

Древняя Аттика и ее население

- В Средней Греции находится область Аттика (карта на стр. 112).

- Главный город – Афины.

- Много бухт для стоянки кораблей.

- Нет полноводных рек.

- Много гор. Почвы каменистые.

- В 8-7 вв. до н.э. развиваются ремесла.

- Население растет, а хлеба не хватает.

Разведение оливок и винограда

- В Аттике выращивали оливки и виноград.

- Из винограда делали сок и вино.

- Вино пили только разбавленным.

- Оливки собирали только руками, т.к. опавшие плоды сохли и портились.

- Оливки солили и ели.

- Выдавливали масло.         

- Использование масла:

            -  в пищу,

            - для освещения,

            - смазывали ожоги,

            -  включали в лекарства,

            - смазывали тело перед спортивной борьбой.

Организует беседу (см. Приложение)

Находят на карте Среднюю Грецию, Аттику. Характеризуют природные условия, рассказывают о занятиях населения сельским хозяйством, ремеслом

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Работа с картой, беседа по вопросам

Миф о споре Афины с Посейдоном

Групповая. Словесный, проблемный. Работа с документом, беседа

Предлагает познакомиться с документом.

– Почему Афину признали победительницей? Какую роль играло разведение оливок в Аттике?

Проводят поиск необходимой информации в документальном источнике

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответ-ствующую этапу обучения

Беседа по вопросам

Знать и демос в Афинском полисе

Парная,
фронтальная. Словесный, практический. Работа с текстом, картой, беседа

Предлагает прочитать п. 3 § 29, объяснить значения терминов, найти на карте Афинский полис, описать его местоположение

Знать и демос в Афинском полисе

- В 7 в. до н.э. власть в Афинах принадлежала знати.

- Демос – простой народ в управлении не участвовал.

- Ареопаг – совет знати, ежегодно избирал архонтов, судил жителей.

- Архонты – 9 правителей.

- Суровые законы Драконта (стр. 135):

   - Архонт Драконт записал древние обычаи, ставшие законами.

   - За все преступления – смертная казнь.

   - Законы часто были нелепыми:

- бык, забодавший человека, приговаривался к изгнанию,

- черепица, упавшая на голову, вышвыривалась за границу полиса.

Объясняют значения терминов, находят на карте Афинский полис, описывают его местоположение

Познавательные: владеют навыками смыслового чтения.

Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме

Работа с картой, понятия

Законы Драконта

Фронтальная. Словесный, проблемный. Работа с документом, беседа

– Нередко, рассказывая о принятии новых непопулярных законов, юристы сравнивают их с «законами Драконта». Откуда пошло подобное выражение, и кем в действительности был Драконт?

Организует работу с документом «Законы Драконта»

Проводят поиск необходимой информации в документальном источнике. Характеризуют личность Драконта, его законы, объясняют смысл выражения «законы Драконта»

 

Коммуникативные: воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи; составляют небольшие устные монологические высказывания, «удерживают» логику повествования, приводят убедительные доказательства

Беседа по вопросам

Суть закона

содержание

Прощение долгов

Люди, имевшие на себе долг, освобождались от его уплаты; заложенные земледельцами участки снова стали их собственность.

Запрет обращать в рабство за долги

Все рабы-должники были освобождены, а проданных за море следовало разыскать и выкупить за счет государственной казны

Выборность судей

из всех афинян независимо от их знатности и богатства

Регулярный созыв Народного собрания

В работе Народного собрания принимали участие все афинские граждане

ЗНАЧЕНИЕ:

Были заложены основы демократии


 

Бедственное положение земледельцев

Фронтальная. Объяснительно-ил-люстративный. Рассказ, работа
с аппликацией (слайдами), беседа

Рассказ о бедственном положении земледельцев сопровождает работой с аппликацией.

– Чем был недоволен афинский демос
в VII в. до н. э.?

Бедственное положение земледельцев

- Лучшие земли – у знати.

- У простых земледельцев – участки маленькие и каменистые.

- В неурожайный год брали зерно в долг.

- Если долг отдать не могут, у него отбирали участок.

- Бедняк становился батраком у богача.

- Безземельный бедняк делал новые долги.

- Отдавал жену, детей или себя в рабство.

Рассказывают
о разорении земледельцев в досолоновской Аттике, выявляет причины недовольства
демоса

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.

Коммуникативные: высказывают свое мнение

Беседа по вопросам

IV. Закрепление знаний и способов действий

Групповая. Словесный,

проблемный. Работа с текстом, беседа

– Чем различалось положение рабов-должников в Аттике в VII в. до н. э. и в Вавилонии при царе Хаммурапи  (см. § 14, п. 5)?

- Где оно было хуже?
- Чем хуже?

Сравнивают поло-жение рабов-дол-

жников в Аттике в VII в. до н. э. и
в Вавилонии при
царе Хаммурапи, определяют различие

Познавательные: самостоятельно создают способы решения проблем поискового характера; проводят сравнение; делают выводы

Беседа по вопросам

V. Информация о домашнем задании

Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя

Комментирует задание.

Индивидуальное задание: инсценировка (встреча богатого торговца и аристократа). Задания 16, 17 в рабочей тетради

Воспринимают задание, уточняют

Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения

Эссе, индивидуальное задание,
задания

в рабочей тетради

Ресурсный материал к уроку

Приложение

1. Каким занятиям благоприятствовала природа Аттики? каким нет?

2. Что в изобилии продавалось на афинском рынке (из продуктов питания, ремесленных изделий)?

3. В каком важнейшем продукте питания нуждалось население Аттики? Почему?


 

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

Организационная структура урока

Организационная структура урока

Из винограда делали сок и вино

Из винограда делали сок и вино

Ареопаг – совет знати, ежегодно избирал архонтов, судил жителей

Ареопаг – совет знати, ежегодно избирал архонтов, судил жителей

Законы Драконта Фронтальная

Законы Драконта Фронтальная

Бедственное положение земледельцев

Бедственное положение земледельцев

Ресурсный материал к уроку Приложение 1

Ресурсный материал к уроку Приложение 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.07.2020