Земледельцы Аттики теряют землю и свободу
Педагогические
|
Способствовать ознакомлению с процессом возникновения общественного и имущественного неравенства в различных областях Греции; содействовать формированию представлений о том, как в Аттике сплоченная борьба демоса ослабила господство знати и привела к отмене долгового рабства |
Тип и вид урока |
Изучение и первичное закрепление новых знаний / урок-беседа |
Планируемые
|
Овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества |
Личностные
|
Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей |
Метапредметные |
Готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении и др.; умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности |
Основное содержание темы, понятия и термины |
Древняя Аттика и ее население. Развитие хозяйства и рабовладения. Афинский полис. Бедственное положение земледельцев. Законы Драконта. Знать, демос, ареопаг, архонт, полисы, черепица, долговой камень |
Образовательные ресурсы |
Учебник. Карта «Древняя Греция». Электронное приложение к учебнику. Аппликация (слайды) «Разорение земледельцев в досолоновской Аттике». Рабочая тетрадь № 2 |
Организационная структура урока
Этапы урока |
Формы, |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Форма |
||||||||||
характеристика |
формируемые УУД |
|||||||||||||
I. Организационный момент |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя |
Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место |
Быстрое включение в деловой ритм |
|
|||||||||
II. Постановка учебной задачи |
Фронтальная. Словесный. Беседа |
Сообщает тему урока, предлагает сформулировать учебную задачу |
Слушают учителя, формулируют учебную задачу |
Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем |
|
|||||||||
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Древняя Аттика. Природные условия и занятия населения Аттики |
Фронтальная. Словесный, наглядный. Рассказ учителя, работа с картой, иллюстрациями, беседа |
С помощью карты объясняет, что
Афинское государство образовалось Древняя Аттика и ее население - В Средней Греции находится область Аттика (карта на стр. 112). - Главный город – Афины. - Много бухт для стоянки кораблей. - Нет полноводных рек. - Много гор. Почвы каменистые. - В 8-7 вв. до н.э. развиваются ремесла. - Население растет, а хлеба не хватает. Разведение оливок и винограда - В Аттике выращивали оливки и виноград. - Из винограда делали сок и вино. - Вино пили только разбавленным. - Оливки собирали только руками, т.к. опавшие плоды сохли и портились. - Оливки солили и ели. - Выдавливали масло. - Использование масла: - в пищу, - для освещения, - смазывали ожоги, - включали в лекарства, - смазывали тело перед спортивной борьбой. Организует беседу (см. Приложение) |
Находят на карте Среднюю Грецию, Аттику. Характеризуют природные условия, рассказывают о занятиях населения сельским хозяйством, ремеслом |
Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме |
Работа с картой, беседа по вопросам |
|||||||||
Миф о споре Афины с Посейдоном |
Групповая. Словесный, проблемный. Работа с документом, беседа |
Предлагает познакомиться с документом. – Почему Афину признали победительницей? Какую роль играло разведение оливок в Аттике? |
Проводят поиск необходимой информации в документальном источнике |
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответ-ствующую этапу обучения |
Беседа по вопросам |
|||||||||
Знать и демос в Афинском полисе |
Парная, |
Предлагает прочитать п. 3 § 29, объяснить значения терминов, найти на карте Афинский полис, описать его местоположение Знать и демос в Афинском полисе - В 7 в. до н.э. власть в Афинах принадлежала знати. - Демос – простой народ в управлении не участвовал. - Ареопаг – совет знати, ежегодно избирал архонтов, судил жителей. - Архонты – 9 правителей. - Суровые законы Драконта (стр. 135): - Архонт Драконт записал древние обычаи, ставшие законами. - За все преступления – смертная казнь. - Законы часто были нелепыми: - бык, забодавший человека, приговаривался к изгнанию, - черепица, упавшая на голову, вышвыривалась за границу полиса. |
Объясняют значения терминов, находят на карте Афинский полис, описывают его местоположение |
Познавательные: владеют навыками смыслового чтения. Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме |
Работа с картой, понятия |
|||||||||
Законы Драконта |
Фронтальная. Словесный, проблемный. Работа с документом, беседа |
– Нередко, рассказывая о принятии новых непопулярных законов, юристы сравнивают их с «законами Драконта». Откуда пошло подобное выражение, и кем в действительности был Драконт? Организует работу с документом «Законы Драконта» |
Проводят поиск необходимой информации в документальном источнике. Характеризуют личность Драконта, его законы, объясняют смысл выражения «законы Драконта»
|
Коммуникативные: воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи; составляют небольшие устные монологические высказывания, «удерживают» логику повествования, приводят убедительные доказательства |
Беседа по вопросам |
|||||||||
|
Бедственное положение земледельцев |
Фронтальная. Объяснительно-ил-люстративный. Рассказ,
работа |
Рассказ о бедственном положении земледельцев сопровождает работой с аппликацией. – Чем был недоволен афинский
демос Бедственное положение земледельцев - Лучшие земли – у знати. - У простых земледельцев – участки маленькие и каменистые. - В неурожайный год брали зерно в долг. - Если долг отдать не могут, у него отбирали участок. - Бедняк становился батраком у богача. - Безземельный бедняк делал новые долги. - Отдавал жену, детей или себя в рабство. |
Рассказывают
|
Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи. Коммуникативные: высказывают свое мнение |
Беседа по вопросам |
IV. Закрепление знаний и способов действий |
Групповая. Словесный, проблемный. Работа с текстом, беседа |
– Чем различалось положение рабов-должников в Аттике в VII в. до н. э. и в Вавилонии при царе Хаммурапи (см. § 14, п. 5)? - Где
оно было хуже? |
Сравнивают поло-жение рабов-дол- жников
в Аттике в VII в. до н. э. и |
Познавательные: самостоятельно создают способы решения проблем поискового характера; проводят сравнение; делают выводы |
Беседа по вопросам |
V. Информация о домашнем задании |
Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя |
Комментирует задание. Индивидуальное задание: инсценировка (встреча богатого торговца и аристократа). Задания 16, 17 в рабочей тетради |
Воспринимают задание, уточняют |
Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения |
Эссе,
индивидуальное задание, в рабочей тетради |
Ресурсный материал к уроку
Приложение
1. Каким занятиям благоприятствовала природа Аттики? каким нет?
2. Что в изобилии продавалось на афинском рынке (из продуктов питания, ремесленных изделий)?
3. В каком важнейшем продукте питания нуждалось население Аттики? Почему?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.