Конспект урока по теме:Искусство Древнего мира.(5класс)
Оценка 4.6

Конспект урока по теме:Искусство Древнего мира.(5класс)

Оценка 4.6
docx
08.07.2020
Конспект урока по теме:Искусство Древнего мира.(5класс)
Копспект урока Искусство Древнего Египта.docx

КОНСПЕКТ УРОКА

«ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА»

 

Оборудование

•        Компьютер

•        Мультимедийный проектор

•        Авторская презентация «Искусство Древнего Египта»

 

Учебные пособия:

•        Учебник А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свеницкой «История Древнего мира». М.: Просвещение, 2002;

•        Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч.1./глав. ред. М.Д.Аксёнова.

 

Цель урока

•        сформировать образное представление об уникальных памятниках культуры Древнего Египта.

 

Задачи урока

•        познакомить с первыми в мире монументальными постройками из камня (пирамиды, храмы) и с особенностями древнеегипетской скульптуры и живописи;

•        продолжить формирование учебно-познавательных компетенций: получать информацию из разных источников, обобщать отдельные факты; анализировать визуальные объекты; высказывать и аргументировать свою точку зрения;

•        способствовать воспитанию чувства прекрасного, расширению кругозора; пониманию необходимости сохранения культурного наследия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   ХОД УРОКА         

 

I.                  АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

по ТЕМЕ «ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ»

 

На плите, на саркофаге,

На папирусной бумаге,

И на всём, что видит взгляд,

Иероглифы пестрят.

Рыбы, звери, птицы, точки,

Загогулины, кружочки...

Всё знакомое почти, а попробуй-ка, прочти!

 

Вопросы ученикам

•        О какой стране идёт речь? (Древний Египет)

•        Какие ассоциации у нас возникают, когда мы говорим «Древний Египет»? (Пирамиды, храмы, фараоны, божества, река Нил и т.д.)

•        Благодаря чему именно здесь возникло первое государство? (Благоприятные климатические условия, разливы Нила, плодородная илистая почва)

•        Как назывались верховные правители Египта? (Фараоны)

•        Кто из вас был в Египте, и что поразило вас в этой стране? (Здесь всегда лето, тёплое море, много архитектурных памятников и т.д.)

 

II. ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К АКТИВНОМУ И СОЗНАТЕЛЬНОМУ УСВОЕНИЮ МАТЕРИАЛА

Учитель. Мы завершаем изучение Древнего Египта - самого первого государства в истории. Древний Египет считается колыбелью культуры человечества. Этой теме посвящен наш урок.

•        Посмотрите слайд и скажите, какое название объединяет эти три понятия: архитектура, скульптура и живопись? (Виды искусства)

•        А какие виды искусства вы ещё знаете? (Литература, музыка, балет, театр и др.)

На нашем уроке мы будем изучать именно архитектуру, скульптуру и живопись, т.е. искусство Древнего Египта.

Вы познакомитесь с первыми в мире монументальными постройками из камня (пирамиды, храмы) и с особенностями древнеегипетской скульптуры и живописи. А ещё вам предстоит сделать маску Тутанхамона (слайд).

 

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

 

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС

Учитель. Некоторым учащимся было дано опережающее задание по нашей теме, и мы сейчас посмотрим и заслушаем материалы, приготовленные ими.

Египет знаменит своими пирамидами. Самая первая из них была построена для фараона Джосера. Что это за пирамида и где она расположена расскажет...

Демонстрация слайдов сопровождается рассказом ученика.

 

ПИРАМИДА ДЖОСЕРА

Пирамида Джосера — старейшая на Земле каменная постройка из всех дошедших до наших дней. Эта ступенчатая пирамида возведена в Саккаре (неподалеку от современного Каира) выдающимся зодчим и верховным сановником Имхотепом в XXVII в. до н.э. для захоронения фараона Джосера.

         Эта первая из египетских пирамид состоит из шести ступеней. Первоначально сооружение имело высоту 62 м и было покрыто белым известняком. Но теперь большая часть наружного покрытия утрачена.

В некоторых местах повреждена и каменная кладка. Внутри эта каменная постройка была отделана деревом, камышом, глиняными кирпичами. Гробница фараона находится под землей, на глубине 28 метров. К ней ведет вертикальная шахта, которая на входе завалена трёхтонной гранитной глыбой.

Специалисты установили, что постройка пирамиды осуществлялась в несколько этапов. Изначально она задумывалась совсем небольшой, потом её достраивали — она стала четырёхступенчатой, а в конце концов её дорастили до шести ступеней.

Учитель. Самая большая пирамида — это пирамида Хеопса (Хуфу). Она была построена около 2500 г. до н.э. Ее сооружение длилось 30 лет. Это строительство разорило Египет, народ. (Просмотр видеоматериала о пирамиде Хеопса.)

         Почему египтяне строили пирамиды, тратили столько сил и времени ради посмертного возвеличивания фараона?

Возможный ОТВЕТ

Жители Древнего Египта верили, что страна будет существовать, пока ими правят фараоны. Когда фараон умирал, он становился воплощением бога возрождающейся жизни — Осириса. От того, возродится фараон в подземном мире или нет, зависело, продолжится ли жизнь на земле — взойдут ли посевы в Египте. Для встречи духа и души фараона с его мумией была необходима величественная гробница, в которую никто не смог бы проникнуть.

Учитель. Действительно, фараон был для египтян живым воплощением бога на земле, от божественной силы которого зависело существование Египта. Египтяне создали замечательную архитектуру. Это было уже не просто строительство, а искусство созидания — зодчество, в котором требовалась не только человеческая сила, но и творческие способности.

Слайд: «Пирамида - священная гора, связующая мир небесный, земной и подземный».

Учитель. Рядом с пирамидами находится знаменитый Большой Сфинкс — вырубленное из скалы изображение лежащего льва с человеческим лицом.

Демонстрация слайдов сопровождается рассказом ученика.

 

ЗАГАДКА БОЛЬШОГО СФИНКСА

Большой Сфинкс, стерегущий Великие пирамиды Гизы, с его таинственной улыбкой являл собой неразрешимую загадку. Не одно поколение учёных задавалось вопросами: чьим воплощением был Сфинкс, когда и каким образом он был создан? Изучение статуи продолжалось более века. После долгих трудов исследователям удалось раскрыть истинное имя Сфинкса. Хотя арабы, проживающие в этом районе, называли статую Абу'л Хол, что в переводе означает «отец ужаса», филологи установили, что полное название статуи означало «живой образ Хафры». То есть Сфинкс являлся воплощением фараона Хефрена - его изобразили с телом царя пустыни и символами царской власти. Таким образом, в понимании древних египтян Сфинкс представлял собой бога в образе льва, стерегущего свою пирамиду.

В настоящее время Большой Сфинкс очень сильно повреждён. Его лицо изуродовано ядрами пушек и следами от ударов долотом, исчез символ

власти — урей, а от «божественной» бороды остались лишь небольшие обломки, найденные у лап статуи.

В XIV в. один фанатичный шейх, выполняя завет Мухаммеда, запрещающий изображать человеческое лицо, повелел уничтожить статую — вот откуда появились многочисленные следы от ударов долотом. Мамелюки использовали голову Большого Сфинкса в качестве тренировочной мишени для своих пушек.

Ни время, ни пустыня, ни человек не пощадили Сфинкса. Однако эта величественная статуя, поражающая человеческое воображение, устояла и продолжает сторожить некрополь в Гизе. Нет сомнений, что это грандиозное творение древних египтян будет существовать до тех пор, пока стоят пирамиды.

Вопрос ученикам

·        Какое впечатление Сфинкс производит на вас? (У современного человека эта огромная скульптура вызывает ощущение величия и мощи)

Учитель. Сфинкс, как и пирамиды, является символом египетской культуры. Скульптура играла огромную роль в искусстве Древнего Египта.

Демонстрация слайдов сопровождается ученика.

 

ИЗВАЯНИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Изваяния имели ритуальное значение и были связаны с культом мёртвых. Основные черты египетской скульптуры сложились в эпоху Древнего царства: симметрия и фронтальность в построении фигур, чёткость и спокойствие поз наилучшим образом соответствовали культовому назначению статуй.

В пирамидах, в специальном помещении — сердабе — обязательно помещали статую умершего на случай, если что-то случится с мумией. Непременным условием было изображение фигуры целиком: либо стоящей с выдвинутой вперёд левой ногой — поза движения в вечности, либо сидящей на куполообразном троне, либо в позе «писца: скрещенными на земле ногами.

У фараонов были мощные тела и бесстрастные лица, сохранявшие, однако, портретные черты. Мужские фигуры окрашивали в кирпично-красный цвет, женские — в жёлтый. Волосы на прямо поставленных головах всегда были чёрными, а одежды — белыми.

В статуях поражает техника изготовления глаз. Египтяне придавали выражению глаз особое значение — подкрашивали их пастой, в которую добавляли толчёный малахит. Глаза статуй делали из разных материалов: в бронзовую оболочку  вставляли кусочки алебастра, имитирующего белогорного хрусталя - зрачок. Делали это египтяне для того, чтобы скульптура выглядела живой.

По религиозным представлениям египтян, это изваяние было воплощением умершего человек. Помимо статуй в гробницу, особенно в Среднем царстве, помещали фигурки работников, которые должны были «обеспечить» загробное существование умершего.

Отсюда проистекают и другие требования скульпторам — часто они изображали людей, занятых самой разнообразной работой. По канонам египетского искусства для изображения каждого занятия выбирался характерный момент, который становился каноничным.

Общие же правила, например фронтальность и раскраска фигуры, сохранились и здесь. Статуи играли большую роль в архитектурном оформлении храмов: они окаймляли дороги, ведущие храм, стояли у пилонов, во дворах и внутренних помещениях. Статуи, выполнявшие архитектурно-декоративную роль, отличались от чисто культовых. Они были крупнее размером и имели меньше деталей.

Учитель. В гробницах, храмах, при раскопка: древних городов Египта найдено множество произведений искусства: статуй, статуэток, а также

 живописных росписей на стенах гробниц. Египтяне украшали живописными изображениями храмы и дворцы.

Ученик. И фараоны, и чиновники начинали готовиться к загробной жизни заранее. Они не только сооружали гробницы, соответствующие их богатству и званию, но и заботились о том, чтобы места пребываний их мумий были достойно украшены — росписью стен и потолков.

На рисунках изображали земную жизнь умерших, процесс мумифицирования тел, а также жизнь после смерти.

Нетронутых гробниц фараонов почти не найдено, но открыты захоронения чиновников. В этих гробницах земная жизнь государственных мужей представлена очень подробно. Они дают наглядное представление об укладе жизни в Древнем Египте. Реалистично изображены кошки, птицы и рыбы. При желании можно даже определить их виды.

Египетские художники с большим мастерством передавали их движения. Люди, напротив, изображались статично. Их головы и ноги показывались сбоку, верхняя часть туловища и рук — спереди, а сжатые в кулаки пальцы — сзади. Египтяне не стремились изображать людей реалистично. Всякий раз они показывали лишь одну сторону тела.

Существовал специальный канон изображения человека, который особенно строго применялся к изображению высокопоставленных персон: чем ниже стоял человек на социальной лестнице, тем больше было свободы в его изображении. Слуги были личностями незначительными, и поэтому их можно было изображать за занятиями, которые считались недостойными для аристократов. Пока слуги работают и суетятся, вельможа и его жена сидят или стоят — застывшие, отрешившиеся от всего, что происходит вокруг.

Учитель. Все нарисованное и высеченное из камня имело для египтян магический характер. По их мнению, оно обладало живой душой. Душа умершего человека время от времени возвращалась к своему телу и должна была найти его, поэтому египетские мастера старались в скульптурах и рисунках точно передавать внешнее сходство с человеком.

Одна из самых знаменитых археологических находок — гробница Тутанхамона. Во втором тысячелетии до н.э. египтяне перестали строить пирамиды и стали хоронить своих фараонов в скалах и подземельях. За века и тысячелетия, прошедшие с тех времен, их погребения были разорены и разрушены. Лишь одну гробницу Тутанхамона археологи нашли нетронутой.

 

 

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

 

1.      Имя самой известной древнеегипетской царицы, ставшей символом красоты. (Нефертити)

2.      Фараон, в честь которого была воздвигнута самая высокая пирамида. (Хеопс)

3.      Жена бога Осириса. (Исида)

4.      Вырезанная из камня фигура льва с головой человека. (Сфинкс)

5.      Рукотворное жилище богов. (Храм)

6.      Гроб фараона. (Саркофаг)

7.      Бог солнца в Древнем Египте. (Амон)

8.      Правитель Древнего Египта. (Фараон)

 

Вопросы ученикам

•        Какое значение для нас, для всего мира имеет искусство Древнего Египта? (Вклад в мировую культуру, источник изучения истории Древнего мира).

•        Есть ли у нас в республике такие памятники, которые помогают изучать историю нашего края?

•        Как мы должны относиться к памятникам искусства? (Сохранить для потомков, бороться за их сохранение)

 Сфинкс улёгся на страже святыни,

И с улыбкой глядит с высоты,

Ожидая гостей из пустыни.

Может быть, среди них будешь и ты.

 

 

 

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

         Используя ресурсы Интернета, составить путеводитель по Египту. Это должна быть не просто карта, где отмечены достопримечательности — необходимо дать их краткое описание, которое будет содержать самые главные сведения для путешественников.


 

КОНСПЕКТ УРОКА «ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО

КОНСПЕКТ УРОКА «ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО

ХОД УРОКА I.

ХОД УРОКА I.

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Египте. Для встречи духа и души фараона с его мумией была необходима величественная гробница, в которую никто не смог бы проникнуть

Египте. Для встречи духа и души фараона с его мумией была необходима величественная гробница, в которую никто не смог бы проникнуть

Вопрос ученикам ·

Вопрос ученикам ·

Общие же правила, например фронтальность и раскраска фигуры, сохранились и здесь

Общие же правила, например фронтальность и раскраска фигуры, сохранились и здесь

Одна из самых знаменитых археологических находок — гробница

Одна из самых знаменитых археологических находок — гробница

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.07.2020