Конспект урока по теме"Стыд, вина и извинение", ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики"
Оценка 4.6

Конспект урока по теме"Стыд, вина и извинение", ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики"

Оценка 4.6
doc
10.07.2020
Конспект урока по теме"Стыд, вина и извинение", ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики"
конспект урока.doc

 

 

Разработка урока по ОРКСЭ

Для учащихся 4 класса

Модуль «Основы светской этики»

По теме: «Стыд, вина и извинение»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                             

 

 

 

                                                                        Разработку подготовила

                                                                        учитель начальных классов

                                                                        МБОУ МО ГК «СОШ №4»

                                                                        Макаренко Елена Вениаминовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок 21. «Стыд, вина, извинение»

 

Цель: познакомить обучающихся с понятиями «стыд», «вина», «извинение»

Задачи:

- учить работать с терминами

- развивать навыки комментированного чтения статьи

- закреплять умение выборочного пересказа текста

- воспитывать нравственные качества личности.

 

Оборудование: словари,  выставка книг о нравственности, рассказ Л.Н.Толстого «Косточка»(аудиозапись), репродукция картины Ф.П.Решетникова  «Опять двойка», ИКТ, набор смайлов.

 

Основные понятия и термины: стыд, вина, раскаяние, извинение.

 

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источниками информации, работа со словарём, подготовка творческой беседы с членами семьи, выборочный пересказ, рефлексия.

 

Ход урока.

   I. Организационный момент.

 

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, подарите частичку своего тепла.

 II. Актуализация знаний.

  1. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Беседа с обучающимися  по результатам выполнения домашнего задания. Рассказы учащихся (по желанию), их дополнение и обсуждение.

 - Прочитайте как вы сформулировали «золотое правило» нравственности

Тест по теме: «Золотое правило нравственности» (слайд 2)

  1. Переход к новой теме.

 Ребята, давайте вспомним известный всем рассказ Л.Н. Толстого «Косточка». (прослушивание аудиозаписи рассказа). (слайд 3)

-Почему заплакал мальчик? (Объяснения детей)

III. Сообщение темы и цели урока.

-Сегодня на уроке мы поговорим о стыде и чувстве вины. (слайд 4)

      -Рассмотрите картину Ф.П.Решетникова «Опять двойка». (слайд 5)

Как вы думаете, какое чувство испытывает мальчик? Что с ним произошло?  (ответы детей)

- Испытывали ли вы когда – нибудь такое чувство?

 Работа с понятиями  стыд, вина, извинение

 Работа со словарями.

Ребята, как вы думаете, что такое стыд? (ответы детей)

Давайте обратимся  к словарю .

Стыд – Чувство сильного смущения от сознания предосудительности поступка (от стыда сгореть, ни стыда, ни совести) (Ожегов С.И.) (слайд 6)

     Слово «стыд» связано со словом «вина». Что оно означает? (ответы детей)

      А как объясняет это слово словарь?

Вина – 1.Проступок, преступление. 2. причина, источник чего-либо неприятного. (слайд 7)

Вина, извинение – однокоренные слова. Издавна слово «извини» (прости) значило «сними с меня вину», «отпусти меня свободным», чтобы  не чувствовал неудобство и горечь. (слайд 8)

Обратимся к словарю.

Извинение – основание для оправдания.

Запишите термины в тетрадь.

      Откройте учебники. Прочитайте статью.

Комментированное чтение статьи из пособия для обучающихся.

    Беседа  по вопросам:

- Испытывали ли вы когда-нибудь чувство стыда?

- Какие поступки вызывают такое чувство?

- Какие поступки вызывают у вас  чувство вины?

- Что вы  ощущаете, когда испытываете чувство стыда? (смущение, чувство позора)

А теперь подумайте и ответьте на такой вопрос: Как нужно поступить, если ты совершить поступок, за который тебе стало стыдно? (признать свою вину, извиниться, попросить прощения).  (5 мин)

 Работа со словами этикета.

Ребята, когда принято извиняться?  Какие мы слова употребляем, когда извиняемся? (ответы обучающихся)

   - Найдите в тексте учебника слова-извинения.

   - В каких ситуациях можно использовать данные фразы? (в тех ситуациях, когда поступаем неправильно)

   - Никогда не стыдно просить прощения. В истории человечества были ошибки и даже преступления огромного масштаба. Люди способны были восстановить отношения с целыми народами.

   - Обратитесь к тексту и найдите примеры (дети зачитывают из текста примеры).

 

 Прочитайте на доске слова и подумайте, какие вы употребляете чаще?

- Извините, пожалуйста !

- Я прошу прощения ( за то , что… )

- Я виноват перед вами…

- Я не хотел тебя (Вас) обидеть…

- Я приношу свои извинения…

- Простите…

- Не сердитесь, пожалуйста…

 

Работа со схемой (слова вывешены на доске)

- Расположите слова в нужном порядке

Проверка (слайд 9)

- Стыд связан с переживаниями  страха, обиды, вины.

-Стыд - ответственность перед людьми.

- Вина - ответственность перед собой.

- После признания   чувства стыда, наступает раскаяние. Раскаяться – это значит, не повторять больше ошибок.

- Чтобы избавиться от чувства вины, необходимо извиниться.

- Когда человек извиняется, наступает прощение.

- А теперь давайте рассмотрим

- 5 шагов к правильному извинению (слайд 10,11)

Комментирование   учителя

         Каждый может выдать ложное извинение, и это принесет больше вреда, чем пользы.

         Если Вы занимаетесь объяснением того, почему Вы сделали то, что сделали, это начинает звучать так, что Вы и не извиняетесь вовсе. Это значит, что Вы не готовы принять ответственность.

         . Если Вы не измените своей привычки приходить домой поздно, то не стоит говорить своей матери: «Извини за то, что поздно пришел». Это будет пустым и безрезультатным извинением.

         Удостоверьтесь, что другой человек знает, за что Вы извиняетесь. «Я проходил мимо и решил зайти, чтобы извиниться» это совсем не то, что «Я пришел, чтобы извиниться, потому что беспокоюсь о наших отношениях».

         Некоторые люди будут вести себя равнодушно, некоторые будут встречать Вас холодно, а некоторые будут реагировать откровенно враждебным способом.

Игра «Доскажи словечко» (слайд 12)

-Легче на душе становится, когда тебя ….  

 -Прощение дает нам свободу от чувства…

-Какие из приведенных ниже словосочетаний могут быть связаны с переживанием чувства стыда? (Обмануть родителей, обидеть младшего, помочь отстающему ученику, простить обидчика, затеять ссору, хорошо подготовиться к урокам

Работа в группах. Составление пословиц и объяснение их.

(слайд 13)

(Приложение 1)

 

           Заканчивается урок словами М.Танича. (слайд 15)

«Извини», «Пожалуйста», «Прости», «Разреши» -

Это не слова, а ключик от души.

Всюду, где нескромному укажут от ворот,

Вежливый попроси, попросит и пройдёт.

Перед словом вежливым  двери отворяются,

Пусть оно почаще, почаще повторяется.

 

Рефлексия.Посмотрите на слайд и продолжите предложения:

ü  Я знал, что....

ü  Я узнал, что....

ü  Мне осталось непонятно....

ü  Прикрепление смайлов к доске. (Приложение 2)

Домашнее задание.

Найди авторов собранных высказываний.

 

 

 

 

 


Разработка урока по ОРКСЭ Для учащихся 4 класса

Разработка урока по ОРКСЭ Для учащихся 4 класса

Урок 21. «Стыд, вина, извинение»

Урок 21. «Стыд, вина, извинение»

Вина, извинение – однокоренные слова

Вина, извинение – однокоренные слова

Если Вы занимаетесь объяснением того, почему

Если Вы занимаетесь объяснением того, почему
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.07.2020