Приложение к ООП ООО
МОУ «Долгодеревенская СОШ»
Программа по учебному предмету «Изобразительное искусство»
(предметная область «Искусство»)
для 5 - 7 классов
Составитель:
Геворкян Т.М. (рук. ШМО)
2019
Название учебного предмета: Изобразительное искусство
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования от 17 декабря 2010 года №1897, с учетом авторской программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»./Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2011 г., рекомендациями Примерной программы общего образования второго поколения.
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе следующих документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм., внесенными Федеральными законами от 04.06.2014 г. № 145-ФЗ, от 06.04.2015 г. № 68-ФЗ, ред. 17.03.2018)
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 г. № 576, от 28.12.2015 г. № 1529, от 26.01.2016 г. № 38, от 21.04.2016 г. № 459, от 29.12.2016 г. № 1677, от 08.06.2017 г. № 535, от 20.06.2017 г. № 581, от 05.07.2017 г. № 629)
3. Закон Челябинской области от 29.08.2013 № 515-ЗО (ред. от 28.08.2014) «Об образовании в Челябинской области (подписан Губернатором Челябинской области 30.08.2013 г.) / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543.
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 г. № 1644, от 31.12.2015 г. № 1577) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. № 19644)
5. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 11.09.2015 г. № 03-02/7732 «О направлении рекомендаций по вопросам разработки и реализации адаптированных образовательных программ в общеобразовательных организациях»
6. Методические рекомендации по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при разработке общеобразовательными учреждениями основных образовательных программ начального, основного, среднего общего образования / В. Н. Кеспиков, М. И. Солодкова, Е. А. Тюрина, Д. Ф. Ильясов, Ю. Ю. Баранова, В. М. Кузнецов, Н. Е. Скрипова, А. В. Кисляков, Т. В. Соловьева, Ф. А. Зуева, Л. Н. Чипышева, Е. А. Солодкова, И. В. Латыпова, Т. П. Зуева; Мин-во образования и науки Челяб. обл; – Челябинск : ЧИППКРО, 2013. – 164 с.
Преподавание предмета изобразительное искусство в МОУ Долгодеревенская СОШ проводится:
- 1 час в неделю 5-7 классы. В год – 34 часа. Всего – 102 часа.
Целью реализации основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «изобразительное искусство» является
- усвоение содержания предмета и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и основной образовательной программы основного общего образования;
- развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, дающего возможность самовыражения и ориентации в художественном, нравственном пространстве культуры.
Задачами учебного предмета являются:
- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально - ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
- развитие визуально - пространственного мышления как формы эмоционально - ценностного освоения мира самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
- освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве в национальных образах предметно - материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально - пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно – прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках, в различных видах визуально - пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства, формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой эстетической и личностно – значимой ценности.
Образовательные технологии: технология развивающего обучения; технология поэтапного формирования умственных и практических действий; технология коллективного взаимодействия; технология личностно ориентированного, дифференцированного обучения; технология проблемного обучения; технология проектного обучения.
Учебно-методическое обеспечение:
Номер |
Наименование |
Издатель |
Автор/авторский коллектив |
класс |
1.2.5.1.1.1 |
Изобразительное искусство |
Открытое акционерное общество «Издательство «Просвещение» |
Горяева НА., Островская О.В. / Под ред. Неменского Б.М. |
5 |
1.2.5.1.1.2 |
Изобразительное искусство |
Открытое акционерное общество «Издательство «Просвещение» |
Неменская Л.А. / Под ред. Неменского Б.М. |
6 |
1.2.5.1.1.3 |
Изобразительное искусство |
Открытое акционерное общество «Издательство «Просвещение» |
Питерских А.С., Гуров Г.Е. / Под ред. Неменского Б.М. |
7 |
Учебно-методический комплект:
1. Неменский Б.М. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-9 кл. ФГОС.: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Б. М. Неменский (и др.). - М.: Просвещение, 2011.
2. Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 кл., ФГОС: учебник. для общеобразовательных учреждений / Н.А. Горяева, О.В. Островская : под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2012.
3. Горяева Н.А. Уроки изобразительного искусства Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Поурочные разработки 5 класс / Н.А. Горяева : под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2012.
4. Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 5 класс, ФГОС. / Н.А. Горяева : под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2012.
УМК выбрано с учетом более полного методического обеспечения по сравнению с другими образовательными линиями. Это позволит варьировать содержание урока, не отходя от требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Личная многолетняя практика работы с программой Б.М. Неменского делает этот выбор целесообразным.
Кроме того:
- учебные издания этой линии не только дают знания, умения и навыки работы в искусстве, но и помогают раскрыть творческую личность в каждом ребёнке, формируют разностороннюю художественную культуру, умение видеть прекрасное в жизни и в искусстве;
- учебники посвящены более глубокому изучению отдельных видов искусства (декоративно-прикладного, станкового искусства, дизайна и архитектуры, изобразительного искусства в театре, кино, на телевидении).
Связующим звеном предмета «Изобразительного искусства» с другими предметами является художественный образ, созданный средствами разных видов искусства и создаваемый обучающимися в различных видах художественной деятельности.
Изучение предмета «Изобразительное искусство» построено на освоении общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоении практического применения знаний и основано на межпредметных связях с предметами: «История России», «Обществознание», «География», «Математика», «Технология».
Раздел 1. Планируемые результаты:
1.1. Перечень результатов учеников после освоения рабочей программы
Личностные результаты:
- знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;
- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
- формирование опыта смыслового и эмоционально - ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
- овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков;
- овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
1.2. Система оценивания по предмету
1.2.1. Критерии оценивания подготовленности учащихся по изобразительному искусству.
В приложении к письму Министерства образования и науки Челябинской области «О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области» рекомендуется следующая организация оценивания уровня подготовки обучающихся по изобразительному искусству.
Определение эффективности обучения без оценочного компонента невозможно. Критерии оценки должны отражать поставленные развивающие качества личности задачи урока или занятия (мышление, внимание, память, речь, восприятие, воображение). К универсальным критериям можно отнести: новизна и оригинальность в решении проектной проблемы, владение материалом, в котором проект выполнен, эстетичность подачи, позволяющие оценить вышеперечисленные психические качества в изобразительной деятельности.
Использование большого числа вариативных тем и творческих заданий, имеющих множество решений, позволит закрепить знания основ языка искусства, навыки художественной деятельности и восприятия искусства. Включены ознакомительные темы, связанные с компьютерной грамотностью, не заменяющей, а дополняющей другие средства.
В результате обучения изобразительному искусству в основной школе учащиеся получают знания об основных видах и жанрах изобразительных (пластических) искусств, выдающихся представителях русского и зарубежного искусства и их произведениях: наиболее крупных художественных музеях России и мира; овладевают основами изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция); применяют художественно-выразительные средства графики, живописи, скульптуры, художественного конструирования в своем творчестве; определяют средства выразительности при восприятии произведений; анализируют содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства; ориентируются в основных явлениях русского и мирового искусства, узнают изученные произведения; объясняют роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества; эстетически оценивают явления окружающего мира, произведения искусства и высказывают суждение о них; используют различные художественные материалы в своем творчестве (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы); пользуются средствами художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция) в самостоятельной творческой деятельности: рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
Критерии оценивания должны быть понятны и приняты учащимися. Проверка знаний может быть индивидуальной, фронтальной и комбинированной (например, один ученик отвечает устно, остальные – письменно). Проверка и оценка, как правило, сочетаются с повторением и закреплением знаний. Наиболее гибкий метод контроля – устная проверка знаний. Письменный контроль экономичен во времени, дает возможность одновременно выявить подготовленность всего класса и каждого ученика, отличается индивидуальным характером выполнения задания, однако не всегда подходит в начальной школе для проверки теоретических знаний на уроках изобразительного искусства, так как скорость письма не достаточна, и в целях экономии времени, рекомендуется проводить устный опрос.
Оцениваться результаты обучения могут не только отметкой, но и другими средствами (словесное одобрение и неодобрение, награждение грамотами и др.). Конечный результат складывается из двух составляющих: качества работы учителя и показателей знаний учащихся (смысловых и формальных). Одним из вариантов оценивания уровня подготовки учащихся является папка достижений – портфолио, включающее лучшие творческие работы учащегося, результаты участия в выставках и конкурсах различного уровня и т.д.
Текущий контроль
осуществляется на каждом уроке при выполнении творческих работ. Развивать и
контролировать уровень творческого развития можно только в процессе творческой
деятельности. Существуют критерии оценки работы учеников по изобразительному
искусству. Их составляют учителя методисты в методическом объединении города.
Они не носят обязательный характер. В зависимости от возраста ребенка и темы
задания критерии могут корректироваться. В программе по изобразительному
искусству есть требования к учащемуся к концу учебного года. Исходя из этих
требований можно оценивать работу учащегося. Каждый ребенок проводит анализ
своей творческой работы. Примерный план анализа:
1.Какой вид композиции использовал и почему?
2. Каким приемом выделил композиционный центр и почему?
3. Соблюдены ли в рисунке законы перспективы?
4. С какой целью выбран именно такой цветовой строй?
5. Как передал светотеневые отношения?
6. Правильно ли передал форму предметов, если есть искажения, то - почему?
7. Почему выбрал именно такой формат?
8. Какие материалы и технику рисования использовал и почему?
Пункты плана могут изменяться в зависимости от типа работы и цели. Подведение итогов работы и завершение урока. К концу работы учитель выбирает наиболее удачные, а также слабые рисунки и показывает их всему классу, разъясняя, в чем их достоинства и недостатки. Указывая на недостатки в работе ученика, необходимо соблюдать педагогический такт, проявлять уважение к личности ученика, чуткое отношение к нему. Знания, умения, навыки обучающихся по предметам учебного плана оцениваются баллами. При выставлении оценок по ИЗО: учитываются индивидуальные особенности развития обучающихся, их способности.
1.2.2. Нормы оценок
На уроках изобразительного искусства оценка имеет количественное и качественное значение. Первая определяет объем проделанной работы, а вторая - качество выполнения. Эти оценки воплощают понимание учителем количественных и качественных возможностей ученика и их реализации при освоении учебного материала. Оценка носит субъективный характер.
Оценка выставляется за самостоятельную работу, являющуюся итогом изобразительной деятельности ученика на уроке, за выполнение разного рода промежуточных работ, за активную работу на уроке, за теоретические знания. При оценивании результата творческой работы ученика акцент делается не на художественные достоинства произведения, во многом зависящие от природных способностей автора. В общеобразовательной школе задача обеспечения профессионального мастерства не ставится, так как учебный план рассчитан лишь на минимальный уровень грамотности и теоретических знаний по истории и теории изобразительного искусства.
Среди критериев оценки можно выделить: композиционную организацию рисунка, характер формы и передачу пропорций предметов, качество конструктивного построения, правильность перспективы, достоверную передачу объема, владение техникой и общее впечатление от работы. Включаются и такие критерии как оригинальность, степень завершенности, сохранение традиций.
Оценка учебной работы позволяет отражать одновременно базовый уровень художественной грамотности, уровень оперативных знаний, которые можно применять при выполнении задания, и уровень интегративных художественно-логических знаний и умений. Оценка с применением четких критериев может способствовать:
- обеспечению положительной мотивации для изобразительной деятельности учащегося;
- дальнейшему увеличению объема знаний в изучаемой области;
- формированию адекватной самооценки у учащегося.
Контроль и проверка учебной работы проводится в реальном масштабе времени, непосредственно после окончания работы. Оценка ученической работы проводится по пятибалльной шкале. Учитель может оценивать ученическую работу и в присутствии ученика и без него.
Ученическая творческая работа
5 — «отлично» — уровень художественной грамотности вполне соответствует этапу обучения, и учебная задача полностью выполнена;
4 — «хорошо» — уровень художественной грамотности соответствует этапу обучения (допускаются незначительные отклонения), и учебная задача выполнена;
3 — «удовлетворительно» — уровень художественной грамотности в основном соответствует этапу обучения, и учебная задача в основном выполнена (или выполнена не полностью);
2 — «неудовлетворительно» — уровень художественной грамотности не соответствует этапу обучения, и учебная задача не выполнена;
1 — «крайне неудовлетворительно» — уровень художественной грамотности не может быть оценен, поскольку учебная задача сознательно не выполнялась (обычно оценку «1» в журнал ставить не принято, но следует учесть вероятность и такого уровня знаний у учащихся).
Оценка за творческую работу выставляется в соответствии с критериями. Каждый критерий конкретизируется необходимыми показателями в зависимости от поставленной педагогической задачи. Оценка по критериям выставляется в зависимости от возраста учащихся, чем младше ученик, тем меньше критериев оценивания работы.
Критерии и показатели базового уровня
Таблица №1
№ |
Критерии |
Показатели |
1 |
Композиция |
1. Гармоничное заполнение листа и расположение элементов композиции. 2. Выделение композиционного центра («главного героя»). 3. Создание пространства. 4. Соответствие основным законам жанра 5. Использование средств гармонизации (симметрия, ритм и др.). 6. Использование средств художественной выразительности (контраст, динамика и др.). 7. Наличие авторского замысла и т. д. |
2 |
Графика |
1. Четкость линии, штриха. 2. Узнаваемость силуэта, реалистичность. 3. Лаконизм в передаче формы. 4. Адекватность применения графического приема и т.д. |
3 |
Колористика |
1. Использование свойств холодной/теплой гаммы в соответствии с замыслом. 2. Использование насыщенности/разбеленности цвета в соответствии с замыслом. 3. Подбор основных, составных или сочетание цветов в соответствии с замыслом. 4. Применение цветового контраста и нюанса. 5. Применение цветового акцента и т.д. |
4 |
Техника изображения |
1. Знание и целенаправленное применение способов использования изобразительных материалов. 2. Адекватность применения того или иного способа работы определенным материалом и т.д. |
5 |
Техника владения инструментом |
1. Знание и целенаправленное использование особенностей конкретного инструмента для данной работы. 2. Качество выполнения определенного приема конкретным инструментом и т.д. |
6 |
Светотень |
1. Обоснованность применения эффекта светотени. 2. Применение приемов, создающих светотеневой эффект для создания объема и т.д. |
К концу этапа обучения (к 7классу) учащиеся достигают определенного «мастерства» по всем критериям, постепенно приобретая багаж теоретических знаний, изобразительных приемов и положительных стимулов для продолжения успешной деятельности.
Любой из критериев или показателей базового уровня может быть использован для оценки учебной работы на этом этапе обучения наряду с собственными критериями следующих уровней. Повышение изобразительного мастерства учеников должно выразиться в их умении выстраивать сюжетную композицию с помощью художественных средств гармонизации: разного рода отношений, приемов равновесия и акцентирования, ритмических закономерностей. Эти умения отражены в критериях оценки учебных работ. Обучение на этом этапе приводит к накапливанию учащимися собственного арсенала приемов для передачи информации художественным способом. В этот период идет развитие творческого потенциала учеников. Это новизна и оригинальность решения, доработанность, изящество и простота решения.
Роль учителя в совместной работе с учеником не должна быть столь же активной, как на предыдущем этапе. Здесь учащимся предоставляется больше возможностей для самостоятельной работы.
Дополнительные критерии и показатели
Таблица №2
№ |
Критерии |
Показатели |
1 |
Генерирование идей |
1. Продуцирование оригинальных идей (сюжетов) на основе задания. 2. Проведение анализа идей на выполнимость. 3. Эстетичность представления идеи и т.д. |
2 |
Целевое использование средств гармонизации |
1. Обоснованность построения композиции. 2. Установление композиционных отношений. 3. Установление равновесия. 4. Использование акцента. 5. Использование ритмического ряда и т.д. |
3 |
Новизна идеи |
1. Существенные отличия выбранной идеи (от идей других учащихся). 2. Оригинальность, свежесть, изящность выбранной идеи и т. д. |
4 |
Качество воплощения идеи |
1. Оригинальность художественных приемов. 2. Необычность использования выбранных материалов и инструментов (например, их сочетание). 3. Истинность изобразительной аргументации и т. д. |
5 |
Самостоятельность в работе |
1. Творческое отношение к советам учителя (продуктивное сотрудничество) 2. Использование исключительно собственных материалов и инструментов 3. Разработка собственных приемов 4. Уверенность в правильности принятого решения 5. Заинтересованность в успешном результате работы 6. Поглощенность работой и сосредоточенность и т.д. |
6 |
Завершенность работы |
1. Исчерпанность идеи 2. Законченный вид сдаваемой учебной работы 3. Использование приемов, позволяющих довести учебную работу до завершенного состояния 4. Удовлетворенность работой и т.д. |
7 |
Использование межпредметных связей |
Использование информации из других областей знаний при выполнении задания и т. д. |
Оценка за теоретические знания
5 — «отлично» — ученик активен на уроке, отвечает на все поставленные вопросы, ответы глубокие, может поддержать диалог на заданную тему;
4 — «хорошо» — ученик активен на уроке, отвечает с неточностями на поставленные вопросы, ответы односложные, может поддержать диалог по теме на заданную тему;
3 — «удовлетворительно» — ученик неактивен на уроке, отвечает с неточностями на поставленные вопросы, ответы односложные, не может поддержать диалог на заданную тему;
2 — «неудовлетворительно» — ученик неактивен на уроке, не отвечает на поставленные вопросы, не может поддержать диалог на заданную тему.
Оценка за теоретические знания (тест)
5 — «отлично» — ученик ответил на вопросы, что составило 100% - 80%;
4 — «хорошо» — ученик ответил на вопросы, что составило 79% - 51%;
3 — «удовлетворительно» — ученик ответил на вопросы, что составило 50% - 30%;
2 — «неудовлетворительно» ученик ответил на вопросы, что составило менее 30%.
Оценка для ученика очень значима, поэтому она должна выставляться, учитывая особенности каждого ученика и соответствовать нравственным критериям. Конечный результат урока, складывается из двух составляющих: качества работы учителя и показателей знаний учащихся в ходе проведения урока. Основным критерием успешности учебного занятия является ориентация на результат – то, что ученик получил в ходе урока.
Результаты работы учащихся:
- уровень самостоятельности, самодеятельности учащихся на уроке;
- отношение учащихся к учебному труду;
- отношение учащихся к предмету, учителю, друг к другу;
- объективная направленность деятельности учеников на образование и развитие своей личности;
- наличие у учащихся познавательного интереса;
- воспитательная и развивающая подвижка личности, возникающая в ходе урока;
- знание учащимися фактического материала и уровень его усвоения.
Раздел 2. Содержание основного общего образования по учебному предмету и ценностные ориентиры
Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе направлен на формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души растущего человека.
Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания, самоидентификации и утверждения своей уникальной индивидуальности.
Художественное образование в основной школе формирует эмоционально-нравственный потенциал ребенка, развивает его душу средствами приобщения к художественной культуре, как форме духовно-нравственного поиска человечества.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень программы.
При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение - это художественное познание мира, выражение своего отношения к нему, эстетического переживания; конструктивная деятельность направлена на создание предметно-пространственной среды; а декоративная деятельность - это способ организации общения людей и прежде всего, имеет коммуникативные функции в жизни общества.
Программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта учащихся, обращение к окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения школьниками программного материала.
Наблюдение окружающей реальности, развитие способностей учащихся к осознанию своих собственных переживаний, формирование интереса к внутреннему миру человека являются значимыми составляющими учебного материала. Конечная цель - формирование у школьника самостоятельного видения мира, размышления о нем, своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиск идеалов. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Особое значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании нравственности и патриотизма. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия - часть многообразного и целостного мира. Учащийся шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты, осваивая при этом культурное богатство своей Родины.
Раздел (подраздел) программы |
Планируемые результаты по годам обучения |
Процедуры, обеспечивающие проверку данных результатов/ кол-во процедур |
5 класс Декоративно-прикладное искусство в жизни человека |
Обучающийся научится: - характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки) на примере культуры народов, проживавших на Южном Урале в древности; создавать декоративные изображения на основе русских образов; - раскрывать смысл народных праздников и обрядов народов Южного Урала и их отражение в народном искусстве и в современной жизни; - создавать эскизы декоративного убранства русской избы; - создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы; - определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства на основе традиционных образов народов, проживающих на территории Челябинской области; - создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции народов Южного Урала; - создавать эскизы народного праздничного костюма на основе традиционных образов народов, проживающих на территории Челябинской области, его отдельных элементов в цветовом решении; - умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства народов Южного Урала, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне); - выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов; - владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций; - распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов; - характеризовать основы народного орнамента народов Южного Урала; создавать орнаменты на основе народных традиций народов Южного Урала; - различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства; - различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России, народов Южного Урала; - находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов; - различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России и Южного Урала; Обучающийся получит возможность научиться: - активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.); - владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства; - различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства; - выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства; - понимать специфику изображения в полиграфии на примере творчества уральских мастеров книжной миниатюры; |
Контрольная работа по теме «Древние корни народного искусства. Связь времен в народном искусстве»/ 1
|
6 класс Изобразительное искусство в жизни человека
|
Обучающийся научится: - называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства; - классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира; - объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения; - композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами; - создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов; - простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений; - навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь на основе традиций народов, проживающих на территории Челябинской области); - изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции; - создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел; - строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы; - характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства; - передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта; - творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне; - выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания; - рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов в творчестве художников Южного Урала; - применять перспективу в практической творческой работе; - навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого; - навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы; - видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе в творчестве художников Южного Урала; - навыкам создания пейзажных зарисовок; - различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива; - пользоваться правилами работы на пленэре; - использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте; осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности живописного произведения; - навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения; - различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.); - определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле; - пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники; - различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм в творчестве художников Южного Урала; - различать и характеризовать виды портрета; - понимать и характеризовать основы изображения головы человека; - пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами; - видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по памяти; - видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов; - использовать графические материалы в работе над портретом; - использовать образные возможности освещения в портрете; - пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке; - называть имена выдающихся русских и зарубежных художников-портретистов и определять их произведения, посвященные выдающимся личностям в истории Урала; - навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры человека на примере южноуральских уральских писаниц; - навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа на примере памятников Южного Урала; - навыкам лепки и работы с пластилином или глиной; - рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений – шедевров изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства на примере деревянной скульптуры Урала и памятников Южного Урала; - приемам выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры человека, используя разнообразные графические материалы; - характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника Южного Урала над жизнью; - объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой живописи; - изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом; - узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись»; - перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно- тематической картины; - характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение значительных событий в истории общества и в истории Урала, как воплощение его мировоззренческих позиций и идеалов; - узнавать и характеризовать несколько классических произведений и называть имена великих русских мастеров исторической картины; - характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской культуры; - рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа народов Южного Урала, в становлении национального самосознания и образа национальной истории; - называть имена нескольких известных художников объединения «Мир искусства» и их наиболее известные произведения; - творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на выбранный исторический сюжет; - творческому опыту по разработке художественного проекта-разработки композиции на историческую тему; - творческому опыту создания композиции на основе библейских сюжетов; - представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии, об их мировоззренческом и нравственном значении в культуре; - называть имена великих европейских и русских художников, творивших на библейские темы; - узнавать и характеризовать произведения великих европейских и русских художников на библейские темы; - характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества на Южном Урале; - рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы Великой Отечественной войны на примере монументального искусства Челябинской области; - описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и ансамбли, посвященные Великой Отечественной войне и установленные на территории Челябинской области; - творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому историческому событию или историческому герою; - анализировать художественно-выразительные средства произведений изобразительного искусства XX века; - культуре зрительского восприятия; - характеризовать временные и пространственные искусства; - понимать разницу между реальностью и художественным образом; - представлениям об искусстве иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов книг. И. Я. Билибин, В. А. Милашевский. В. А. Фаворский; - опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы графическими материалами; - собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.); - представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и творчестве художников-анималистов на примере скифо-сарматской культуры на Южном Урале; опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных; Обучающийся получит возможность научиться: - называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII-XIX веков; - называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и архитектуры русских художников XVIII-XIX веков; - называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII века и определять скульптурные памятники; - называть имена выдающихся художников «Товарищества передвижников», отразивших в своем творчестве природу и историю Урала, и определять их произведения живописи; - называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и определять произведения пейзажной живописи, отразивших в своем творчестве природу Урала; - понимать особенности исторического жанра, определять произведения исторической живописи, отразивших историю Урала; - активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства; - называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй половины XIX века и определять памятники монументальной скульптуры; - создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале; - узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском искусстве и время их развития в истории культуры; - осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы; -применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на определенную тему; |
Контрольная работа по теме «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка. Мир наших вещей. Натюрморт» / 1 |
7 класс Дизайн и архитектура в жизни человека
|
Обучающийся научится: - систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна на примере памятников архитектуры Челябинской области; - распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства; - понимать сочетание различных объемов в здании; - понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал; - иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох в пространстве Челябинска и городов Челябинской области; - понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры в пространстве Челябинска и городов Челябинской области; - различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого; - характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской среды Челябинска, характеризовать городскую скульптуру (малые архитектурные формы) на примере работы скульптора Ф.Ф. Каменского, установленной в Челябинске в начале ХХ века; - понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объемов при взгляде на них сверху; - осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.; - применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы; - применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); - создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве; - создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн-проектов; - получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта; - приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры Челябинска и Магнитогорска; - характеризовать основные школы садово-паркового искусства; - понимать основы краткой истории русской усадебной культуры XVIII-XIX веков на примере усадьбы князей Белосельских-Белозерских в Катав-Ивановске и Белого дома в Кыштыме; - называть и раскрывать смысл основ искусства флористики; - понимать основы краткой истории костюма; - характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных принципов дизайна одежды; - применять навыки сочинения объемно-пространственной композиции в формировании букета по принципам икэбаны; - использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов; - отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный композиционный замысел; - использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодежных и исторических комплектов одежды; - узнавать и характеризовать памятники архитектуры Древнего Киева. София Киевская. Фрески. Мозаики. Фрески и мозаики на улицах Челябинска; - различать итальянские и русские традиции в архитектуре Московского Кремля. Характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов Московского Кремля; - различать и характеризовать особенности древнерусской иконописи. Понимать значение иконы «Троица» Андрея Рублева в общественной, духовной и художественной жизни Руси; - узнавать и описывать памятники шатрового и псевдошатрового зодчества на территории Урала; - характеризовать особенности церкви Вознесения в селе Коломенском и храма Покрова-на-Рву; - раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII веке. Уральская школа иконописи.. Отличать по характерным особенностям икону и парсуну; - работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам; - различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси; - создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.; - работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства; -сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи Древней Руси; - рассуждать о значении художественного образа древнерусской культуры; - ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений изобразительного искусства и архитектуры XVIII – XIX веков на Южном Урале; - ориентироваться в разнообразии стилей мусульманской архитектуры на Южном Урале; - использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном искусстве и архитектуре XVIII – XIX веков; - выявлять и называть характерные особенности русской портретной живописи XVIII века; - характеризовать признаки и особенности московского барокко; - создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале. Обучающийся получит возможность научиться: - различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.); - различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое); - проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.; - создавать художественную композицию макета книги, журнала; - определять «Русский стиль» и «псевдоготику» в архитектуре модерна Челябинской области, называть памятники архитектуры модерна Челябинска; - использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве; - узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков, узнавать конструктивизм XX века в архитектуре Челябинска и Магнитогорска; - применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на определенную тему; - создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.; - работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); - использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства; - получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших музеев мира; - использовать навыки коллективной работы над объемно- пространственной композицией; - понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского перевоплощения; - называть имена российских художников (А. Я. Головин, А. Н. Бенуа, М. В. Добужинский); - применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.; - пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении отдельных недочетов и случайностей; |
Контрольная работа по теме «Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Художник - Дизайн – Архитектура. Искусство композиции - основа дизайна и архитектуры. Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий» /1 |
Раздел 3. Тематическое планирование
класс |
Наименование разделов темы |
Кол-во часов |
||||||||
5 класс |
«Декоративно-прикладное искусство и жизнь человека» |
|
||||||||
1 |
«Древние корни народного искусства» |
9 часов |
||||||||
2 |
«Связь времён в народном искусстве» |
9 часов |
||||||||
3 |
«Декор, человек, общество, время» |
8 часов |
||||||||
4 |
«Декоративное искусство в современном мире» |
8 часов |
||||||||
|
Итого: |
34 час |
||||||||
6 класс |
«Изобразительное искусство и мир интересов человека» |
|
||||||||
1 |
Тема «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка» |
8 часов |
||||||||
2 |
«Мир наших вещей. Натюрморт» |
8 часов |
||||||||
3 |
«Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве» |
10 часов |
||||||||
4 |
«Человек и пространство в изобразительном искусстве» |
8 часов |
||||||||
|
Итого: |
34 час |
||||||||
7 класс |
«Изобразительное искусство и архитектура» |
|
||||||||
1 |
Художник — дизайн — архитектура. Искусство композиции — основа дизайна и архитектуры. |
8 часов |
||||||||
2 |
В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств. |
8 часов |
||||||||
3 |
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека. |
10 часов |
||||||||
4 |
Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование. |
8 часов |
||||||||
|
Итого: |
34 час |
||||||||
|
5 класс «Декоративно-прикладное искусство и жизнь человека» (с корректировкой) |
|||||||||
|
№ п/п |
Раздел, тема урока |
Темы, которые могут быть вынесены на дистанционное обучение |
формы контроля уровня достижения предметных результатов |
Всего часов |
|||||
|
Древние корни народного искусства |
|
9 |
|||||||
|
1\4 |
|
Внутренний мир русской избы (НРЭО) |
Творческая работа |
1 |
|||||
|
1\9 |
|
Народные праздничные обряды, праздники, игрушки |
Творческая работа |
1 |
|||||
|
Связь времен в народном искусстве |
|
9 |
|||||||
|
1\12 |
|
Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла |
Творческая работа |
1 |
|||||
|
1\13 |
|
Искусство Хохломы. Истоки и современное развитие промысла |
Творческая работа |
1 |
|||||
|
Декор – человек, общество, время |
|
8 |
|||||||
|
1\25 |
|
Символы и эмблемы в современном обществе. (НРЭО) |
Творческая работа |
1 |
|||||
|
1\26 |
|
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества |
Творческая работа |
1 |
|||||
|
Декоративное искусство в современном мире |
|
8 |
|||||||
|
1\31 |
|
Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства |
Творческая работа |
1 |
|||||
|
1\32 |
|
Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства |
Творческая работа |
1 |
|||||
|
1\33 |
|
Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства |
Творческая работа |
1 |
|||||
|
1\34 |
|
Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства |
Творческая работа |
1 |
|||||
|
|
|
|
|
34 |
|||||
|
6 класс «Изобразительное искусство и мир интересов человека» (с корректировкой) |
|||||||||
|
№ п/п |
Раздел, тема урока |
Темы, которые могут быть вынесены на дистанционное обучение |
формы контроля уровня достижения предметных результатов |
Всего часов |
|||||
|
|
Виды изобразительного искусства |
8 |
|||||||
|
1\4 |
|
Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен (НРЭО) |
Творческая работа |
1 |
|||||
|
1\6 |
|
Цвет в произведениях живописи |
Творческая работа |
1 |
|||||
|
1\7 |
|
Объемные изображения в скульптуре (НРЭО) |
Творческая работа |
1 |
|||||
|
1\8 |
|
Основы языка изображения |
Творческая работа |
1 |
|||||
|
|
Мир наших вещей. Натюрморт |
8 |
|||||||
|
1\14 |
|
Натюрморт в графике. (НРЭО) |
Творческая работа |
1 |
|||||
|
1\15 |
|
Цвет в натюрморте (НРЭО) |
Творческая работа |
1 |
|||||
|
1\16 |
|
Выразительные возможности натюрморта |
Творческая работа |
1 |
|||||
|
|
Вглядываясь в человека. Портрет |
10 |
|||||||
|
1\20 |
|
Портрет в графике (НРЭО) |
Творческая работа |
1 |
|||||
|
1\21 |
|
Портрет в скульптуре |
Творческая работа |
1 |
|||||
|
1\23 |
|
Образные возможности освещения в портрете (НРЭО) |
Творческая работа |
1 |
|||||
|
|
Человек и пространство в изобразительном искусстве |
8 |
|||||||
|
1\34 |
|
Городской пейзаж (НРЭО) |
Творческая работа |
1 |
|||||
|
|
|
|
ИТОГО: |
34 |
|||||
|
7 класс «Изобразительное искусство и архитектура» (с корректировкой) |
|||||||||
|
№ п/п |
Раздел, тема урока |
Темы, которые могут быть вынесены на дистанционное обучение |
формы контроля уровня достижения предметных результатов |
Всего часов |
|||||
|
|
Искусство композиции - основа дизайна и архитектуры |
8 |
|||||||
|
1\4 |
|
Цвет – элемент композиционного творчества |
Творческая работа |
1 |
|||||
|
1\7 |
|
Буква — строка — текст (НРЭО) |
Творческая работа |
1 |
|||||
|
|
Художественный язык конструктивных искусств |
8 |
|||||||
|
1\13 |
|
Вещь как сочетание объёмов и образ времени |
Творческая работа |
1 |
|||||
|
1\14 |
|
Форма и материал (НРЭО) |
Творческая работа |
1 |
|||||
|
|
Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека |
10 |
|||||||
|
1\20 |
|
Городской дизайн (НРЭО) |
Творческая работа |
1 |
|||||
|
1\22 |
|
Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно – вещной среды интерьера |
Творческая работа |
1 |
|||||
|
1\24 |
|
Организация архитектурно – ландшафтного пространства |
Творческая работа |
1 |
|||||
|
1\26 |
|
Замысел архитектурного проекта и его осуществления |
Творческая работа |
1 |
|||||
|
|
Образ жизни и индивидуальное проектирование |
8 |
|||||||
|
1\31 |
|
Встречают по одежке (НРЭО) |
Творческая работа |
1 |
|||||
|
1\32 |
|
Автопортрет на каждый день |
Творческая работа |
1 |
|||||
|
1\34 |
|
Моделируешь себя - моделируешь мир. Резервный урок |
Творческая работа |
1 |
|||||
|
|
|
|
ИТОГО: |
34 |
|||||
Приложение к рабочей программе – оценочные материалы.
Структура оценочных материалов
Оценочные материалы для оценки достижения обучающимися предметных планируемых результатов составлены на основе предложенных МРООП готовых оценочных материалов и спецификации к ним (материалы приложены – папка Р1.3.3.13 в целевом разделе)
Р1.3.3.13. Изобразительное искусство
5. Изобразительное искусство. 5 класс.
КР. Контрольные работы
КР №1. Контрольная работа № 1 по теме «Декоративное искусство в современном мире. Декор, человек, общество, время»
КР №2. Контрольная работа № 2 по теме «Древние корни народного искусства. Связь времен в народном искусстве»
ПР. Практические работы
ПР №1. Практическая работа № 1 по теме «Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение в культуре народов Южного Урала»
ПР №2. Практическая работа № 2 по теме «Искусство керамики. Истоки и современное развитие промысла. Орнамент как основа декоративного украшения (орнаменты керамики бронзового века Южного Урала)»
ПР №3. Практическая работа № 3 по теме «О чём рассказывают нам гербы и эмблемы. О чём рассказывают нам гербы и эмблемы Челябинской области»
ПР №4. Практическая работа № 4 по теме «Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!»
6. Изобразительное искусство. 6 класс.
КР. Контрольные работы
КР №1. Контрольная работа № 1 по теме «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка. Мир наших вещей. Натюрморт»
КР №2. Контрольная работа № 2 по теме «Человек и пространство в изобразительном искусстве Человек. Пространство и пейзаж»
ПР. Практические работы
ПР №1. Практическая работа № 1 по теме «Цвет, основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи»
ПР №2. Практическая работа № 2 по теме «Натюрморт в графике»
ПР №3. Практическая работа № 3 по теме «Сатирические образы человека»
ПР №4. Практическая работа № 4 по теме «Пейзаж – настроение. Природа и художник. Пейзаж в русской живописи. Пейзаж в графике. Тема уральской природы в пейзажной живописи XIX века. Пейзаж настроения в живописи художников Южного Урала»
7. Изобразительное искусство. 7 класс.
КР. Контрольные работы
КР №1. Контрольная работа № 1 по теме «Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Художник – Дизайн – Архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры. Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий»
КР №2. Контрольная работа № 2 по теме «Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды в жизни человека. Человек в зеркале дизайна и архитектуры»
ПР. Практические работы
ПР №1. Практическая работа № 1 по теме «Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции. Художник-график детских книг Южно-Уральского книжного издательства А.В. Гилёв»
ПР №2. Практическая работа № 2 по теме «Архитектура – композиционная организация пространства»
ПР №3. Практическая работа № 3 по теме «Ты – архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление»
ПР №4. Практическая работа № 4 по теме «Дизайн и архитектура моего сада»
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.