Сценарий урока
Дата |
|
Предмет |
Окружающий мир |
Класс |
3 класс |
Номер урока |
|
Тема урока |
Тема: « Дыхательная система и ее роль в жизни человека » |
Уровень изучения |
базовый |
Тип -урока |
Открытие новых знаний |
Планируемые результаты |
|
Цели деятельности учителя: обеспечить восприятие, осмысление, запоминание учащимися изучаемого материала: органы дыхания, их строение, функции; cодействовать усвоению учащимися способов, средств, которые приводят к выводу о значении дыхания для живых организмов; формировать положительное отношение к здоровью как одной из основных ценностей жизни; формировать умения учащихся находить в текстах главное, составлять схемы, работать с таблицами. |
|
Личностные (по УТК): - Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
|
Метапредметные(по примерной рабочей программе) Регулятивные УУД - Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; Коммуникативные УУД - Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию. Познавательные УУД - Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
|
|
Предметные: 1. Обеспечить восприятие, осмысление, запоминание учащимися изучаемого материала: органы дыхания, их строение, функции. 2. Содействовать усвоению учащимися способов, средств, которые приводят к выводу о значении дыхания для живых организмов 3. Формировать положительное отношение к здоровью как одной из основных ценностей жизни
|
|
Оборудование: Учебник «Окружающий мир», 3 класс, часть 2, автор Плешаков А.А., рабочая тетрадь; раздаточный материал; компьютер с программой Microsoft Power Point, мультимедийный проектор, экран, презентация. |
|
БЛОЧНО_МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА |
|
1.БЛОК Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
|
Модуль 1.1.Мотивирование на учебную деятельность(1) |
|
Сядьте прямо, положите руки на колени раскрытыми ладонями вверх. При вдохе представьте, что вы вдыхаете спокойствие, уверенность, легкость, а выдохните беспокойство, страх, напряжение.
– Улыбнитесь друг другу, нашим гостям, мне, ведь “С маленькой удачи начинается большой успех!”
|
Эмоционально настраиваются на работу; |
Модуль 1.2 Актуализация знаний (3) |
|
-Какую большую тему мы начали с вами изучать? - «Организм человека» (слайд 1)
- Из чего состоит организм человека? (Из органов: внешнее и внутреннее строение) (слайд 2-4)
- Что является основой тела человека? (Скелет человека) (Слайд 5)
- Для чего нужен скелет? (Служит опорой и защитой)
-Но ведь человеку нужно движение. А кости скелета могут сами двигаться? Что нужно для этого? ( Скелет человека покрыт мышцами) (Слайд 6)
-А что происходит с мышцами во время работы? (Они сокращаются и расслабляются)
|
Отвечают на вопросы;
|
Модуль 1.3 Целеполагание (2 |
|
-Этого достаточно для жизни человека? (Человеку нужно ещё питание, воздух, вода)
-А для чего человеку нужен воздух? (Чтобы дышать)
-А из чего состоит воздух? (Углекислый газ, кислород, частички пыли, азот)
- Какой газ нужен человеку для дыхания? -Кислород
Вы правы, кислород, который находится в воздухе, нужен для работы всех органов: сердца, головного мозга, нужен для дыхания.
-Давайте вместе попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока. О чем мы с вами будем говорить?
- Тема сегодняшнего урока – «Органы дыхания» (Слайд 7)
Перед работой нам нужно немного отдохнуть
|
|
ФИЗМИНУТКА
|
|
БЛОК 2 Освоение нового материала |
|
Модуль 2.1.Осуществление учебных действий по теме урока |
|
- Как вы думаете, сколько времени человек может прожить без пищи и воды? – А без дыхания? (Слайд 8)
Проделаем эксперимент. Задержите дыхание. Кто сколько выдержит? Песочные часы покажут меньше 1 мин. Долго вы смогли выдержать без дыхания? (Дети выясняют, что в пределах одной минуты)
Какой можно сделать вывод: человек не может не дышать.
Без воздуха человек гибнет через несколько минут. Некоторые люди могут задерживать на 3-4 минуты, ныряльщики и пловцы до 6 минут.
Дыхание – самая драгоценная оберегающая «ниточка», от которой зависит наше земное существование. Смена воздуха в легких происходит при чередовании вдоха и выдоха. Каждый день человек вдыхает 15 000 литров воздуха, используя 3 000 литров кислорода. (Слайд 9)
-Главный орган дыхательной системы - лёгкие. (Слайд 10)
- Правильное дыхание осуществляется через нос. Он согревает и очищает проходящий через него воздух. Внутри носа имеются волоски и слизь, которые задерживают частички пыли. Под слизью находится слой мерцательных клеток, реснички которых колышутся и гонят из носа слизь с прилипшими пылинками. (Слайд 11)
- Пройдя через нос, воздух попадает в носоглотку, где становится еще чище и теплее. Далее воздух идет через гортань в дыхательное горло – трахею. Гортань при глотании закрывается, не пропуская в легкие пищу. Трахея – это трубка из плотных хрящевых колец. Она разветвляется на бронхи, через которые воздух идет в правое и левое легкие. Бронхи ветвятся на тонкие трубочки, на концах которых находятся легочные пузырьки. В них кровь получает кислород и отдает углекислый газ. (Слайд 12)
- Процесс газообмена происходит в лёгочных пузырьках. (Слайд 13) - Кровь получает кислород и отдаёт углекислый газ. (Слайд 14)
|
осуществляют работу по теме; |
|
|
Модуль 2.2.Проверка первичного усвоения (5 минут) |
|
Работа в парах.
Давайте закрепим наши полученные знания.
Задание: - Среди карточек с названиями (Скелет, носоглотка, связки, суставы, мышцы, гортань, сухожилия, трахея, бронхи, лёгкие, нос, кровеносные сосуды, клетки, альвеолы) нужно выбрать те, которые на ваш взгляд связаны с дыханием.
-Какие слова вы выбрали? (носоглотка, гортань, трахея, бронхи, лёгкие, нос)
- Расположите карточки так, чтобы понять, какой путь проходит воздух в нашем организме.
|
Ребята расставляют таблички в определенном порядке. Нос - носоглотка – гортань – трахея – бронхи – легкие
|
БЛОК 3 Применение изученного материала -По мере путешествия по нашему организму, проверяйте правильную ли цепочку вы построили. (Слайд 16)
- Представьте, что вы маленькие пузырьки воздуха и мы отправляемся вместе с воздухом! Делаем вдох и попадаем…? (Слайд 17)
-Правильно в нос и носоглотку. -Что происходит в носоглотке? - Воздух здесь очищается, нагревается и увлажняется
-Затем мы вместе с воздухом попадаем в гортань. Прощупайте её в передней части шеи. На что она похожа? - Она похожа на жесткую ребристую трубку - Гортань участвует в голосообразовании. В гортани есть надгортанник, который во время глотания закрывается маленькой заслонкой, и пища не попадает в лёгкие. А, когда вы делаете вдох, закрывается глотка, и воздух бежит не в желудок, а в легкие. Но если вы вздумаете говорить, кричать или хохотать, глотая пищу, заслонка может вовремя не закрыться, крошка попадет в дыхательные пути, и тогда вам придется долго кашлять, пока она оттуда не вылетит. Это очень опасно. Какую поговорку обычно говорят за столом? -«Когда я ем, я глух и нем» - После гортани, куда мы попадаем? -По трахее в бронхи -Трахея представляем собой трубку с хрящевыми кольцами, которая разветвляется на две трубочки – бронхи. Бронхи соединяют трахею с правым и левым легким.
-Положите ладошку себе на грудь и вдохните. Что происходит с грудной клеткой при вдохе? -Она увеличивается, расширяется, а при выдохе возвращается на место.
-Какая здесь связь с мышцами? -Благодаря мышцам увеличивается грудная клетка
-Чем лучше развиты мышцы, тем лучше дыхание.
- Молодцы.
- А какой воздух полезен для здоровья? Почему надо проветривать помещение?
Вывод: в закрытом помещении, когда дышит много людей, количество кислорода уменьшается. А выделяется много углекислого газа и вредных примесей. У людей начинает болеть голова, ухудшается внимание, появляется тошнота, иногда даже бывают обмороки. Что надо делать, чтобы этого избежать? - Надо проветривать помещение. - Казалось бы, больше никаких опасностей для нашего организма нет. Но всё не так просто. Органы дыхания очищают воздух от пыли, но не могут защитить организм от ядовитых газов и микробов.
- Какой воздух опасен для дыхания? (Слайд18) -Выхлопные газы от автомобилей, ядовитые газы от заводов, табачный дым
-Что же делать? (Дети рассуждают о защите воздуха вблизи заводов, большого количества транспорта)
- А чем вредно курение? (Слайд 19-22) - Теперь вы можете ответить на вопрос, чем же вредно курение? (Ответы детей)
- Вы видели когда-нибудь дёготь? Представьте себе, такой дёготь оседает в лёгочных пузырьках у курильщиков. Чем больше человек курит, тем больше чернеют лёгкие. А от этого всё тяжелее дышать, органы у человека меньше получают кислорода и хуже работают. Как вы думаете, курение – это только личное дело каждого? Почему? -Курящий человек отравляет не только свой организм, но и воздух, которым дышат окружающие
-Поэтому в нашей стране недавно принят очень хороший закон. Он запрещает курение в общественных местах.
|
|
БЛОК 4 Проверка приобретённых знаний, умений и навыков |
|
Модуль 4.1. Групповая работа Кроссворд Слайды (23-30)
|
|
БЛОК 5 Подведение итогов/домашнее задание |
|
- По вашим ответам я вижу, что задачи урока мы выполнили. - Ребята, вы замечательно потрудились! - Спасибо вам за работу!
Домашнее задание: Прочитать материал в учебнике на стр. 24-27
Рефлексия: На столе у вас лежат три человечка с разной мимикой.
- Оцените свою работу на уроке. - Кому было на уроке всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, возьмите улыбающийся смайлик. - Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, возьмите задумчивый смайлик. - Кому на уроке было очень трудно, с заданием не справились, возьмите грустный смайлик.
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.