В театре Диониса
Педагогические |
Способствовать ознакомлению с зарождением театра в Древней Греции, формированию представлений о том, что театр для жителей Греции был самым массовым и любимым видом искусства; создать условия для раскрытия одной из задач театрального искусства – быть школой воспитания высоких гражданских чувств, пониманию того, что демократия способствует раскрытию творческого потенциала личности, ее свободному самовыражению в творчестве |
Тип и вид урока |
Изучение и первичное закрепление новых знаний / урок-путешествие |
Планируемые
|
Готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира |
Личностные
|
Проявление понимания и уважения к ценностям культур других народов; принятие правил делового сотрудничества: сравнение разных точек зрения; умение считаться с мнением другого человека; проявление терпения и доброжелательности в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности |
Метапредметные результаты |
Готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении и др.; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией |
Основное содержание темы, понятия и термины |
Происхождение театра и его устройство. Как происходили театральные представления. Великие поэты Греции: Софокл, Аристофан. Сатиры, театр, орхестра, скене, трагедия, комедия |
Образовательные ресурсы |
Учебник. Карта «Древняя Греция». Электронное приложение к учебнику. Рабочая тетрадь № 2. Учебная картина «В древнегреческом театре» |
Организационная структура урока
Этапы урока |
Формы, |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Форма |
|
характеристика |
формируемые УУД |
||||
I. Организационный момент |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя |
Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место |
Быстрое включение в деловой ритм |
|
II. Актуализация знаний |
Фронтальная. Словесный. Беседа, работа с картой |
– Историю какой страны изучаем? – Назовите наиболее известные города Древней Греции. – Что мы знаем про них? – Что такое демократия? Где она зародилась? – В Древней Греции зародилось не только новое устройство государства, но и многое другое. Что из Греции пришло к нам? |
Показывают на карте Древнюю Грецию, Афины, Спарту. Объясняют значение понятия «демократия», называют родину демократии. Перечисляют изобретения и открытия древних греков |
Познавательные: воспроизводят по памяти информацию; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи. Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли; владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка и современных средств коммуникации |
Беседа по вопросам, работа с картой |
III. Постановка учебной задачи |
Фронтальная. Словесный. Беседа, сообщение учителя |
– Ребята, а вы когда-нибудь были в театре? – Какие театры вы знаете? – А как вы думаете, почему я вас спрашиваю про театр? – Мы до сих пор пользуемся изобретением древних греков – театром, хотя прошло уже две с половиной тысячи лет. Давно уже нет древних греков, сменились эпохи, пали многие империи, а театр существует до сих пор. Значит, это изобретение древних греков пришлось человечеству по душе |
Называют известные театры, рассказывают, какие театры посещали. Слушают сообщение учителя |
Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем. Познавательные: высказывают предположения. Коммуникативные: оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; используют в общении правила вежливости |
Беседа по вопросам |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. Возникновение театра |
Фронтальная. Словесный, проблемный. Рассказ, |
Рассказывает о зарождении театра,
первых представлениях, связанных – Празднества в честь богов устраивались во всех древних странах, а театр почему-то возник в Древней Греции. Почему именно Греция стала родиной театра? Театр возник в древней Греции - Театр от греч. «место для зрелищ». - Первые театральные представления: - праздники в честь Диониса – покровителя виноделов: - подражали лесным богам – сатирам, сопровождавшим Диониса, - Обряжались в козлиные шкуры и маски. - Разыгрывали сценки из мифов о Дионисе. - Потом поэты стали сочинять пьесы. - Стали строить специальные здания для представлений. |
Объясняют значение термина «сатиры» |
Регулятивные:
умеют формулировать учебную задачу на
основе соотнесения того, что уже известно Коммуникативные: воспринимают рассказ учителя |
Беседа по вопросам |
Здание театра, актеры и хор |
Фронтальная. Объяснительно-ил-люстративный, проблемный. Рассказ, работа с картиной, иллюстрациями, беседа |
Опираясь на картину, рассказывает
– Почему представления начинались
– Почему посещение театра в Афинах было доступно даже беднейшим граж-данам? – Чем участники представлений отличались от актеров нашего времени? Здание театра, актеры, хор. - Театры располагались под открытым небом (стр. 185) на склонах холмов. - Вмещали тысячи зрителей. Устройство театра: - 1 часть: Места для зрителей по секциям. - первые ряды для стратегов, жрецов, победителей Олимпийских игр. - Обычные люди покупали билеты (стр. 188). - Государство выдавало беднякам деньги для покупки билетов. - 2 часть: орхестра – круглая площадка, на которой выступали актеры и хор. - 3 часть: скене – постройка, примыкавшая к орхестре: - к стене прикрепляли рисунки (вход во дворец, храм, берег моря), - внутри хранились костюмы и маски. - Актеры – только мужчины. - Костюмы: - мужские и женские маски (стр. 186) - обувь на высоком каблуке. - Играли несколько ролей, меняя костюмы и маски. |
Описывают картину, иллюстрации. Раскрывают значения терминов. Называют части театра. Высказывают свое мнение при обсуждении вопросов |
Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи. Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста) |
Беседа по вопросам, рассказ по картине |
На представлениях трагедии и комедии |
Фронтальная. Словесный. Работа с текстом, беседа |
Организует комментированное чтение п. 3, 4 § 39, сравнение трагедии и комедии по самостоятельно определенным критериям Представления: - Трагедии – действовали герои мифов и боги, рассказывали о подвигах, страданиях. - Комедии – веселое насмешливое представление, в которых действовали герои мифов и простые люди. На представлении трагедии - Представления устраивали в праздник Великие Дионисии. - Места ближе к орхестре занимали с ночи. - Представления длились весь день. - В конце праздника называли имена лучших актеров и лучшую постановку. - Судьи избирались из публики. |
Различают комедию и трагедию, раскрывают значения терминов |
Познавательные: владеют умением смыслового восприятия учебного текста; осуществляют сравнение |
Беседа по вопросам |
«Из песни хора старцев |
Фронтальная. Словесный. Работа с документом, беседа |
Предлагает прочитать текст учебника стр.187, последний абзац. – В чем видит Софокл могущество человека? Что он осуждает в людях? Софокл «Антигона» - Звук трубы извещает о начале трагедии Софокла «Антигона». - Девушку Антигону приводят к царю г.Фивы. - Ее брат поднял мятеж, но был убит. - Тело бросили на съедение птиц, запретив хоронить под страхом смертной казни. - Сестра засыпала тело землей. - Девушку должны казнить. - Хор старцев осуждает жестокий приговор. - За Антигону вступается ее жених – царский сын. - Слепой старец-предсказатель тоже просит царя о милости. - Царь неумолим. - Антигона погибает. - Жених кончает жизнь самоубийством. - Царица –мать пронзает свою грудь мечом. - К царю приходит раскаяние, он зовет смерть. |
Анализируют документ, строят ответ на основе текста документа |
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для окружающих высказывания |
Работа с документом, беседа по вопросам |
V. Закрепление знаний |
Групповая. Практический, словесный. Работа с таблицей, беседа |
Предлагает сравнить древнегреческий и современный театры, заполнить таблицу (см. Приложение). Осуществляет проверку выполненной работы. – Почему именно Греция стала родиной театра? |
Заполняют таблицу. Объясняют, что демократическое устройство государства способствовало раскрытию творческого потенциала личности, ее свободному самовыражению в творчестве |
Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; осуществляют анализ, сравнение, делают выводы. Коммуникативные: умеют работать в группе, задавать вопросы; понимают речь других |
Таблица, беседа по вопросам |
VI. Информация о домашнем задании |
Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя |
Комментирует задание. Задания 39, 40, 54 в рабочей
тетради. |
Воспринимают
|
Регулятивные: принимают учебную задачу |
Задания
сценировки |
Ресурсный материал к уроку
Приложение
Вопросы |
Древнегреческий театр |
Современный театр |
Где происходят представления? |
В особом здании под открытым небом |
В особом здании, чаще всего закрытом |
Как часто происходят представления? |
Несколько раз в год |
Постоянно |
Кто может быть зрителем? |
Любой, купивший билет (беднякам выдавали деньги для покупки билета) |
Любой, купивший билет |
Кто участвует в представлениях |
Профессиональные актеры |
Профессиональные актеры |
Кто исполняет мужские и женские роли? |
Мужчины |
Мужчины и женщины |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.