Тема урока: Понятие о временных формах глагола.
Цель: познакомить с изменением глаголов по временам.
Ход урока.
1.Орг. момент. Стадия «Вызов». (7 мин)
У. –Запишите число в тетрадях, классная работа. (2 мин)
Чистописание. (5 мин)
У.– Догадайтесь, какую букву будем сегодня писать.
Что стоит посередине Киева?
Д. -Буква Е.
У.- Дайте характеристику звуку, обозначенному буквой Е.
-Запишите, продолжив закономерность.
Е е Ее е Еее е
На доске записано слово ВРЕМЯ.
У. –Что это такое? Как вы это понимаете?
Д. – Часы.
- Дни.
- Времена года.
- Сутки.
У. – Я, когда готовилась к уроку, вот что нашла в словаре Даля. Послушайте.
«Время – это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками, века за веками».
У.- Прочитайте эти выражения.
На доске записано:
Время летит.
Время разум даёт.
Всякой вещи время.
Делу время, потехе час.
У.-Как вы их понимаете?
Д.
-Время проходит очень быстро. Мы учились в первом классе совсем недавно, а теперь уже учимся в третьем. Вот как быстро летит время.
-Время даёт разум, потому что человек занимается; и чем больше он чему-то уделяет времени, тем лучше это получается.
-Малыш меньше знает, чем взрослый человек. Потому что он ещё многому научится за свою жизнь, а у взрослого человека уже есть опыт, он много знает.
-Это означает то, что мы все узнаем тогда, когда это будет нужно. Аещё говорят: «Всему своё время».
-Чтобы что-то сделать хорошо, надо много времени, а в свободное время отдохнуть.
У.- Запишите эти выражения себе в тетради. А о каком времени у нас пойдёт речь на уроке, вы скоро догадаетесь сами.
3.Работа по теме урока. Стадия «Осмысление». (24 мин)
На доске: (3 мин)
Начался урок.
Начинается урок.
Начнётся урок.
У.- Прочитайте предложения. Найдите в предложениях глаголы. Сравните их. Чем они отличаются?
У.- О чём мы будем говорить сегодня на уроке?
Д. -об изменениях глаголов по временам.
У.- Что мы знаем о глаголе?
Заполним таблицу.(4 мин)
Таблица «ЗХУ»
ЗНАЮ |
ХОЧУ УЗНАТЬ |
УЗНАЛ |
1.часть речи 2. обозначает действие предмета 3. отвечает на вопросы: что делать? Что сделать? Что делает? Что будет делать? Что сделает? Что делал? Что сделал? 4. в предложении бывает сказуемым 5. может употребляться в разных значениях 6. изменяется по числам |
|
|
У.-Что мы сегодня узнаем?
Заполним таблицу.(1 мин)
ЗНАЮ |
ХОЧУ УЗНАТЬ |
УЗНАЛ |
1.часть речи 2. обозначает действие предмета 3. отвечает на вопросы: что делать? Что сделать? Что делает? Что будет делать? Что сделает? Что делал? Что сделал? 4. в предложении бывает сказуемым 5. может употребляться в разных значениях 6. изменяется по числам |
Как ещё может изменяться? Как глагол изменяется по временам?
|
|
Ознакомление со временем глагола.(5 мин)
У.- посмотрите в окно. Составьте и запишите предложения о том, что происходит в настоящее время.
Д.-Светит солнце. Едут машины.
У.- напишите предложения о том, что уже произошло.
Д. -Растаял снег.
У.- составьте о том, что произойдёт.
Д. –Скоро закончится урок.
У.- прочитайте глаголы из составленных предложений. На какие вопросы они отвечают?
Д.- что можно сказать об этих глаголах?
Работа с правилом. Стр.84.(4 мин)
У.-прочитайте правило.
-как изменяются глаголы?
Д.-по временам.
У.-Назовите времена глаголов.
Д.-прошедшее, настоящее и будущее
У.-на какие вопросы отвечают глаголы в прошедшем времени?
Д.-что делал?что сделал?что делали?что сделали?
У.-что обозначают глаголы в прошедшем времени?
Д.-обозначают действие до момента речи
У.-приведите примеры.
-на какие вопросы отвечают глаголы в настоящем времени?
Д.-что делаю? что делаешь? что делает?что делаем?что делаете?что делают?
У.-что обозначают глаголы в настоящем времени?
Д.-обозначают действие в момент речи
У.-приведите примеры.
-на какие вопросы отвечают глаголы в будущем времени?
Д.-что сделает?что будет делать?что сделают?что будут делать?
У.-что обозначают глаголы в будущем времени?
Д.-обозначают действие, которое будет совершаться после момента речи
У.-приведите примеры.
Физкультминутка. (2 мин)
У.- Я называю глаголы. Если глагол прошедшего времени – топаем ногами, если глагол настоящего времени – хлопаем в ладоши, если глагол будущего времени – встаём и садимся.
Зазеленела, поют, расцветёт, посинел, побежал, плетёт, полетели, нарисует, пригрела, споёт, появятся, рисует, читает, съездит, стряхнул.
Упражнение в определении времени глаголов (работа в парах на карточках).
У. -в тексте вставить пропущенные буквы, подчеркнуть глаголы, обозначить время (н.в, п.в, б.в.)(5 мин)
Текст:
Травка зел.неет, солнышко блестит; ласточка с весною в сени к нам летит.
Без забот и без тревоги спал медве.ь в своей берлоге. Спал всю зиму до весны и, наверно, видел сны.
По полям бегут ручьи, на дорогах лужи, скоро выйдут мурав.и после зимней стужи.
4. Итог урока. Стадия «Рефлексия». (13 мин)
У. -Делу время, потехе час. Прочитайте мой рассказ.(2 мин)
Рыженький котик сидеть на окошке
И увидеть он знакомую кошку.
Он ей песню спеть,
А потом поесть.
Вот теперь сидеть,
На неё глядеть.
Кисонька мурлыкать, кота к себе кликать:
--Пойдём, котичек, на улицу гулять,
Курочек соседских попугать.
Будем вместе по улице ходить
И о разном с тобой будем говорить.
У. – Что заметили?
Д. – Здесь не такие должны быть глаголы. Как-то всё не связано.
У. – Исправьте глаголы так, чтобы стихотворение звучало красиво.(3 мин)
Рыженький котик сидел на окошке,
И увидел он знакомую кошку.
Он ей песню спел,
А потом поел.
Вот теперь сидит,
На неё глядит.
Кисонька мурлычет,
Кота к себе кличет:
-- Пойдём, котичек, на улицу гулять,
Курочек соседских попугать.
Будем вместе по улице ходить
И о разном с тобой будем говорить.
У. –На какие группы можно разделить глаголы?
Д. –на глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени.
У. – Назовите глаголы с вопросами.
У. -Возвращаемся к таблице «ЗХУ», заполняем третий столбик. (4 мин)
- на какие вопросы отвечают глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени?
Таблица «ЗХУ»
ЗНАЮ |
ХОЧУ УЗНАТЬ |
УЗНАЛ |
1.часть речи 2. обозначает действие предмета 3. отвечает на вопросы: что делать? Что сделать? Что делает? Что будет делать? Что сделает? Что делал? Что сделал? 4. в предложении бывает сказуемым 5. может употребляться в разных значениях 6. изменяется по числам |
Как ещё может изменяться? Как глагол изменяется по временам?
|
Изменяется
по временам: прошедшее |
У.- Для кого сегодняшний урок прошёл не напрасно? (1 мин)
- Что на уроке было интересным?
- Что было трудным?
За время нашего урока выросло удивительное дерево. Благодаря ему каждый из вас может показать пользу или бесполезность сегодняшнего урока. (2 мин)
Ø Если урок для вас прошёл плодотворно и вы остались довольны, вы прикрепите к дереву плоды – яблоки.
Ø Если урок прошёл хорошо, но могло быть и лучше, то вы прикрепляете цветы.
Ø Если урок не отличался от прежних и ничего нового он вам не принёс – зелёные листочки.
Ø А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то – жёлтый, чахлый лист.
5. Домашнее задание. (1 мин)
Упр. 560, правило.
Приложение.
Травка зел.неет, солнышко блестит; ласточка с весною в сени к
нам летит.
Без забот и без тревоги спал медве.ь в своей берлоге. Спал всю зиму до весны и, наверно, видел сны.
По полям бегут ручьи, на дорогах лужи, скоро выйдут мурав.и после зимней стужи.
У. -Закончите строчки рифмой.
ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ – ТО, ЧТО …… (ПРОШЛО)
«ВЧЕРА МЫ ПИСАЛИ». «СОЛНЦЕ …. (УШЛО).
НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ПРИХОДИТ ТЕПЕРЬ:
«МЫ ПИШЕМ ИМЯ». «БЕГАЕТ ….. (ЗВЕРЬ)».
БУДУЩЕЕ ВРЕМЯ ЕЩЁ НЕ ….. (ПРИШЛО):
«ПОСЛЕ УРОКОВ ПОЙДЁМ МЫ В …. (КИНО)».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.