Конспект урока-повторения на тему: «Правописание частицы НЕ с глаголами»
Оценка 4.8

Конспект урока-повторения на тему: «Правописание частицы НЕ с глаголами»

Оценка 4.8
docx
16.05.2021
Конспект урока-повторения на тему: «Правописание частицы НЕ с глаголами»
Конспект урока.docx

Конспект урока-повторения на тему:

«Правописание частицы НЕ с глаголами». 6 класс.

 

Цели урока:

Обучающая: обобщить имеющиеся знания о правописании частицы НЕ с глаголами;

Развивающая: способствовать совершенствованию орфографических и речевых умений и навыков; развивать самостоятельность мышления в учебной деятельности;

Воспитывающая: воспитывать самостоятельность учащихся, умение работать в группах.

 

Ход урока.

1. Орг.момент 

Учитель: Сегодня на уроке мы повторим с вами правописание отрицательной частицы НЕ с глаголами. Но для начала вспомним известные нам сведения о глаголе.

 

2. Актуализация знаний

Выберите правильное утверждение.

1. Глагол – служебная часть речи; Глагол – самостоятельная часть речи;

2. Глагол отвечает на вопросы какой? какая? какое? Глагол отвечает на вопросы кто? что? Глагол отвечает на вопросы что делал? что делает? что сделает?

3. Глагол обозначает действие предмета; Глагол обозначает признак предмета по действию;

4. Начальная форма глагола – это 1 лицо, ед. число; Начальная форма глагола – это неопределенная форма;

5. Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида; Глаголы бывают только несовершенного вида;

6. Только в прошедшем времени глаголы изменяются по родам; Глаголы будущего времени по родам не изменяются.

 

Учитель: Итак, обобщим то, что мы вспомнили. Дайте определение и характеристику глагола как части речи, пользуясь приведенными ниже формами.

 

1. Глагол - это часть речи, которая обозначает … и отвечает на вопросы … .

2. Глаголы изменяются по … .

3. По лицам и числам глаголы изменяются в … времени, а в прошедшем - по … .

4.В предложении глагол бывает … и образует с подлежащим … .

 

3. Повторение правописания частицы НЕ с глаголами

Учитель: Ребята, послушайте сказку. Она носит название «Сказка о любви».


Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Не постоянно перечила Глаголу. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она – «Не верю». Частица Не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь». Вздохнул печально Глагол и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую!», «Ненавижу!». И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз Глагол остался с ней рядом. Так он доказал, что в некоторых случаях действительно жить без нее не может.


Учитель: Какие глаголы с НЕ запомнили? (Предположения детей; после чего на экран выводится ряд – не люблю, не верю, не подходила, не может, ненавидеть, негодовать). Вы заметили особенности некоторых слов?

Ученики: НЕ пишется слитно в некоторых словах.

Учитель: А почему так происходит?

Ученики: Такие слова не имеют смысла без НЕ. Если НЕ убрать, то получится «годую», «навижу». Мы так не говорим. Это слова исключения.

Учитель: То, что данные слова относятся к исключениям, вы подметили правильно. Давайте продолжим ряд глаголов-исключений, с которыми НЕ пишется слитно (недоумевать, недомогать, неистовствовать, недопонимать, нездоровиться). Но частицей ли является НЕ в этих словах? Небольшое путешествие в будущее: частица –это служебная часть речи, которая служит для выражения оттенков значений слов, словосочетаний, предложений и для образования форм слов. То НЕ, что пишется с глаголами раздельно, обозначает отрицание и придает предложению окраску отрицания. В том ряде слов, которые с НЕ пишутся слитно, НЕ является частью корня. Это следует записать и запомнить.

 

Задание 1. Спишите пословицы, заполните пропуск, обращая внимание на орфограмму «НЕ с глаголами»

Семеро одного ...... .

Слово не воробей: вылетит - ...... .

Без труда ..... и рыбку из пруда.

 

Задание 2. Чем является НЕ в данных словах?

Недосолить, недоплатить, недоедать, недорабатывать, недобрать, недосыпать, недовесить, недосмотреть, недоставать.

(НЕ является частью приставки, но вероятно, что дети выделят НЕ как часть корня, следовательно нужно вспомнить следующее правило).

 

Учитель: В этих словах необходимо выделять приставку НЕДО, придающей глаголу значение неполноты, недостаточности действия. Важно отличать эту приставу от частя корня НЕ.

 

Задание 3. Давайте прочитаем стихотворение Вронского по ролям (вывод на доску).

Мальчик: Завести велели мне
Новые привычки:
Никогда девчонок не
Дёргать за косички!
Девочка: Никогда с братишкой не
Драться за обедом!
На уроках больше не
Говорить с соседом!
Мальчик: Я согласен даже не
Рисовать на карте.
Я согласен даже не
Танцевать на парте!
Девочка: Но не смейте делать мне
Никаких упрёков,
Если даже я и не
Выучу уроков!

Выпишите глаголы с частицей НЕ в тетрадь (проверка после).

Чему нас учит стихотворение? (правилам поведения)

 

Задание 4. Вставь в текст частицу НЕ так, чтобы некоторые глаголы имели отрицательный смысл.

Береги книгу! ...бери её грязными руками и ...клади на грязный стол. ...перегибай книгу и ...загибай у неё листов. Если ты ...взял книгу в библиотеке, то ...забудь вернуть её в срок.

 

Домашнее задание. Составить текст диктанта с орфограммой «НЕ с глаголами». Или найти загадки с отрицательными частицами и записать их в тетрадь (не меньше 10).


 

Конспект урока-повторения на тему: «Правописание частицы

Конспект урока-повторения на тему: «Правописание частицы

Ученики: НЕ пишется слитно в некоторых словах

Ученики: НЕ пишется слитно в некоторых словах

Береги книгу! ...бери её грязными руками и

Береги книгу! ...бери её грязными руками и
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.05.2021