Учитель: Иванова Ю. В.
Предмет: познание мира.
Тема: «Жизнь диких животных осенью»
Цель:
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: маски диких животных, видеоклип «Октябрь», иллюстрации животных, разрезные картинки, зашифрованные слова, «волшебный мешочек».
Ход урока:
1. Организация начала урока.
Если вам нравится учиться в школе – хлопните!
Если у вас хорошее настроение – улыбнитесь!
Если вы хотите получить удовольствие от урока – сядьте правильно, будьте активны и внимательны!
Настроение у нас отличное,
А улыбки – дело привычное.
Пожелаем друг другу добра,
Ведь начинать урок нам пора.
2. Постановка темы и задач урока.
-Сегодня на уроке мы продолжим изучать окружающий нас мир и узнаем о нем что-то новое.
3. Повторение. Актуализация знаний и практических умений обучающихся.
Стихотворение-загадка:
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это всё вокруг… (природа)
-Что такое природа?
-На какие 2 группы делим предметы природы?
-Что относим к живой природе? К неживой природе?
-Какие изменения произошли в неживой природе осенью?
- Расскажите о погоде сегодняшнего дня по плану.
4. Изучение нового материала.
-Рассмотрите иллюстрации на доске (медведь, белка, лиса, корова) и назовите лишнюю.
-Попробуйте сформулировать тему урока.
-Давайте на сегодняшнем уроке «совершим путешествие» в осеннюю природу.
Просмотр видеоклипа «Октябрь»
-Что увидели? Что услышали? Что почувствовали?
Разыгрывание сценки «Встречи в лесу»
Дети надевают маски диких животных (медведь, волк, лось и т. д.) и рассказывают учителю –«сороке» о тех изменениях, которые происходят в их жизни осенью.
-здравствуйте, ребята! Здравствуйте, дорогие гости! Я по лесу летаю, все слышу, все знаю. Хочу узнать, как дела в осеннем лесу. Ой, сколько знакомых! Добрый день, ёжик! Как твои дела?
Ёж: Вот и осень пришла. Листья опали, травка завяла. Надо готовить удобное место для сна. Вот под этим пеньком устрою себе спаленку. Постелю сухих листьев и усну на всю зиму. Еда мне не нужна. Да и негде мне её взять зимой. Вся еда или засыпает, как я, или прячется. |
Барсук: Я очень осторожный зверь. Охочусь ночью. Еле нашёл жука. Спрятался он среди листьев. Да, скоро зима наступает. Надо накапливать жир и готовить норку. |
Медведь: Я наедаюсь – ем насекомых, ягоды, траву. Надо ещё утеплить берлогу, постелить сухие листья и ветки. Тогда будет удобно и мягко всю зиму. |
Мышка: Я готовлю норку к зиме- строю спаленку, а рядом кладовочку. Кладовочку я всю осень зерном наполняю. Придёт зима, а мне не страшно: поем – посплю, поем – посплю. |
Белка: Я к зиме запасаю грибы, орехи, жёлуди. Свои запасы складываю в дуплах и развешиваю на сучках. Могу насушить две тысячи грибов! |
Кабан: Я осенью стараюсь есть побольше, чтобы под кожей жир был. Жир лучше всякой шубы будет меня зимой греть! |
Хомяк: Я всю осень запасаюсь зерном на зиму. В начале ноября построю большую норку и буду спать! |
Змея: Я скоро спрячусь в какую-нибудь норку и засну долгим глубоким сном. |
Суслик: Я – суслик. На зиму я готовлю себе запасы. Рою длинную норку и таскаю туда пшеничку. Этим зерном я буду питаться всю зиму. |
Лось. Осенью я сбрасываю свои старые рога. Скоро у меня вырастут новые. Питаюсь корой деревьев и ветками. К зиме корм не запасаю – в лесу он всегда есть. |
Рысь: Я – дикая хищная лесная кошка. Живу в тёмных лесах. Питаюсь зайцами, птицами, мелкими грызунами. Могу напасть и на домашних собак. |
Заяц: Я серый зайка. Прыг-скок! Прыг-скок! Грызу веточки деревьев, кору, где-нибудь на огороде кусочек капустки ухвачу. Почти сменил серую шубку на белую. |
Волк: Я – хороший охотник, быстро бегаю К зиме не готовлюсь – корм всегда себе найду. |
Лиса: Я меняю шубку на более теплую и пушистую. Корм не запасаю – зимой найду мышей без проблем! |
Бобр: Мы, бобры, всей семьёй хатки к зиме утепляем. Разделываем упавшие деревья, запасаем корм – ветки ивы и осины. |
Далее учитель организовывает беседу по итогам ролевой игры и подводит детей к выводу, что по тому, как дикие животные ведут себя осенью, их можно разделить на 3 группы:
Физминутка «Эмпатия»
К доске выходит 1 водящий, за спиной у которого учитель показывает всему классу рисунок животного, например, лисички. Водящий должен по жестам, мимике детей узнать это животное.
Работа по учебнику.
Дети читают отрывок из текста и узнают о важном изменении в жизни животных – линьке.
На доску вывешивается табличка со словом «линька» (изменение густоты и окраски шерсти)
5. Закрепление.
-Итак, какие изменения в жизни диких животных происходят осенью?
-Отчего это зависит?
6. Работа в парах.ествие" "ать тему урока.
едь, белка, лиса, корова) и назовите лишнюю. то относим к живой природе? еты природы?
ет, Тучка в небе проплывает.ием смысла нового правила или понятия.
7. Подведение итогов.
Подведем сейчас итог:
Может зря прошёл урок?
Посмотрите все сюда,
Отвечайте без труда.
Выполняется тестовое задание на доске и в результате получается улыбка на рисунке.
Задание: выбрать из 3 животных (барсук, белка, волк) то, о котором говорится в вопросе:
1. Какое животное делает осенью запас шишек, орехов, сушит грибы?
2. Какое животное ведет осенью обычный образ жизни?
3. У какого животного ближе к зиме меняется цвет шубки?
Рефлексия «Волшебный мешочек»
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.