Урок № 89 |
11А от 20.04. |
11Б от 20.04. |
11В от 20.04. |
2021 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема |
Правописание корней |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель урока: |
повторить правописание корней, подготовиться к ЕГЭ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задачи: |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
предметные: |
закрепить знания орфоэпических, грамматических, лексических, синтаксических норм; |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
метапредметные: |
развивать навыки анализа, сопоставления, обобщения языковых явлений; развивать умения работать с заданиями ЕГЭ; совершенствовать навыки анализа текста; продолжить работу по развитию речи учащихся; |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
личностные: |
способствовать развитию интереса к изучению русского языка; воспитывать бережное отношение к родному языку. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Планируемые результаты: |
- знать: условия выбора проверяемых гласных в корне слова; обязательный минимум слов с непроверяемыми безударными гласными; классификацию чередующихся корней и условия выбора гласных в них - уметь: различать проверяемые и чередующиеся гласные в корне слова; правильно писать слова с орфограммами в корне; воспитывать любовь к русскому языку; развивать речь, мышление, логику. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип урока: обобщение знаний. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методы урока: практический. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Технология: обучения в сотрудничестве. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оборудование: РМ: задания ЕГЭ №9; презентация. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ХОД УРОКА |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проверка готовности класса к уроку. Выяснение отсутствующих, причины. Запись в журнале и тетради приёма-передачи. |
Приветствуют. Дежурные по классу отвечают. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проверить наличие предложений. |
Показывают тетради. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Чтобы чего-то добиться в жизни, надо много и упорно трудиться. Квинт Гораций Флакк - К чему призывает Квинт Гораций? (без труда в жизни ничего не добиться) Всё в жизни зависит от нас, от нашего трудолюбия, от того, как мы достигаем поставленных целей. Я очень надеюсь, что сегодняшний труд принесёт вам новые знания. Сегодня на уроке мы будем разбирать № 9 задание ЕГЭ |
Запись и анализ эпиграфа. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Объявление темы урока, цели, задач. Оформление журнала. Цели: отработать навыки написания слов с безударными непроверяемыми гласными в корне, проверяемыми ударением гласными в корне и чередующимися гласными в корне; научиться различать эти орфограммы, сравнивать лексические значения омонимичных корней и применять таблицу «Чередующиеся гласные в корне». Задача: формировать умение пользоваться изученным материалом на ЕГЭ В 2021 на ЕГЭ по русскому языку в задание № 9 произошли изменения. |
Оформление тетради. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сравним задание № 9 в 2020 году и в 2021 году.
В 2021 году на ЕГЭ будут предложены слова БЕЗ пропусков орфограмм. Это усложнило задание № 9: теперь необходимо самим найти корень, понять, какие гласные в нём (проверяемые, непроверяемые или чередующиеся). Ø Легче всего найти корни с чередованием, их можно выучить. Ø Слова с непроверяемыми конями — это чаще всего иноязычные (ищем их по данному признаку), хотя есть слова и русские. Ø Корни с проверяемыми гласными проверяем подбором слов, в которых на гласную падает ударение. Запомнить! Если в корне слова есть хотя бы одна гласная, которую нужно найти по вопросу задания, то данное слово ПОДХОДИТ для ответа. Пример. Горизонтальный. Корень горизонт-. В данном корне есть непроверяемая гласная о и проверяемая о. Поэтому данное слово будет верным в задании, в котором нужно найти слово с непроверяемой гласной, и в задании с проверяемой гласной. Именно это и является сложным в новом формате задания 9, поэтому нужно быть внимательным к каждой гласной в корне (а в 2020 году нужно было определить вид только пропущенной орфограммы — это было намного легче). |
Анализи-руют. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Прежде , чем перейти на теорию, выполните упражнение, чтобы узнать, насколько вы ориентируетесь в орфограммах, которые нужны для выполнения данного задания. Выпишите все слова с безударной проверяемой гласной в корне: задержать, гористый, понимать, умирать, роскошный, пловец, заровнять, помириться, палисадник, росистый. (Задержать, гористый, роскошный, помириться, росистый) Если допустили ошибки, то надо готовиться. Повторить правописание корней. Корень —
это основная смысловая часть слова. 1.корни с безударными проверяемыми гласными 2.корни с безударными непроверяемыми гласными 3.корни с чередующимися гласными Корни с безударными проверяемыми гласными В безударном положении в корне слова пишется та же гласная буква, что и под ударением в однокоренных словах или формах этого слова: Безударный гласный звук Причиняет много мук. Чтобы не было сомненья, Ставим звук под ударенье. Ударение над гласной Может сделать букву ясной. Примеры: сериал - многосерийный; выстиранный - стирка; смиренный - смирный; зачарованный - чары; честолюбивый - честь. Проверка безударной гласной буквы в корне возможна путём подбора формы одного и того же слова. Для этого надо: · у имён существительных изменить число: весна - вёсны, паруса - парус; · у имён прилагательных заменить полную форму краткой: нагой - (он) наг, босой - (он) бос; · у глаголов: а) изменить число: (я) брожу - (мы) бродим; б) изменить время: показал - покажет; в) изменить род (у глаголов прошедшего времени): отвела - отвёл. При подборе однокоренных слов следует различать слова, близкие по звучанию, но различные по значению и написанию. Правильный подбор проверочного слова к ним зависит от смысла исходного слова: старожил нашего города (= старый житель) — он сторожил склад (= сторож); умалять значение (= делать малым) — умолять о пощаде (= он молит); прославлять героя (= слава) — благословить на подвиг (= сказать благое слово); раздражать поведением (= кто-то дразнит) — задрожать от холода (- дрожь); покарать врага (= кара) — покорить природу (= покорный) - укорять за лень (= укор); разредить морковь (= редкий) - разрядить ружье (= разряд); посветить свечой (= свет) — посвятить стихотворение (= святость); пристежной воротник (= пристёгивать) - пристяжная лошадь (= стягивать); флаг развевается (= веять) — ребенок развивается (= развитие); навевать печаль (= навеять) — навивать локоны (= навить); утешать ласково (= утешить) — утихать постепенно (= утихнуть); примерять пальто (= примерка) — примирить врагов (= мир); скрепя сердце (= скрепка) — скрипеть стулом (= скрип); увидать издали (= увидит) — увядать без влаги (= увянуть). Запомнить! Есть несколько особенностей, на которые следует обратить внимание при такой проверке: Есть слова старославянского происхождения с сочетаниями ра/ла, которые в русском языке имеют сочетания оро/оло. Например: врата-ворота, глава-голова, бразды-борозда. Нельзя проверять безударную гласную о в корнях глаголов совершенного вида формами несовершенного вида. Например: затопить-топка (а не затапливать), опоздать — поздно (а не опаздывать), проглотить — глотка (а не проглатывать). При выборе написания о или а в безударных глагольных корнях не следует использовать для проверки глаголы несовершенного вида с суффиксом -ыва-/-ива-. Например: бросать — бросить (а не набрасывать), топтать — топчет (а не вытаптывать) и т.п. Корни с безударными непроверяемыми гласными В русском языке есть множество слов, в которых нельзя проверить безударную гласную. Это словарные слова. Их написание следует проверять по орфографическому словарю. Абажур, аббревиатура, абитуриент, абориген, авангард, авантюра, адаптация, адекватный, адъюнкт, адъютант, ажиотаж, аккомпанировать, аксессуар, аксиома, актуальный, альбатрос, альманах, амбразура, амортизатор, амплитуда, амплуа, ананас, анекдот, аннотация, аномалия, антенна, антракт, аплодисменты, апогей, аппетит, апартаменты, апелляция, априори, аромат, артикуляция, артиллерия, ассамблея, ассортимент, аттестат, аттракцион, афоризм. Багаж, бадминтон, базар, баллон, бандероль, барокко, баррикада, бассейн, беллетристика, берет, берлога, бестселлер, бетон, бечева, биатлон, бильярд, биссектриса, богатство, богатырь, бойкот, браконьер, бриллиант, бронхит, бюллетень. Вагон, вакансия, валентность, ватрушка, вегетарианский, велосипед, вельвет, велюр, веранда, вереница, вермишель, вернисаж, вестибюль, ветеран, ветеринар, ветчина, вибрация, винегрет, виолончель, виртуоз, витрина, водевиль, возражать, волейбол. Габарит, галерея, гараж, гармония, гастролёр, генеалогия, генерация, герметизировать, гигиена, гипотеза, гобелен, горизонт, гуманизм, гуттаперча. Дебаты, дезертир, декларация, деликатес, дельтаплан, демократия, демонстрировать, депутат, десант, детектив, дефицит, диапазон, дивиденд, дилетант, дирижёр, дискуссия, дифирамб, диффузия, довлеть, доминанта, досконально. Жакет, жасмин, желатин, жокей, жонглёр. Игнорировать, идеал, идиллия, идиома, иероглиф, иждивенец, иллюзия, иллюстрация, импрессионизм, ингредиент, инженер, инициатива, интеллектуальный, интеллигентный, инцидент, интрига. Каблук, кавалерия, кавычки, какаду, какофония, каламбур, калейдоскоп, календарь, каллиграфия, каравай, карикатура, карнавал, карьера, катавасия, катаклизм, катастрофа, католик, кафтан, кашемир, кенгуру, керамика, коалиция, коварный, колдовать, колибри, коллега, коллекция, коллизия, комбинезон, комиссия, компетентный, комплимент, компромат, компромисс, конституция, контекст, конфиденциальный, конференция, конфорка, концепция, коралл, коричневый, корифей, корректор, коэффициент. Лабиринт, лаконизм, ландшафт, лейтмотив, лелеять, либретто, линолеум, лопата, лотерея, лягушка. Магнолия, мажорный, майонез, макулатура, манипуляция, манифест, мансарда, массаж, мегера, медальон, менталитет, меридиан, меценат, мизинец, миниатюра, минорный, модернизм, мотив, моцион. Наваждение, нарцисс, натюрморт, нивелировать, нигилизм, новелла, ноктюрн, ностальгия, нотация. Оазис, обелиск, обоняние, оккупация, оппонент, оптимист, оранжерея, оригинальный, ординатура, ореол, ориентир. Павильон, палисадник, панорама, пантомима, папоротник, парабола, парадигма, парадокс, парапет, парашют, пародия, пассажир, период, периферия, перпендикуляр, перспектива, пессимист, плагиат, понтон, поролон, презентация, президент, прерогатива, престиж, претендент, претензия, прецедент, привередливый, привилегия, примитивный, приоритет, пропаганда. Рафинад, реабилитация, регалия, регистр, регламент, режиссёр, резиденция, резюме, реквием, реквизит, рекомендовать, ремарка, ремесло, репродукция, респиратор, реставрировать, ресурс, реферат, рецензия, рикошет, риторический, ритуал, рудимент. Сарафан, сарказм, семантика, семинар, сентиментализм, серенада, сертификат, силуэт, симметричный, симптомы, симулировать, синхронный, сиреневый, сироп, собака, спонтанный, стипендия, стрекоза, суверенитет. Табурет, тамада, тарелка, темперамент, теория, терраса, терцина, трактат, трасса, трафарет, тренер, тренировать, трафарет, триада, троллейбус, тротуар. Увертюра, университет, ураган, утилитарный, утрамбовать. Фабула, фаворит, фатальный, фестиваль, феномен, фиаско, филармония, филателист, фонарь, фонтан, форель, фразеология, фюзеляж. Хаос, характер, хрестоматия, хризантема, ходатайство. Целлофан, целлюлоза, цивилизация,
цилиндр. Шаблон, шампиньон, шасси, шевелюра,
шедевр, шеренга, шероховатый, шоссе. Ювелирный. Январь, язык, янтарь. Корни с чередующимися гласными Наша задача – определить, каким законам подчиняются такие корни. В русском языке чаще всего чередуются А-О, Е-И. Существует 4 фактора ,от которой зависит написание гласной в корне: ударение , наличие или отсутствие суффикса, значение , буква следующая за гласной. Представим группы корней в зависимости от каждого фактора в виде таблиц с приведением примеров и указанием исключений. Зависимость от ударения
Зависимость от наличия/отсутствия суффикса
Зависимость от буквы, следующей за гласной
Зависимость от значения слова
Закрепление. Практическая работа. Алгоритм выполнения задания : 1. Поставьте ударение в каждом слове. 2. Выделите корень. 3. Определить вид безударной гласной в корне (проверяемая, непроверяемая, чередующаяся). 4. Примените нужное правило и вставьте пропущенную букву. 5. Выберите слово в соответствии с заданием. 6. Выпишите правильный ответ. Практическая работа. 1.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов. 1) расстилать, угореть, блистать 2) фестиваль, занимать, угрожать 3) прославлять, ростовщик, смородина 4) прикосновение, изложение, подравнять 5) точилка, фармацевт, выгореть Пояснение. Найдём ряды, в которых «выпадают «слова, то есть в них нет чередующихся гласных. 1) расстилать, угореть, блистать 2) фестиваль (непровер.), занимать, угрожать (угрОза) 3) прославлять (слАва), ростовщик, смородина (непровер.) 4) прикосновение, изложение, подравнять 5) точилка (тОчит), фармацевт (непровер.), выгореть Ответ: 14
2.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов. 1) фестиваль, вершина, обласкать 2) мотив, удивлять, акварель 3) провинциальный, вокзал, творец 4) скользить, экспрессивный, смирение 5) создавать, лекционный, замолчать Пояснение. Найдём ряды, в которых «выпадают «слова, то есть в них нет проверяемых гласных. 1) фестиваль (непровер.), вершина, обласкать 2) мотив (непровер.), удивлять, акварель (непровер.) 3) провинциальный, вокзал (непровер.), творец 4) скользить, экспрессивный, смирение 5) создавать, лекционный, замолчать 4) скользить (скОльзко), экспрессивный (экспрЕссия), смирение (смИрно) 5) создавать (создАть), лекционный (лЕкция), замолчать (мОлча) Ответ: 45.
3.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов. 1) роскошный, минимальный, вариант 2) компьютер, процедура, симметрия 3) психология, диагностировать, амнистировать 4) профиль, таможенник, вальсировать 5) дефицит, легион, канонада Пояснение. Найдём ряды, в которых «выпадают «слова, то есть в них нет непроверяемых гласных. 1) роскошный ( рОскошь), минимальный (мИнимум), вариант 2) компьютер, процедура, симметрия 3) психология (псИхика), диагностировать, амнистировать (амнИстия) 4) профиль, таможенник, вальсировать (вАльс) 5) дефицит, легион, канонада Ответ: 25 Самостоятельная работа (решение заданий ЕГЭ №9) Итог: Мы обобщили и систематизировали знания о правописании корней. Что же надо знать и уметь, чтобы правильно выполнить задание №9 Вывод: 1. Поставить ударение в каждом слове. 2.Выделить корень. 3.Определить вид безударной гласной в корне (проверяемая, непроверяемая, чередующаяся). 4.Применить нужное правило . 5.Выбрать слово в соответствии с заданием. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Разминка для спины и кистей рук. |
Разминка. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. Рефлексия |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Что из того, что вы прочитали, было уже знакомо? Какую новую информацию вы получили? Что вызвало сомнения или с чем вы были не согласованы? |
Анализируют, делают выводы. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Решить задание ЕГЭ№9. |
Запись в дневник. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.