Конспект урока: Причины и характер Второй мировой войны. Начало войны. Военные действия в 1939-1941 г.г. в Европе. Класс:10
Оценка 5

Конспект урока: Причины и характер Второй мировой войны. Начало войны. Военные действия в 1939-1941 г.г. в Европе. Класс:10

Оценка 5
Разработки уроков +1
docx
история
10 кл—11 кл +1
15.02.2021
Конспект урока: Причины и характер Второй мировой войны. Начало  войны. Военные действия в 1939-1941 г.г. в Европе. Класс:10
Раскрыть причины и характер Второй мировой войны; дать характеристику ходу боевых действий в 1939-1941 г.г.; охарактеризовать основные битвы этого периода; закрепить навыки анализа и сопоставления исторического материала, умений рассматривать исторические явления в конкретно-исторических условиях; продолжить формирование умений и навыков работы с историческими документами; воспитывать учащихся в духе патриотизма, национального сознания и достоинства, уважения к историческому прошлому.
2 мировая 10кл.docx

Конспект урока: Причины и характер Второй мировой войны. Начало  войны. Военные действия в 1939-1941 г.г. в Европе

Дата:

Класс: 10

Цель: Раскрыть причины и характер  Второй мировой войны;

дать характеристику ходу боевых действий в 1939-1941 г.г.;

охарактеризовать основные битвы этого периода;

закрепить навыки анализа и сопоставления исторического материала, умений рассматривать исторические явления в конкретно-исторических условиях;

продолжить формирование умений и навыков  работы с историческими документами;

воспитывать учащихся в духе патриотизма, национального сознания и достоинства, уважения к историческому прошлому.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Оборудование: компьютер, видеоурок по теме урока

 Основные понятия и термины: « блицкриг», агрессия, Вторая мировая война, оккупация, «Освободительный поход» Красной Армии, Тройственный пакт, «Зимняя война», планы операции «Вайс», «Везерские учения», «Грюн», « Морской лев», «Марита».

Основные даты: 1 сентября 1939 г. - начало  Второй  мировой войны; ноябрь 1939 г. - присоединение Западной Украины и западной Белоруссии к СССР; ноябрь 1939 г. - март 1940 г.- война между СССР и Финляндией; июнь 1940 г. - присоединение Бессарабии и Северной  Буковины  к СССР; август 1940 г. - присоединение Латвии, Литвы, Эстонии к СССР; 27 сентября 1940 г. - заключение Тройственного пакта между Германией, Италией и Японией.

Ход урока:

1. Организационный момент:

- приветствие,

- проверка подготовки учащихся к уроку.

2. Актуализация опорных знаний, умений и представлений учащихся.

Короткое вступительное слово учителя.

Задание .

- Объяснить значение понятий: агрессия, оккупация, «блицкриг», Вторая мировая война, пакт Молотова – Риббентропа.

- Записать слова на доске;

- Составить рассказ из этих слов;

- Заслушать несколько учеников;

- Выслушать характеристику этих понятий, данную учителем;

*агрессия- незаконное применение силы одним государством против территориальной целостности или политической независимости другого государства.

*оккупация- Насильственное занятие чужой территории военной силой.

*«блицкриг»- (нем. Blitzkrieg — «молниеносная война») — метод ведения скоротечной войны, согласно которому победа достигается в короткие сроки, исчисляемые днями, неделями или месяцами, до того, как противник сумеет мобилизовать и развернуть свои основные военные силы.

* Вторая мировая война— ( 1 сент. 1939 г. – 2 сент. 1945 г. )война двух мировых военно-политических коалиций, ставшая крупнейшим вооружённым конфликтом в истории человечества. В ней участвовали 62 государства из 73 существовавших на тот момент. Боевые действия велись на территории Европы, Азии и Африки и в водах всех океанов

* пакт Молотова – Риббентропа- Догово́р о ненападе́нии ме́жду Герма́нией и Сове́тским Сою́зом — межправительственное соглашение, подписанное 23 августа 1939 года главами ведомств по иностранным делам Германии и Советского Союза. СССР был предпоследним государством, подписавшим подобный двусторонний документ с Германией.(Вячеслав МолотовИоахим фон Риббентроп)+ Секретный дополнительный протокол к Договору о ненападении между Германией и СССР от 23 августа 1939 года определял «границы сфер интересов» сторон «в случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав Прибалтийских государств (ФинляндияЭстонияЛатвияЛитва)» и Польского Государства[1].

Целью Договора, по утверждениям советского руководства, было обеспечить влияние Советского Союза в Восточной Европе, а без секретного протокола он не имел смысла. Хотя протокол не являлся юридическим основанием для перекройки восточноевропейских границ, он предрешил судьбу третьих стран и свидетельствует о сотрудничестве СССР с Германией в переделе Восточной Европы

- Сравниваем рассказы учеников с тем, что они услышали от учителя;

- Отмечаем лучшие ответы учеников, которые ближе всего к определениям учителя.

3. Мотивация учебной деятельности:

Вступительное слово учителя. Исторические факты.

Война - страшное и жестокое историческое явление, которое оставляет после себя жертвы и разрушения.

За период с 3500 г до н. э. до наших дней произошло более 14530 войн. 292 г люди жили без войн. В войнах погибло (в млн. чел): 17 век – на войне убито 3 млн. 300 тыс.,

18 век – убито 5 млн.200 тыс.,

 19 век – убито 5 млн. 500 тыс.,

20 век – Первая мировая война, убито 10 млн.; 

Учитель, продолжая, сообщает, что XX век подтверждает этот тезис. История XX века знает две в мировых войны. Какие? (1.2)

Во  Второй мировой войне принимало участие более 60 стран, на территории которых проживало более 80% населения земли. Боевые действия происходили в Европе, Азии, Африке, Океании на площади 22 млн. кв. км на просторах Мирового океана. За годы войны в армии воюющих государств было призвано 110 млн. чел.

По разным источникам на фронтах 2-ой мировой войны погибло от 50 до 65-67 млн. человек, 110 млн. были ранены или изувечены, сиротами стали 42 млн.; около половины погибших составляло мирное население. Материальный ущерб достиг 4 трлн. долларов.

После  Второй  мировой войны более 100 раз на нашей планете вспыхивали войны. Из 5000 лет цивилизации только 395 были мирными; более 4 млрд. человеческих жизней погибло в пламени войны.

Мировая война? Чем она отличается от войн локальных? (Ответы учащихся. Локальные – местные, в них как правило принимают участие 2 страны, военные действия проходят на небольшой территории, в мировых войнах участвуют большинство государств мира, масштабы и охват территории значительно больше)

4. Объявление, представление темы и ожидаемых результатов;

- Объявление темы, задач и целей урока;

План урока:

- Причины, характер, периодизация Второй мировой войны;

- Начало Второй мировой войны. Боевые действия в 1939-1941г.г.

  1. Изучение нового материала:

1.       Причины, характер, периодизация  Второй мировой войны.
В целях актуализации знаний учащихся учитель организует опрос в форме беседы по изученному ранее материалу.
Вопросы:

-Как вы считаете, все ли страны были удовлетворены её результатами?

-Исходя из темы урока, что на ваш взгляд символизирует лента на парте?

-Как чувствуют себя те, у кого мало места?

-Какие государства по условиям Версальско-Вашингтонской системы чувствовали себя униженными и обездоленными?

-А что испытывают те, у кого места много?

-Какие государства вышли победителями из первой мировой?

 

 А теперь, давайте попробуем определить цель урока, проблему урока. 

 (различие в положении победителей и побежденных)

 (некомфортно, как будто тебя в чем-то обделили, хочется отодвинуть ленту, увеличить свою часть парты)

 (Германия и Италия)

Желание сохранить преимущества за собой)

 (Англия, Франция)

Что привело ко Второй мировой войне? Почему она началась? Можно ли было ее предотвратить?

 Постановка проблемы.

2 мировая война – спонтанность или закономерность? Почему II мировая война началась с нападения Германии на Европейские страны, а не на СССР?

1. В чем проявлялось нарастание напряженности в международных отношениях в 30-е гг.?

2. Когда и почему был заключен договор о ненападении между СССР и Германией?

3. Какие территории вошли в состав СССР накануне войны?

4. В чем проявилась недостаточная подготовка СССР к войне?

5. Дайте общую характеристику внешнеполитического курса СССР в 30-е гг.

Вопросы учащимся.

Действительно, 1 мировая война не только не разрешила противоречия между ведущими странами мира, а напротив ещё больше обострила их. Как вы знаете, международные отношения после 1 мировой войны регулировались на основе Версальско – Вашингтонской системы

( международные договоры, заключённые после войны ведущими странами мира).

4. Вспомните решения Версальской конференции, которые непосредственно касались главной виновницы войны-Германии. (Ответы учащихся. Германия потеряла 1/8 своих территорий, была отменена всеобщая воинская повинность, ей запрещалось иметь армию более 100 тысяч человек, подводный флот, крупные надводные корабли, танковые соединения, военную авиацию, тяжёлую артиллерию. Германия должна была выплатить огромные репарации (132 млрд. золотых марок). Однако, Версальский мир носили скорее унижающий Германию характер, но имели весьма слабую сдерживающую функцию. Немцам были сохранены государственное единство, промышленный, финансовый и научный потенциал, контроль над основными территориями и коммуникациями. Немцам удалось обойти ограничения союзников и создать внушительную теневую армию (под видом спортивных и оздоровительных обществ).

Германия была унижена, но не побеждена.)

Германия, которая стремилась захватить новые территории, теряет 1/8 собственных земель! Немецкие газеты писали, что немцы начали мечтать о реванше в тот же день, когда подписали перемирие.

 

Придя к власти, Гитлер не только стал нарушать условия Версальского договора (отказ от выплаты контрибуций, введение всеобщей воинской повинности), но и открыто заявлять о своих притязаниях на новые территории и даже на мировое господство. Версальско- Вашингтонская система оказалась непрочной. Она не смогла предотвратить новой войны.
А.  Причины войны:

Методом «мозговой штурм» определить причины войны. Обобщение ответов учащихся.
Б.  Характер войны; (рассказ учителя)
Агрессивные государства стремились к расширению собственных территорий, завоеванию рынков сбыта и источников сырья - то есть достижению мирового господства и установлению «нового порядка». Со стороны этих государств война носила захватнический характер.
Для стран, которые подверглись агрессии и были оккупированы, война была справедливой. Сложнее определить характер войны относительно СССР.  В период с 17 сентября 1939 г. по 22 июня 1941 г. он сам выступал в роли агрессора, присоединив к себе значительные территории, к тому времени принадлежавшие  Польше, Румынии, Финляндии, а также Прибалтийские государства /Эстония, Латвия, Литва/. Но после нападения Германии СССР вынес на себе основное бремя борьбы с фашистской Германией и для него война носила справедливый характер. Ее по праву назвали Великой Отечественной войной.

В.  Периодизация Второй мировой войны.
Учитель объясняет учащимся точки зрения о периодизации Второй мировой войны(Существует несколько вариантов периодизации Второй мировой войны) и предлагает один из вариантов периодизации, а учащиеся заполняют таблицу:
- Мы с вами запишем один из них:

Периодизация Второй мировой войны 

Период и хронологические рамки

Основное содержание периода

Первый период (1 сентября 1939 г - 22 июня 1941 г)

От нападения на Польшу до начала Великой Отечественной войны

Второй период (22 июня 1941 г. - ноябрь 1942г)

Оборонительные сражения Красной Армии, поражение немцев под Москвой, провал плана "молниеносной войны"

Третий период (ноябрь 1942 г. - декабрь 1943 г.)

Коренной перелом в ходе войны

Четвертый период (январь 1944 г. - 9 мая 1945 г.)

Разгром фашистской Германии, окончание Великой Отечественной войны

Пятый период (май 1945 г. - 2 сентября 1945 г.)

Капитуляция Японии, окончание войны

2.  С началом Великой Отечественной войны учащиеся знакомятся самостоятельно в процессе работы с учебником, выполняя задания.

Выполнение заданий организуется учителем в процессе индивидуальной проверки рабочих тетрадей в ходе самостоятельной работы учащихся.

6. Осмысление новых знаний и умений.

  • Просмотр кинофрагмента « Вторая мировая война» I часть.
  • Дискуссия по проблемному вопросу

Какое событие 1930-х годов, по вашему мнению, можно считать переломным на пути ко Второй мировой войне? Назовите событие, после которого война стала неизбежной. Аргументируйте свою точку зрения.

7. Систематизация и обобщение новых знаний и умений на преобразующем и творческом уровне:

  • Историческая задача

Используя материалы учебника, отрывки из секретного дополнительного протокола к договору о ненападении между СССР и Германией, а также дополнительную информацию, сравните решения Мюнхенской конференции и подписание пакта Молотова-Риббентропа. Какими мотивами руководствовались участники этих соглашений, заключая договоренности с Германией? Достаточно ли веские обстоятельства вынуждали их принять подобные решения?

Для закрепления полученных знаний учащимся задаются вопросы:

1. Почему началась Вторая мировая война?

2. Каким событием начинается война, когда оно произошло?

Подведение итогов урока:

  • Прояснить содержание изученного материала;
  • Сопоставить реальные результаты с ожидаемыми;
  • Проанализировать, почему произошло так, а не иначе?
  • Сделать выводы;

Закрепить и откорректировать усвоение информации или соответствующих умений и навыков.

Инструктаж домашнего задания:

  • Проработать текст учебника – параграф
  • Подготовьте сообщения по темам:

(задание можно дать конкретным учащимся)
«Разгром Франции», «Воздушная война над Англией», «Битва за Атлантику», «Фашистская агрессия на Балканах», «Советско-финская война», «Сотрудничество СССР и Германии в 1939-1941 г.г.», « Присоединение Прибалтики к СССР».

  • Составьте синквейн со словом война.

 

 

 

Приложение.1

Причины второй мировой войны

Вторая мировая война (1939-1945 г.) пролегла шестилетней кровавой полосой в истории цивилизации, стала общим бедствием для населе¬ния 61 страны — 80% жителей Земли, из которых более 50 миллионов погибли. В конце второй мировой войны человечество дотянулось до качественно нового по своей разрушительной силе ядерного оружия, что придало политическим итогам войны особое значение в истории международных отношений.

За два десятилетия после первой мировой войны в мире, осо¬бенно в Европе, накопились острые экономические, Социально-по¬литические и национальные проблемы. Как и в XIX в., одной из главных геополитических проблем Европы было объективное стремление значительной части немцев, исторически проживав¬ших помимо Германии: в Австрии, Чехословакии, Франции, объе¬диниться в едином национальном государстве. К тому же Герма¬ния, пережившая после поражения в первой мировой войне, по мнению многих немецких политиков, национальное унижение, стремилась вернуть утраченные позиции мировой державы. Таким образом создались особенно благоприятные условия для новой волны роста германского экспансионизма. Сохранялось и соперни¬чество других держав, их стремление к переделу сфер влияния в мире. Мировые экономические кризисы 20-30-х гг. ускорили нара¬стание военно-политического противостояния в мире. Понимая это, многие политические и государственные деятели в Европе, Амери¬ке и Азии искренне стремились предотвратить или хотя бы отсрочить войну. В 30-е годы шли переговоры о создании системы кол¬лективной безопасности, заключались соглашения о взаимной по¬мощи, о ненападении. И в то же время вновь в мире постепенно, но неуклонно складывались два противостоящих блока держав. Ядро одного из них составляли Германия, Италия и Япония, откровенно стремившиеся к решению своих внутренних экономических, соци¬альных, политических и национальных проблем путем территори¬альных захватов и грабежа других стран. Второй блок, основу ко¬торого составляли Англия, Франция и США, поддерживаемые большими и малыми странами, придерживались политики сдер¬живания.

Как мы знаем из всей предыдущей истории человечества, в этих условиях исторически неизбежным и нормальным в до ядерную эпоху являлось разрешение конфликта интересов великих держав путем войны. В этом отношении вторая мировая война отличалась от первой мировой войны лишь возросшими масштабами военных дей¬ствий и связанных с ними бедствий народов и нередко она представ-ляется как еще один раунд или матч-реванш в борьбе старых геопо¬литических противников. Однако наряду с очевидными чертами сходства между первой и второй мировыми войнами были сущест¬венные различия.

В первой мировой войне противоборствующие стороны прин¬ципиально не различались по своим целям — и те и другие ставили задачу улучшения своего геополитического и экономического поло¬жения за счет некоторого изменения в свою пользу государственных границ и перераспределения сфер влияния. Во второй мировой вой¬не агрессивный блок Германии, Италии и Японии стремился не про¬сто к очередному переделу мира между державами, но к установле¬нию фашистского «нового порядка» на всей планете. Это в частности означало полное или частичное уничтожение целых народов, жесто¬чайшее угнетение оставшихся. В этих условиях противостоящий блок буржуазно-либеральных государств Великобритании, Фран-ции, США и других объективно защищал не только собственные национальные интересы, но и уже выверенные к этому времени цен¬ности цивилизации: национальное равноправие, религиозную и иде¬ологическую терпимость, представительное государственное уст¬ройство.

Кроме этого новым фактором европейской и мировой полити¬ки стала Советская Россия (СССР). Безраздельно правившая в СССР коммунистическая партия открыто провозглашала своей целью строительство социализма и коммунизма не только в России, но и во всем мире, что объективно являлось угрозой существованию соци¬ально-политических режимов в других странах. Поэтому буржуаз¬ная элита и политики этих стран изначально рассматривали СССР в качестве стратегического противника и не верили миролюбивым за¬явлениям сталинского руководства. Вместе с тем, они не могли не считаться с СССР в силу его реальной военно-экономической мощи. В свою очередь отношение к буржуазно-либеральным государствам тогдашнего руководства СССР было омрачено еще очень свежим ис¬торическим опытом—интервенцией армий Великобритании, Фран¬ции, США в годы гражданской войны в России с целью свержения советской власти. Долгое время фашистским политикам удавалось использовать весьма обоснованное взаимное недоверие СССР и бур¬жуазно-либеральных государстве для достижения своих целей: сперва прикрываясь «необходимостью защищать цивилизацию от коммунистической угрозы с востока» они получили разрешение на восстановление военно-экономического потенциала Германии, а затем, добиваясь все новых уступок, шантажируя и тех и других угро¬зой вступить в сговор с противной стороной.

Ни одно из предвоенных дипломатических событий не вызы¬вает сейчас такого интереса, как советско-германский договор о не¬нападении от 23 августа 1939 г. О нем много написано советскими ис¬ториками. При рассмотрении договора важно исходить из той реаль¬ности, которая была при его заключении, а не руководствоваться соображениями, вырванными из контекста времени.

В соответствии с первоначальными наметками к основным во¬енным операциям по обеспечению «жизненного пространства» гит¬леровцы планировали приступить в 1942-1945 гг. Но сложившаяся обстановка приблизила начало этих операций. Во-первых, милита¬ризация Германии, быстрый рост ее вооруженных сил создали для гитлеровцев внутренние трудности: стране грозил финансово-эко¬номический кризис, который мог вызвать недовольство населения. Самый простой и быстрый способ преодоления возникших труднос¬тей гитлеровцы усматривали в расширении экономической базы за счет захвата богатств других стран, а для этого нужно было скорее начать войну.

Во-вторых, к более быстрому переходу к агрессивным акциям Германию и другие фашистско-милитаристские государства под¬талкивало попустительство им со стороны правящих кругов англо-франко-американского лагеря. Особенно наглядно податливость правящих кругов западных держав фашистским агрессорам была продемонстрирована Мюнхенским соглашением в сентябре 1938 г. Пожертвовав Чехословакией, они намеренно толкали Германию против СССР.

В соответствии с принятой военно-политическим руководст¬вом концепцией завоеваний Германия предполагала нанести после¬довательные удары по противникам с целью разгрома их одного за другим, сначала более слабых, а затем и сильных. Имелось в виду использование не только военных средств, но и различных методов из арсенала политики, дипломатии и пропаганды с задачей не допус¬тить объединения противников Германии.

Зная об экспансионистских замыслах фашистской Германии, западные державы стремились направить ее агрессию против СССР. Их пропаганда неустанно твердила о слабости Красной Армии, о не¬прочности советского тыла, представляла СССР «колоссом на глиня¬ных ногах».

В нацистской печати тоже можно было встретить немало ут¬верждений о слабости СССР. Этим подогревались надежды правя¬щих кругов англо-франко-американского лагеря на то, что герман¬ская экспансия будет направлена на восток. Однако германский ге¬неральный штаб в 1938-1939 гг. (в отличие от 1940-1941 гг.) оценивал Красную Армию как очень серьезного противника, столкновение с которым считал пока нежелательным. «Русские вооруженные силы военного времени, — говорилось, например, в сводке 12-го отдела генштаба от 28 января 1939г.— в численном отношении представля¬ют собой гигантский военный инструмент. Боевые средства в целом являются современными. Оперативные принципы ясны и опреде¬ленны. Богатые источники страны и глубина оперативного простран¬ства — хорошие союзники (Красной Армии)».

Характерно в этой связи мнение генералов — начальника штаба верховного главнокомандования вермахта В. Кейтеля и глав¬нокомандующего сухопутными войсками В. Браухича. На вопрос Гитлера, чем кончится дело, если рейх нападет на Польшу, а Фран¬ция и Англия придут ей на помощь, оба генерала ответили, что Гер-мания покончит с Польшей в течение месяца, Кейтель полагал так¬же, что Германия разгромит затем также Францию и Англию. В слу¬чае же если против Германии выступит и Советский Союз, то, по мнению Браухича, она «потерпит поражение».

Основываясь на оценке силы своих противников, фашистское руководство наметило Польшу в качестве первой жертвы агрессии, хотя еще незадолго до этого Риббентроп предлагал польскому пра¬вительству проводить «общую политику в отношении России». А когда Польша отказалась быть вассалом Берлина, то гитлеровцы решили расправиться с нею военным путем, учитывая тот факт, что война с Советским Союзом, как с очень сильным противником, от¬кладывалась ими на более поздний срок.

С начала 1939 г. в Германии развернулась интенсивная подго¬товка военного похода против Польши. Был разработан план, полу¬чивший наименование «Вейс». Он предусматривал нанесение «нео¬жиданных сильных ударов» и достижение «быстрых успехов». Рас¬поряжением начальника штаба верховного главнокомандования вооруженных сил Германии. В. Кейтеля от 3 апреля 1939г. осуществление плана «Вейс» должно было начаться «в любое время, начиная с 1 сентября 1939 г.». Политическое руководство Германии стреми¬лось «по возможности изолировать Польшу», не допустить вмеша¬тельства в польские дела Англии, Франции и Советского Союза.

Осуществлявшиеся Германией мероприятия по подготовке нападения на Польшу не были секретом для правительства Англии, Франции, СССР и других стран. В мире сознавали опасность фа¬шистской агрессии. Искренне стремясь к созданию коллективного фронта защиты мира, к сплочению сил неагрессивных стран, Совет-ское правительство 17 апреля 1939 г. обратилось к Англии, а затем и к Франции с конкретными предложениями заключить соглашение о взаимной помощи, включая и военную конвенцию, на случай агрес¬сии в Европе. Оно исходило из того, что нужны самые решительные и эффективные меры для предотвращения войны, в особенности твер¬дая позиция великих держав в отношении проблемы коллективного спасения мира.

Правительства Англии и Франции встретили советские пред¬ложения сдержанно. Сначала они занимали выжидательную пози¬цию, а затем, осознав опасность, угрожавшую им со стороны Герма¬нии, несколько изменили тактику и дали согласие на переговоры с Москвой, которые начались в мае 1939г.

Серьезность намерения СССР достичь равноправного согла¬шения о военном сотрудничестве с Англией и Францией особенно проявилась на специальных переговорах военных миссий трех дер¬жав, начавшихся 12 августа 1939 г. в Москве. Партнерам по перегово¬рам был предоставлен подробно разработанный план, согласно кото¬рому СССР обязывался выставить против агрессора в Европе 136 ди-визий, 9-10 тысяч танков и 5-5,5 тысячи боевых самолетов.

В противоположность Советскому Союзу правительства Анг¬лии и Франции, как мы теперь знаем из открытых архивов, на пере¬говорах в Москве действовали неискренне, вели двойную игру. Ни Лондон, ни Париж не хотели установления равноправных союзни¬ческих отношений с СССР, так как полагали, что это приведет к уси¬лению социалистического государства. Их враждебность к нему ос¬талась прежней. Согласие на переговоры было лишь тактическим шагом, но не отвечало сути политики западных держав. От увещева¬ния и поощрения фашистской Германии уступками они перешли к ее запугиванию, стремясь заставить Германию пойти на соглашение с западными державами. Поэтому на переговорах с СССР Англия и Франция предлагали такие варианты соглашений, которые бы лишь поставили Советский Союз под удар, а их обязательствами по отно¬шению к СССР не связывали. В то же время они старались обеспе¬чить себе его поддержку на тот случай, если Германия, вопреки их желанию, двинется не на восток, а на запад. Все это свидетельствовало о стремлении Англии и Франции поставить Советский Союз в не¬равное, унизительное положение, об их нежелании заключить с СССР договор, который бы отвечал принципам взаимности и равен¬ства обязательств. Провал переговоров был предопределен позици¬ей, занятой правительствами западных стран.

Безрезультатность англо-франко-советских переговоров сво¬дила на нет усилия правительства СССР по созданию коалиции неаг¬рессивных государств. Советский Союз продолжал оставаться в международной изоляции. Ему грозила опасность войны на два фронта с очень сильными противниками: Германией — на западе и Японией—на востоке. С точки зрения руководства СССР продолжа¬ла также существовать опасность антисоветского сговора всего лаге¬ря империалистов. В этой исключительно сложной им чреватой тя¬желыми последствиями обстановке правительству СССР приходи¬лось думать прежде всего о безопасности собственной страны.

С мая 1939 г., когда начались переговоры СССР с Англией и Францией, работники внешнеполитического ведомства Германии на¬стойчиво вступали в контакты с представителями СССР в Берлине, различными неофициальными способами давали понять о готовности Германии пойти на сближение с СССР. Вплоть до середины августа 1939 г., пока существовала надежда на заключение англо-франко-со¬ветского договора о взаимной помощи, Советское правительство ос-тавляло осуществлявшийся германской стороной зондаж без ответа, но одновременно внимательно следило за ее действиями.

20 августа Гитлер обратился с личным посланием к Сталину, предложив принять 22 или самое позднее 23 августа министра ино¬странных дел Германии, который «будет облечен всеми чрезвычай¬ными полномочиями для составления и подписания пакта о ненапа¬дении». Таким образом, на принятие исключительно важных реше¬ний был отведен минимум времени.

Перед Советским правительством прямо встал вопрос: откло¬нить германское предложение или принять? Предложение, как из¬вестно, было принято. 23 августа 1939 г. был подписан советско-гер¬манский договор о ненападении сроком на 10 лет. Он означал резкий поворот во внешней политике Советского Союза, оказал значитель¬ное воздействие на военнополитическую ситуацию в мире, а также в некоторой степени повлиял на внутреннюю жизнь в СССР.

Договор сопровождал секретный протокол, по которому раз¬граничивались сферы влияния сторон в Восточной Европе: в совет¬ской сфере оказались Эстония, Латвия, Финляндия, Бессарабия; в немецкой — Литва. В нем прямо не говорилось о судьбе Польского го¬сударства, но при любом раскладе, белорусские и украинские терри¬тории, включенные в его состав по Рижскому мирному договору 1920 г., должны были отойти к СССР.

При принятии Сталиным решения на заключение договора с Германией сыграл роль и японский фактор. Япония была открытым противником СССР. В августе 1939 г. шли упорные бои между совет¬ской и японской военными группировками на р. Халхкин-Гол. Япо¬ния находилась в союзе с фашистской Германией. Для Советского Союза существовала явная угроза войны на два фронта, если не в 1939 г., то в более поздний период, что не меняло сути дела. Договор с Германией, по мнению Сталина, избавлял СССР от такой угрозы. Япония, шокированная «предательством» своей союзницы, позднее также подписала с СССР Договор о ненападении.

Одной из дальних, стратегических целей Сталина при заклю¬чении договора с Германией было, хотя об этом открыто и не гово¬рилось, столкнуть между собой две враждующие группировки и, таким образом, сохранить для Советского Союза мир если не на все время, то на достаточно длительный срок. Договор с Германией о ненападении предоставлял для СССР больше возможностей стоять в стороне от войны, чем договор с Англией и Францией о взаимной помощи, так, в случае его подписания Советское правительство вы¬нуждено было бы включиться в войну с Германией сразу после ее нападения на Польшу. Война с Германией была для СССР опасна даже при наличии таких союзников, как Англия и Франция

Приложение.2

Список операций Третьего Рейха (1939-1945)

  • Операция «Вайс» — План захвата немецкими вооружёнными силами Польши.
  • Операция «Везерюбунг» — военная операция по захвату Дании и Норвегии.
  • План «Гельб» — кодовое название операции по захвату Франции, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга.
  • Операция «Марита» — военная операция по захвату Греции.
  • Операция «Барбаросса» — военная операция по захвату территории СССР до линии Архангельск-Астрахань.
  • Операция «Ось» (нем. Fall «Achse»)-военная операция по захвату территории Италии и нейтрализации Королевской армии Италии.
  • Югославская операция военная операция стран оси против Югославии

Нереализованые операции Третьего Рейха[править | править код]

  • Операция «Морской лев» (нем. Unternehmen Seelöwe) — вторжение в Великобританию
  • Операция «Икар» (нем. Unternehmen Ikarus) — вторжение в Исландию и на Фарерские острова
  • Операция «Феликс» (нем. Unternehmen Felix) — оккупация Гибралтара, Канарских, Азорских островов, островов Зелёного мыса и Мадейры
  • Операция «Изабелла» (нем. Unternehmen Isabella) — вторжение в Португалию, создание сети военных баз в Испании
  • Операция «Грюн» (нем. Unternehmen Grün) — вторжение в Чехословакию
  • Операция «Грюн»[en] (нем. Unternehmen Grün) — вторжение в Ирландию
  • Операция «Танненбаум», «Сосна» (нем. Unternehmen Tannenbaum) — оккупация Швейцарии
  • Безымянная операция — вторжение в Турцию, страны Леванта, захват Суэцкого канала
  • Безымянная операция — помощь Италии в Ливии, вторжение в Египет с запада 1941—1942
  • Операция «Блау» (нем. Unternehmen Blau) — оккупация Кавказа, расширение операции «Барбаросса»
  • Операция «Камелия» (нем. Unternehmen Kamelie) — оккупация Корсики
  • Операция «Геркулес» (нем. Unternehmen Herkules) — вторжение на Мальту
  • Операция «Купфер», «Медь» (нем. Unternehmen Kupfer) — вторжение на Кипр
  • Операция «Аида» (нем. Unternehmen Aida) — помощь Италии в Ливии, вторжение в Египет, захват Суэцкого канала
  • Безымянная операция — вторжение в Турцию, Ирак, остальные страны Персидского залива (2 мая 1941 года — 31 мая 1941 года — англо-иракская война)

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Конспект урока: Причины и характер

Конспект урока: Причины и характер

Составить рассказ из этих слов; -

Составить рассказ из этих слов; -

Первая мировая война, убито 10 млн

Первая мировая война, убито 10 млн

Германия и Италия) Желание сохранить преимущества за собой) (Англия,

Германия и Италия) Желание сохранить преимущества за собой) (Англия,

Придя к власти, Гитлер не только стал нарушать условия

Придя к власти, Гитлер не только стал нарушать условия

Осмысление новых знаний и умений

Осмысление новых знаний и умений

Приложение.1 Причины второй мировой войны

Приложение.1 Причины второй мировой войны

Кроме этого новым фактором европейской и мировой полити¬ки стала

Кроме этого новым фактором европейской и мировой полити¬ки стала

Зная об экспансионистских замыслах фашистской

Зная об экспансионистских замыслах фашистской

Герма¬нии, несколько изменили тактику и дали согласие на переговоры с

Герма¬нии, несколько изменили тактику и дали согласие на переговоры с

Он означал резкий поворот во внешней политике

Он означал резкий поворот во внешней политике

Операция «Икар» (нем. Unternehmen

Операция «Икар» (нем. Unternehmen
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2021