Конспект урока "Природные зоны Земли"
Оценка 4.8

Конспект урока "Природные зоны Земли"

Оценка 4.8
docx
26.10.2020
Конспект урока "Природные зоны Земли"
Природные зоны.docx

Тема: Природные зоны Земли

Цели: сформировать представление о разнообразии природных зон на Земле, рассказать о способах приспособления растений и животных к условиям обитания в природной зоне, закрепить понятие «широтная зональность», развивать творческие способности учащихся, умение работать в коллективе, воспитывать чувство коллективизма и товарищества.

Оборудование: презентация «Природные зоны Земли», фрагменты видеофильмов о животных и растениях разных природных зон (пустыни, саванн и редколесий, экваториальных лесов), карта природных зон мира, набор картинок разных животных и растений, путеводные листы на каждого ученика, фломастеры, клей-карандаш, листы А3 с фоном разных природных зон.

Ключевые слова и понятия: природные зоны: арктические пустыни, тундра, лесная зона, степи, пустыни, саванны, влажные экваториальные леса.

Ход урока

Перед началом урока учитель делит учащихся на две команды. Парты составляются для групповой работы, на партах раскладываются карандаши, клей, ножницы и другие принадлежности.

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Географический диктант. 1.К компонентам природы относятся…

2.Природный комплекс – это …

3. Явление смены природных компонентов с широтой называется…

4. Явление смены природных компонентов в горах называется …

5. Больше всего на разнообразие ПЗ Земли влияет такой природный компонент как …

II. Изучение нового материала

1. Постановка целей урока (5 минут)

Слайд 1

Сегодня у нас необычный урок. На прошлом уроке мы познакомились с понятием «широтная зональность» и узнали, что на Земле существует множество природных зон. Сегодня мы отправляемся в экспедицию по природным зонам Земли.

Слайд 2

Нам предстоит выяснить, как сменяются природные зоны, узнать их климатические особенности, познакомиться с животным и растительным миром. Сегодня мы побываем в роли путешественников.

Но, как и все путешественники и исследователи, во время нашей экспедиции мы будем собирать информацию о природных зонах, делать записи в черновиках, чтобы вернувшись назад, обработать все собранные материалы, просмотреть их, тем самым навсегда запечатлеть наше путешествие.

Для начала давайте вспомним важные моменты, которые помогут нам понять смену природных зон.

Слайд 3

Фронтальный опрос

1.                  Везде ли на Земле одинаковый климат? (Нет) Слайд 4

2.                  От чего зависит различие климат? (От количества тепла, температуры, о угла падения солнечных лучей. Чем ближе к экватору, тем выше температуры, чем дальше от экватора – ближе к полюсам, тем ниже температуры.) [2] Слайд 5

3.                  Что такое широтная зональность? (Изменение природных зон с широтой)

4.                  Как на Земле изменяется широтная зональность? (От экватора к полюсам, по широтам)

5.                  Что такое природная зона? (Природная зона – это большая территория со сходными климатическими условиями, имеющая определенный растительный и животный мира) [2]. Слайд 6

6.                  Какие ученые внесли свой вклад в изучение биосферы и природных зон Земли? (Владимир Иванович Вернадский и Александр Гумбольдт)

Слайд 7. Учитель раздает листы-путеводители по природным зонам.

. Путеводный лист по природным зонам

– Каждый из вас получает листы-путеводители, в которых вы будете во время нашего виртуального путешествия  записывать названия животных, растений и особенности климата разных природных зон.

Мы поделились на пары, поэтому вам предстоит работать вместе.

– Не забывайте, что, работая в команде, нужно помогать друг другу, выслушивать мнения друг друга, каждый человек команды вносит свои идеи и старания в общее дело.

– Итак, мы отправляемся в виртуальное путешествие по природным зонам Земли. После нашего возвращения из путешествия, вы сдадите свои путевые заметки.  которые мы сделаем во время путешествия. И каждый путешественник получит оценку. Поэтому будьте внимательны, записывайте названия растений и животных природных зон и особенности климата.

- На что надо обратить внимание в нашем путешествие? На какие природные компоненты?

– Отправляемся в наше путешествие!

2. Природные зоны Земли (10 минут)

С нами в путешествие отправляются научные сотрудники, которые познакомят нас с особенностями ПЗ.

Слайд 8 – 14

Арктические пустыни и тундра

Зона арктических пустынь находится в бассейне Североного Ледовитого океана, на островах, покрытых льдами. Климат в Арктике очень суровый. Низкие температуры воздуха зимой до −60 °С, в среднем −30 °С в январе и в июле +3 °С. Ледяной и снежный покровы держатся почти весь год. Формируется не только в связи с низкими температурами высоких широт, но также в виду отражения тепла (альбедо) в светлое время от снега и под коркой льда.

 Здесь среди растений встречаются мхи и лишайники. Растительный мир очень скуден, поэтому среди животных встречаются хищники, так как травоядным здесь нет пищи. Хищники – белые медведи, которые занимаются ловлей рыбы, защищены от сурового климата толстой кожей и мехом, подкожным слоем жира [2].

Здесь часто встречаются птичьи базары – это большое скопление птиц. Птицы прилетают сюда и улетаю при наступлении сильных морозов. Кайры, тупики.

Тундра отличается очень суровым климатом (климат — субарктический). Как и в Арктике, наблюдается полярный день и полярная ночь. Тундра, как правило, лишена климатического лета (или оно приходит на очень короткий срок). Средняя температура самого тёплого месяца (июля или августа) в тундре составляет 5-10 °C. С приходом тепла оживает вся растительность, по мере наступления полярного дня (или белых ночей в тех районах тундры, где полярный день не наступает). Весь тёплый период не превышает 2-2,5 месяца. Зимой средняя температура до −30 °C

В зоне тундры растений становится больше, здесь уже встречаются карликовые березки и карликовые ивы, также мхи и лишайники, кустарнички (клюква, брусника, морошка) и грибы. На фоне низкой растительности грибы хорошо видны, а так как здесь лето короткое и прохладное, то грибы никогда не бывают червивыми.

Животный мир богаче, чем растительный, так как растительной пищи мало. Здесь встречаются олени, которые питаются лишайниками, грызуны – лемминги, которые строят норы в земле, очень много птиц: уток, лебедей [2].

Характерной особенностью тундры являются болота, так как здесь очень сильная увлажненность и низкие температуры, поэтому влага не успевает испариться.

Слайд 15. Лесная зона

Лесная зона встречается на материках Евразия и Северная Америка.

В лесной зоне встречаются различные виды деревьев. Если в лесной зоне преобладают хвойные деревья (кедр, лиственница, сосна, пихта), то это зона тайги, если встречаются и хвойные и лиственные деревья (березы, осины) – это зона смешанных лесов.

В лесной зоне очень много растительности, которая служит одним животным пищей – олени, лоси, птицы, белки, бурундуки, другим жилищем и укрытием – кабаны, волки, лисы.

Деревья задерживают корнями воду при таянии снега, влагу во время дождей, поэтому здесь достаточное увлажнение и большое разнообразие растений и животных.

Климат лесной зоны хотя и отличается большим разнообразием, но повсюду с умеренно теплым летом (15—20°C) и довольно Холодной зимой.
Средняя годовая температура от -2° до +5°C, средняя температура июля 10—20°C. Осадков выпадает в среднем 500—700 мм в год

3. Физминутка (1 минута)

Я по природным зонам иду (ходьба на месте),
Замечаю на ходу,
Как над морем буйных трав
Шею вытянул жираф (руки вверх, потягивание).
У меня над головой (наклоны в стороны с поднятыми руками)
Пальма зашуршит листвой,
Но придется приседать (приседания),
Чтобы нам грибов набрать.
Вот лисица пробежала (рукой провести слева вправо)
Тут же белка проскакала (другой рукой провести справа влево)
А огромный серый слон (круг руками)
Посылает нам поклон (наклоны вперед).
Мы прогулку завершим (ходьба на месте)
И за парты поспешим (садятся на свои места) [4].

II. Работа в парах (12 минут)

– Мы вернулись из нашего путешествия и сейчас нам предстоит обработать и оформить всю информацию и материалы, которые мы собрали в нашем путешествии.

Учитель раздает командам карточки с названиями природных зон.

– Каждой группе достаются свои природные зоны для исследования.

– У вас есть ваши листы-путеводители с записями, которые вам помогут, вот у нас фотографии, которые мы сделали во время путешествия.

Задача каждой пары – собрать материал по своим природным зонам: внешний облик, климатические условия, представители растительного и животного мира, их приспособление к условия обитания и т.д.

– Теперь ваша задача выбрать представителей, которые будут демонстрировать плакаты и рассказывать об особенностях ваших природных зон. Обсудите, кто будет выступать и что необходимо сказать.

Учащиеся выбирают представителей и подготавливают их к выступлению.

Выступления команд (8 минут)

Слайд 19. Степная зона

Степная зона представляет собой большие пространства травянистой растительности. Здесь очень много света, поэтому растут светолюбивые травы. В степях находятся самые плодородные почвы – черноземы, которые используются в сельском хозяйстве, поэтому почти все степные зоны распаханы людьми.

Здесь очень много грызунов, которые роют в земле норы, живут большими группами, потому что в открытом пространстве легко стать добычей хищных птиц – орлов, ястребов. Грызуны питаются злаками и другими растениями. Дрофа – птица, которая быстро бегает, также обитает в степной зоне. Здесь можно встретить змей, хомяков, а также быстро бегающих антилоп, диких лошадей.

Климат степных регионов, как правило, находится в диапазоне от умеренно-континентального до резко-континентального и всегда характеризуется жарким или очень жарким (до +40 °C) и сильно засушливым летом. Зима в степных регионах всегда малоснежная, с сильными позёмками и метелями, от умеренно мягкой до суровой с трескучими морозами, иногда возможны даже морозы до −40 °C.

Слайд 23. Зона пустыни

Климат в пустынях континентальный: зима холодная, а лето сильно жаркое.

Дожди выпадают раз в месяц или всего один раз за несколько лет, в виде сильных ливней. Небольшие дожди попросту не доходят до поверхности земли, испаряясь под действием высокой температуры. Самыми сухими областями мира признаны пустыни Южной Америки.

Большее количество пустынь получает основные осадки весной и зимой, и только в некоторых пустынях максимальное количество осадков выпадает летом в виде ливней (в больших пустынях Австралии и Гоби).

Температура воздуха в этой природной зоне может сильно колебаться — днем поднимается до +50°С, а ночью снижается до О °С.

Здесь очень мало осадков, иногда осадки не выпадают в течении целого года. Растения приспособились к добыванию воды – очень длинной корневой системой, уходящей на большую глубину. Листья некоторых растений превратились в колючки, для уменьшения испарения воды.

Животные, как правило хищники – ящерицы, пауки, скорпионы, насекомые (жуки, муравьи), змеи. Животные ведут подвижный ночной образ жизни, так как раскаленный днем песок заставляет их прятаться от зноя в укрытиях, зарываться в землю.

Знаменитые «корабли пустыни» – верблюды, запасают воду в горбах и в водных мешках в желудке, способны преодолевать сотни километров без воды и еды [6].

Слайд 26. Зона саванны

Просмотр фильма «Саванны и редколесья» [5]

На Земле нет такого места больше нигде, как в саване, в котором встречается самое большое разнообразие хищников и травоядных. Особенностью саванн является травянистые равнины, на которых встречаются небольшие группы деревьев. Траву в больших количествах поедают насекомые, например, саранча [1]. Растительноядные животные: антилопы, слоны, жирафы, грызуны, хищники: гепард (рекордсмен по бегу), леопарды, хищные птицы. Животные травоядные проходят большие расстояния в поисках воды, держатся большими группами, многие очень быстро бегаю, чтобы спасаться от хищников [5].

Слайд 30. Зона экваториальных лесов

Влажные леса распространены в экваториальном поясе, на север от экватора до 25 ° с.ш. и на юг до 30 ° ю.ш. это зона самого теплого и влажного климата на Земле. Круглый год средние температуры воздуха составляют 24-28 С. Времена года не выражены. Выпадает не менее 1500 мм атмосферных осадков, так как здесь область пониженного давления (см. Атмосферное давление) , а на побережье количество атмосферных осадков увеличивается до 10000 мм. Осадки выпадают равномерно в течение всего года.поэтому здесь произрастает пышная растительность, которая служит пищей и укрытием для многих животных, птиц, насекомых.

Экваториальный лес очень густой, деревьям приходится бороться за место под солнцем, поэтому гигантские деревья достигают 50 – 60 метров [1]

В лесах живут слоны, тигры, гориллы, мартышки, ягуары. Очень много насекомых – термитов, муравьев. Большое разнообразие птиц, которые питаются плодами деревьев, нектаром цветов (нектарницы) [7]. Класс: млекопитающие;Отряд:  хищные;Подробнее:  Семейство: кошачьи;Род: пантеры; Вид:  ягуар.Подробнее:

Слайд 33.

От каждой команды выходят по очереди ученики, показывают свои собранные природные зоны, рассказывает об особенностях животного и растительного мира, климате. После рассказа участники других команд могут дополнять ответ

Слайд 34

– Почему в разных природных зонах обитают разные животные и произрастают разные растения?

(Разные климатические условия, рельеф и т.д.)

III. Обобщение и вывод (3 минуты)

– Перед нашем путешествием мы ставили цели. Вспомните, ребята, зачем мы отправлялись в путешествие, с какой целью?

Ответ учащихся: рассмотреть природные зоны Земли, их животный и растительный мира, климатические особенности.

– Как вы считаете, достигли ли мы поставленных целей?

Значит мы рассмотрели природные зоны и теперь мы знаем их особенности, можем отличить и определить их по животным и растениям, которые для них характерны.

– Как вы считаете, в какой природной зоне живем мы? (В лесной, зона тайги).

– Как вы считаете, нужно ли знать особенности каждой природной зоны и для чего?

Учащиеся высказывают свое мнение и делают предположения.

– Как вы думаете, только ли растения и животные вынуждены приспосабливаться к разным природным зонам? Приспосабливаются ли к ним люди и как?

(Жилье, одежда, питание, занятие или работа)

– Действительно, чтобы жить в определенной природной зоне, необходимо знать ее особенности. Например, в северных районах нашей страны, в строительстве домов используются совсем другие технологии, по сравнению с южными районами, на юге окна часто открыты в течении всего года, а на севере в домах используют тройное остекление. Чтобы проложить дороги, газопроводы, добывать полезные ископаемые в северных районах нужно затрачивать гораздо больше денег и использовать особые материалы, так как там очень суровые климатические условия.

– А можно ли вмешиваться в дикую природу и изменять ее, не зная как все растения и животные взаимосвязаны в ней и к чему это может привести?

Нет. Прежде чем что-либо менять в природе, нужно выяснить, как это связано с животными, растениями, климатом, чтобы не нарушить всю природу.

Например, вырубая лес, мы уничтожим жилище животных и птиц, а вместе с этим и их пищу.

IV. Домашнее задание (1 минута)

§ 47 пересказ. Нарисовать любую природную зону в тетради.

Слайд 35

Учитель выставляет оценки за урок всем учащимся.

В заключение учитель читает стихотворение Ф. Шефнера

Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей,
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей,
Не жги ее напропалую
И не исчерпывай до дна!
И помни истину простую – 
Нас много, а она – одна.

 

 

 

Игра «Узнай меня»

Отгадайте животного и назовите, где он обитает.

Всю жизнь ношу я два горба,
Имею два желудка!
Но каждый горб – не горб амбар, 
Еды в них – на семь суток!   (Верблюд – степь)

Хоть верь – хоть не верь:
Пробегал по лесу зверь.
Нес на лбу он неспроста
Два развесистых куста.     (Северный олень – тундра)

Через море – океан
Плывет чудо – великан,
Пряча ус во рту,
Растянулся на версту.  (Кит – Крайний Север)

Летом бродит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза пряча нос.  (Медведь – тайга)

Хочет – прямо полетит,
Хочет – в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И в полях поет, поет.  (Жаворонок – степь)

На овчарку он похож,
Что ни зуб, то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть!  (Волк – лесная зона)

Злее прочих змей бываю,
Но при встрече в рост встаю,
Тут же шею раздуваю,
Знак «опасность» подаю.  (Кобра – пустыня)

Бегает среди камней,
Не угонишься за ней.
Ухватил за хвост, но – ах! – 
Удрала, а хвост в руках. (Ящерица – степь)

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Тема: Природные зоны Земли Цели: сформировать представление о разнообразии природных зон на

Тема: Природные зоны Земли Цели: сформировать представление о разнообразии природных зон на

Слайд 3 Фронтальный опрос 1

Слайд 3 Фронтальный опрос 1

Здесь часто встречаются птичьи базары – это большое скопление птиц

Здесь часто встречаются птичьи базары – это большое скопление птиц

II. Работа в парах (12 минут) –

II. Работа в парах (12 минут) –

Здесь очень мало осадков, иногда осадки не выпадают в течении целого года

Здесь очень мало осадков, иногда осадки не выпадают в течении целого года

Ответ учащихся: рассмотреть природные зоны

Ответ учащихся: рассмотреть природные зоны

Игра «Узнай меня» Отгадайте животного и назовите, где он обитает

Игра «Узнай меня» Отгадайте животного и назовите, где он обитает
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.10.2020