Тема урока:
«Правописание приставок и предлогов»
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Панекина Татьяна Александровна
2015/2016 учебный год
Тема: Правописание приставок и предлогов
Цель: способствовать умению различать предлоги и приставки; правильно употреблять их в речи и писать;
Задачи: повторить понятие о приставке как части слова и предлоге, как части речи; формировать навык правильного написания приставок и предлогов ; развивать умения находить в словах приставки;
Развивать речь, орфографическую зоркость, совершенствовать навыки каллиграфического письма.
Воспитывать умение работать в группе, паре и самостоятельно, интерес к языку.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия :
-Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и
самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.
- Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями
выполнения, результатом действий на определённом этапе.
Познавательные универсальные учебные действия :
- Ориентироваться в учебном материале:
· определять круг своего незнания;
· осуществлять свой выбор учебного действия по заданию под определённую
задачу урока;
Коммуникативные универсальные учебные действия :
- Участвовать в работе пары: распределять роли, договариваться друг с
другом.
Ход урока.
I. Оргмомент.
Проверка принадлежностей , приветствие гостей.
II. Чистописание.
А сейчас пришло время для проявления аккуратности и трудолюбия.
Запишите в тетради сегодняшнее число. Пропишите в тетрадь эти две строки, соответственно образцу на доске. Сядьте правильно , положите тетрадь с наклоном.
В За Над По На О СЛАЙД
в за над по на о
- Прочитайте запись на доске? Как вы думаете, что я записала? Верно, это могут быть и приставки, и предлоги. Придумайте слова, чтобы, записанные буквы и сочетания, были в них приставками; предлогами. На следующей строке каллиграфическим почерком пропишите 3 слова из тех , которые вы называли.
Для нашего урока я выбрала такой девиз « Узнай новое. Пиши без ошибок»
III. Актуализация знаний
1.Орфографическая разминка.
(По)б…жали (по)доро…ке
Сер…бристых нитей но…ки. (Дождик.) СЛАЙД
- Прочитайте загадку. О чем идет разговор?
Какие задания вы можете предложить?
Запишите, раскрывая скобки. Можете ли вы это сделать, не допустив ошибки? Почему?
Индивидуальная работа на карточках
2. Определение темы и цели урока.
- Сформулируйте тему нашего урока. Поставьте учебные цели к нашему уроку, чему нужно научиться сегодня. СЛАЙД
- Но, прежде, давайте вспомним, что вам известно о приставках?
- Что такое приставка?( значимая часть слова)
- Для чего служит приставка? ( для образования новых слов)
-Как пишутся приставки со словами?( слитно)
- Что такое предлог?( часть речи)
- Для чего служит предлог? ( для связи слов в словосочетаниях и предложениях)
- Как пишется с другими словами в предложении?( раздельно)
-С какой частью речи не употребляются предлоги?( с глаголом)
IV. Стадия осмысления.
-Давайте прочитаем словосочетание, которое вызвало у нас затруднение
(По)бежали (по) дорожке
- Что поможет нам правильно писать это словосочетание? (Знание отличительных особенностей приставки от предлогов.)
- Сейчас вам предстоит поработать в парах и заполнить таблицу.
(Напечатать карточки)
Линии сравнения |
Приставка |
Предлог |
Что это? |
|
|
Для чего служит? |
|
|
Как пишется? |
|
|
Способы проверки. |
|
|
- На все вопросы смогли дать ответы? Почему?
- А можно ли вообще как-то проверить предлог это или приставка?
-Как отличить предлог от приставки? ( Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово, а между приставкой и словом вопрос вставить нельзя).
- Пользуясь данной моделью, объясните написание СЛАЙД
(По)бежали (по) дорожке
Упражнения на дифференциацию предлогов и приставок
Упражнение
«да —
нет».
Хлопните
всего разок,
Если в слове есть предлог.
А приставку услыхали —
Хором все ее назвали.
Поехать, по улице, помидор, поляна, позолота, по морю, покраска, помощь,
по двору, посинел, порох , по небу, побелка.
Индивидуальная работа с самопроверкой. Встаньте те , кто не допустил ни одной ошибки , одну , две…
-
Физкультминутка
Работа в групп ах по карточке. СЛАЙД
1.Раскройте скобки , распределите слова в два столбика.
(За)горой, (с)крыши, (на)резать, (под)сосной, (за)бежать, (на)конверте, (в)дом, (над)рекой, (с)вернула, (в)летел, (под)бежал, (над)резал.
2. Превратите слова с приставками в слова с предлогами
Наручная повязка – повязка на руке.
Настенный календарь – календарь на стене.
Пришкольный сад – сад при школе.
Подземный переход – переход под землей.
Настольная лампа – лампа на столе.
Подводные камни – камни под водой.
Загородная поездка
Взаимопроверка, взаимооценка.( Группы должны поменяться карточками для взаимопроверки). СЛАЙД
Работа по учебнику.( Упр.260 стр.132)
Выполнение на доске с комментированием.
Самостоятельная работа.
– На карточках записаны 3 задания, подумайте, с каким заданием вы смогли бы справиться, и выполните его.
|
|
|
|
|
|
1. Прочитай текст. … кустах защебетали птицы. … лесной глуши прокуковала кукушка. … болоте зашуршал сухой камыш. Качнулась еловая ветка. … ёлкой проснулся заяц и прислушался. Наступило утро. 2. Запиши, вставляя необходимые предлоги вместо пропущенных слов. 3. Подчеркни орфограммы. 4.Выдели грамматическую основу в 1 и 2 предложениях. |
1. Прочитай текст. … кустах защебетали птицы. … лесной глуши прокуковала кукушка. … болоте зашуршал сухой камыш. Качнулась еловая ветка. … ёлкой проснулся заяц и прислушался. Наступило утро. 2. Запиши, вставляя из слов для справок необходимые предлоги вместо пропущенных слов. Слова для справок: К, за, в, на, при, над, под, около. 3. Выдели грамматическую основу в 1 и 2 предложениях |
1. Прочитай текст. В кустах защебетали птицы. В лесной глуши прокуковала кукушка. На болоте зашуршал сухой камыш. Качнулась еловая ветка. Под ёлкой проснулся заяц и прислушался. Наступило утро. 2. Спиши его. Проверь. 3. Подчеркни предлоги. |
V. Стадия рефлексии.
- Вспомните, какую цель ставили на уроке? Достигли мы ее?
- Что нового для себя вы узнали? Можем ли заполнить последнюю строку таблицы?
Линии сравнения |
Приставка |
Предлог |
Что это? |
Часть слова |
Самостоятельное слово |
Для чего служит? |
Для образования новых слов |
Для связи слов в предложении |
Как пишется? |
Вместе со словами |
Раздельно со словами |
Способы проверки. |
Между приставкой и словом нельзя вставить другое слово |
Между предлогом и словом можно вставить другое слово |
Дополним таблицу.
- С какими затруднениями столкнулись на уроке? Какие вопросы вы бы задали в связи с этим? (Затруднения при написании некоторых приставок)
- Это темы наших последующих уроков, где мы познакомимся, какие орфограммы могут быть в приставках.
- Нарисуйте на полях в тетради смайлик, но без носа и рта.
- Теперь дорисуем нос:
! – если вы хорошо
поняли тему и самостоятельно справитесь с заданием,
? – если вы не совсем хорошо поняли тему и у вас есть вопросы.
Теперь дорисуем рот:
- урок понравился и вы
довольны своей работой.
- урок не понравился, я не очень доволен своей работой
.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.