Приставка
Оценка 5

Приставка

Оценка 5
docx
03.12.2023
Приставка
Приставка.docx

Лингвистический анализ темы.

Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем или другой приставкой и служит для образования других родственных слов.

Среди приставок выделяют разряды: словообразовательные (соавтор, проформа, выносить), формообразующие (презабавный, наилучший, поближе) и приставки синкретического характера (по- и за- в словах понести, запеть).

В структурно-генетическом отношении приставки могут быть простыми (в-, на-, пере- и т.д.) и составными (недо-, обез-).

С помощью приставок можно образовать лишь слова того же лексико-грамматического разряда, что и образующее слово.  Приставки обычно имеют модификационное значение, которое лишь конкретизирует семантику основы.

С фонетической точки зрения приставки, если они не являются однозвучными (а-, о-, у-, с-, в-), представляют собой звуковой комплекс из двух-пяти звуков и могут быть как открытыми, т.е. оканчивающимися на гласный звук, так и закрытыми -  оканчивающимися на согласный звук. Видоизменение их зависит лишь от действующих законов редукции гласных и оглушение согласных.

Иноязычных приставок, вошедших в русский язык в составе заимствованных слов, в современной словообразовательной системе немного. Основную массу приставок составляют исконно русские. Большая часть приставок произошла из предлогов. Лексическое значение многих приставок соотносительно с пространственно-временным значением предлогов.

Преимущественной сферой использования приставок является глагол. В других частях речи приставки как образующие морфемы встречаются значительно реже. Но не все глаголы одинаково способны соединяться с приставками.

Среди приставок наблюдаются синонимичные  морфемы, имеющие одно и то же лексическое или чисто грамматическое значение (выбросить – изгнать, полететь – заиграть, прескверный – наилучший и т.д.), также выделяют омонимичные морфемы, имеющие разное лексическое значение (побежал, пошёл, поел, поспал).

Психолого-дидактический анализ.

ПУ: понятие приставка

КСО: знание

Вид знания: понятие

Термин: приставка

Родовое отношение: часть слова (морфема)

Видовые признаки:

1.      служит для образования других родственных слов.

2.      стоит перед корнем или другой приставкой

СУ: понятие родственные слова, понятие корень.

ХД: репродуктивный

Тема урока: Приставка.

Планируемые результаты:

Предметные:

- знают понятие «приставка»

Метапредметные: - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (с помощью создания ситуации интеллектуального затруднения на этапе «Постановка целей и задач урока»)

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) (с помощью сравнения иллюстраций на этапе «Восприятие и осмысление понятия «приставка»»)

Регулятивные:

- умение действовать по плану (через организацию работы по отработке алгоритма)

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками (в результате организации активного контроля с помощью сигнальных карточек по определенным критериям на каждом виде работы)

Коммуникативные:

- готовность слушать собеседника и вести диалог (с помощью организации работы в группах и при обсуждении итога работы; при формулировании цели урока)

Личностные:

- формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки и самопринятия (на этапе рефлексии))

- умение выполнять оценку своей деятельности (через работу с оценочными листами)

Оборудование:  Презентация, сигнальные карточки, раздаточный материал: оценочные листы, листы с заданием для работы в классе, листы с домашним заданием, учебник 2 класс 2 часть «Русский язык» автор М.С. Соловейчик.

 

Ход урока:

I Постановка целей и задач

ДЗУ: Организовать работу по созданию интеллектуального конфликта; формировать умение осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; формировать умение самостоятельно выделять и формулировать  познавательную цель.

УЗУ: Сейчас мы с вами продолжим учиться выделять известные нам части слова и поучимся формулировать цели урока.

ПЗУ: Для этого выделим известные части слова в словах, представленных на доске

ОД: Для выполнения задания выходим к доске по цепочке. Вам нужно прочитать слово, выделить его известные части, действуя по алгоритму. Остальные контролируют его деятельность по критериям

ОК: По каким критериям мы будем контролировать деятельность друг друга??

Д: по критериям

1.      правильность соблюдения алгоритма.

2.      правильность выделения частей слова.

У: Верно, если оба критерия соблюдены, то поднимаем зеленую карточку, если оба или один из критериев не соблюдены, то поднимаем красную карточку.

Ск: Языковой материал: поле, лети, добрый, море, беги, вход.

Оля: слово поле. Определю окончание. Для этого изменяю слово: (чего?) поля, (чему?) полю. Сравниваю: меняется е на я, ю. Значит е – это окончание. Выделяю его «окошечком». Найду корень слова. Поле – это участок земли для посева. Подберу родственные слова: полевой – относящийся к полю;  полевка – мышь, которая живет в поле. Все родственные слова имеют общую часть – ПОЛ, значит это корень. Выделяю его дугой. Проверяю себя по словарю. Все части слова выделены верно. (зеленые карточки)

Гриша: Слово лети. Определю окончание. Для этого изменяю слово: (что делает?) летит, (что делают?) летят. Сравниваю: меняется и на ит, ят. Значит и это окончание, выделяю его «окошечком». Найду корень слова. Лети – слово, побуждающее к полету. Подберу родственные слова: летчик – человек, который летает на самолете; полет – движение летящего предмета.. Все родственные слова имеют общую часть ЛЕТ, значит это корень слова. Выделяю его дугой. Проверяю себя по словарю. Все части слова выделены верно. (зеленые карточки)

Полина: Слово добрый. Определю окончание. Для этого изменяю слово: (какая?) добрая, (какие?) добрые. Сравниваю: меняется ый на ая, ые. Значит ый это окончание, выделяю его «окошечком». Найду корень слова. Добрый – человек, делающий добро другим. Подберу родственные слова: добро – все хорошее; доброта – проявление добра человеком. Все родственные слова имеют общую часть ДОБР, значит это корень слова. Выделяю его дугой. Проверяю себя по словарю. Все части слова выделены верно. (зеленые карточки)

Рома: Слово море. Определю окончание. Изменяю слово (много) морей, (кого?) моря,  (чем?) морем. Сравниваю: меняются е  на ей на я на ем.  Значит е – это окончание. Выделяю его.  Определю корень слова. Море – это часть мирового океана. Подберу родственные слова: морской – относящийся к моря; приморье- место рядом с морем, моряк- человек работающий в море, мореплаватель – человек путешествующий в море. Все родственные слова имеют общую часть мор, значит это корень. Выделяю его дугой. Проверяю себя по словарю. Все части слова выделены верно. (зеленые карточки)

Антон: Слово беги. Определю окончание. Для этого изменяю слово: (что делает?) бежит, (что делают?) бегут. Сравниваю: меняется и на ит, ут. Значит и это окончание, выделяю его «окошечком». Найду корень слова. Беги – слово, побуждающее к бегу. Подберу родственные слова: бегун – человек, который занимается бегом; побег – бегство откуда-то. Все родственные слова имеют общую часть БЕГ, значит это корень слова. Выделяю его дугой. Проверяю себя по словарю. Все части слова выделены верно. (зеленые карточки)

Даша: Слово вход. Определю окончание. Для этого изменю слово- (много) входов, (чего?) входа, (чем?) входом. Сравниваю: меняется ов на а на ом, а слово вход остаётся неизменным, значит окончание нулевое. Выделяю его. Определю корень слова. Вход – место где входят в помещение. Подберу однокоренные слова: входной – место, относящиеся к входу; сходить - действие, обозначающее ходьбу куда-либо; ходули- приспособление для ходьбы. Все родственные слова имеют общую часть ХОД, значит это корень слова. Выделяю его дугой.

Осталось одна часть. Я не знаю что это…

У: Ребята, давайте поможем Даше. Что это за часть?

Д: Мы тоже не знаем.

У: Почему мы не можем выделить эту часть в слове?

Д: Потому что мы не знаем, какая это часть слова и как её правильно выделять.

У: Значит, каких целей мы должны достичь сегодня на уроке?

Д: Мы узнаем о новой части слова и научимся её выделять. (зеленые карточки)

КР: учащиеся контролирует друг друга с помощью сигнальных карточек по заданным критериям. Учитель контролирует деятельность детей с помощью оценочных суждений.

ОР:  Совершенно верно, я пригласила к нам на урок фиксика, который будет помогать нам на протяжении всего урока – Симку.

Итог этапа: С её помощью мы познакомимся с новой частью слова и научимся её выделять.

II повторение написания соединений букв и словарных слов

Вид работы: Словарная работа.

ДЗУ: познакомить с новым словарным словом и закрепить умение писать словарные слова

УЗУ: Сейчас мы познакомимся с новым словарным словом и закрепим умение писать словарные слова.

ПЗУ: для этого Симка предлагает  вам под диктовку записать слова.

ОД: откройте тетради, приготовьтесь писать, подчеркивая орфограммы и отвечать на вопросы Симки. Внимательно слушайте ответы своих одноклассников. Если хотите дополнить, то поднимите руку.

ОК: какие критерии мы выделим для контроля своей деятельности?

Д: правильность написания словарного слова

Д: выделение всех орфограмм в слове

Д: правильный наклон букв и способ соединений между ними

У: Если кто-то  ответил не верно, допустил ошибку нужно поднимать красную сигнальную карточку, если все верно, то зеленую.

СК: аллея, директор, ботинки, лестница, шоссе, урожай, пассажир.

Д: мы еще не изучали слово лестница.

У: вот сейчас с ним и познакомимся, обратите внимание на слайд, там представлено значение этого слова: «лестница – сооружение для подъема или спуска».

Какая орфограмма встретилась в слове лестница?

Д: непроизносимая согласная в корне слова.

У: Как вы это определили?

Д: Мы проинтонировали слово и выяснили, что в нем нет звука [т], но есть буква «тэ», поэтому это непроизносимая согласная.

Д: она находится в корне слова, т.к. мы подобрали родственные слова: лестничный, лесенка. В них есть одинаковая часть, в которой заключено их общее лексическое значение и в этой части находится буква «тэ».

У: Молодцы! Где мы можем посмотреть правописание данного слова? 

Д: в орфографическом словаре.

У: у вас на партах лежат словарики, найдите данное слово там. А какие знания нам помогут быстро отыскать нужное слово в словаре?

Д: знание алфавита.

Д: знание о том, что слова в словариках располагаются в алфавитном порядке по первой букве в слове.

У: все нашли данное слово?

Д: да.

У: посмотрите, как правильно пишется слово «лестница», какая буква стоит на месте орфограммы?

Д: буква «тэ»

У: Теперь закройте словарики. Составим предложение со словом «лестница».

По каким критериям будем контролировать  деятельность друг друга?

Д: в предложении есть слово «лестница»

Д: в предложении выражена законченная мысль.

Д: Слова в предложении связаны по смыслу и грамматически.

У: Верно, если все критерии соблюдены, показываем зеленую карточку, если не соблюден хотя бы один критерий – красную карточку.

Итак, какие предложения вы составили?

Д: (формулируют свои предложения)

У: вы предложили хорошие предложения со словом «лестница», которые соответствуют всем критериям. Я предлагаю вам записать вариант, который составила моя знакомая девочка. «Старая лестница вела на чердак». Запишите это предложение, подчеркивая все изученные орфограммы. (Учитель диктует детям еще раз предложение по словам)

К-Р: Учитель контролирует, чтобы все ученики работали и выполняли задание правильно.

Ученики контролируют друг друга при помощи сигнальных карточек, если ученик допускает ошибку, то остальные поднимают красную карточку, если верно, то зеленую.

О-Р: У: ребята, чему мы учились, выполняя это задание?

Д: мы учились правильно писать словарные слова.

У: Что нужно сделать, чтобы всегда правильно писать словарные слова?

Д: запомнить их написание.

У: Молодцы! Теперь вы знаете новое словарное слово «лестница».

Вид работы: минутка чистописания

ДЗУ: Отработка каллиграфического навыка.

УЗУ: Ребята, Симка предлагает повторить соединения букв

ПЗУ: Для этого проведем минутку чистописания

ОД: Работаем по цепочке. Вам необходимо назвать слоги, которые вы видите на доске? Затем все слоги мы запишем в тетради.

ОК: По каким критериям мы будем контролировать свою деятельность?

Д: правильность написания слога

Д: слоги написаны каллиграфическим почерком 

Д: Правильное соединение букв в слоге.

У: Если написание слога соответствует критериям, то подчеркнем слог зеленым карандашом, если не соответствует – красным.

СК: У: Ребята, посмотрите на доску и помогите Симке  найти слоги, которые здесь спрятались.
(на доске записаны слоги: под, на, то, до)

Д: под, на, то, до

У: Как соединены буквы в слогах между собой?

Д: буквы в слогах соединены нижним соединением.

У: Запишем слоги в строчку.

Д: (записывают слоги в строчку)

У: Проконтролируйте свою деятельность в соответствии с критериями. (Учитель ходит по классу и контролирует)

КР: Учитель следит и корректирует ответы детей. Во время написания слогов в тетради следит за правильностью написания букв. Учащиеся контролируют свою деятельность в соответствии с критериями.

ОР: Какую работу мы сейчас выполняли?

Д: Повторяли написание букв и их соединения.

У: У вас получилось написать слоги в соответствии с критериями?

Д: Да, но в некоторых слогах есть небольшие ошибки.

У: Молодцы, вы хорошо поработали.

Итог этапа: Мы повторили написание слогов и словарных слов.

III. Восприятие и осмысление понятия «приставка»

ВР: наблюдение за признаками

ДЗУ:  Формировать представление о признаках понятия «приставка», формировать умение анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных), формировать умение осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

УЗУ: Ребята, давайте поможем Симке понаблюдать за признаками и проанализировать их.

ПЗУ: Для этого выделим признаки одной части слова, которую мы еще не изучали.

ОД: Внимательно посмотрите на доску. Сейчас вы по цепочке назовёте, что сделал кот на иллюстрациях. Потом все вместе найдем, что общего в словах, обозначающих действия кота.

ОК:

У:Ученик встает и отвечает, остальные внимательно слушают его ответ и поднимают зеленые сигнальные карточки, если согласны с ответом; красные, если не согласны с ответом. Давайте вспомним, с помощью каких критериев мы контролируем работу?
Д: Правильность ответа, верное обоснование.

СК:

У: Ребята, внимательно посмотрите на первую иллюстрацию, подумайте, что сделал кот?

Д: На первой иллюстрации  кот залез в коробку.

У: Ребята, все согласны, что на кот залез? (дети поднимают зеленые сигнальные карточки)

У: Пишу под первой иллюстрацией слово «залез». Теперь посмотрите на вторую иллюстрацию, что сделал кот на этой картинке?

Д:  Кот вылез из-под кровати.

У: Все согласны, что на кот вылез? (дети поднимают зеленые сигнальные карточки)

У: Пишу под второй иллюстрацией слово «вылез». Теперь посмотрите на третью иллюстрацию, что сделал кот сейчас?

Д: На этой иллюстрации кот перелез через забор.

У: Все согласны, что на кот перелез? (дети поднимают зеленые сигнальные карточки)

У: Пишу под третьей иллюстрацией слово «перелез».

У: Итак, ребята, мы записали под каждой иллюстрацией слово, посмотрите на эти слова и скажите, что в них есть общее?

Д: Во всех словах есть  общая часть «лез», которая является корнем.

У: Посмотрите на слова, что у них ещё общего?

Д: Они все имеют часть, которая расположена перед корнем.

У: Верно, это один из признаков нашей части (учитель фиксирует его на доске).

 Давайте понаблюдаем, что произойдет, если к слову «лез» приставить с-

Д: Изменится значение слова: спуститься с чего-либо.

У: А если к слову ход приставить в-?

Д: Изменится значение слова: забраться куда-нибудь.

У: Какую роль играет эта часть в слове?

Д: Она образует родственные слова.

У: Получается, какой ещё признак мы выделили?

Д: С помощью этой части образуются родственные слова.

У: Ребята, может кто-нибудь знает, как эта часть называется?

Д: Она называется приставка.

КР: Учитель следит и корректирует ответы детей оценочными суждениями. Ученики контролируют ответы своих учеников при помощи сигнальных карточек.

ОР:  
У: А сейчас Симка нас просит обобщить признаки понятия «приставка», которые  мы сейчас узнали.

Д: Мы узнали, что приставка стоит перед корнем слова.

У: Что еще мы узнали о приставке?

Д: Мы узнали, что приставка служит для образования новых слов.

У: Кто еще бы хотел что-нибудь дополнить?

Д: Приставка служит для образования родственных слов.

У: Да верно, обратите ещё раз на это внимание. Не забыли ли мы назвать все признаки приставки?

Д: Нет! Мы назвали все  её признаки.

У: Скажите, а для чего нам пригодится знание признаков приставки?

Д: Знание признаков приставки пригодится нам для того, чтобы уметь отличать её от других частей слова.

ВР: Формулирование определения понятия «приставка»

ДЗУ: организовать работу по формулированию понятия; формировать логическое действие: подведение под понятие.

Узу: Симка предлагает нам поучиться формулировать определение понятия

ПЗ: для этого поработаем в группах и сформулируем определение понятия «приставка».

ОД: Сейчас опираясь на признаки «приставки», которые мы выделили ранее, сформулируйте определение этого понятия. Я предлагаю вам разделиться на группы. 1 ряд- 1группа, 2 ряд- 2 группа, 3 ряд- 3 группа. Каждая группа сформулирует свое понятие «приставка», а затем один человек от группы нам его представит. При выполнении группового задания должны быть задействованы все участники группы.

ОК: Давайте подумаем, какие критерии мы выделим для определения понятия «приставка»?

Д: соблюдение структуры определения понятия

Д: в понятие «приставка» включены все основные признаки.

Д: понятие сформулировано грамотно

У: внимательно слушайте ответы своих одноклассников, если ответ соответствует выделенным критериям, то поднимите зеленую карточку, если ответ не соответствует хотя бы одному критерию, то поднимите красную карточку, если хотите что-то дополнить, поднимайте руку.

Ск: У: Симка хочет узнать, что нам необходимо, для того чтобы сформулировать определение понятия «приставка»?

Д: для начала нужно назвать главные признаки приставки.

У: кто назовет нам признаки приставки? (дети поднимают руки, учитель выбирает отвечающего)

Д: первый признак приставки - стоит перед корнем слова, а второй - служит для образования родственных слов.

У: Теперь, работая в группах, сформулируйте определение понятия «приставка».

Группа 1: Приставка- стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

У: Ребята, как вам такой вариант?

 Д: Нужно указать в начале определения, что это часть слова.

У: Какие еще есть варианты определения понятия?

Группа 2: Приставка - часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования родственных слов.

У: Какое понятие предложит нам третья группа.

Группа 3: Мы согласны со второй группой и считаем, что приставка- это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования родственных слов.

У:(дети поднимают сигнальные карточки зеленого цвета). Хорошо, Симка просит нас сравнить определение, которое мы сформулировали, с определением, которое дано в учебнике. Откройте учебник и прочитайте определение, которое нам предлагает автор.

Д: Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.

 У: Что общего в этих определениях?

Д: Отражены оба признака.

У: Чем отличаются данные определения?

Д: Мы точнее раскрыли второй признак, в котором указали, что приставка служит для образования родственных слов.

У: Все верно, определение, которое у нас получилось, я помещу на доску. Симка подсказывает мне, что вам необходимо обратить внимание на то, каким условным обозначением выделяется приставка в слове. (учитель помещает условный знак для обозначения приставки на доску)

КР: Учитель контролирует общую обстановку в классе. Ученики контролируют деятельность друг друга с помощью сигнальных карточек по сформулированным критериям.

ОР: Какую работу на данном этапе мы выполняли?

Д: Мы формулировали определение понятия «приставка».

У: Смогли мы решить данную задачу?

Д: Да, мы смогли сформулировать определение, которое включало все признаки понятия. И нам удалось сформулировать это определение точнее, чем в учебнике.

Итог этапа: Симка считает, что вы хорошо поработали в группах и смогли сформулировать определение понятия «приставка».

IV. Первичное закрепление понятия «приставка»

1 ВР: Составление алгоритма

ДЗУ: Организовать работу по составлению алгоритма выделения приставки; формировать умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; формировать умение осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

УЗУ: Ребята, а сейчас Симка предлагает нам научиться составлять алгоритм выделения приставки, высказывать и аргументировать свое мнение, продолжая работать в группах.

ПЗ: Для этого составим алгоритм выделения приставки в слове.

ОД:  Мы дали определение понятию «приставка», теперь составим алгоритм, чтобы с легкостью выделять приставку в словах. Разбейтесь на 3 группы, 1 группа- 1 ряд, 2-я группа -2 ряд, 3-я группа – 3 ряд.  Каждая группа  составляет свой алгоритм выделения приставки в слове, записи делаем на листочках. Затем один представитель из группы озвучивает вариант. На выполнение работы 3 минуты.

ОК:  Ребята, давайте подумаем, какие критерии мы с вами выделим для самоконтроля и проверки правильности выполнения группового задания?

Д: Все ли этапы работы по выделению приставки названы.

Д: Верно ли они сформулированы.

Д: И в правильной последовательности ли перечислены этапы выделения приставки.

Ск: Давайте вспомним правила работы в группах.

Д: Каждому нужно активно участвовать в работе;

Д: Внимательно слушать друг друга;

Д: Аргументировать свою точку зрения;

У:  Все верно. Не забудьте соблюдать эти правила в ваших группах. Приступайте к работе.

(Дети работают в группах)

У: Для начала давайте выслушаем все варианты, а затем их сравним.  Каждая группа озвучивает свой вариант.

Д (1 группа): Для того чтобы выделить приставку, нужно:

1.      Читаю слово

2.      Определяю лексическое значение

3.      Определяю часть речи

4.      Нахожу корень слова

5.      Нахожу часть, стоящую перед корнем

6.      Подбираю однокоренные слова с другой приставкой

7.      Подобрать слова с такой же приставкой и с таким же значением.

8.      Выделить приставку.

Д (2 группа): Для того чтобы выделить приставку, нужно:

1.      Читаю слово

2.      Определяю лексическое значение

3.      Определяю часть речи

4.      Выделить корень слова.

5.      Подобрать слова с такой же приставкой и с таким же значением.

6.      Выделить приставку.

Д (3 группа): Для того чтобы выделить приставку, нужно:

1.      Читаю слово

2.      Определяю лексическое значение

3.      Определяю часть речи

4.      Выделить корень слова.

5.      Подобрать однокоренные слова.

6.      Выделить приставку.

У: Хорошо. Давайте сравним получившиеся алгоритмы. Чем схожи данные алгоритмы?

Д: первые 4 пункта в каждом алгоритме одинаковые.

Д: последние пункты алгоритмов одинаковые.

У: Хорошо, запишем эти шаги на доске. (учитель записывает)

Чем отличаются алгоритмы?

Д: 5 пункты в алгоритмах отличаются.

У: какой из них является верным и почему?

Д: у первой группы, потому что прежде чем подбирать слова с приставкой нужно найти приставку.

У: Тогда этот шаг будет, каким?

Д: пятым пунктом в нашем алгоритме

У: Верно, запишем его. (запись на доске)

Какой шаг лучше сделать следующим?

Д: подбираем слова с той же приставкой и с таким же значением.

У: Почему?

Д: Потому что нужно нам нужно доказать, что такая приставка существует.

У: Хорошо. Запишем его следующим пунктом.

Какой шаг остался?

Д: выделить приставку условным обозначением.

У: Как мы будем контролировать свою деятельность при выделении приставки?

Д: В словообразовательном словаре.

У: Да, действительно. Всегда помните о том, что у  нас в классе есть «Школьный словообразовательный словарь русского языка» Александра Николаевича Тихонова, в котором вы можете найти ответы на все вопросы, возникающие с выделением частей слова.

(Алгоритм представлен на доске:

1.      Читаю слово

2.      Определяю лексическое значение

3.      Определяю часть речи

4.      Нахожу корень слово

5.      Нахожу часть, стоящую перед корнем

6.      Подбираю однокоренные слова с другой приставкой

7.      Подбираю слова с той же приставкой и с таким её же значением

8.      Выделяю приставку)

КР: Со стороны учителя: Учитель следит за активностью учеников, и их ответами.

Со стороны учащихся: Учащиеся следят за ответами одноклассников, контролируют правильность выполнения работы по критериям.

ОР: У: Молодцы! Мы с вами активно поработали. Симка  хочет узнать «Возникли ли трудности у вас при выполнении этой работы?»

Д: Да, нам сложно было последовательно расположить этапы выделения приставки.

У: Что вам помогло справиться с трудностью?

Д: В процессе совместного анализа, мы поняли свои ошибки, и смогли их исправить.

У: Ребята, алгоритм, который мы сейчас сформулировали, необходимо поместить в свой справочник с другими алгоритмами, и пользоваться им при определении приставки в слове. 

2 ВР: Распознавание изучаемого понятия.

ДЗУ: Организовать работу по выделению приставки в слове с использованием алгоритма; развивать умение действовать по плану.

УЗУ: Ребята, Симка предлагает нам продолжить учиться работать по алгоритму

ПЗ: Для этого потренируемся выделять приставку в словах по алгоритму

ОД: Сейчас я вам раздам листочки со словами, в которых мы будем  выделять приставки. Работать будем по цепочке, начиная с первой парты первого ряда, каждый будет проговаривать по одному пункту алгоритма.

ОК: Все слушают ответы своих одноклассников и контролируют их по критериям. Давайте выделим критерии.

Д: Отсутствие пропуска этапов алгоритма.

Д: Правильность выполнения этапа.

Д: Если отвечающий сделал ошибку, то следующий по цепочке не начинает ответ, пока не исправит ошибку. Остальные с помощью сигнальных карточек показывают можно ли начинать новый ответ.

Ск: Языковой материал: записал, накормить, пригородный, подпольный, пробежка, безжалостный

Д: 1. Прочитаю слово «записал»

2. определю его лексическое значение.

Слово «записал» означает – зафиксировал информацию в письменной форме на листе бумаги.

3. определяю часть речи: записал - обозначает действие предмета и служит ответом на вопрос (что сделал?) – это глагол прошедшего времени

4. Нахожу в слове корень, для этого подбираю родственные слова:

Писал, написал, списал, прописал

Найду в них одинаковую часть, содержащую общее лексическое значение, и выделю условным обозначением корня.

5. Нахожу часть слова перед корнем - ЗА

6. подбираю другие слова с этой же приставкой: зарисовал, заклеил.

7. Выделю приставку условным обозначением.

8. Проверю себя, правильно ли выделил части слова по словарю.

Д: 1. Прочитаю слово «накормить»

2. определю его лексическое значение.

Слово «накормить»  означает – обеспечить кому-либо возможность поесть до насыщения, предоставив корм или еду.

3. определяю часть речи: накормить – обозначает действие предмета и служит ответом на вопрос (что сделать?) – это глагол

4. Нахожу в слове корень, для этого подбираю родственные слова:

Кормить, закормить, перекормить, покормить

Найду в них одинаковую часть, содержащую общее лексическое значение, и выделю условным обозначением корня.

5. Нахожу часть слова перед корнем - НА

6. подбираю другие слова с этой же приставкой: напоить, намыть, налить.

7. Выделю приставку условным обозначением.

8. Проверю себя, правильно ли выделил части слова по словарю.

Остальные слова разбираем по такому же алгоритму.

КР: Со стороны учителя: Следит за ответами учеников.

Со стороны учащихся: Следят за ответами одноклассников, контролируют правильность выполнения работы по критериям, используя сигнальные карточки.

ОР: Какие у вас возникли сложности?

Д (Катя): Мне было сложно подобрать родственные слова.

У: Ребята, что мы посоветуем Кате?

Д: Обращаться к словарю однокоренных слов, пока не будет получаться подбирать родственные слова.

Не допускал ошибок

Допускал ошибки

 

Не ошибаюсь в определении

лексического значения слова

Ошибаюсь в определении

лексического значения слова

Могу подобрать слова

с одинаковой приставкой

Не могу подобрать слова

с одинаковой приставкой

Смогу выделить приставку

в слове по алгоритму

Не смогу выделить приставку

в слове по алгоритму

     Смогу научить своего друга-второклассника

выделять приставку в слове

              Не смогу научить своего друга-второклассника

выделять приставку в слове

У: Симка  хочет узнать «Как вы думаете, для чего мы выполняли это упражнение?»

Д: Для того чтобы проверить эффективен ли наш алгоритм

Д: Научиться выделять приставку в слове.

Итог этапа:  Молодцы! Симка была рада с вами поработать!

V. Домашнее задание

У: Ребята, сейчас я вам раздам листочки, на которых написано домашнее задание. Выполняем  его в тетрадях.

Задание: Выделите в словах приставки по алгоритму. Слова: прибежать, бессовестный, находка, высадил, подкладка, сшить.

VI. Рефлексия

ДЗУ: Организовать работу по оценке деятельности обучающимися; развивать умение выполнять оценку своей деятельности.

УЗУ:  Ребята, Симка предлагает нам проанализировать свою работу на уроке, оценить полученные на уроке знания.

ПЗ: Для этого выполним следующее задание.

ОД:  У вас на партах лежат оценочные листы, заполните их

ОК: в соответствии с правилами

Ск: Давайте вспомним, какую цель мы с вами сформулировали в начале урока.

Д: Узнать часть слова, которая стоит перед корнем.

У: Достигли ли мы поставленной цели?

Д: Да.

У: Оцените свою деятельность на уроке с помощью оценочного листа.

Оценочный лист:

 

 

 

 

 

 


У: Ребята, внимательно посмотрите на первую колонку, прочитайте критерии оценки, а во второй колонке закрасьте звездочку зеленым или красным цветом, в зависимости от того, какого цвета стоит звездочка рядом с выбранным вами критерием.

Посчитай, каких звездочек (зеленых или красных) у тебя больше. Таким цветом и заполни звездочку в конце колонки.

- Если звездочку закрасил зеленым цветом, то ты успешно достиг цели нашего урока.

- Если красным, то подумай над чем тебе ещё нужно поработать.

КР: Учитель контролирует общую обстановку в классе Ученики оценивают свою деятельность на уроке, используя лист самооценки.

ОР:

У: Поднимите руки, у кого звездочка окрашена зеленым цветом?

У: А красным? Почему твоя звездочка окрашена красным цветом, и как исправить свои ошибки?

Д:  Еще ошибаюсь в определении лексического значения слова. В следующий раз   воспользуюсь словарем.

Д: Не могу подобрать слова с одинаковой приставкой. Буду пользоваться словарем

Д: Не запомнил алгоритм. Нужно поупражняться использовать алгоритм

У: Вы смогли проанализировать свои ошибки. А скажите Симке «Как можно использовать знания о приставке?»

Д: С помощью приставки можно образовывать новые слова, это сделает нашу речь красивее и понятнее

Итог этапа:  Ребята вы молодцы, хорошо сегодня поработали. Спасибо за  урок.

 

 

 

 

 


 

Лингвистический анализ темы.

Лингвистический анализ темы.

Оборудование: Презентация, сигнальные карточки, раздаточный материал: оценочные листы, листы с заданием для работы в классе, листы с домашним заданием, учебник 2 класс 2 часть «Русский…

Оборудование: Презентация, сигнальные карточки, раздаточный материал: оценочные листы, листы с заданием для работы в классе, листы с домашним заданием, учебник 2 класс 2 часть «Русский…

Все родственные слова имеют общую часть

Все родственные слова имеют общую часть

Итак, какие предложения вы составили?

Итак, какие предложения вы составили?

Д: Правильность ответа, верное обоснование

Д: Правильность ответа, верное обоснование

Д: в понятие «приставка» включены все основные признаки

Д: в понятие «приставка» включены все основные признаки

Д: Верно ли они сформулированы

Д: Верно ли они сформулированы

Читаю слово 2. Определяю лексическое значение 3

Читаю слово 2. Определяю лексическое значение 3

Выделю приставку условным обозначением

Выделю приставку условным обозначением

У: Достигли ли мы поставленной цели?

У: Достигли ли мы поставленной цели?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.12.2023