Лингвистический анализ темы.
Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем или другой приставкой и служит для образования других родственных слов.
Среди приставок выделяют разряды: словообразовательные (соавтор, проформа, выносить), формообразующие (презабавный, наилучший, поближе) и приставки синкретического характера (по- и за- в словах понести, запеть).
В структурно-генетическом отношении приставки могут быть простыми (в-, на-, пере- и т.д.) и составными (недо-, обез-).
С помощью приставок можно образовать лишь слова того же лексико-грамматического разряда, что и образующее слово. Приставки обычно имеют модификационное значение, которое лишь конкретизирует семантику основы.
С фонетической точки зрения приставки, если они не являются однозвучными (а-, о-, у-, с-, в-), представляют собой звуковой комплекс из двух-пяти звуков и могут быть как открытыми, т.е. оканчивающимися на гласный звук, так и закрытыми - оканчивающимися на согласный звук. Видоизменение их зависит лишь от действующих законов редукции гласных и оглушение согласных.
Иноязычных приставок, вошедших в русский язык в составе заимствованных слов, в современной словообразовательной системе немного. Основную массу приставок составляют исконно русские. Большая часть приставок произошла из предлогов. Лексическое значение многих приставок соотносительно с пространственно-временным значением предлогов.
Преимущественной сферой использования приставок является глагол. В других частях речи приставки как образующие морфемы встречаются значительно реже. Но не все глаголы одинаково способны соединяться с приставками.
Среди приставок наблюдаются синонимичные морфемы, имеющие одно и то же лексическое или чисто грамматическое значение (выбросить – изгнать, полететь – заиграть, прескверный – наилучший и т.д.), также выделяют омонимичные морфемы, имеющие разное лексическое значение (побежал, пошёл, поел, поспал).
Психолого-дидактический анализ.
ПУ: понятие приставка
КСО: знание
Вид знания: понятие
Термин: приставка
Родовое отношение: часть слова (морфема)
Видовые признаки:
1. служит для образования других родственных слов.
2. стоит перед корнем или другой приставкой
СУ: понятие родственные слова, понятие корень.
ХД: репродуктивный
Тема урока: Приставка.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знают понятие «приставка»
Метапредметные: - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (с помощью создания ситуации интеллектуального затруднения на этапе «Постановка целей и задач урока»)
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) (с помощью сравнения иллюстраций на этапе «Восприятие и осмысление понятия «приставка»»)
Регулятивные:
- умение действовать по плану (через организацию работы по отработке алгоритма)
- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками (в результате организации активного контроля с помощью сигнальных карточек по определенным критериям на каждом виде работы)
Коммуникативные:
- готовность слушать собеседника и вести диалог (с помощью организации работы в группах и при обсуждении итога работы; при формулировании цели урока)
Личностные:
- формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки и самопринятия (на этапе рефлексии))
- умение выполнять оценку своей деятельности (через работу с оценочными листами)
Оборудование: Презентация, сигнальные карточки, раздаточный материал: оценочные листы, листы с заданием для работы в классе, листы с домашним заданием, учебник 2 класс 2 часть «Русский язык» автор М.С. Соловейчик.
Ход урока:
I Постановка целей и задач
ДЗУ: Организовать работу по созданию интеллектуального конфликта; формировать умение осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
УЗУ: Сейчас мы с вами продолжим учиться выделять известные нам части слова и поучимся формулировать цели урока.
ПЗУ: Для этого выделим известные части слова в словах, представленных на доске
ОД: Для выполнения задания выходим к доске по цепочке. Вам нужно прочитать слово, выделить его известные части, действуя по алгоритму. Остальные контролируют его деятельность по критериям
ОК: По каким критериям мы будем контролировать деятельность друг друга??
Д: по критериям
1. правильность соблюдения алгоритма.
2. правильность выделения частей слова.
У: Верно, если оба критерия соблюдены, то поднимаем зеленую карточку, если оба или один из критериев не соблюдены, то поднимаем красную карточку.
Ск: Языковой материал: поле, лети, добрый, море, беги, вход.
Оля: слово поле. Определю окончание. Для этого изменяю слово: (чего?) поля, (чему?) полю. Сравниваю: меняется е на я, ю. Значит е – это окончание. Выделяю его «окошечком». Найду корень слова. Поле – это участок земли для посева. Подберу родственные слова: полевой – относящийся к полю; полевка – мышь, которая живет в поле. Все родственные слова имеют общую часть – ПОЛ, значит это корень. Выделяю его дугой. Проверяю себя по словарю. Все части слова выделены верно. (зеленые карточки)
Гриша: Слово лети. Определю окончание. Для этого изменяю слово: (что делает?) летит, (что делают?) летят. Сравниваю: меняется и на ит, ят. Значит и это окончание, выделяю его «окошечком». Найду корень слова. Лети – слово, побуждающее к полету. Подберу родственные слова: летчик – человек, который летает на самолете; полет – движение летящего предмета.. Все родственные слова имеют общую часть ЛЕТ, значит это корень слова. Выделяю его дугой. Проверяю себя по словарю. Все части слова выделены верно. (зеленые карточки)
Полина: Слово добрый. Определю окончание. Для этого изменяю слово: (какая?) добрая, (какие?) добрые. Сравниваю: меняется ый на ая, ые. Значит ый это окончание, выделяю его «окошечком». Найду корень слова. Добрый – человек, делающий добро другим. Подберу родственные слова: добро – все хорошее; доброта – проявление добра человеком. Все родственные слова имеют общую часть ДОБР, значит это корень слова. Выделяю его дугой. Проверяю себя по словарю. Все части слова выделены верно. (зеленые карточки)
Рома: Слово море. Определю окончание. Изменяю слово (много) морей, (кого?) моря, (чем?) морем. Сравниваю: меняются е на ей на я на ем. Значит е – это окончание. Выделяю его. Определю корень слова. Море – это часть мирового океана. Подберу родственные слова: морской – относящийся к моря; приморье- место рядом с морем, моряк- человек работающий в море, мореплаватель – человек путешествующий в море. Все родственные слова имеют общую часть мор, значит это корень. Выделяю его дугой. Проверяю себя по словарю. Все части слова выделены верно. (зеленые карточки)
Антон: Слово беги. Определю окончание. Для этого изменяю слово: (что делает?) бежит, (что делают?) бегут. Сравниваю: меняется и на ит, ут. Значит и это окончание, выделяю его «окошечком». Найду корень слова. Беги – слово, побуждающее к бегу. Подберу родственные слова: бегун – человек, который занимается бегом; побег – бегство откуда-то. Все родственные слова имеют общую часть БЕГ, значит это корень слова. Выделяю его дугой. Проверяю себя по словарю. Все части слова выделены верно. (зеленые карточки)
Даша: Слово вход. Определю окончание. Для этого изменю слово- (много) входов, (чего?) входа, (чем?) входом. Сравниваю: меняется ов на а на ом, а слово вход остаётся неизменным, значит окончание нулевое. Выделяю его. Определю корень слова. Вход – место где входят в помещение. Подберу однокоренные слова: входной – место, относящиеся к входу; сходить - действие, обозначающее ходьбу куда-либо; ходули- приспособление для ходьбы. Все родственные слова имеют общую часть ХОД, значит это корень слова. Выделяю его дугой.
Осталось одна часть. Я не знаю что это…
У: Ребята, давайте поможем Даше. Что это за часть?
Д: Мы тоже не знаем.
У: Почему мы не можем выделить эту часть в слове?
Д: Потому что мы не знаем, какая это часть слова и как её правильно выделять.
У: Значит, каких целей мы должны достичь сегодня на уроке?
Д: Мы узнаем о новой части слова и научимся её выделять. (зеленые карточки)
КР: учащиеся контролирует друг друга с помощью сигнальных карточек по заданным критериям. Учитель контролирует деятельность детей с помощью оценочных суждений.
ОР: Совершенно верно, я пригласила к нам на урок фиксика, который будет помогать нам на протяжении всего урока – Симку.
Итог этапа: С её помощью мы познакомимся с новой частью слова и научимся её выделять.
II повторение написания соединений букв и словарных слов
Вид работы: Словарная работа.
ДЗУ: познакомить с новым словарным словом и закрепить умение писать словарные слова
УЗУ: Сейчас мы познакомимся с новым словарным словом и закрепим умение писать словарные слова.
ПЗУ: для этого Симка предлагает вам под диктовку записать слова.
ОД: откройте тетради, приготовьтесь писать, подчеркивая орфограммы и отвечать на вопросы Симки. Внимательно слушайте ответы своих одноклассников. Если хотите дополнить, то поднимите руку.
ОК: какие критерии мы выделим для контроля своей деятельности?
Д: правильность написания словарного слова
Д: выделение всех орфограмм в слове
Д: правильный наклон букв и способ соединений между ними
У: Если кто-то ответил не верно, допустил ошибку нужно поднимать красную сигнальную карточку, если все верно, то зеленую.
СК: аллея, директор, ботинки, лестница, шоссе, урожай, пассажир.
Д: мы еще не изучали слово лестница.
У: вот сейчас с ним и познакомимся, обратите внимание на слайд, там представлено значение этого слова: «лестница – сооружение для подъема или спуска».
Какая орфограмма встретилась в слове лестница?
Д: непроизносимая согласная в корне слова.
У: Как вы это определили?
Д: Мы проинтонировали слово и выяснили, что в нем нет звука [т], но есть буква «тэ», поэтому это непроизносимая согласная.
Д: она находится в корне слова, т.к. мы подобрали родственные слова: лестничный, лесенка. В них есть одинаковая часть, в которой заключено их общее лексическое значение и в этой части находится буква «тэ».
У: Молодцы! Где мы можем посмотреть правописание данного слова?
Д: в орфографическом словаре.
У: у вас на партах лежат словарики, найдите данное слово там. А какие знания нам помогут быстро отыскать нужное слово в словаре?
Д: знание алфавита.
Д: знание о том, что слова в словариках располагаются в алфавитном порядке по первой букве в слове.
У: все нашли данное слово?
Д: да.
У: посмотрите, как правильно пишется слово «лестница», какая буква стоит на месте орфограммы?
Д: буква «тэ»
У: Теперь закройте словарики. Составим предложение со словом «лестница».
По каким критериям будем контролировать деятельность друг друга?
Д: в предложении есть слово «лестница»
Д: в предложении выражена законченная мысль.
Д: Слова в предложении связаны по смыслу и грамматически.
У: Верно, если все критерии соблюдены, показываем зеленую карточку, если не соблюден хотя бы один критерий – красную карточку.
Итак, какие предложения вы составили?
Д: (формулируют свои предложения)
У: вы предложили хорошие предложения со словом «лестница», которые соответствуют всем критериям. Я предлагаю вам записать вариант, который составила моя знакомая девочка. «Старая лестница вела на чердак». Запишите это предложение, подчеркивая все изученные орфограммы. (Учитель диктует детям еще раз предложение по словам)
К-Р: Учитель контролирует, чтобы все ученики работали и выполняли задание правильно.
Ученики контролируют друг друга при помощи сигнальных карточек, если ученик допускает ошибку, то остальные поднимают красную карточку, если верно, то зеленую.
О-Р: У: ребята, чему мы учились, выполняя это задание?
Д: мы учились правильно писать словарные слова.
У: Что нужно сделать, чтобы всегда правильно писать словарные слова?
Д: запомнить их написание.
У: Молодцы! Теперь вы знаете новое словарное слово «лестница».
Вид работы: минутка чистописания
ДЗУ: Отработка каллиграфического навыка.
УЗУ: Ребята, Симка предлагает повторить соединения букв
ПЗУ: Для этого проведем минутку чистописания
ОД: Работаем по цепочке. Вам необходимо назвать слоги, которые вы видите на доске? Затем все слоги мы запишем в тетради.
ОК: По каким критериям мы будем контролировать свою деятельность?
Д: правильность написания слога
Д: слоги написаны каллиграфическим почерком
Д: Правильное соединение букв в слоге.
У: Если написание слога соответствует критериям, то подчеркнем слог зеленым карандашом, если не соответствует – красным.
СК: У:
Ребята, посмотрите на доску и помогите Симке найти слоги, которые здесь
спрятались.
(на доске записаны слоги: под, на, то, до)
Д: под, на, то, до
У: Как соединены буквы в слогах между собой?
Д: буквы в слогах соединены нижним соединением.
У: Запишем слоги в строчку.
Д: (записывают слоги в строчку)
У: Проконтролируйте свою деятельность в соответствии с критериями. (Учитель ходит по классу и контролирует)
КР: Учитель следит и корректирует ответы детей. Во время написания слогов в тетради следит за правильностью написания букв. Учащиеся контролируют свою деятельность в соответствии с критериями.
ОР: Какую работу мы сейчас выполняли?
Д: Повторяли написание букв и их соединения.
У: У вас получилось написать слоги в соответствии с критериями?
Д: Да, но в некоторых слогах есть небольшие ошибки.
У: Молодцы, вы хорошо поработали.
Итог этапа: Мы повторили написание слогов и словарных слов.
III. Восприятие и осмысление понятия «приставка»
ВР: наблюдение за признаками
ДЗУ: Формировать представление о признаках понятия «приставка», формировать умение анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных), формировать умение осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.
УЗУ: Ребята, давайте поможем Симке понаблюдать за признаками и проанализировать их.
ПЗУ: Для этого выделим признаки одной части слова, которую мы еще не изучали.
ОД: Внимательно посмотрите на доску. Сейчас вы по цепочке назовёте, что сделал кот на иллюстрациях. Потом все вместе найдем, что общего в словах, обозначающих действия кота.
ОК:
У:Ученик встает и отвечает, остальные внимательно
слушают его ответ и поднимают зеленые сигнальные карточки, если согласны с
ответом; красные, если не согласны с ответом. Давайте вспомним, с помощью каких
критериев мы контролируем работу?
Д: Правильность ответа, верное обоснование.
СК:
У: Ребята, внимательно посмотрите на первую иллюстрацию, подумайте, что сделал кот?
Д: На первой иллюстрации кот залез в коробку.
У: Ребята, все согласны, что на кот залез? (дети поднимают зеленые сигнальные карточки)
У: Пишу под первой иллюстрацией слово «залез». Теперь посмотрите на вторую иллюстрацию, что сделал кот на этой картинке?
Д: Кот вылез из-под кровати.
У: Все согласны, что на кот вылез? (дети поднимают зеленые сигнальные карточки)
У: Пишу под второй иллюстрацией слово «вылез». Теперь посмотрите на третью иллюстрацию, что сделал кот сейчас?
Д: На этой иллюстрации кот перелез через забор.
У: Все согласны, что на кот перелез? (дети поднимают зеленые сигнальные карточки)
У: Пишу под третьей иллюстрацией слово «перелез».
У: Итак, ребята, мы записали под каждой иллюстрацией слово, посмотрите на эти слова и скажите, что в них есть общее?
Д: Во всех словах есть общая часть «лез», которая является корнем.
У: Посмотрите на слова, что у них ещё общего?
Д: Они все имеют часть, которая расположена перед корнем.
У: Верно, это один из признаков нашей части (учитель фиксирует его на доске).
Давайте понаблюдаем, что произойдет, если к слову «лез» приставить с-
Д: Изменится значение слова: спуститься с чего-либо.
У: А если к слову ход приставить в-?
Д: Изменится значение слова: забраться куда-нибудь.
У: Какую роль играет эта часть в слове?
Д: Она образует родственные слова.
У: Получается, какой ещё признак мы выделили?
Д: С помощью этой части образуются родственные слова.
У: Ребята, может кто-нибудь знает, как эта часть называется?
Д: Она называется приставка.
КР: Учитель следит и корректирует ответы детей оценочными суждениями. Ученики контролируют ответы своих учеников при помощи сигнальных карточек.
ОР:
У: А
сейчас Симка нас просит обобщить признаки понятия «приставка», которые мы
сейчас узнали.
Д: Мы узнали, что приставка стоит перед корнем слова.
У: Что еще мы узнали о приставке?
Д: Мы узнали, что приставка служит для образования новых слов.
У: Кто еще бы хотел что-нибудь дополнить?
Д: Приставка служит для образования родственных слов.
У: Да верно, обратите ещё раз на это внимание. Не забыли ли мы назвать все признаки приставки?
Д: Нет! Мы назвали все её признаки.
У: Скажите, а для чего нам пригодится знание признаков приставки?
Д: Знание признаков приставки пригодится нам для того, чтобы уметь отличать её от других частей слова.
ВР: Формулирование определения понятия «приставка»
ДЗУ: организовать работу по формулированию понятия; формировать логическое действие: подведение под понятие.
Узу: Симка предлагает нам поучиться формулировать определение понятия
ПЗ: для этого поработаем в группах и сформулируем определение понятия «приставка».
ОД: Сейчас опираясь на признаки «приставки», которые мы выделили ранее, сформулируйте определение этого понятия. Я предлагаю вам разделиться на группы. 1 ряд- 1группа, 2 ряд- 2 группа, 3 ряд- 3 группа. Каждая группа сформулирует свое понятие «приставка», а затем один человек от группы нам его представит. При выполнении группового задания должны быть задействованы все участники группы.
ОК: Давайте подумаем, какие критерии мы выделим для определения понятия «приставка»?
Д: соблюдение структуры определения понятия
Д: в понятие «приставка» включены все основные признаки.
Д: понятие сформулировано грамотно
У: внимательно слушайте ответы своих одноклассников, если ответ соответствует выделенным критериям, то поднимите зеленую карточку, если ответ не соответствует хотя бы одному критерию, то поднимите красную карточку, если хотите что-то дополнить, поднимайте руку.
Ск: У: Симка хочет узнать, что нам необходимо, для того чтобы сформулировать определение понятия «приставка»?
Д: для начала нужно назвать главные признаки приставки.
У: кто назовет нам признаки приставки? (дети поднимают руки, учитель выбирает отвечающего)
Д: первый признак приставки - стоит перед корнем слова, а второй - служит для образования родственных слов.
У: Теперь, работая в группах, сформулируйте определение понятия «приставка».
Группа 1: Приставка- стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
У: Ребята, как вам такой вариант?
Д: Нужно указать в начале определения, что это часть слова.
У: Какие еще есть варианты определения понятия?
Группа 2: Приставка - часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования родственных слов.
У: Какое понятие предложит нам третья группа.
Группа 3: Мы согласны со второй группой и считаем, что приставка- это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования родственных слов.
У:(дети поднимают сигнальные карточки зеленого цвета). Хорошо, Симка просит нас сравнить определение, которое мы сформулировали, с определением, которое дано в учебнике. Откройте учебник и прочитайте определение, которое нам предлагает автор.
Д: Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.
У: Что общего в этих определениях?
Д: Отражены оба признака.
У: Чем отличаются данные определения?
Д: Мы точнее раскрыли второй признак, в котором указали, что приставка служит для образования родственных слов.
У: Все верно, определение, которое у нас получилось, я помещу на доску. Симка подсказывает мне, что вам необходимо обратить внимание на то, каким условным обозначением выделяется приставка в слове. (учитель помещает условный знак для обозначения приставки на доску)
КР: Учитель контролирует общую обстановку в классе. Ученики контролируют деятельность друг друга с помощью сигнальных карточек по сформулированным критериям.
ОР: Какую работу на данном этапе мы выполняли?
Д: Мы формулировали определение понятия «приставка».
У: Смогли мы решить данную задачу?
Д: Да, мы смогли сформулировать определение, которое включало все признаки понятия. И нам удалось сформулировать это определение точнее, чем в учебнике.
Итог этапа: Симка считает, что вы хорошо поработали в группах и смогли сформулировать определение понятия «приставка».
IV. Первичное закрепление понятия «приставка»
1 ВР: Составление алгоритма
ДЗУ: Организовать работу по составлению алгоритма выделения приставки; формировать умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; формировать умение осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.
УЗУ: Ребята, а сейчас Симка предлагает нам научиться составлять алгоритм выделения приставки, высказывать и аргументировать свое мнение, продолжая работать в группах.
ПЗ: Для этого составим алгоритм выделения приставки в слове.
ОД: Мы дали определение понятию «приставка», теперь составим алгоритм, чтобы с легкостью выделять приставку в словах. Разбейтесь на 3 группы, 1 группа- 1 ряд, 2-я группа -2 ряд, 3-я группа – 3 ряд. Каждая группа составляет свой алгоритм выделения приставки в слове, записи делаем на листочках. Затем один представитель из группы озвучивает вариант. На выполнение работы 3 минуты.
ОК: Ребята, давайте подумаем, какие критерии мы с вами выделим для самоконтроля и проверки правильности выполнения группового задания?
Д: Все ли этапы работы по выделению приставки названы.
Д: Верно ли они сформулированы.
Д: И в правильной последовательности ли перечислены этапы выделения приставки.
Ск: Давайте вспомним правила работы в группах.
Д: Каждому нужно активно участвовать в работе;
Д: Внимательно слушать друг друга;
Д: Аргументировать свою точку зрения;
У: Все верно. Не забудьте соблюдать эти правила в ваших группах. Приступайте к работе.
(Дети работают в группах)
У: Для начала давайте выслушаем все варианты, а затем их сравним. Каждая группа озвучивает свой вариант.
Д (1 группа): Для того чтобы выделить приставку, нужно:
1. Читаю слово
2. Определяю лексическое значение
3. Определяю часть речи
4. Нахожу корень слова
5. Нахожу часть, стоящую перед корнем
6. Подбираю однокоренные слова с другой приставкой
7. Подобрать слова с такой же приставкой и с таким же значением.
8. Выделить приставку.
Д (2 группа): Для того чтобы выделить приставку, нужно:
1. Читаю слово
2. Определяю лексическое значение
3. Определяю часть речи
4. Выделить корень слова.
5. Подобрать слова с такой же приставкой и с таким же значением.
6. Выделить приставку.
Д (3 группа): Для того чтобы выделить приставку, нужно:
1. Читаю слово
2. Определяю лексическое значение
3. Определяю часть речи
4. Выделить корень слова.
5. Подобрать однокоренные слова.
6. Выделить приставку.
У: Хорошо. Давайте сравним получившиеся алгоритмы. Чем схожи данные алгоритмы?
Д: первые 4 пункта в каждом алгоритме одинаковые.
Д: последние пункты алгоритмов одинаковые.
У: Хорошо, запишем эти шаги на доске. (учитель записывает)
Чем отличаются алгоритмы?
Д: 5 пункты в алгоритмах отличаются.
У: какой из них является верным и почему?
Д: у первой группы, потому что прежде чем подбирать слова с приставкой нужно найти приставку.
У: Тогда этот шаг будет, каким?
Д: пятым пунктом в нашем алгоритме
У: Верно, запишем его. (запись на доске)
Какой шаг лучше сделать следующим?
Д: подбираем слова с той же приставкой и с таким же значением.
У: Почему?
Д: Потому что нужно нам нужно доказать, что такая приставка существует.
У: Хорошо. Запишем его следующим пунктом.
Какой шаг остался?
Д: выделить приставку условным обозначением.
У: Как мы будем контролировать свою деятельность при выделении приставки?
Д: В словообразовательном словаре.
У: Да, действительно. Всегда помните о том, что у нас в классе есть «Школьный словообразовательный словарь русского языка» Александра Николаевича Тихонова, в котором вы можете найти ответы на все вопросы, возникающие с выделением частей слова.
(Алгоритм представлен на доске:
1. Читаю слово
2. Определяю лексическое значение
3. Определяю часть речи
4. Нахожу корень слово
5. Нахожу часть, стоящую перед корнем
6. Подбираю однокоренные слова с другой приставкой
7. Подбираю слова с той же приставкой и с таким её же значением
8. Выделяю приставку)
КР: Со стороны учителя: Учитель следит за активностью учеников, и их ответами.
Со стороны учащихся: Учащиеся следят за ответами одноклассников, контролируют правильность выполнения работы по критериям.
ОР: У: Молодцы! Мы с вами активно поработали. Симка хочет узнать «Возникли ли трудности у вас при выполнении этой работы?»
Д: Да, нам сложно было последовательно расположить этапы выделения приставки.
У: Что вам помогло справиться с трудностью?
Д: В процессе совместного анализа, мы поняли свои ошибки, и смогли их исправить.
У: Ребята, алгоритм, который мы сейчас сформулировали, необходимо поместить в свой справочник с другими алгоритмами, и пользоваться им при определении приставки в слове.
2 ВР: Распознавание изучаемого понятия.
ДЗУ: Организовать работу по выделению приставки в слове с использованием алгоритма; развивать умение действовать по плану.
УЗУ: Ребята, Симка предлагает нам продолжить учиться работать по алгоритму
ПЗ: Для этого потренируемся выделять приставку в словах по алгоритму
ОД: Сейчас я вам раздам листочки со словами, в которых мы будем выделять приставки. Работать будем по цепочке, начиная с первой парты первого ряда, каждый будет проговаривать по одному пункту алгоритма.
ОК: Все слушают ответы своих одноклассников и контролируют их по критериям. Давайте выделим критерии.
Д: Отсутствие пропуска этапов алгоритма.
Д: Правильность выполнения этапа.
Д: Если отвечающий сделал ошибку, то следующий по цепочке не начинает ответ, пока не исправит ошибку. Остальные с помощью сигнальных карточек показывают можно ли начинать новый ответ.
Ск: Языковой материал: записал, накормить, пригородный, подпольный, пробежка, безжалостный
Д: 1. Прочитаю слово «записал»
2. определю его лексическое значение.
Слово «записал» означает – зафиксировал информацию в письменной форме на листе бумаги.
3. определяю часть речи: записал - обозначает действие предмета и служит ответом на вопрос (что сделал?) – это глагол прошедшего времени
4. Нахожу в слове корень, для этого подбираю родственные слова:
Писал, написал, списал, прописал
Найду в них одинаковую часть, содержащую общее лексическое значение, и выделю условным обозначением корня.
5. Нахожу часть слова перед корнем - ЗА
6. подбираю другие слова с этой же приставкой: зарисовал, заклеил.
7. Выделю приставку условным обозначением.
8. Проверю себя, правильно ли выделил части слова по словарю.
Д: 1. Прочитаю слово «накормить»
2. определю его лексическое значение.
Слово «накормить» означает – обеспечить кому-либо возможность поесть до насыщения, предоставив корм или еду.
3. определяю часть речи: накормить – обозначает действие предмета и служит ответом на вопрос (что сделать?) – это глагол
4. Нахожу в слове корень, для этого подбираю родственные слова:
Кормить, закормить, перекормить, покормить
Найду в них одинаковую часть, содержащую общее лексическое значение, и выделю условным обозначением корня.
5. Нахожу часть слова перед корнем - НА
6. подбираю другие слова с этой же приставкой: напоить, намыть, налить.
7. Выделю приставку условным обозначением.
8. Проверю себя, правильно ли выделил части слова по словарю.
Остальные слова разбираем по такому же алгоритму.
КР: Со стороны учителя: Следит за ответами учеников.
Со стороны учащихся: Следят за ответами одноклассников, контролируют правильность выполнения работы по критериям, используя сигнальные карточки.
ОР: Какие у вас возникли сложности?
Д (Катя): Мне было сложно подобрать родственные слова.
У: Ребята, что мы посоветуем Кате?
Д: Обращаться к словарю однокоренных слов, пока не будет получаться подбирать родственные слова.
|
|
|
|
лексического значения слова |
|
лексического значения слова |
|
с одинаковой приставкой |
|
с одинаковой приставкой |
|
в слове по алгоритму |
|
в слове по алгоритму |
|
выделять приставку в слове |
|
выделять приставку в слове |
У: Симка хочет узнать «Как вы думаете, для чего мы выполняли это упражнение?»
Д: Для того чтобы проверить эффективен ли наш алгоритм
Д: Научиться выделять приставку в слове.
Итог этапа: Молодцы! Симка была рада с вами поработать!
V. Домашнее задание
У: Ребята, сейчас я вам раздам листочки, на которых написано домашнее задание. Выполняем его в тетрадях.
Задание: Выделите в словах приставки по алгоритму. Слова: прибежать, бессовестный, находка, высадил, подкладка, сшить.
VI. Рефлексия
ДЗУ: Организовать работу по оценке деятельности обучающимися; развивать умение выполнять оценку своей деятельности.
УЗУ: Ребята, Симка предлагает нам проанализировать свою работу на уроке, оценить полученные на уроке знания.
ПЗ: Для этого выполним следующее задание.
ОД: У вас на партах лежат оценочные листы, заполните их
ОК: в соответствии с правилами
Ск: Давайте вспомним, какую цель мы с вами сформулировали в начале урока.
Д: Узнать часть слова, которая стоит перед корнем.
У: Достигли ли мы поставленной цели?
Д: Да.
У: Оцените свою деятельность на уроке с помощью оценочного листа.
Оценочный лист:
|
У: Ребята, внимательно посмотрите на первую колонку, прочитайте критерии оценки, а во второй колонке закрасьте звездочку зеленым или красным цветом, в зависимости от того, какого цвета стоит звездочка рядом с выбранным вами критерием.
Посчитай, каких звездочек (зеленых или красных) у тебя больше. Таким цветом и заполни звездочку в конце колонки.
- Если звездочку закрасил зеленым цветом, то ты успешно достиг цели нашего урока.
- Если красным, то подумай над чем тебе ещё нужно поработать.
КР: Учитель контролирует общую обстановку в классе Ученики оценивают свою деятельность на уроке, используя лист самооценки.
ОР:
У: Поднимите руки, у кого звездочка окрашена зеленым цветом?
У: А красным? Почему твоя звездочка окрашена красным цветом, и как исправить свои ошибки?
Д: Еще ошибаюсь в определении лексического значения слова. В следующий раз воспользуюсь словарем.
Д: Не могу подобрать слова с одинаковой приставкой. Буду пользоваться словарем
Д: Не запомнил алгоритм. Нужно поупражняться использовать алгоритм
У: Вы смогли проанализировать свои ошибки. А скажите Симке «Как можно использовать знания о приставке?»
Д: С помощью приставки можно образовывать новые слова, это сделает нашу речь красивее и понятнее
Итог этапа: Ребята вы молодцы, хорошо сегодня поработали. Спасибо за урок.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.