«Живая шляпа» Н. Н. Носова.
Класс: 2
V этап: Повторное чтение. Анализ
ОДЗ: Совершенствовать навык чтения через многократное перечитывание. Формировать представление о единстве формы и содержания литературного произведения.
Вид работы: техника чтения
Учебное задание №1
Учебная задача для учителя: Совершенствовать правильность чтения; формировать умения самоконтроля и умения контролировать деятельность других.
Учебная задача для учащихся: Будем учиться читать слова с одинаковыми буквами без ошибок.
Практическая задача:
У: Для этого несколько учеников прочитают строчки слов, записанных на доске.
Организация деятельности:
У: Я буду называть ученика, который должен будет прочитать слова и проконтролировать свое чтение, а остальные внимательно слушают, следят и контролируют.
Организация контроля:
У: Для этого я предлагаю вам выделить критерии для самооценки и контроля. Какие?
у: Правильно ли прочитано слово.
у: Слитно или раздельно.
У: Верно. Если чтение ребят не соответствует критериям, то остальные поднимают красные карточки, если соответствует, то зеленые.
Содержание:
У: «Начинаем читать …»
у1: «Побежал, полезет, подошел.»
«Я прочитал слова слитно и правильно. Что скажут остальные? (зеленые карточки)
у2: «Спугнул, стрелять, стучать.»
«Я прочитал слова слитно и правильно. Что скажут остальные? (зеленые карточки)
у3: «Шляпа, швырнуть, швыряли.»
«Я прочитал слова слитно и правильно. Что скажут остальные? (зеленые карточки)
Контрольно-регулировочный: Ученики после прочтения строчки слов каждого ученика оценивают с помощью сигнальных карточек. Также сам ученик оценивает свой ответ самостоятельно в соответствии с заданными критериями.
Оценочно-результативный:
У: Ребята, вы успешно справились с заданием, прочитали без ошибок, смогли оценить себя и друг друга по заданным критериям.
Учебное задание №2
Учебная задача для учителя: развивать смысловую догадку; формировать понимание фактического содержания текста; формировать умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.
Учебная задача для учащихся:
У: Сейчас мы будем учиться восстанавливать смысл текста.
Практическая задача:
У: Для этого прочитаем текст, восстанавливая его смысл.
Организация деятельности:
У: Текст читаем по одному предложению, я буду называть читающего, а остальные будут слушать, следить и контролировать по критериям.
Организация контроля:
У: Для этого давайте их проговорим, какие это будут критерии?
у: Правильность чтения.
у: Слитность.
У: Какой еще критерий нам понадобится для оценивания этого задания?
у: Имеет смысл предложение.
У: Правильно. Если хотя бы один критерий будет нарушен, то показываем красную карточку. Если все критерии будут соблюдены, то зеленую.
Содержание:
У: Итак, давайте начинаем разгадывать слова. Прочитаем первое предложение.
у: (Читает первое предложение) (читаем весь текст по предложениям)
Шляпа лежала на комоде, котенок Васька сидел на полу возле комода, а Вовка и Вадик сидели за столом и раскрашивали картинки. Вдруг позади них что-то плюхнулось - упало на пол. Они обернулись и увидели на полу возле комода шляпу.
Вовка подошел к комоду, нагнулся, хотел поднять шляпу - и вдруг как закричит:
- Ай-ай-ай! - и бегом в сторону.
- Чего ты? - спрашивает Вадик.
- Она жи-жи-живая!
- Кто живая?
- Шля-шля-шля-па.
- Что ты! Разве шляпы бывают живые?
- По-посмотри сам!
Контрольно-регулировочный: В конце прочтения каждого предложения, дети осуществляют взаимоконтроль при помощи сигнальных карточек. Учитель регулирует деятельность с помощью оценочных суждений.
Оценочно-результативный:
У: Восстановили ли мы смысл прочитанного текста?
у: Да!
У: И о чем же мы прочитали?
у: О том шляпа упала на кошку, а Вовка и Вадик испугались, подумав, что шляпа живая.
Учебное задание №3: Совершенствование способа чтения.
Учебная задача для учителя: Формировать навык чтения целыми словами и группами слов; формировать умения самоконтроля и умения контролировать деятельность других.
Учебная задача для учащихся:
У: Ребята сейчас
мы будем учится читать не по слогам, а целыми словами и группами слов.
Практическая задача:
У: Для этого поработаем с таблицей
Организация деятельности:
У: Послушайте инструкцию.
Сначала один ученик из первой группы читает слово из первого столбика, а остальные участники группы контролируют ответ. Затем он читает первое слово во втором столбике и вместе с остальными контролирует свое чтение. После этого участник из второй группы читает первую строчку в третьем столбике. Остальные члены группы контролируют его чтение. Затем он читает первую строчку в четвертом столбике, и вместе с остальными контролирует свое чтение.
Организация контроля:
У: Как вы думаете, по каким критериям мы будем контролировать чтение ребят в первом столбике??
у: Правильно ли прочитано слово?
у: Не было ли пауз при чтении слогов?
У: Хорошо! Какие критерии выделим контроля чтения во втором столбике?
у: Правильно ли прочитано слово?
у: Не было ли пауз между слогами?
У: Молодцы! А какие критерии мы выделим для контроля чтения в третьем и четвертом столбиках?
у: Правильно ли прочитаны слова?
у: Не было ли пауз между словами?
Если все критерии соблюдены, то поднимаем зеленую карточку. Если чтение не соответствует критериям, то красную.
Содержание:
У: Итак, давайте начнем.
Рас-кра-ши-ва-ли При-бе-жа-ли Ре-бя-та При-от-кры-ли Вер-ну-лись Жму-рил-ся |
Раскрашивали Прибежали Ребята Приоткрыли Вернулись Жмурился |
Раскрашивали картинки Прибежали на кухню Ребята смотрят Приоткрыли дверь Вернулись на кухню Жмурился от света |
Раскрашивали картинки вдвоем Прибежали на кухню мальчишки Ребята смотрят кино Приоткрыли дверь комнаты Вернулись на кухню с котом Жмурился от света кот |
Контрольно-регулировочный: После прочтения слов дети осуществляют взаимоконтроль при помощи сигнальных карточек по заданным критериям. Учитель регулирует деятельность детей с помощью оценочных суждений.
Оценочно-результативный:
У: Ребята, как вы думаете, у нас получилось читать целыми словами и группами слов?
у: Да, получилось.
У: С какими трудностями вы столкнулись при чтении?
у: Сложно прочитать слово целиком или сразу группой слов.
У: Мы смогли их преодолеть?
у: Да.
У: Молодцы, у вас действительно получилось читать целыми словами и группами слов.
Итог этапа:
Ребята, сейчас мы с вами учились быстро и правильно читать. При чтении текста со спрятанными буквами, вы все приложили большие усилия и показали хороший результат. В третьем задании каждая группа старалась улучшить свой способ чтения. Но наша работа на это не заканчивается, мы будем стремиться к правильному, быстрому и осознанному чтению.
Рефлексия
При написании фрагмента урока мы столкнулись с двумя трудностями: первая трудность это выбор упражнений на совершенствование правильности, беглости, способа чтения, а вторая трудность при совмещении дифференцированной работы в третьем учебном задании, где нам необходимо было организовать совместную деятельность детей с разным способом чтения.
Первую проблему мы решили благодаря выделению критериев для отбора упражнений: соответствие возрастным и индивидуальным особенностям детей; эффективность применения. Вторую проблему мы решили при помощи изменения задания
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.