Тема: В.А. Осеева. Случай.
Этап урока: Повторное чтение. Анализ.
ОДЗ: совершенствовать навык чтения через многократное перечитывание, формировать представление о единстве формы и содержания литературного произведения
Вид работы: Беседа с выборочным чтением
ДЗУ: совершенствовать навык чтения через многократное перечитывание; формировать умение не просто высказывать, но и аргументировать свое предложение, умение и убеждать и уступать; формировать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов.
УЗУ: Сейчас мы продолжим учиться анализировать литературное произведение.
ПЗУ: Для этого побеседуем.
ОД: Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечать. Пока один отвечает, остальные внимательно слушают и не перебивают.
ОК: По каким критериям мы будем контролировать ответ друг друга?
Д: ответ должен быть аргументирован строчками из произведения.
Д: ответ должен быть четким и ясным.
У: Хорошо, если ответ будет соответствовать критериям, то поднимаем зеленые карточки; если ответ не соответствует критериям, то красные карточки.
Ск: Правильно ли поступил Витя, попросив отдать ему последние цветные карандаши Коли?
Д1: Витя поступил правильно, так как Коля, все равно раздал бы оставшиеся цветные карандаши (зеленые и красные карточки)
У: (записывает мнение на доске)
Д2: Витя поступил неправильно, потому что забрал последние цветные карандаши у своего товарища, оставив его без них (зеленые и красные карточки)
У: (записывает мнение на доске)
Ребята, обратите внимание, у нас на доске представлены два абсолютно противоположных мнения. Давайте попробуем доказать каждое из них отрывками из текста.
Начнем с первого мнения: кто считает, что оно правильное и почему?
Д1: Витя поступил правильно, потому что Коля и так бы раздал карандаши, а у Вити нет ни одного цветного карандаша. Это можно подтвердить отрывком из текста:
«– Всё равно ты кому-нибудь отдашь, так уж лучше дай мне. У меня ни одного цветного карандаша нет!»
Д2: Я не согласен с этим мнением, я считаю, что Коле тоже нужны карандаши, но зная об этом, Витя все равно их попросил. Это можно подтвердить отрывком из произведения:
«–
Но ведь ты сам остался без карандашей! – удивился товарищ. – Разве они тебе не
нужны?
– Нет, очень нужны, но все такие случаи, что никак нельзя не дать!»
Д1: А я считаю, что если бы Коле действительно были нужны карандаши, он бы их не отдал другим детям, потому что Коля ответил Вите:
«– Да я раздал их: коричневый взяла подружка сестры – ей нужно было раскрасить крышу дома; розовый и голубой я подарил одной девочке с нашего двора – она свои потеряла… А чёрный и жёлтый взял у меня Петя – у него как раз таких не хватало…»
Д2: А я считаю, что эти строчки подтверждают то, что Коля добрый человек и готов помочь своим товарищам, если им это нужно.
Д1: А Вите как раз и нужны были карандаши. Ведь он же сказал Коле: «У меня ни одного цветного карандаша нет!»
Д1: Это Колины карандаши и он может распоряжаться ими так, как захочет. Так говорится в тексте: «Мама подарила Коле цветные карандаши»
Д2: Но настоящие товарищи так не поступают.
У: А кто же такие настоящие товарищи?
Д: Это тот, кто заботится о других в первую очередь.
Д: Человек, которые всегда протянет руку помощи в трудную минуту.
Д: Тот, кто не пожалеет никогда, ради друга.
У: Я согласна с вами, ребята. Товарищ - это человек, который всегда готов помочь другу и ничего не попросить взамен.
А теперь вернемся к нашим двум мнениям. Прочитайте их ещё раз. Можем ли мы сейчас ответить на наш вопрос: «Правильно ли поступил Витя, попросив отдать ему последние цветные карандаши Коли?».
Д: Витя поступил неправильно, потому что настоящие товарищи так никогда не сделают.
КР:
Учитель контролирует деятельность учащихся с помощью оценочных суждений,
учащиеся контролируют деятельность друг друга с помощью сигнальных карточек.
ОР: Ребята, мы смогли ответить на наш вопрос и прийти к общему мнению.
Осеева В.А. «Случай»
Мама подарила Коле цветные карандаши.
Однажды к Коле пришёл его товарищ Витя.
– Давай рисовать!
Коля положил на стол коробку с карандашами. Там было только три карандаша: красный, зелёный и синий.
– А где же остальные? – спросил Витя.
Коля пожал плечами.
–
Да я раздал их: коричневый взяла подружка сестры – ей нужно было раскрасить
крышу дома; розовый и голубой я подарил одной девочке с нашего двора – она свои
потеряла… А чёрный и жёлтый взял у меня Петя – у него как раз таких не
хватало…
– Но ведь ты сам остался без карандашей! – удивился товарищ. – Разве они тебе
не нужны?
– Нет, очень нужны, но все такие случаи, что никак нельзя не дать!
Витя взял из коробки карандаши, повертел их в руках и сказал:
– Всё равно ты кому-нибудь отдашь, так уж лучше дай мне. У меня ни одного цветного карандаша нет!
Коля посмотрел на пустую коробку.
– Ну, бери… раз уж такой случай… – пробормотал он.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.