Тема: РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ Ь
Задачи: формировать умение правильно произносить и писать слова с разделительным Ь; уточнить знания о том, что показывает разделительный Ь; развивать умение употреблять в письменной речи слова с разделительным Ь.
Оборудование: плакат с изображением планет; картинка с изображением ракеты.
Ход урока
I. Введение в тему.
- Сегодня мы отправимся в путешествие в грамматическое пространство, в галактику одной удивительной буквы. (Учитель крепит на доску плакат с изображением планет.) Во время путешествия вы будете учиться писать слова с мягким знаком и обосновывать правило их написания.
II. Изучение нового материала.
1) Минутка чистописания.
- Прочитаем, что нужно взять с собой в путешествие: договор, документ, инструмент.
- Какие документы должны быть у вас? (Дневник. Книга. Тетрадь.) Какие инструменты? (Ручка, линейка, карандаши.)
- Запишите дату нашего путешествия и вспомните договор
о соблюдении правил письма.
Я тетрадь свою открою и наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою, ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.
- Путешествовать будем на ракете. (Учитель демонстрирует предметную картинку с изображением ракеты.) Чтобы ракета взлетела, мы должны заправить её топливом. Для этого надо красиво записать сочетания букв, которые нам понадобятся во время путешествия.
тья нье лъё въи пью
- Что записано? Что объединяет эти сочетания букв?
- Как произносятся согласный и гласный? (Раздельно.)
- Что есть в каждом буквосочетании? (Разделительный мягкий знак.) В какую «галактику» мы с вами сегодня отправляемся? (В «галактику» разделительного мягкого знака.)
- Работа по теме урока.
тья нье льё вьи пью
тя не лё ви пю
(соло.., лис.., варе.., жи.., до..)
- Прочтите слоги, в которых согласный и гласный произносятся слитно; слоги, в которых согласный не сливается с гласным.
- Согласный с гласным в слоге не всегда сливаются.
- На письме специальным знаком разделяются:
- Платье, вьюга, воробьи, бельё, варенье и ручьи.
- -Что показывает разделительный мягкий знак? (Разделительный мягкий знак показывает, что согласный и гласный произносятся раздельно.)
- Чтобы ракета взлетела, мы должны устранить неполадки. Вставьте слоги в слова из скобок. Слова чётко произнесите и запишите. Подчеркните слоги с разделительным мягким знаком.
- Наша ракета сталкивается с незнакомой планетой. Жители этой планеты просят нас выполнить задание: прочитать слоги и слова; списать слова. Подчеркнуть слог с разделительным мягким знаком.
- Между какими буквами стоит мягкий знак? Что он разделяет?
- Чтение и заучивание правила: разделительный мягкий знак (Ь) показывает, что согласный не сливается с гласным.
- Физкультминутка
III. Закрепление знаний.
- -Летим дальше. Смотрите, какая красивая планета перед нами. Живут здесь Неумейки, которые не могут грамотно писать и верно выполнять задания. Ребята, помогите жителям этой планеты, прочтите слова, которые они записали. Всё ли верно?
- Листя, копё, печене, бёт, мурави.
- Запишите слова, исправив ошибки. Подчеркните слог с раз-делительным мягким знаком.
- Прочтите первое слово, разделяя на слоги. Сколько слогов в слове «листья»? (2 слога.)
- Сколько слогов во втором слове? Третьем? Что вы можете сказать о четвёртом слове? Сколько слогов в пятом слове? (3.)
- Вспомните правила переноса. Какое слово нельзя перенести? Почему?
- Запишите слова «печенье» и «муравьи», разделив их для переноса.
-Неумейки благодарят вас за помощь, теперь они смогут самостоятельно выполнить подобные задания.
- Наша ракета приземлилась на планету Закрепляйкино. Жители просят вас выполнить задание. Прочитайте слова по слогам. Какие слова нельзя перенести? Почему?
-Спишите слова, разделив их для переноса. Подчеркните слоги с разделительным мягким знаком.
- Нам пора возвращаться на Землю.
IV. Итог урока.
- Нас встречают Весёлые человечки. Они приглашают поиграть в игру «Не ошибись».
- Поставьте руки на локти, приготовьте ладошки. Я буду называть слова. Если в них надо писать разделительный мягкий знак, то вы хлопаете в ладоши.
Стулья, листья, кольцо, варенье, пальто, жильё, вьюга, коньки, беленький, печенье.
- Понравилось вам путешествие? О чём шла речь на уроке?
- Почему букву Ь я назвала в начале урока удивительной буквой? (Она не обозначает звука.)
-На что может указывать Ь? Приведите примеры слов с мягким знаком; с разделительным мягким знаком.
- На что указывает разделительный мягкий знак? (Раздели-тельный мягкий знак показывает, что согласный и гласный звуки при произношении не сливаются.)
Согласный с гласным в слоге не всегда сливаются.
На письме специальным знаком разделяются:
Полозья, свиньи и колье, ладья, колосья и досье.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.