Конспект урока
Тема: «Рисование бабочки по представлению »
Целевые установки - изобразить на листе бабочку по представлению.
Тип урока: комбинированный.
Планируемые результаты:
Метапредметные:
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности;
Предметные:
- формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, умение изображать объекты и явления.
Личностные:
-формирование целостного мировоззрения, развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира.
Средства обучения:
1) для учителя: конспект;
зрительный ряд: иллюстрации бабочек;
литературный ряд: загадки;
музыкальный ряд: запись классической музыки;
мультимедийный проектор; презентация к уроку;
2) для учащихся: альбом для рисования; простой карандаш; ластик; клеенка; акварель; кисти; стакан «непроливайка» с водой; палитра;
Литература:
Ø Н.Н. Ростовцев. Методика преподавания изобразительного искусства – М 1993. – 289 с.
Ø Кирцер Ю.М Рисунок и живопись: Практ. Пособие .- М .: Высш. Шк., 1992. – 270 с .: ил.
ХОД УРОКА
Название и время этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
УУД
|
I.Организационный момент (1 мин.) |
1.Ребята, возьмитесь за руки. Улыбнитесь, и поделись хорошим настроением с другим! Пожелайте хорошего настроения и плодотворной работы. (СЛАЙД 2) 2.И в десять, и в восемь, и в
пять. Настроения и успехов на уроке. (СЛАЙД 3) 3.Проверка готовности класса к уроку: Проверьте наличие альбома, красок, кистей, воды, карандаша, ластика. (СЛАЙД 4) |
Настрой учащихся на урок. Самооценка готовности к уроку. Взаимопомощь при отсутствии предметов.
|
Самоопределение, нравственно-этическое оценивание (Л); Коммуникация как взаимодействие(К) |
II.Целеполага-ние ( 5 мин.)
|
Отгадайте загадки и вы узнаете тему нашего урока: 1.Червяком она была, Только ела да спала. Потеряла аппетит, Смотришь - по небу летит. (СЛАЙД 5) 2.Шевелились у цветка – О ком идет речь в загадках? – Правильно, о бабочке. Мы с вами сегодня на уроке узнаем о многообразии бабочек и научимся рисовать бабочку во всей ее красе. (СЛАЙД 7) - И как вы догадались, мы будем рисовать бабочек и поэтому тема нашего урока «Рисование бабочки». (СЛАЙД 8) - Когда весной оживает вся природа, оживают и бабочки. (СЛАЙД 9) Я у желтой бабочки Может, это лютик? Или это солнышко Прошептала бабочка, Многие художники в своих картинах изображали бабочек, посмотрите на слайды. (СЛАЙД 10-13) Выполните задание. (СЛАЙД 14) (Плакат с заданием на знание органов бабочки) См. прил. 1. |
Отгадывают загадки
¾ Бабочка
¾ Бабочка
|
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) целеполагание, прогнозирование, планирование (Р)
нравственно-этическое оценивание(Л); |
III. Введение в тему урока (7 мин.)
|
(СЛАЙД 15) Бабочки – это удивительные и красивые насекомые. В природе их существует огромнейшее количество. Учёные насчитывают более 140 тыс. дневных бабочек. Но кроме этого существуют ещё и ночные бабочки, которые летают и питаются ночью. А вам нравятся бабочки? Чем? -Конечно же, красота бабочек в её крыльях, в их разнообразной, яркой расцветке и узорах так привлекает наш взгляд. (СЛАЙД 16) - За их красоту люди дали бабочкам красивые имена и названия, например, павлиний глаз, махаон, адмирал. (СЛАЙД 17) - Как вы думаете, можно ли ловить бабочек? - Почему нет? - Их нельзя ловить, ведь они очень хрупкие. - В природе существует большое количество видов бабочек, которые имеют различные размеры. От самого маленького с ноготок, до очень крупного. - Поэты слагали стихи о бабочках, художники посветили им свои картины. Композиторы сочиняли музыкальные произведения. Сейчас мы с вами посмотрим на этих удивительных насекомых и послушаем сонату Ф.Шопена «Мотылеки».См. прил.2. (СЛАЙД 18) –У бабочек очень нежные и хрупкие крылья, покрытые множеством мельчайших чешуек. Эти чешуйки отражают солнечные лучи. Таким образом, солнце делает наряд бабочек ярким и переливающимся. После того как бабочки побывают в руках у человека, им трудно жить, так как даже при легком прикосновении чешуйки стираются, бабочки не могут после этого летать и могут даже погибнуть. -Некоторые виды бабочек находятся на грани исчезновения, и они нуждаются в охране. Есть виды, которые занесены в красную книгу. – Правильно ли поступают ребята, когда ловят бабочек? Ученых, занимающихся изучением бабочек называют лепидоптерологами. Наука о бабочках называется лепидоптерология. В нашей Воронежской области есть такой ученый. Он занимается изучением и разведением бабочек в домашних условиях. Это Водянов Константин Юрьевич. Он проводит экскурсии по насекомым воронежской области в Воронежском краеведческом музее, многие коллекции насекомых, в том числе и бабочек, были собраны им лично.См.прил.3 - Бабочки, как живые цветы, являются украшением нашей природы. (Вывешивается плакат) См.прил.4 –Давайте еще раз посмотрим на бабочек. Какие все - таки они красивые! (СЛАЙД 19,20) – Обратите внимание на форму крыльев, узоры и рисунки на них. Что вы заметили? (Ответы детей) – Сколько крыльев у бабочки? (Ответы детей.) – Обратите внимание, что у каждой бабочки четыре крыла: два больших впереди и два поменьше сзади. (СЛАЙД 22) -Крылышки, усики, узор на крылышках, всё – СИММЕТРИЧНО. - Кто знает, что означает слово “симметрично”? (Вывешивается плакат)См.прил.5 - У вас на партах лежат шаблоны бабочек. Давайте сложим пополам. Линия сгиба и есть линия симметрии. Линия, проведённая через середину туловища, делящая объект на две одинаковые половины, называется линией симметрии. Показ на слайде. (СЛАЙД 23) – Бабочки симметричны, это значит, что их левые и правые половины похожи по форме, окраске и узорам. Сложите крылышки и вы увидите, что они одинаковые. |
Рассуждают о многообразии бабочек и их красоте. Отвечают на вопросы учителя.
|
анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); нравственно-этическое оценивание(Л); планирование учебного сотрудничества (К); |
IV. Демонстрация последовательности работы над рисунком (2 мин.) |
Демонстрация учителем на доске. Для того, чтобы нарисовать бабочку надо провести длинную вертикальную линию, затем горизонтальную линию чуть выше середины альбомного листа, нарисовать голову, грудку в виде небольшого полуовала, теперь нарисуем брюшко, оно больше грудки. Рисуем передние крылья, а затем от середины нижнего края переднего крыла нарисуем задние крылья, дорисовываем усики. -Убираем лишние линии ластиком. А затем выполним работу в цвете. -У нас получилась бабочка! - Какие у вас есть вопросы? |
Слушают и задают вопросы |
Общеучебные действия(П) Коммуникация как взаимодействие (К) |
V. Творческая практическая деятельность учащихся. (15 мин.) |
(СЛАЙД 24-27) 1. Для начала определите расположение листа: (вертикально или горизонтально и почему?). 2.Правильно скомпонуйте лист, т.е. расположите вашу бабочку, так чтобы наша композиция располагалась по центру и не была смещена. 3. Обратите внимание на рисунок, расположенный на крыльях. Рисунок симметричен, т.е. рисунок одного крыла, точно повторяет рисунок другого. В своих работах не забывайте об этом. 4.Нарисуйте узор на одном крыле, а затем точно такой же на другом. 5.При работе над рисунком сильно на карандаш не нажимайте. Могут остаться глубокие и черные линии от карандаша, из-за чего работа будет смотреться не аккуратно и грязно. 6. Когда ваш рисунок будет готов, можете приступить к работе цветом. 7. Чем питается бабочка? Вы можете дорисовать цветок. |
Рисование карандашом
Нектаром цветов |
Планирование, контроль, коррекция (Р) Общеучебные действия(П) нравственно-этическое оценивание(Л); |
VI. Физминутка (1 мин.) |
Утром бабочка проснулась, Потянулась, улыбнулась. Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась, Три – нагнулась и присела, На четыре – улетела. |
Выполняют упражнения, изображая бабочку.
|
Коммуникация как взаимодействие (К) |
VII. Творческая практическая деятельность учащихся (9 мин.) |
Чтобы бабочка получилась красивой и нарядной, её надо раскрасить. Работать мы будем красками. – Как вы думаете, каких цветов в их окраске больше – теплых или холодных? (Ответы детей.) – Какие цвета относятся к теплым? (Ответы детей.) – Какие цвета относятся к холодным? (Ответы детей.) – Действительно, теплых красок на их нарядах гораздо больше. Сначала необходимо провести кистью по контуру бабочки, а затем аккуратно раскрасить всё тело, голову и крылышки. Когда подсохнет украшаем кружками, овалами и линиями. -Пофантазируйте и «нарядите» свою бабочку в красивое платье, какое вам хочется. Приступаем к работе: Во время практической работы учащихся звучит аудиозапись звуков леса с классической музыкой. |
Отвечают на вопросы учителя.
Дети рисуют узоры
|
Планирование, контроль, коррекция (Р) Общеучебные действия(П) нравственно-этическое оценивание(Л); |
VIII. Рефлексия (5 мин.) |
-Ребята, вы молодцы, хорошо сегодня потрудились. -Чему вы научились на уроке? – Что нового узнали сегодня на уроке? – Какое настроение вызвало рисование бабочки? Уборка рабочего места. Выполните задание: Найдите верные утверждения, касающиеся бабочек. Слайд -А теперь устроим выставку наших бабочек. Прикрепите свою бабочку на доске, посадив её на нашу воображаемую поляну. -На большой цветной ковер села эскадрилья. То раскроет, то закроет расписные крылья. -Скажите, одинаковые ли у вас получились бабочки? -Почему? Посмотрите, какие красивые бабочки у вас получились. Оценивание работ учащимися и учителем. (СЛАЙД 28) |
Дети выставляют свои рисунки. Ответы детей.
|
Планирование, контроль, коррекция (Р) Самоанализ своей деятельности (Л) Коммуникация как взаимодействие (К) |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.