Конспект урока "Размножение. Половая система человека", 8 класс
Оценка 4.9

Конспект урока "Размножение. Половая система человека", 8 класс

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
биология
8 кл
22.04.2022
Конспект урока "Размножение. Половая система человека", 8 класс
Конспект урока по биологии " Размножение. Половая система человека"
0015e525-28aff2ab.docx

Урок биологии в 8 классе.

Тема урока: «Размножение. Половая система человека».

Цель: сформировать представление о строении и функциональном значении органов размножения человека.

Задачи:

Образовательные: продолжить развитие общебиологических понятий о самовоспроизведении организмов, познакомить с особенностями полового размножения у человека, со строением его половых желез и половых клеток.

Коррекционоо -развивающие: продолжить формирование интеллектуальных умений и навыков находить информацию, анализировать, сравнивать, выделять главное.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знания о  строении половой системы, ее значении и составе.

метапредметные:

а) регулятивные: определить цель урока; объяснить, какие задачи необходимо решить на данном уроке;

б) коммуникативные: излагать свое мнение, работа в паре, в группах

в) познавательные: умение работать с текстом учебника, умение наблюдать, делать выводы.

личностныебережное отношение к природе, умение видеть красоту, определять личностный смысл изученной темы, проявлять целостное восприятие многообразия живых организмов.

 Тип урока: урок изучения нового материала

Средства обучения: учебник Сивоглазова В.И. биология 8 класс, раздаточный материал на столах учащихся, мультимедийный проектор, ноутбук, презентация к уроку «Размножение. Половая система человека».

 

Ход урока.

1.    Организационный момент.

2.    Актуализация знаний.

 Любой организм в природе рано или поздно умирает. Но, несмотря на это, более или менее крупные группы особей могут существовать на протяжении длительное время.

Как вы можете это объяснить? (Они размножаются)

- Какие типы размножения вам известны? (бесполое и половое)

В природе существует два способа размножения: бесполое и половое.

-Как вы думаете какой способ размножения наиболее прогрессивный? (половое, т.к. обеспечивает наследование признаков двух организмов и способствует повышению изменчивости организмов, т  обеспечивает появление наследственно более разнообразного потомства).

- Кто мне может сказать, что такое размножение? (РАЗМНОЖЕНИЕ- ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ СЕБЕ ПОДОБНЫХ, в случае с человеком- это продолжение своего рода, рождение новых людей.)

- А какая система органов человека отвечает за продолжение рода или воспроизведение себе подобных? (половая система)

 Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Верно, кто попробует озвучить тему нашего урока?  С каким процессом  и с какой системой органов мы будем сегодня знакомиться?

Открываем тетради, записываем число и тему урока «Размножение. Половая система человека».

  Какую цель мы можем поставить на сегодняшнем уроке? Что мы должны будем узнать? (Строение, значение и функции органов размножения). Сегодня мы вспомним о способах размножения в природе; поговорим об особенностях полового размножения человека, строении половых клеток и органов.

3.          Изучение нового материала.

Смена поколений людей связана с размножением, которое свойственно всему живому, однако в отличие от животных люди обладают сознанием и стараются строить семьи на основе любви и воспитывать своих детей.

- Да, одним из свойств живого является воспроизведение себе подобных, т.е. рамножение. Скажу сразу, терминов будет  много, поэтому отвлекаться во время уроков не рекомендую.

(Термин на доску)

РАЗМНОЖЕНИЕ- ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ СЕБЕ ПОДОБНЫХ, в случае с человеком- это продолжение своего рода, рождение новых людей.

   Давайте вспомним из чего состоит любая система органов? (клетки, органы, системы органов).

Верно, поэтому изучение половой системы мы начнем именно с клетки. Из каких клеток состоит половая система? (из половых)

    Человек размножается половым путем, где принимают участие 2 особи. Какие? (мужская и женская), у этих особей развиваются половые клетки – гаметы (Новый термин вывешивается на доске и записывается в тетрадь определение!):

ГАМЕТЫ – ПОЛОВЫЕ КЛЕТКИ.

Гаметы мужской половой клетки называются сперматозоиды, а гаметы женской половой клетки называются яйцеклетки.  (Новый термин, вывешиваем на доске и записываем в тетрадь).

Яйцеклетки – женские половые клетки.

Сперматозоиды – мужские половые клетки.

Откройте учебник на странице 214-215, посмотрите на внешнее строение этих половых клеток. 

- Как вы думаете, эти клетки похожи внешне? (нет).

- Какие части тела выделяют у сперматозоида?  (Головка, шейка, хвостик).

- Какие части тела выделяют у яйцеклетки? (нет разделений тела).

  Действительно, гаметы мужских и женских клеток отличаются, но не только строением тела, но еще и размерами, подвижностью, запасом питательных веществ.

   У вас на столах есть листы с заданиями, заполним Таблицу №1 с помощью учебника. Открываем стр. 217-218 и начинаем работу, 5 минуты. Вам нужно прочитать текст учебника и выявить отличительные особенности каждой клетки.  Параметры отличий представлены вам в таблице.

Таблица №1.

Признаки

Яйцеклетки

Сперматозоиды

Размеры

Большая

Маленький

Форма

Округлая

Вытянутая, имеет части тела.

Подвижность

Неподвижная

Подвижный

Запас питательных веществ

Большой, в виде желтка

Практически нет

В клетках тела содержится 46 хромосом (22 пары одинаковы у мужчин и у женщин, это аутосомы, а 23-ая пары – это половые хромосомы).

Пол человека зависит от половых хромосом. При образовании половых клеток у женщин образуются клетки, содержащие только Х хромосому. А у мужчин – 2 типа половых клеток – с Х и с Y хромосомами.

Жизнь нового организма начинается с зиготы (Новый термин, вывешиваем на доске и записываем в тетрадь) которая образуется в результате слияния половых клеток – гамет, то есть в результате оплодотворения.  Для зарождения нового организма необходимо их слияние – оплодотворение.

ЗИГОТА-РЕЗУЛЬТАТ СЛИЯНИЯ ПОЛОВЫХ КЛЕТОК.

 

Сперматозоид + яйцеклетка= Зигота.

       В результате оплодотворения в зиготе восстанавливается полный набор хромосом, 23 хромосомы от яйцеклетки и 23 хромосомы от сперматозоида. Поэтому мы с вами умеем общие черты и с мамой, и с папой.

     Пол будущего ребенка зависит от того, какой сперматозоид оплодотворит яйцеклетку. Если сперматозоид несет Х-хромосому, то будет девочка, если Y-хромосому, то мальчик

    Возьмите в руки ваши листы с заданиями. Сейчас с помощью Задания №2 мы определим пол ребенка при следующих сочетаниях половых хромосом.

Яйцеклетка

Сперматозоид

Зигота

Пол ребенка

          Х

             Х

 

 

         Х

             Y

 

 

 Таким образом, пол будущего ребенка зависит от отца.

5. Первичное закрепление.

- Напомните, с какой системой организма мы знакомимся? (Половой системой).

- Кто мне может ответить какие особенности имеет Половое размножение (это тип размножения, в котором принимают участие 2 организма, отличающиеся друг от друга внешними признаками, строением половых органов, разными половыми клетками).

- Сколько особей участвует в половом размножении? (2)

-Какие это особи? ( Мужская и женская)

- Как называются половые клетки? (гаметы).

- Дайте название женским гаметам? (яйцеклетка)

- Как называется мужская гамета? (сперматозоид)

_ Как называется процесс слияния половых клеток? (Оплодотворение)

- Какая клетка образуется при слиянии гамет (половых клеток)? (Зигота).

- Какие хромосомы несет яйцеклетка? (Х- хромосомы)

_ Какие хромосомы несет сперматозоид? (Х и У хромосомы)

_ От кого зависит пол ребенка? (от мужской половой клетки).

 

Физминутка: «Овощи» 
Ослик ходит выбирает, 
Что сначала съесть не знает. 
Наверху созрела слива, 
А внизу растет крапива, 
Слева – свекла, справа – брюква, 
Слева – тыква, справа – клюква, 
Снизу – свежая трава, 
Сверху – сочная ботва. 
Выбрать ничего не смог 
И без сил на землю слег.

 

Мы уже знаем, что женская и мужская полове клетки отличаются друг от друга. По каким параметрам? (форма, размер, подвидность).

 - Как вы думаете, отличаются ли мужские половые органы от женских? (да)

Верно, такие различия во внешнем строении самца и самки называют половым диморфизмом.

ПОЛОВОЙ ДЕМОРФИЗМ- ВНЕШНИЕ РАЗЛИЧИЯ САМЦА И САМКИ.

Откройте учебник на стр. 214 посмотрите на рисунок «Мужская половая система» и назовите органы, которые входят в эту систему?

Мужская половая система представлена семенниками, или яичками, предстательной железой, или простатой, семявыносящими протоками и половым членом.

1)Семенники (яички)- они расположены вне таза и лежат в кожно-мышечном образовании – мошонке (защита и терморегуляция), именно в них образуются сперматозоиды.

2) Простата и семенные пузырьки вырабатывают семенную жидкость, которая служит питательной средой для сперматозоидов. В семенной жидкости мужские половые клетки приобретают подвижность, необходимую для передвижения к яйцеклетке.

Каналом для выхода наружу сперматозоиды используют  семявыносящий проток в мочеиспускательный канал.

3) семявыносящие протоки и половой член- передвижения и выведение спермы.

Мужские половые гормоны влияют на возникновение вторичных половых признаков, характерных для мужского организма, это: рост волос на лице, низкий голос.

Откройте учебник на стр. 215 посмотрите на рисунок «Женская половая система» и назовите органы, которые в нее входят?

Женская половая система представлена яичниками, маточными трубами, или яйцеводами, маткой и влагалищем

Яичники – парные половые железы, расположенные в полости таза. В них происходит созревание яйцеклеток. 

https://cf.ppt-online.org/files/slide/h/Hxb8wGAUVljcvYZ1Peh4E3zaX7M5SuLkriyg0n/slide-5.jpg

Женские половые гормоны способствуют формированию вторичных половых признаков, свойственных женскому организму: увеличение молочных желез, распределение жировых тканей на определённых участках тела, которые создают специфические формы женского тела.

4.   Вторичное закрепление.

Ребята, о чем мы говорили на уроке? (о размножении и половой системе человека).

Что такое размножение? (воспроизведение себе подобных).

С какими половыми системами мы познакомились? ( мужской и женской)

Какие органы входят в женскую половую систему? (яичники, маточные трубы, или яйцевод, матка и влагалище).

Какие органы входят в мужскую половую систему (представлена семенниками, или яичками, предстательной железой, или простатой, семявыносящими протоками и половым членом)

 

Задание №3 на раздаточных листах.

Установите соответствие между органами и системой органов, в которую они входит: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОРГАНЫ

СИСТЕМЫ ОРГАНОВ

А) матка

1) мужская половая

Б) влагалище

2) женская половая

В) яичники

 

Г) семенники

 

Д) пенис

 

Е) простата

 

Ж) яичники

 

З) семявыносящие протоки

 

И) мошонка

 

5.    Итоги урока. Оценивание.

6.    Домашнее задание: параграф 35 пересказ+ выписать новые термины в тетрадь и дать им определение.

Индивидуально (пожеланию): подготовить сообщение о наследственных заболеваниях Человека. (Синдром Клайнфельтера Синдром Патау – Синдром Дауна)

7.    Рефлексия.

На уроке мы говорили о …

На уроке я узнал(а) …

Я выполнял(а) задание …

Цели урока …(достигли/не достигли).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание№1. Прочти текст учебника на стр. 217-218 и выяви отличительные особенности каждой половой клетки заполняя «Таблицу №1».

Таблица №1.

Признаки

Яйцеклетки

Сперматозоиды

Размеры

 

Форма

Подвижность

 

Запас питательных веществ

 

Задание №2. Определите пол ребенка при следующих сочетаниях половых хромосом:

Яйцеклетка

Сперматозоид

Зигота

Пол ребенка

          Х

             Х

 

 

         Х

             Y

 

 

 

Задание №3. Установите соответствие между органами и системой органов, в      которую они входит: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОРГАНЫ

СИСТЕМЫ ОРГАНОВ

А) матка

1) мужская половая

Б) влагалище

2) женская половая

В) яичники

 

Г) семенники

 

Д) пенис

 

Е) простата

 

Ж) яичники

 

З) семявыносящие протоки

 

И) мошонка

 

 

 

 

 

Домашнее задание: Параграф 35 пересказ+ выписать новые термины в тетрадь и дать им определение.

   Пожеланию: подготовить сообщение о наследственных заболеваниях Человека.

  Например: Синдром Клайнфельтера Синдром Патау – Синдром Дауна

 

Домашнее задание: Параграф 35 пересказ+ выписать новые термины в тетрадь и дать им определение.

   Пожеланию: подготовить сообщение о наследственных заболеваниях Человека.

  Например: Синдром Клайнфельтера Синдром Патау – Синдром Дауна

 

Домашнее задание: Параграф 35 пересказ+ выписать новые термины в тетрадь и дать им определение.

   Пожеланию: подготовить сообщение о наследственных заболеваниях Человека.

  Например: Синдром Клайнфельтера Синдром Патау – Синдром Дауна

 

Домашнее задание: Параграф 35 пересказ+ выписать новые термины в тетрадь и дать им определение.

   Пожеланию: подготовить сообщение о наследственных заболеваниях Человека.

  Например: Синдром Клайнфельтера Синдром Патау – Синдром Дауна

 

Домашнее задание: Параграф 35 пересказ+ выписать новые термины в тетрадь и дать им определение.

   Пожеланию: подготовить сообщение о наследственных заболеваниях Человека.

  Например: Синдром Клайнфельтера Синдром Патау – Синдром Дауна

 

Домашнее задание: Параграф 35 пересказ+ выписать новые термины в тетрадь и дать им определение.

   Пожеланию: подготовить сообщение о наследственных заболеваниях Человека.

  Например: Синдром Клайнфельтера Синдром Патау – Синдром Дауна

 

Домашнее задание: Параграф 35 пересказ+ выписать новые термины в тетрадь и дать им определение.

   Пожеланию: подготовить сообщение о наследственных заболеваниях Человека.

  Например: Синдром Клайнфельтера Синдром Патау – Синдром Дауна

 

Домашнее задание: Параграф 35 пересказ+ выписать новые термины в тетрадь и дать им определение.

   Пожеланию: подготовить сообщение о наследственных заболеваниях Человека.

  Например: Синдром Клайнфельтера Синдром Патау – Синдром Дауна

 

Домашнее задание: Параграф 35 пересказ+ выписать новые термины в тетрадь и дать им определение.

   Пожеланию: подготовить сообщение о наследственных заболеваниях Человека.

  Например: Синдром Клайнфельтера Синдром Патау – Синдром Дауна

 

Домашнее задание: Параграф 35 пересказ+ выписать новые термины в тетрадь и дать им определение.

   Пожеланию: подготовить сообщение о наследственных заболеваниях Человека.

  Например: Синдром Клайнфельтера Синдром Патау – Синдром Дауна

 

 


 

Урок биологии в 8 классе. Тема урока: «Размножение

Урок биологии в 8 классе. Тема урока: «Размножение

Да, одним из свойств живого является воспроизведение себе подобных, т

Да, одним из свойств живого является воспроизведение себе подобных, т

Возьмите в руки ваши листы с заданиями

Возьмите в руки ваши листы с заданиями

Мужские половые гормоны влияют на возникновение вторичных половых признаков, характерных для мужского организма, это: рост волос на лице, низкий голос

Мужские половые гормоны влияют на возникновение вторичных половых признаков, характерных для мужского организма, это: рост волос на лице, низкий голос

Индивидуально (пожеланию): подготовить сообщение о наследственных заболеваниях

Индивидуально (пожеланию): подготовить сообщение о наследственных заболеваниях

Признаки Яйцеклетки Сперматозоиды

Признаки Яйцеклетки Сперматозоиды

Домашнее задание: Параграф 35 пересказ+ выписать новые термины в тетрадь и дать им определение

Домашнее задание: Параграф 35 пересказ+ выписать новые термины в тетрадь и дать им определение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2022