Конспект урока развития речи Подготовка к написанию сочинения-рассуждения 9.3 в формате ОГЭ
Оценка 4.7

Конспект урока развития речи Подготовка к написанию сочинения-рассуждения 9.3 в формате ОГЭ

Оценка 4.7
docx
17.12.2021
Конспект урока развития речи Подготовка к написанию сочинения-рассуждения 9.3 в формате ОГЭ
Конспект урока Р.р. Сочинение - рассуждение 9.3.docx

Урок - практикум по русскому языку в 9Б классе.

 

Тема урока: Р.р. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения.  Задание ОГЭ 9.3. (толкование значение слова)

Цель урока: выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы; сформировать у школьников навыки написания сочинения - рассуждения на морально- этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку.

Тип урока: урок  обучения умениям и навыкам

Технология: технология критического мышления, ИКТ, проблемно - поискового и дифференцированного подхода к обучению.

Задачи:

−образовательные:

расширение и углубление знаний по культуре речи; повторение знаний обучающихся о лексике, типах речи, композиции сочинения - рассуждения, способах толкования слова, правилах написания аргументов, предупреждение орфографических ошибок; обучение умению самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста.

−развивающие:

развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения анализировать исходный текст, выделять главное, обобщать и делать выводы,

 отбирать материал для собственного текста, выражать личностно - эмоциональное отношение к теме.

−воспитательные:

формирование таких нравственных качеств учащихся, как уважение, взаимоуважение, самоуважение; воспитание уважения к старшему поколению, к другим людям, к себе; формирование умения корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.

Методы обучения: проблемно - поисковый, сравнительный анализ информации.

Организационные формы: беседа, фронтальная работа, групповая работа, парная,

индивидуальная работа, самостоятельная работа, сообщения учащихся.

Приемы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком и литературой. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения - рассуждения задания 9.3.

УМК и оборудование: раздаточный материал  (текст Ю.Я. Яковлева); записи на доске (тема урока, эпиграф); памятка  «План сочинения-рассуждения»; памятка «Структура сочинения-рассуждения»; памятка «Рефлексия»; рекомендации  и речевые клише для подготовки к написанию сочинения - рассуждения;

Личностные УУД: стремление к развитию речи, понимание необходимости подготовки к ОГЭ; самоопределение (внутренняя позиция ученика); умение слушать и вступать в диалог.

Регулятивные УУД: формулирование темы урока, цели, соотнесение цели и результатов своей деятельности.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с другими участниками группы, умение строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле, осуществление речевого самоконтроля в учебной деятельности и повседневной практике.

Познавательные УУД:  умение работать с текстом, анализировать, выстраивать

последовательность, систематизировать, извлекать информацию из представленных источников, и преобразовывать её, строить рассуждения, делать выводы,  находить ответы на вопросы.

Ход урока.

1. Орг. момент

1)Приветствие учащихся.

- Сегодня на уроке нам предстоит работа с текстом, по которому вы должны будете  написать сочинение-рассуждение.

- Послушайте стихотворение  Анастасии Парнасюк.

 Дружба — это тёплый ветер,
Дружба — это светлый мир,
Дружба — солнце на рассвете,
Для души весёлый пир.
Дружба — это только счастье,
Дружба — у людей одна.
С дружбой не страшны ненастья,
С дружбой — жизнь весной полна.
Друг разделит боль и радость,
Друг поддержит и спасёт.
С другом — даже злая слабость
В миг растает и уйдет.
Верь, храни, цени же дружбу,
Это высший идеал.

- О чем это стихотворение?

 

II. Собеседование с классом. Орфографическая и лексическая работа. Расширение словарного запаса учащихся.

Сегодня мы поговорим с вами о таком понятии, как ДРУЖБА, и соберем материал к сочинению.   

- А что такое дружба?

- Какие ассоциации возникают у вас со словом «дружба», «друг»?

Давайте подберем синонимы  и антонимы к нему и составим кластер  (на доске и в тетрадях)

ПРИЯТЕЛЬСТВО

ПРИВЯЗАННОСТЬ

СОВПАДЕНИЕ

ДРУЖБА

 

ВРАЖДА

НЕПРИЯЗНЬ

ОДИНОЧЕСТВО

 

Синонимы: (можно сформулировать в словосочетании) приятельство, привязанность, готовность прийти на помощь, доверие (уверенность в искренности и честности друга), совпадение интересов, увлечений, привычек, мнений, спосбность (принимать дружескую критику, радоваться успехам товарища, прощать друга), поддержка.

Антонимы: вражда, неприязнь, одиночество.

Обратимся к словарю:

Дружба – Близкие отношения основанные на взаимном  доверии, привязанности, общности интересов. (Толковый словарь С.И. Ожегова)

ДружбаБлизкие приятельские отношения, тесное знакомство  вследствии привязанности и расположения. (Толковый словарь Д.Н. Ушакова)

III. Актуализация знаний.

Вопросы к классу:

1. Какова схема построения сочинения-рассуждения (композиция)?

Тезис

Аргументы

Вывод

2. Что такое тезис, аргументы, вывод?

 

Тезис – это положение, утверждение, которое требуется доказать.

Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.

Вывод – это заключение, итог проведенного рассуждения.

 

 IV. Работа над построением сочинения-рассуждения.

Учитель: Итак, сегодня мы будем работать над понятием  ДРУЖБА. Дайте определение данного понятия, опираясь на все вышеизложенное. 

Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимоуважении, доверии, общности нравственных ценностей и интересов.

Учитель: Это определение понятие станет тезисом вашего сочинения-рассуждения.

Работа над комментарием к тезису: 2-3 предложения, содержащее размышления в соответствии с заявленным тезисом. Комментарий должен быть логически  связан с дальнейшими аргументами и примерами из текста и вашего жизненного опыта. (Можно взять из текста сжатого изложения написанного ранее).

 Примерный комментарий по проблеме (из сжатого изложения написанного ранее).

 Дружба лежит глубоко в сердце, она не зависит от возраста и может приносить множество переживаний, но без дружбы жизнь немыслима.

Чтение текста Юрия Яковлевича Яковлева

1)Коля Луковкин лежал в пустом лагерном изоляторе и страдал. (2)Страдал от насморка, который мешал дышать, спать, читать и всё время требовал, чтобы Коля чихал.

(3)От этого чихания болел живот, в глазах стояли слёзы, а нос горел, как раскалённый. (4)Но больше, чем от хвори, Коля Луковкин страдал от одиночества. (5)Соседние койки были аккуратно заправлены, подушки белели свежими сугробами. (6)Никто не хотел составить Коле компанию. (7)Все были здоровы.

(8)За стенами изолятора шла обычная лагерная жизнь, но Коле Луковкину она представлялась прекрасной и заманчивой. (9)Ему казалось, что там сейчас происходит что-то очень важное, из ряда вон выходящее, а о нём все забыли. (10)И лежит он на жёсткой, горячей койке один, как отставший от поезда. (11)Он чувствовал себя пленником, заточённым   в глухую, высокую башню и прикованным цепью.

(12)У Коли Луковкина пропал аппетит. (13)Расхотелось читать. (14)Он лежал на койке и смотрел в потолок. (15)Серые трещинки, разбежавшиеся по потолку, напоминали реки Сибири. (16)Коля разглядывал их. (17)Одной трещинке он присвоил имя Иртыша, другой – Лены… (18)И тут дверь скрипнула. (19)Коля оторвал взгляд от сибирских рек и увидел Смирнову.

(20)Смирнова была девчонкой из их отряда. (21)Белобрысенькая, невидная, ничем не примечательная. (22)Коля Луковкин удивлённо посмотрел на Смирнову, не зная, радоваться или шугануть её…

– (23)Здравствуй, – сказала Смирнова.

– (24)Здравствуй, – отозвался больной.

– (25)Как твоё здоровье?

– (26)Хорошо, – ответил Коля и два раза чихнул.

– (27)Наш отряд передаёт тебе привет.

– (28)Спасибо. (29)Апчхи!

(30)Смирнова говорила сухо, как по писаному. (31) Она, видимо, получила задание: навестить больного товарища. (32)И теперь выполняла поручение без всякого энтузиазма.

(33)Но Коля Луковкин  неожиданно почувствовал себя человеком значительным. (34)О его здоровье справляются, ему передают привет. (35)Словно он не просто простудился и чихает, а совершил какой-то подвиг. (36)Ранен. (37)Попал в госпиталь. (38)И отряд передаёт ему привет.

– (39)Вот тебе черника, – сказала Смирнова и поставила на деревянную тумбочку кружку, наполненную влажной черникой с мелкими зелёными листочками, прилипшими к ягодам. (40)До этого она держала кружку за спиной, и Коля не видел, что она пришла с подарком.

– (41)Спасибо! – сказал мальчик и, взяв из кружки ягодку, отправил её в рот. – (42)Вкусно!

– (43)Ешь на здоровье, – сказала Смирнова.

(44)Коля Луковкин посмотрел на белобрысую девчонку и вдруг почувствовал прилив тепла. (45)Ему захотелось сказать ей что-нибудь приятное. (46)Но вместо этого (он не сообразил, что именно сказать!) Коля протянул Смирновой кружку с черникой:

– (47)Ешь, пожалуйста.

– (48)Спасибо, не хочу, – сдержанно сказала Смирнова, – тебе надо для здоровья.

– (49)Я скоро поправлюсь, – пообещал мальчик и так некстати чихнул.

– (50)Ну, пока, – сказала Смирнова и выскользнула за дверь.

(51)Коля хотел сказать: «Куда ты? (52)Посиди немного. (53)Поговорим!» – но белая дверь изолятора закрылась.

(54)Коля откинулся на подушку, посмотрел на реки Сибири и перевёл взгляд на белую кружку с чёрными ягодами.

(55)Смирнова ушла, оставив радостное, счастливое чувство, как будто бы ему только что вручили не кружку с черникой, а какую-то большую награду.

(56)Он ел не торопясь, растягивая удовольствие. (57)И каждая ягодка отдавалась в нём радостью, словно это были не ягоды, а волшебные таблетки, которые вылечивали его от страшной человеческой болезни – от одиночества…

(По Ю. Яковлеву*)

 

Анализ прочитанного текста.

- О чём текст, какова его тема?

- Приведите примеры-аргументы, подтверждающие ваше суждение дружбы.

1-ый аргумент  - из прочитанного текста. (Именно об этом говорится в прочитанном тексте.    Ю.Я. Яковлев повествует о мальчике Коле Луковкине, жизнь которого  без дружбы немыслима. Об этом говорит содержание 4,9,10 предложений. Описывая состояние мальчика, вынужденного находится в изоляторе, автор использует такие фразы: «страдал от одиночества», «один, как отставший от поезда», «он чувствует себя пленником, заточенным в глухую, высокую башню». Но все меняется после прихода девочки Смирновой, которую и другом-то Колиным назвать нельзя. Она принесла черники и передала привет от всего отряда. Настроение сразу поднялось, он стал чувствовать себя  «значительным».)

2-ый аргумент – из жизненного текста. (Размышляя над вопросом, что такое дружба, хочу обратиться к художественной литературе. Короленко «Дети подземелья», Эсент Экзюпери «Маленький принц», из жизни А.С. Пушкина).

Вывод к сочинению – это общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, который делает сочинение логически законченным. Примерный вариант заключения сочинения-рассуждения.

Таким образом, дружба – это близкие отношения, без которых жизнь человека теряет всякий смысл. 

IV. Рефлексия

- Работа по критериям оценивания сочинения (самооценка).

V. Домашнее задание.

Написать сочинение-рассуждение на морально-этическую тему «Что такое доброта?», используя  предложенный текст.

Сочинение обучающегося.

Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном  уважении, доверии, общности интересов и увлечений. Дружба может приносить много переживаний, но без нее жизнь человека немыслима.

Чтобы доказать свою точку зрения, обратимся к предложенному тексту Ю.Я. Яковлева. В нем повествуется о том, что герой, находясь в изоляции, чувствует  себя одиноким (4). Но с приходом Смирновой жизнь его приобретает краски (55). Автор подтверждает, что жизнь без дружбы  немыслима.

Приведу пример из биографии А.С. Пушкина. Находясь в ссылке в Михайловском, поэт был очень одинок. Но с приездом его лицейского друга И.И. Пущина его жизнь наполнилась радостью бытия, что отразилось в стихотворении «И.И. Пущину».

Таким образом, я доказал, что дружба – это близкие отношения, без которых жизнь человека теряет всякий смысл.    (112)


 

Урок - практикум по русскому языку в 9Б классе

Урок - практикум по русскому языку в 9Б классе

Дружба — это тёплый ветер, Дружба — это светлый мир,

Дружба — это тёплый ветер, Дружба — это светлый мир,

Тезис – это положение, утверждение, которое требуется доказать

Тезис – это положение, утверждение, которое требуется доказать

Вот тебе черника, – сказала Смирнова и поставила на деревянную тумбочку кружку, наполненную влажной черникой с мелкими зелёными листочками, прилипшими к ягодам

Вот тебе черника, – сказала Смирнова и поставила на деревянную тумбочку кружку, наполненную влажной черникой с мелкими зелёными листочками, прилипшими к ягодам

Сочинение обучающегося. Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном уважении, доверии, общности интересов и увлечений

Сочинение обучающегося. Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном уважении, доверии, общности интересов и увлечений
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.12.2021