Тема: «Составление рассказа по серии сюжетных картин»
Цель: формирование связной речи, воспитание доброты и милосердия
Задачи:
- закреплять умение составлять рассказ на основе серии сюжетных картин;
- расширять словарь существительными, глаголами;
- совершенствовать навыки использования знаков-пиктограмм при составлении рассказа;
- развивать внимание, зрительную и образную память, логическое мышление;
- упражнять детей в подборе вариантов названия для рассказа по данным сюжетным картинам;
– формировать навыки доброжелательности, взаимопонимания, ответственности,
- воспитывать милосердие, любовь к живой природе, желание оказывать помощь зимующим птицам.
Оборудование: демонстрационный материал - серия сюжетных картин «Как помочь птицам зимой?» (Н.Е.Ильякова, Серия сюжетных картин «Как помочь птицам зимой?», раздаточный материал – картинки с птицами, схемы-пиктограммы, аудиозапись с голосами зимующих птиц, мячик для игры «Один – много», воробей на палочке для зрительной гимнастики, макет кормушки.
Предварительная работа:
- беседы о зимующих птицах,
- кормление птиц в кормушках на участке, рассматривание альбомов «Зимующие птицы», «Что насыпать в кормушку»,
- чтение художественной литературы -
Ход занятия:
- Здравствуйте, дети. Я очень рада видеть вас. Давайте друг с другом поздороваемся.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
- Доброе утро! - Солнцу и птицам!
- Доброе утро! - Улыбчивым лицам!
И каждый становиться добрым, доверчивым,
Пусть доброе утро длится до вечера!
- Закройте глаза. (Звучит аудиозапись звуков зимующих птиц).
- Ребята, что вы слышите? (Ответы детей)
- Правильно. Ребята, мы с вами оказались в зимнем парке. И птицы, живущие в этом парке, нам о чем-то пели. Что это за птицы, мы узнаем из загадок.
Любит прыгать и летать,
Хлеб и зёрнышки клевать,
Вместо «Здравствуйте» привык
Говорить всем «Чик-Чирик». (Воробей)
Я вчера гулял в пургу,
Видел веточку в снегу,
А на ветке красный шарик.
Кто же он, живой фонарик? (Снегирь)
Как в лесу похолодает,
Птички в город прилетают.
Грудкой жёлтой всем знакомы,
Ищут сало на балконах.
Часто в окна к нам стучат,
И пронзительно свистят! (Синицы)
- Но вы знаете, что в парке живет не одна птица, а много птиц.
Сейчас мы поиграем в игру «Один - много». Для этого нам понадобится мячик. Я бросаю мячик и называю птицу, а вы возвращаете мячик со словом МНОГО.
Синица - много синиц, ворона - много ворон, снегирь – много снегирей, дятел – много дятлов, клест – много клестов, голубь – много голубей, воробей – много воробьев.
- А как мы называем всех этих птиц? (Ответы детей)
- Почему мы их называем зимующими?
- Когда мы видим птиц, что они делают?
Игра «Подбери действия». Цель: учить называть глаголы - слова, обозначающие действие предмета – в настоящем времени; расширять глагольный словарь детей.
II. Основная часть занятия
- На сегодняшнем занятии мы узнаем одну очень любопытную историю. А действие этой истории разворачивается на этих четырех картинах. (Учитель помещает на доску сюжетные картины).
2.Беседа по каждой из картин. Учитель просит детей отвечать на вопросы полными предложениями.
Картина №1
- Какое время года мы видим на картине? Как вы это узнали?
- Кто главные герои?
- Как одеты дети?
- Кого нашли ребята на снегу?
- Что случилось с птичкой?
- Почему птичка замерзла?
- Что решили сделать дети?
Картина №2
- Чем заняты дети??
- Что мальчик держит в руках?
- Куда дети спрятали воробья?
- Почему дети спешат?
- Куда они направляются?
Картина№3
- Кого мы видим на этой картине?
- Где находятся ребята и птичка?
- Во что одеты дети? Почему?
- А как выглядит воробей?
- Что он делает?
- А что делают дети?
Картина№4
- Кого вы видите на этой картине?
- Что ребята повесили на березу в парке? Зачем?
- Что девочка насыпает в кормушку?
- Где сидит воробей?
- Какое настроение у детей?
3. Физкультминутка «Воробьи»
Воробьи на веточках сидят и на улицу глядят
(дети сидят на корточках, поворачивают голову вправо, влево)
Погулять они хотят и тихонечко летят.
(встают, взмахивают руками)
Увидали крошки, поклевали немножко
(присаживаются на корточки и стучат пальчиками)
Вдруг увидали кота, разлетелись кто куда!
(разбегаются по группе, машут руками)
Полетели, полетели и на стульчики сели.
(садятся на свои рабочие места)
4. Составление рассказа по картине
- Ребята, составьте свой рассказ по картинам с помощью схем, которые есть у вас на столах.
Пример рассказа.
Зимой на улице холодно, и птицы голодают. Однажды брат и сестра гуляли по парку. Они увидели, как в снегу замерзает воробей. Девочка сняла варежки и своим теплом согрела воробья. Дети взяли птицу и быстро понесли домой в варежке. Дома дети насыпали в блюдце крошки хлеба, и воробей клевал их. Он согрелся и начал весело и благодарно щебетать. Дети выпустили воробья обратно в парк. Мальчик сделал кормушку и повесил ее на дереве. Дети стали кормить других птиц в парке.
5. Д/у «Придумай название»
- Интересный рассказ у нас получился. А теперь нам нужно придумать название.
(Зимой в парке. Птичка. Дети и воробышек. Воробышек. Как помочь птицам зимой? Спасение воробышка.)
6. Зрительная гимнастика «Воробей» (птичка на палочке)
За окошком воробей
Прыгает по веткам,
Хочет что – то рассказать
Нашим малым деткам.
Мы поищем глазками
Шустрого воробушка.
Глазки смотрят, ищут птичку.
Где же птичка невеличка?
7. Игра «Какая птица». Цель: закрепить названия зимующих птиц, совершенствовать навыки их распознавания, развивать внимание, наблюдательность.
- Ребята, предлагаю поиграть в занимательную игру. Выберите ту птицу, которая вам понравилась. Представьте, вы – птицы. Я читаю стихотворение, и вы, когда услышите «о себе», прилетаете на кормушку.
Учитель держит кормушку и читает стихотворение. Дети подбегают к кормушке.
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели,
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краев
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Было общее веселье.
(Включается аудиозапись с птичьим щебетанием, и дети летают по классу. А потом усаживаются на места).
III. Заключительная часть. Рефлексия.
- Итак, каких птиц мы сегодня видели?
- А как их называют одним словом?
- Чем мы сегодня занимались на занятии?
- О ком составляли рассказ?
- Чему нас научил рассказ?
- Ребята, что вам понравилось сегодня на занятии?
- Ребята, в трудное для птиц время мы с вами не забываем о пернатых. У нас висят кормушки, мы каждый день подкармливаем птиц. А весной и летом они отблагодарят нас: они будут уничтожать насекомых-вредителей и весело петь нам свои чудесные песни.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.