Конспект урока "Речь и альтернативная коммуникация" по теме «Составление рассказа по серии сюжетных картин»

  • docx
  • 20.03.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Документ Microsoft Word.docx

Тема: «Составление рассказа по серии сюжетных картин»

Цель: формирование связной речи, воспитание доброты и милосердия

Задачи:

- закреплять умение  составлять рассказ на основе серии сюжетных картин;

- расширять словарь существительными, глаголами;

- совершенствовать навыки использования знаков-пиктограмм при составлении рассказа;

- развивать  внимание, зрительную и образную память, логическое мышление;

- упражнять детей в подборе вариантов названия для рассказа по данным сюжетным картинам;

– формировать навыки доброжелательности, взаимопонимания, ответственности,

- воспитывать милосердие, любовь к живой природе, желание оказывать помощь зимующим птицам.

Оборудование: демонстрационный материал - серия сюжетных картин «Как помочь птицам зимой?» (Н.Е.Ильякова, Серия сюжетных картин «Как помочь птицам зимой?», раздаточный материал – картинки с птицами, схемы-пиктограммы, аудиозапись с голосами зимующих птиц, мячик для игры «Один – много», воробей на палочке для зрительной гимнастики, макет кормушки.

Предварительная работа:

- беседы о зимующих птицах,

- кормление птиц в кормушках на участке, рассматривание альбомов «Зимующие птицы», «Что насыпать в кормушку»,

- чтение художественной литературы -

  • стихов Е. Благининой, З. Александровой, О. Веряевой «Стихи о зимующих птицах», А. Яшина «Покормите птиц зимой»,
  • сказки «Чудесные домики, Или Сказка о зиме и птицах» И. С.Сафаргуловой,
  • рассказов «Птичьи кормушки» Л.Воронковой, «Воробей» Е. Чарушина

Ход занятия:

  1. Организационный момент

- Здравствуйте, дети. Я очень рада видеть вас. Давайте друг с другом поздороваемся. 

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

- Доброе утро! - Солнцу и птицам!

- Доброе утро! - Улыбчивым лицам!

И каждый становиться добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро длится до вечера!

- Закройте глаза. (Звучит аудиозапись звуков зимующих птиц).

- Ребята, что вы слышите?    (Ответы детей)

- Правильно. Ребята, мы с вами оказались в зимнем парке. И птицы, живущие в этом парке, нам о чем-то пели. Что это за птицы, мы узнаем из загадок.

Любит прыгать и летать,

Хлеб и зёрнышки клевать,

Вместо «Здравствуйте» привык

Говорить всем «Чик-Чирик».  (Воробей)

 

Я вчера гулял в пургу,

Видел веточку в снегу,

А на ветке красный шарик.

Кто же он, живой фонарик? (Снегирь)

 

Как в лесу похолодает,

Птички в город прилетают.

Грудкой жёлтой всем знакомы,

Ищут сало на балконах.

Часто в окна к нам стучат,

И пронзительно свистят! (Синицы)

- Но вы знаете, что в парке живет не одна птица, а много птиц.

Сейчас мы поиграем в игру «Один - много». Для этого нам понадобится мячик. Я бросаю мячик и называю птицу, а вы возвращаете мячик со словом МНОГО.

Синица - много синиц, ворона - много ворон, снегирь – много снегирей, дятел – много дятлов, клест – много клестов, голубь – много голубей, воробей – много воробьев.

- А как мы называем всех этих птиц?     (Ответы детей)

 - Почему мы их называем зимующими?

- Когда мы видим птиц, что они делают?

Игра «Подбери действия». Цель: учить называть глаголы - слова, обозначающие действие предмета – в настоящем времени; расширять глагольный словарь детей.

II. Основная часть занятия

  1. Рассматривание серии сюжетных картин «Как помочь птицам зимой?»

- На сегодняшнем занятии мы узнаем одну очень любопытную историю. А действие этой истории разворачивается на этих четырех картинах.  (Учитель помещает на доску сюжетные картины).

 

2.Беседа по каждой из картин. Учитель просит детей отвечать на вопросы полными предложениями.

Картина №1

- Какое время года мы видим на картине? Как вы это узнали?

- Кто главные герои?

- Как одеты дети?

- Кого нашли ребята на снегу?

- Что случилось с птичкой?

- Почему птичка замерзла?

- Что решили сделать дети?

 

Картина №2

- Чем заняты дети??

- Что мальчик держит в руках?

- Куда дети спрятали воробья?

- Почему дети спешат?

- Куда они направляются?

 

Картина№3

- Кого мы видим на этой картине?

- Где находятся ребята и птичка?

- Во что одеты дети? Почему?

- А как выглядит воробей?

- Что он делает?

- А что делают дети?

 

Картина№4

- Кого вы видите на этой картине?

- Что ребята повесили на березу в парке? Зачем?

- Что девочка насыпает в кормушку?

- Где сидит воробей?

- Какое настроение у детей?

 

3. Физкультминутка «Воробьи»

Воробьи на веточках сидят и на улицу глядят

(дети сидят на корточках, поворачивают голову вправо, влево)

Погулять они хотят и тихонечко летят.

(встают, взмахивают руками)

Увидали крошки, поклевали немножко

(присаживаются на корточки и стучат пальчиками)

Вдруг увидали кота, разлетелись кто куда!

(разбегаются по группе, машут руками)

Полетели, полетели и на стульчики сели.

(садятся на свои рабочие места)

4. Составление рассказа по картине

 - Ребята, составьте свой рассказ по картинам с помощью схем, которые есть у вас на столах.

Пример рассказа.

Зимой на улице холодно, и птицы голодают. Однажды брат и сестра гуляли по парку. Они увидели, как в снегу замерзает воробей. Девочка сняла варежки и своим теплом согрела воробья. Дети взяли птицу и быстро понесли домой в варежке. Дома дети насыпали в блюдце крошки хлеба, и воробей клевал их. Он согрелся и начал весело и благодарно щебетать. Дети выпустили воробья обратно в парк. Мальчик сделал кормушку и повесил ее на дереве. Дети стали кормить других птиц в парке.

5. Д/у «Придумай название»

 - Интересный рассказ у нас получился. А теперь нам нужно придумать название. 

(Зимой в парке. Птичка. Дети и воробышек. Воробышек. Как помочь птицам зимой? Спасение воробышка.)

6. Зрительная гимнастика «Воробей» (птичка на палочке)

За окошком воробей

Прыгает по веткам,

Хочет что – то рассказать

Нашим малым деткам.

Мы поищем глазками

Шустрого воробушка.

Глазки смотрят, ищут птичку.

Где же птичка невеличка?

7. Игра «Какая птица». Цель: закрепить названия зимующих птиц, совершенствовать навыки их распознавания, развивать внимание, наблюдательность.

 

- Ребята, предлагаю поиграть в занимательную игру. Выберите ту птицу, которая вам понравилась. Представьте, вы – птицы. Я читаю стихотворение, и вы, когда услышите «о себе», прилетаете на кормушку.

Учитель держит кормушку и читает стихотворение. Дети подбегают к кормушке.

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели,

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду,

А в четверг со всех краев

Стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог

Налетели семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье

Было общее веселье.

(Включается аудиозапись с птичьим щебетанием, и дети летают по классу. А потом усаживаются на места).

III. Заключительная часть. Рефлексия.

- Итак, каких птиц мы сегодня видели? 

- А как их называют одним словом? 

- Чем мы сегодня занимались на занятии?

- О ком составляли рассказ?

- Чему нас научил рассказ?

 - Ребята, что вам понравилось сегодня на занятии?

- Ребята, в трудное для птиц время мы с вами не забываем о пернатых. У нас висят кормушки, мы каждый день подкармливаем птиц. А весной и летом они отблагодарят нас: они будут уничтожать насекомых-вредителей и весело петь нам свои чудесные песни.


 

Посмотрите также