Реализация ФГОС на уроках русского языка в 1 классе Автор: Давыдова Ельмира Рафкатовна, учитель начальных классов, МБОУ «Большегондырская СОШ»
1. Урок русского языка, 1 класс
Тема: Роль слова в речи.
2.
Краткая аннотация.
Тип урока: Решение частных задач;
Использование технологий: деятельностная технология
3. Учебник «Русский язык», 1 класс, В. П. Канакина, В. Г. Горецкий
4. Форма организации учебной работы: объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, работа в парах
5. Полное описание разработки
цель:
формировать представление о слове, как единице речи; познакомить с некоторыми тематическими группами слов
предметные:
научатся: определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложений; различать предмет(действие, признак) и слово, называющее предмет (признак предмета, действие предмета);
получат возможность научиться: классифицировать и объединять слова по значению в тематические группы.
личностные:
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; овладение начальными навыками адаптации.
метапредметные:
регулятивные
осуществляют пошаговый контроль своих действий, овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся её выполнять.
Познавательные
Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами технологиями учебного предмета; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
коммуникативные
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Этапы урока |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Результат |
Организа- ционный момент. |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала |
Проверка готовности обучающихся к уроку, создание эмоционального настроя на изучение нового материала. -«В одиночку не одолеешь и кочку». Ребята, что это? О чём эта поговорка? Это будет девизом нашего урока. Значит, как мы будем работать? Пальчиковая гимнастика: Пальчик-мальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил. С этим братцем щи варил. С этим братцем кашу ел. С этим братцем песни пел. |
Проверяют свою готовность.
Отвечают на вопросы.
Соединяют большой палец поочерёдно с указательным, средним, безымянным, мизинцем на одной руке, затем на другой. |
Готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность |
Актуализация знаний |
Чистописание (письмо буквы Д (заглавной и строчной) в соединении с другими буквами и буквосочетаниями); письмо слогов, слов, предложений (Д, д, Ду, дл, Дуб, На опушке вырос дуб.)
Беседа по теме «Роль слова в речи». |
Формулировка задания, с помощью загадки объясняю, какую букву и слово прописывают в тетради: Я из крошки-бочки вылез, Корешки пустил и вырос, Стал высок я и могуч, Не боюсь ни гроз, ни туч. Я кормлю свиней и белок, ничего, что плод мой мелок. (Дуб.)
-для чего нужны слова? -что можно составить с помощью слов? |
Разгадывают загадку, записывают в тетради число, выполняют задание по чистописанию.
Составляют слова и предложения.
|
Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций, |
Изучение нового материала
Первичное осмысление и закрепление. |
Выполнить упр. 1, с. 18
Физминутка.
Выполнение упр. 4, с. 20
|
Чтение стихотворения И. Токмаковой «Плим». (Прослушивание записи)Формулировка задания. -Любое ли сочетание букв может являться словом? -Как вы считаете: на какой вопрос мы с вами должны сегодня найти ответ на уроке? - А как мы сможем ответить?
- Для чего нам нужны слова? А вот К. Паустовский сказал: «…Для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий.» -какая мысль заключена в предложении? - Подтвердите эту мысль.
-Перед вами слова. (приложение 1) Прочитайте их. -Что вы представляете, читая каждое слово? -К каким словам вы можете сделать рисунки? - Какие слова вы выберите, чтобы составить рассказ о весне? -Проверьте.(сверяют по слайду) - запишите слова ПОДСНЕЖНИК и ЛЕДОХОД в тетрадь.
Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем.
-Назовите предметы, изображённые на рисунке -Назовите признаки предметов: Какой кот? Какие рыбки? Какой аквариум?
- Назовите действия, которые совершают предметы. - Что мы сделали с помощью слов?
- Запишите слова в тетрадь. |
Слушают учителя
-Что такое слово?
Будем выполнять упражнения
Отвечают на вопрос.
Называют слова, которыми можно назвать то, что видят вокруг себя.
Работа в парах.
Записывают два слова в тетрадь
Выполняют упражнения.
-Кот, рыбки, аквариум.
-Кот большой, рыбки разноцветные, аквариум круглый. - Кот крадётся, рыбки плавают. - Называли предметы, признаки и действия предметов. Работают в рабочих тетрадях.
|
Фиксация во внешней речи причины затруднения. Формулировка учебной задачи как темы урока. |
Итоги урока. Рефлексия. |
Обобщить полученные на уроке сведения. |
Беседа по вопросам: -Для чего нужны слова в речи? -Что могут называть слова? -Можно ли без слов воспроизвести содержание рисунка? Какое открытие мы сегодня сделали? Что понравилось на уроке?
САМООЦЕНКА. Прочитайте предложения: Я хорошо работал на уроке. Я хорошо работал на уроке? Я хорошо работал на уроке!
|
Отвечают на вопросы.
Определяют своё эмоциональное состояние на уроке.
Читают предложения, соответствующие своей оценке. |
Зафиксированное учебное действие, оценка собственной деятельности |
Приложение:1
СОЛНЦЕ
СНЕЖИНКИ СОСУЛЬКИ СУГРОБ
РУЧЬИ РОМАШКА СКВОРЦЫ
СНЕГОПАД
ЛЕДОХОД МЕТЕЛЬ ПОДСНЕЖНИК
МУХОМОР ГРАЧИ СМОРОДИНА РАДУГА
МОРОЗ КАПЕЛЬ
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.