Конспект урока русского языка 3 класс. УМК "Школа России" Горецкий В.Г. Тема: Части слова.

  • docx
  • 05.04.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала части слова 3 класс.docx

Конспект урока русского языка 3 класс, УМК «Школа России»

Тема урока: Части слова .

Разработала: учитель начальных классов 1 категории, г. Нижний Тагил,

Серова Эмилия Вячеславовна

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель:  совершенствование знаний учащихся о частях слова,

Задачи:

·         развитие умений разбирать слова по составу;

·         дифференцированные задания по группам;

·         обогащение словарного запаса учащихся;

·         развитие орфографической  зоркости, познавательного интереса, внимания, мышления, речи;

·         воспитание навыков самостоятельной работы, любви к русскому языку.

1. Организационный момент.

- Здравствуйте,  ребята! У нас на уроке сегодня присутствуют гости. Давайте поприветствуем их. Улыбнемся гостям и друг другу. Я рада видеть ваши

улыбки, надеюсь, что и сегодняшний урок принесет вам радость.

2. Минутка чистописания.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

улыбка  улыбочка улыбчивый улыбается

Улыбка никому не вредит. (японская пословица)

- Как вы понимаете  смысл данной пословицы?

3. Целеполагание.

-Что вы можете сказать о записанных словах в первой строке?

(Эти слова родственные)

-Вспомните, что какие  слова мы называем родственными?

(Слова, которые имеют общую часть с одним и тем же значением)

-Как называется общая часть родственных слов? (корень) Выделим корень в наших словах.

-Ребята, а как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

-Да, всё на свете  из чего-нибудь состоит: лес из деревьев, облако из капелек, наша речь из предложений, предложения из слов, а слова из своего «строительного материала». Каждый «кирпичик» вносит в слово свой смысл. Вот и сегодня мы будем совершенствовать свои знания о частях слова, разбирать слова по составу.

-Ребята, а для чего надо знать части слова?

(Чтобы правильно писать слова)

-Поэтому и девиз нашего  урока звучит так: «Если знаешь части слова, то напишешь их толково!»

4. Работа по теме урока.

- Сегодня мы будем путешествовать по станциям Страны слов.

 

а) -Мы приближаемся к первой станции, и нас приглашает в гости ее Правитель.

Также, как и у кустов,

       Я бываю и у слов. (Корень)

-К кому же мы попали в гости?

-    Что такое корень слова?

(Ответы детей)

 

б)-Мы предлагаем посмотреть одну инсценировку, которую подготовили наши ученицы.

 

1 ученик: «Ребята, найдите однокоренные слова в стихотворении».

 

У меня друзей немало,   

Но я всех нарисовала:

Коля колет,

Поля полет,

Паша пашет,

Соня спит,

Катя катит,

Тоня тонет,

Но не дам ей утонуть!

Подрисую что- нибудь!

 

1 ученик: «Кто справился с заданием? Слушаем тебя, Лена. Давай проверим твою работу».

 

2 ученик: «Я подчеркнула такие пары»:

 

У меня друзей немало,   

Но я всех нарисовала:

Коля колет,

Поля полет,

Паша пашет,

Соня спит,

Катя катит,

Тоня тонет,

Но не дам ей утонуть!

Подрисую что-нибудь!

 

1 ученик: «Лена, ты выполнила работу с ошибками».

2 ученик: «Значит, в этом стихотворении совсем нет однокоренных слов?»

 

 -А как вы, ребята, думаете, есть ли в этом стихотворении однокоренные слова? Давайте выпишем их и объясним Лене,  в чем её ошибка.

 

5. Грамматическая сказка.

 «Вот так родственники!»

В большом Словаре жили самые разные слова, были среди них и слова- родственники. Каждое слово заняло свое место, потому что словарь требовал, чтобы они стояли строго по алфавиту. Это иногда разлучало родственников, но слова жили спокойно, в дружбе со своими соседями.

Из своего Словаря они отправлялись на работу в тетради школьников, в книги писателей, на театральные афиши и в другие места. Трудились они хорошо, по первому зову прибегало нужное слово.

 Однажды Автор, который составлял учебник русского языка для третьеклассников, попросил прислать ему на работу слова ГОРА, ПАР, ОСИНА и ЛИМОН. Но слова должны были прийти не одни, а с родственниками. Гора привела с собой ГОРЛО и ГОРНЯКА, ОСИНА захватила слова ОСИННИК и ОСА, ПАР взял прилагательные ПАРНЫЙ и ПАРОВОЙ, а ЛИМОН явился с АПЕЛЬСИНОМ и МАНДАРИНОМ.

Удивился Автор, когда увидел некоторых родственников, и отправил их домой.

Почему удивился Автор? Какие слова он отправил назад в Словарь?

6. Обобщение знаний о приставке. Работа над ребусами.

 

Наше путешествие продолжается.

 Мы приближаемся к следующей станции. Ее глава приготовил для Вас новую загадку.

 

Перед корнем могу встать,

Чтоб слово новое назвать. (приставка)

 

-Разгадайте ребусы. Запишите слова  в тетрадь и выделите в них приставку.

 ( ПОДАРОК, ПОЕЗД, ПОДРУГА, ПЕРЕДАЧА)

 

-Ребята, жители последних островов спрашивают,  для чего нужны суффиксы и приставки? 

 (Ответы детей)

-Молодцы, справились и с этой задачей!

 

7. Физкультминутка.

 

С при приставкою- присесть.

С по приставкою- подняться.

С под- подпрыгнуть, подмигнуть.

С по приставкой- посмеяться.

С вы- вытягиваем руки.

С о- опустим их опять.

Вот и все настало время

С за- зарядку завершать.

 

8. Обобщение знаний о суффиксе. Работа с диском.

 

- Мы продолжаем наше путешествие и делаем остановку на следующей станции.

 

После корня я стою перед окончанием.

Если я его заменю другое слово получу. (суффикс)

 

-Почему вы так решили? Что такое суффикс?

(Ответы детей)

 

-Выполним упражнение (диск «Русский язык. 3 класс (В.П. Канакина)

 СУФФИКС-УПРАЖНЕНИЕ.

 Запишем слова в тетрадь и выделим в них суффикс.

-Какой оттенок дал слову суффикс?

 

Маш---а, слов---о, зим---а, берёз---а. рябин---а, роз---а, мест---о,  корзин---а, лис---а,  чаш---а. Миш---а.

 

( Работа в тетради)

-Молодцы, и с этим заданием вы справились!

 

9. Обобщение знаний об окончании и основе слова.

 -А  на какой станции нам осталось побывать, вы узнаете, когда отгадаете загадку Правителя этой станции.

Часть слова, известная я всем.

Не быть меня может совсем,

Я могу быть звуковое,

А могу быть нулевое. (окончание)

 

- Как вы думаете, на какой  станции мы оказались?

(Ответы детей)

 

-Почему так решили? Что такое окончание?

А вот и следующее задание от островитян.

 

-Ребята, а с помощью окончания можно образовать однокоренные слова?

- А помощью каких частей слова мы образуем новые слова?

Хорошо ли вы умеете находить в словах окончание, мы узнаем, выполнив проверочную работу (диск «Русский язык. 3 класс (В.П. Канакина)

 ОКОНЧАНИЕ – ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА)

 

Я выражаю значение слова

И называюсь я просто — ... (основа)

 

        Если корень выделяем,

Суффикс мы определяем

И приставку мы найдем,

Окончанье обведем.

Наши действия — не вздор,

По составу то... (разбор)

 

- Разбор слов по составу( дифференцированные задания)

 

Карточка №1(базовый уровень)

      Разберите слова по составу

 

Поездка, морозы, записка, подоконник, подберёзовик, лесники.

 

Карточка №2(повышенный)

Соотнесите слова со  схемами

 

звёздочка

морозы

почки

зёрнышко

заморозки

облако

дочка

кормушка

поездка

пришкольный

 

 

Карточка №3(средний уровень)

Найдите лишнее слово в каждой группе слов. Объясните свой ответ.

 

1.      Берег, берега, береговой, побережье

2.      Дальний, синий, зимний, соседний

3.      Солнце, пальто, облако, весна.

10. Рефлексия.

Игра «Закончи мысль в предложении»

1.      На уроке было интересно…

2.      Мне запомнилось….

3.      Урок дал мне для жизни…

4.      У меня получилось…

5.      Я знаю…

6.      Я умею