Конспект урока русского языка 6 класс на тему "Повторение и обобщение по темам «Текст», Функциональные разновидности языка»"

  • docx
  • 13.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала конспект урока .docx

Урок  русского языка в 6 классе «Повторение и обобщение по темам "Текст", "Функциональные разновидности языка"

Цель урока: обобщение материала по теме «Текст» «Функциональные разновидности языка».

Задачи:

Образовательные: систематизировать материал по разделу Текст», развивать орфографическую зоркость;

Развивающие: способствовать развитию у учащихся следующих умений: сравнивать, обобщать и  систематизировать;

Воспитательные: воспитывать у учащихся любовь к родному языку, расширять кругозор обучающихся;

Формы и методы обучения:

Методы: объяснительно – иллюстративный, поисковый,

Формы: индивидуальная, работа в группах, фронтальная

Основные термины и понятия: тема, микротема, основная мысль, типы речи, стили речи.

Планируемые результаты:

1.учащиеся должны иметь пред­ставление о ключевых понятиях темы, выделять их существенные признаки;

2.овладеть методами сравнения социальных объектов и выявления их общих черт и различий;

3.научиться работать с учебником, в котором встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы, а также ведению дискуссии и эвристической беседы, работе с документами, выполнению проблемных зада­ний, работе в группе

Формирование УУД:

Метапредметные: 

1.Коммуникативные:

- развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы

- умение выражать свои мысли; 
- владение монологической и диалогической формами речи;
- совершенствование навыков работы в группе (расширение опыта совместной деятельности);

- совместная деятельность учителя и ученика

2.Регулятивные:

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему;

- искать и выделять необходимую информацию;

- определять новый уровень отношений к самому себе как субъекту деятельности;

3.Познавательные:

способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров.

4. Личностные: воспитание интереса к предмету через разные виды работы; умения ставить и решать проблемы, умения работать самостоятельно и в группе; стремление к речевому самосовершенствованию.

5. Предметные:

1. Научиться объяснять значение понятий «тема», « микротема», «основная мысль», «типы речи», «стили речи».

2. Развивать навык определения функциональных разновидностях языка по отрывкам из текстов различных стилей

3. Развивать орфографическую зоркость;

Формы и методы работы: беседа, наблюдение, учебная дискуссия, индивидуальная работа, фронтальная работа, групповая работа.

 

                                                     Ход урока.     

I. Организационный момент. Приветствие.

II.  Фонетическая разминка. Постановка цели и задач урока.

Перед вами рабочие листы. Возьмите их, подпишите и обратите внимание на первое задание. Перед тем, как мы начнем нашу работу, давайте проведем фонетическую разминку, с помощью которой мы узнаем, какой будет тема нашего урока.

Задание №1.  Запишите транскрипцию слов

Тетрадь

Метель

Костер

Соль

Ветхий

От первого слово возьмите повторяющий звук [т’], от второго слова возьмите ударный звук [э], от третьего и четвертого слова возьмите первые звуки [к] [с], а от последнего слова возьмите  единственный твердый звук [т]. Запишите получившуюся транкрипцию. Какое у вас получилось?  (Текст)

- Так о чём будем говорить на уроке? (О тексте)

- А на прошлых уроках мы уже знакомились с этой темой?  Какие понятия рассмотрели?

- Так давайте сформулируем тему нашего сегодняшнего урока.

Повторение и обобщение по темам "Текст", "Функциональные разновидности языка" (ПРЕЗЕНТАЦИЯ СЛ,1)

Запишите тему в свои рабочие листы.

Давайте сформулируем цели и задачи нашего урока.

Обобщить знания по теме «Текст», «Функциональные разновидности языка». Уметь определять тему текста, основную мысль, стили речи.  (ПРЕЗЕНТАЦИЯ СЛ.2)

III. Актуализация знаний.

Обратимся к нашим рабочим листам.

Задание №2. Продолжите высказывания. Работа в парах.  Допишите

      1) Речь может быть…….. монологической и диалогической.

      2) Формы речи:…………….. устная и письменная.

      3) То, о чём или о ком говорится в тексте, называется …………..темой текста.

      4) Самая маленькая смысловая часть письменного текста – это ………….абзац.

      5) Три части текста – это ………………..1) вступление, 2) основная часть, 3) заключение.

      6) Три типа речи – это ………………1) повествование, 2) описание, 3) рассуждение.

      7) Пять функциональных разновидностей языка – это……….. 1) разговорный, 2) научный, 3) художественный, 4) официально-деловой, 5) публицистический.

IV. Работа по теме урока.

Мы начали с высказывания про речь. Скажите, пожалуйста.

1. - Что такое речь?  (Это язык в действии, это использование языка для общения и в процессе общения)

- Что значит «владеть речью»? (Уметь общаться)

- Что имеем в виду, когда говорим «я умею общаться»? (Умею не только говорить, но и умею задавать вопросы собеседнику, прошу его уточнить мысль, высказываю пожелания, просьбу, выражаю своё согласие или несогласие, умею начать разговор, поддержать его, вести диалог в соответствии с ситуацией.)

2. Задание №3. Составьте из слов пословицы. О каких видах речи в них говорится?

Объянение орфограмм.

3. - Вернемся к самому первому заданию. Что же такое текст? (ответы учеников)

 

В каждом параграфе, в каждом рассказе,

В сказке и в песне, даже во фразе –

Ты только вдумайся,

Только всмотрись –

Кроется самая главная мысль.             

 

- Ребята, а что такое тема текста и его основная мысль? (ответы учеников)

Какие типы текстов вы знаете?  (ответы учеников)

 

-  Выбрана тема сочинения: «Клён у школы». Какой тип речи будет использован в работе?

- Выбрана тема сочинения: «Правильно ли я поступил?». Какой тип речи будет использован в работе?

 - Выбрана тема сочинения: «Хороший поступок». Какой тип речи будет использован в работе?

4. Работа по рядам. Определите тип речи данных текстов:

А) Темно, звёзды высоко стоят на небе; над горой молодой месяц закраснелся, кверху рожками заходит. В лощинах туман, как молоко, белеется. ___________________________________

Б) Вдруг бежит ему навстречу косой заяц. «Убью этого зайца, - думает Иван-царевич. – Очень уж есть хочется…» Натянул свой тугой лук, стал целиться, а заяц ему говорит человеческим голосом: «Не губи меня, Иван-царевич! Будет время – я тебе пригожусь». Пожалел его Иван-царевич и пошёл дальше.

В) Но если так подумать, то что было бы с нами всеми, победи в войне немцы? А? Каково? Был бы счастлив наш брат? И как бы нам жилось всем, друзья?

 

V. Физкультмиутка.

Ребята, давайте на две минуты отдохнем. Расслабимся, закроем глаза и послушаем небольшой текст.

Слушаем текст и определяем его тему, основную мысль и тип речи.

 

VI.

Давайте вспомним, что еще мы можем определить у текста, кроме темы, идеи и типа речи? (Стиль)

 

 

Задание №4. Укажите стиль текста

1. Аллергия – это изменённая реактивность организма, которая проявляется в нарушении обычного течения общих или местных реакций, чаще при повторном поступлении в организм веществ, называемых аллергенами. ________________________

2.Слушай, Саша..  А как ты так быстро научился на коньках кататься? Я всю зиму на каток проходил, да все без толку, шлёпаюсь каждый метр. Уже не знаю, что делать … __________________________

3.  В навигацию день год кормит.  Время, когда караваны судов могут доставить северянам всё необходимое для жизни, коротко.  Между тем в этом году навигация под угрозой провала, и это становится главной проблемой проживающих тут людей.___________________________

4.  Хорош лес ранней и поздней весною. В нем начинает пробуждаться  сокрытая от глаз и ушей бурная жизнь.  Тает зимний снег.  Над головой видны осыпанные надувшимися смолистыми почками тонкие ветки берёз.______________________________________

5.  Прошу предоставить мне отпуск на три дня без сохранения содержания.______________________________________

Выполнение синтаксического разбора предложения.

Задание №5. Приведи в соответствие следующие факты:

1) официально-деловой стиль                       2) научный стиль

доклад

 

справка

 

стандартные обороты речи

 

лекции

 

термины

 

деловое общение

 

энциклопедия

 

договор

 

приказ

 

шаблон

 

используется в образовании

 

заявление

 

уроки

 

учебник

 

 

- Где мы сталкиваемся с публицистическим стилем? Как расшифровывается аббревиатура СМИ?

V. Рефлексия.  Вот наш урок подходит к концу. Давайте вернемся к задачам, которые мы ставили вначале урока? Справились ли мы с ними?

Продолжите фразу

- Сегодня на уроке я ……

 

VI. Домашнее задание.

 

VII. Анкета.

Предлагается небольшая анкета.

(Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.)

 

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

 

 

7. Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересным / неинтересным

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru