Урок русского языка в 6 классе «Повторение и обобщение по темам "Текст", "Функциональные разновидности языка"
Цель урока: обобщение материала по теме «Текст» «Функциональные разновидности языка».
Задачи:
Образовательные: систематизировать материал по разделу Текст», развивать орфографическую зоркость;
Развивающие: способствовать развитию у учащихся следующих умений: сравнивать, обобщать и систематизировать;
Воспитательные: воспитывать у учащихся любовь к родному языку, расширять кругозор обучающихся;
Формы и методы обучения:
Методы: объяснительно – иллюстративный, поисковый,
Формы: индивидуальная, работа в группах, фронтальная
Основные термины и понятия: тема, микротема, основная мысль, типы речи, стили речи.
Планируемые результаты:
1.учащиеся должны иметь представление о ключевых понятиях темы, выделять их существенные признаки;
2.овладеть методами сравнения социальных объектов и выявления их общих черт и различий;
3.научиться работать с учебником, в котором встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы, а также ведению дискуссии и эвристической беседы, работе с документами, выполнению проблемных заданий, работе в группе
Формирование УУД:
Метапредметные:
1.Коммуникативные:
- развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы
- умение выражать свои мысли;
- владение монологической и диалогической формами речи;
- совершенствование навыков работы в группе (расширение опыта совместной
деятельности);
- совместная деятельность учителя и ученика
2.Регулятивные:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- искать и выделять необходимую информацию;
- определять новый уровень отношений к самому себе как субъекту деятельности;
3.Познавательные:
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров.
4. Личностные: воспитание интереса к предмету через разные виды работы; умения ставить и решать проблемы, умения работать самостоятельно и в группе; стремление к речевому самосовершенствованию.
5. Предметные:
1. Научиться объяснять значение понятий «тема», « микротема», «основная мысль», «типы речи», «стили речи».
2. Развивать навык определения функциональных разновидностях языка по отрывкам из текстов различных стилей
3. Развивать орфографическую зоркость;
Формы и методы работы: беседа, наблюдение, учебная дискуссия, индивидуальная работа, фронтальная работа, групповая работа.
Ход урока.
I. Организационный момент. Приветствие.
II. Фонетическая разминка. Постановка цели и задач урока.
Перед вами рабочие листы. Возьмите их, подпишите и обратите внимание на первое задание. Перед тем, как мы начнем нашу работу, давайте проведем фонетическую разминку, с помощью которой мы узнаем, какой будет тема нашего урока.
Задание №1. Запишите транскрипцию слов
Тетрадь
Метель
Костер
Соль
Ветхий
От первого слово возьмите повторяющий звук [т’], от второго слова возьмите ударный звук [э], от третьего и четвертого слова возьмите первые звуки [к] [с], а от последнего слова возьмите единственный твердый звук [т]. Запишите получившуюся транкрипцию. Какое у вас получилось? (Текст)
- Так о чём будем говорить на уроке? (О тексте)
- А на прошлых уроках мы уже знакомились с этой темой? Какие понятия рассмотрели?
- Так давайте сформулируем тему нашего сегодняшнего урока.
Повторение и обобщение по темам "Текст", "Функциональные разновидности языка" (ПРЕЗЕНТАЦИЯ СЛ,1)
Запишите тему в свои рабочие листы.
Давайте сформулируем цели и задачи нашего урока.
Обобщить знания по теме «Текст», «Функциональные разновидности языка». Уметь определять тему текста, основную мысль, стили речи. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ СЛ.2)
III. Актуализация знаний.
Обратимся к нашим рабочим листам.
Задание №2. Продолжите высказывания. Работа в парах. Допишите
• 1) Речь может быть…….. монологической и диалогической.
• 2) Формы речи:…………….. устная и письменная.
• 3) То, о чём или о ком говорится в тексте, называется …………..темой текста.
• 4) Самая маленькая смысловая часть письменного текста – это ………….абзац.
• 5) Три части текста – это ………………..1) вступление, 2) основная часть, 3) заключение.
• 6) Три типа речи – это ………………1) повествование, 2) описание, 3) рассуждение.
• 7) Пять функциональных разновидностей языка – это……….. 1) разговорный, 2) научный, 3) художественный, 4) официально-деловой, 5) публицистический.
IV. Работа по теме урока.
Мы начали с высказывания про речь. Скажите, пожалуйста.
1. - Что такое речь? (Это язык в действии, это использование языка для общения и в процессе общения)
- Что значит «владеть речью»? (Уметь общаться)
- Что имеем в виду, когда говорим «я умею общаться»? (Умею не только говорить, но и умею задавать вопросы собеседнику, прошу его уточнить мысль, высказываю пожелания, просьбу, выражаю своё согласие или несогласие, умею начать разговор, поддержать его, вести диалог в соответствии с ситуацией.)
2. Задание №3. Составьте из слов пословицы. О каких видах речи в них говорится?
Объянение орфограмм.
3. - Вернемся к самому первому заданию. Что же такое текст? (ответы учеников)
В каждом параграфе, в каждом рассказе,
В сказке и в песне, даже во фразе –
Ты только вдумайся,
Только всмотрись –
Кроется самая главная мысль.
- Ребята, а что такое тема текста и его основная мысль? (ответы учеников)
Какие типы текстов вы знаете? (ответы учеников)
- Выбрана тема сочинения: «Клён у школы». Какой тип речи будет использован в работе?
- Выбрана тема сочинения: «Правильно ли я поступил?». Какой тип речи будет использован в работе?
- Выбрана тема сочинения: «Хороший поступок». Какой тип речи будет использован в работе?
4. Работа по рядам. Определите тип речи данных текстов:
А) Темно, звёзды высоко стоят на небе; над горой молодой месяц закраснелся, кверху рожками заходит. В лощинах туман, как молоко, белеется. ___________________________________
Б) Вдруг бежит ему навстречу косой заяц. «Убью этого зайца, - думает Иван-царевич. – Очень уж есть хочется…» Натянул свой тугой лук, стал целиться, а заяц ему говорит человеческим голосом: «Не губи меня, Иван-царевич! Будет время – я тебе пригожусь». Пожалел его Иван-царевич и пошёл дальше.
В) Но если так подумать, то что было бы с нами всеми, победи в войне немцы? А? Каково? Был бы счастлив наш брат? И как бы нам жилось всем, друзья?
V. Физкультмиутка.
Ребята, давайте на две минуты отдохнем. Расслабимся, закроем глаза и послушаем небольшой текст.
Слушаем текст и определяем его тему, основную мысль и тип речи.
VI.
Давайте вспомним, что еще мы можем определить у текста, кроме темы, идеи и типа речи? (Стиль)
Задание №4. Укажите стиль текста
1. Аллергия – это изменённая реактивность организма, которая проявляется в нарушении обычного течения общих или местных реакций, чаще при повторном поступлении в организм веществ, называемых аллергенами. ________________________
2.Слушай, Саша.. А как ты так быстро научился на коньках кататься? Я всю зиму на каток проходил, да все без толку, шлёпаюсь каждый метр. Уже не знаю, что делать … __________________________
3. В навигацию день год кормит. Время, когда караваны судов могут доставить северянам всё необходимое для жизни, коротко. Между тем в этом году навигация под угрозой провала, и это становится главной проблемой проживающих тут людей.___________________________
4. Хорош лес ранней и поздней весною. В нем начинает пробуждаться сокрытая от глаз и ушей бурная жизнь. Тает зимний снег. Над головой видны осыпанные надувшимися смолистыми почками тонкие ветки берёз.______________________________________
5. Прошу предоставить мне отпуск на три дня без сохранения содержания.______________________________________
Выполнение синтаксического разбора предложения.
Задание №5. Приведи в соответствие следующие факты:
1) официально-деловой стиль 2) научный стиль
|
доклад |
|
справка |
|
|
стандартные обороты речи |
|
лекции |
|
|
термины |
|
деловое общение |
|
|
энциклопедия |
|
договор |
|
|
приказ |
|
шаблон |
|
|
используется в образовании |
|
заявление |
|
|
уроки |
|
учебник |
|
- Где мы сталкиваемся с публицистическим стилем? Как расшифровывается аббревиатура СМИ?
V. Рефлексия. Вот наш урок подходит к концу. Давайте вернемся к задачам, которые мы ставили вначале урока? Справились ли мы с ними?
Продолжите фразу
- Сегодня на уроке я ……
VI. Домашнее задание.
VII. Анкета.
Предлагается небольшая анкета.
(Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.)
|
1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был
7. Домашнее задание мне кажется |
активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересным / неинтересным |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.