Технологическая карта урока русского языка
УМК: «Школа России»
Класс: 2 «Е»
Тема урока: Что такое синонимы?
Цель: Создание условий для ознакомления с понятием «синонимы»; способствовать развитию умения находить сходство и различие слов-синонимов.
Дата проведения:13.10.2020
Планируемые результаты:
Предметные: владеют понятием «синонимы»; находят сходства и различия слов-синонимов
Личностные: способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца
Матапредметные:
Регулятивные УУД: уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию; самостоятельное формулирование проблемной ситуации;
Коммуникативные УУД: уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли, умение правильно построить высказывание.
Познавательные УУД: уметь систематизировать материал, полученный на уроке, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая
Оборудование:
интерактивная доска, компьютер, презентация к уроку, карточки с заданием, таблички с текстом, сигнальные карточки.
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) |
Приветствуете учащихся, создаёт позитивный настрой.
- Вот опять звенит звонок, начинается урок! Повторим хором правило, которое помогает нам в учёбе. - Молодцы! Садитесь на свои места. Запишите «старательно» в тетрадях число, выполните минутку чистописания (образец на доске и в тетрадях). Самые правильные и красивые на ваш взгляд буквы отметьте знаком «+» красным карандашом. - В стране родного языка Не всё известно нам пока. Работать мы сейчас начнём И сами до всего дойдём. - Я хочу вам пожелать получить новые знания, вспомнить и применить всё, что вы уже знаете и умеете.
|
Приветствуют учителя, произносят хором правило «Будем стараться!». - Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно! Выполняют минутку чистописания, осуществляют самооценку, сравнивая с эталоном. |
(Личностные УУД) Выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое.
(Регулятивные УУД) Нацеливание на успешную деятельность.
(Коммуникативные УУД) Планировать учебное сотрудничество, позитивный настрой на совместную деятельность. |
II. Актуализация знаний |
1. Словарная работа Организует проведение словарной работы, ведёт побуждающий подводящий диалог.
- На какие группы можно разбить слова? (Однажды, сорока, зима, январь, весёлый) (Слайд № 2) - К какой из этих групп относятся следующие слова? (Ребята, одежда, мороз) - Почему?
- Запишите новые словарные слова в словарики, постарайтесь запомнить их написание.
- Придумайте с одним из слов предложение. Самые интересные запишем. - Можно ли записанные предложения назвать текстом? Почему? - А что такое текст?
- Прочитайте то, что написано на слайде. (Слайд №3) - Это текст? - Всё ли в этом тексте вам нравится? Что портит текст, делает его однообразным? (Слайд № 4) - Что нужно сделать, что бы текст стал выразительным? - Подберите родственные слова к слову «ребята». - Помогут ли родственные слова решить проблему? - Можно ли заменить другими словами слово «ребята»? Какими они должны быть? (Слайд № 5) - Как называют эти слова? |
Отвечают на вопросы учителя, записывают и запоминают новые словарные слова, составляют и записывают предложения (по выбору). Читают текст, анализируют его в соответствие с заданием.
- Слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением, и словарные слова. - К словарным словам.
- Нельзя подобрать проверочное слово, надо запомнить написание наизусть.
(Ответы обучающихся, выбор и запись предложений в тетради с комментированием) - Нет, потому что предложения не связаны по смыслу. - Несколько предложений, связанных по смыслу – текст.
- Да, это – текст. - В этом тексте несколько раз повторяется слово «ребята». Текст не выразительный. - Изменить слова, написать другие. - Ребячий, ребятишки, ребятки. - Нет, не совсем.
- Похожими (близкими) по значению: дети, малыши, ребятишки, детвора. (Варианты ответов: - Не знаем; - Синонимы.)
|
(Личностные УУД) Выражать положительную мотивации к учению, осознавать успешность (не успешность) в рамках изученного.
(Регулятивные УУД) Принимать и сохранять учебную задачу.
(Познавательные УУД) Уметь осуществлять выбор оснований и критериев для сравнения, ориентироваться в своей системе знаний.
(Коммуникативные УУД) Уметь оформлять мысли в устной форме - полно и точно, формулировать и аргументировать свое мнения, учитывать разные мнения.
|
III. Постановка учебной задачи (проблемный момент)
|
Направляет на постановку учебных вопросов, темы урока.
- У нас возникла ещё одна проблема. Итак, выскажите предположение, о каких словах мы будем сегодня говорить? - Тема сегодняшнего урока : Слова –синонимы.(Табличка на доске) - Что бы вы хотели узнать о синонимах? Какие вопросы поставим перед собой? (Таблички с вопросами выставляются на доске: 1.Что такое синонимы? 2.Зачим нужны синонимы? 3.Какие бывают синонимы? Чем они различаются?) |
Формулируют учебную задачу в виде вопросов.
(Варианты ответов: - О словах, близких по значению; - О синонимах.)
(Варианты ответов: -Хотим узнать, зачем нужны синонимы; - Что такое синонимы?; - Какие бывают синонимы? и др.)
|
(Личностные УУД) Иметь устойчивую учебно-познавательную мотивации к изучению нового.
(Регулятивные УУД) Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не изучали.
(Познавательные УУД) Ставить и формулировать проблему.
(Коммуникативные УУД) Уметь строить понятные для партнёров высказывания, учитывающие, что они знают, а что нет. |
III. Открытие и усвоение новых знаний и способов действий
|
1.Работа в группах Организует работу по группам, корректирует выполнение задания, организует проверку и диалог, подводит к выводу.
- Знакомиться с понятием «синонимы» будем, работая в группах. Помните о правилах работы в группе. 1-ая гр. Ищет значение слова «синонимы» в словаре С. Ожигова 2-я гр. Работает с определением и рубрикой «Тайны языка», «Из истории языка» в учебнике стр.43 3-ая, 4-ая, 5-ая гр. Работают по карточкам (вставить слова близкие по значению в обсуждаемый текст) - Отвечает 1-ая гр. Один от группы. - Отвечает 2-ая гр. - Обратимся к таблице с вопросами урока. Сделаем вывод: что такое синонимы? (Выставляется табличка: Синонимы – это слова, близкие по значению и отвечающие на один и тот же вопрос) - Послушаем варианты текстов, подготовленные 3-ей, 4-ой, 5-ой группами. Удалось ли сделать текст более ярким, интересным? - Зачем же нужны синонимы? (Выставляется табличка: Синонимы делают текст более ярким, выразительным) |
Принимают учебную задачу, работают в группах. Отвечает один человек от группы. Формулируют выводы.
- Синонимы – слова, близкие по значению и отвечающие на один и тот же вопрос.
- Синонимы нужны, чтобы сделать текст более понятным, ярким, интересным. |
(Личностные УУД) Применять правила делового сотрудничества.
(Регулятивные УУД) Учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве.
(Познавательные УУД) Осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Смысловое чтение.
(Коммуникативные УУД) Учитывать разные мнения. Уметь обосновать собственное мнение. |
2) Работа по учебнику. Сходство и различие синонимов. Организует выполнение упр.1, организует диалог, подводит к выводу.
- Прочитайте задание упр.1. Как вы его поняли? - Рассмотрите рисунки, назовите слова, обозначающие действия. - Как можно назвать эти слова? -Что объединяет эти слова? - Чем они различаются? Если вам трудно выразить мыль, прочитайте материал рубрики «Обрати внимание». - Поместим табличку с этой информацией на доску. (Выставляется табличка: Синонимы различаются оттенками значений) - Подберите к картинкам синонимы с подходящим оттенком значения. Составим предложения. (Слайды № 6, 7, 8, 9) - Запишите предложение с одним из этих слов.
|
Читают задание упр.1. Обсуждают его вместе с учителем, делают вывод. Записывают предложение самостоятельно, по необходимости обращаясь за помощью к учителю.
- Это – синонимы. - Они близки по значению.
- Они различаются оттенками значений.
|
(Регулятивные УУД) Планировать и осуществлять действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
(Познавательные УУД) Анализировать объекты с целью выделения существенных признаков.
(Коммуникативные УУД) Принимать возможность разных позиций и точек зрения на какой-либо предмет. |
|
Физминутка |
|
|
|
IV. Закрепление знаний и способов действий |
1) Первичное закрепление (Игра «Встреча» (выбор синонима) Электронное пособие «Академия школьника») Организует проведение электронной игры. |
Выполняют поочерёдно задание у интерактивной доски.
|
(Коммуникативные УУД) Способность выражать позитивное отношение к процессу сотрудничества в общем деле. |
2) Работа в парах (по карточкам). Проверка с помощью сигнальных карточек. Организует работу в парах, осуществляет помощь и коррекцию выполнения задания. Организует проверку с помощью сигнальных карточек зелёного и красного цвета.
|
Читают и выполняют задание по карточкам в парах. Одна пара озвучивает свой вариант выполнения, остальные показывают своё согласие или несогласие с помощью сигнальных карточек («согласен»- зелёная карточка, «не согласен» – красная карточка) |
(Личностные УУД) Применять правила делового сотрудничества. (Коммуникативные УУД) Осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. Уметь аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. |
|
V. Включение нового знания в систему знаний и повторение. |
Самостоятельная работа по вариантам, с последующей взаимопроверкой, самооценкой. Организует работу в парах с последующей взаимопроверкой, самопроверкой и самооценкой.
- Хотите ли проверить, как вы усвоили новый материал? - Прочитайте задание упр.2. - Как вы думаете, что мы будем тренировать, выполняя это упражнение? - Выполните задание по вариантам. - Поменяйтесь тетрадями, проверьте правильность списывания текста и точность выбора синонимов. Исправьте ошибки простым карандашом, обсудите результат с соседом. - Оцените свою работу, поставьте оценку зелёной пастой. (Слайд № 10) |
Выполняют работу самостоятельно по вариантам, обмениваются тетрадями, проверяют правильность списывания текста и точность выбора синонимов, в парах обсуждают ошибки, оценивает свою работу: «5» - без ошибок, «4» - одна ошибка, «3» - 2-3ошибки.
- Будем тренировать умение правильно списывать текст, и точно использовать синонимы.
|
(Личностные УУД) Проявлять способность к самооценки на основе критерия.
(Регулятивные УУД) Осуществлять контроль, коррекцию результатов на основе оценки и учёта сделанных ошибок. Осуществлять самооценку.
(Коммуникативные УУД) Уметь ориентироваться на позицию партнёра, уважать иную точку зрения. |
VI. Итог урока |
1) Рефлексия деятельность Подводит итог урока, подводит к анализу общих и индивидуальных результатов усвоения материала. -Давайте подведём итог нашего урока. Ответили ли мы на вопросы урока? Что нового вы узнали? - Что получилось хорошо? - Что вызвало затруднение? - О чём хотели бы узнать подробнее? - Оцените свою работу на уроке. (С помощью сигнальных карточек по известной обучающимся шкале: зелёный цвет –«Я всё понял, работал активно и правильно», жёлтый цвет – «Я понял не всё, допускал ошибки», красный цвет - «Я понял мало, много ошибался») - Вы работали очень хорошо. Подберите синонимы к этому слову. Спасибо за работу! (слайд № 11) 2) Домашнее задание 1-ая группа - стр.45 упр.4 2- ая группа - *Подобрать группу синонимов из 3-4 слов. Составить предложения с синонимами. |
Отвечают на вопросы, опираясь на вопросы и ответы урока. Оценивают свой результат с помощью сигналов.
- Чудесно, прекрасно, замечательно, восхитительно, превосходно, здорово, отлично. |
(Личностные УУД) Проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
(Регулятивные УУД) Осуществлять контрольно-оценочной деятельности.
(Коммуникативные УУД) Рефлексия своих действий, как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий.
|
Карточка №1 Вставьте подходящие по значению слова. С самого утра во дворе слышны весёлые крики _______. _______ строят ледяную горку. ________ сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет _______ кататься с горки.
|
Карточка № 2 Расставьте над словами-синонимами цифры в порядке усиления значения. Громадный, большой, гигантский. Улыбаться, хохотать, смеяться, хихикать. Бежать, нестись, ползти, шагать, мчаться. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.