Конспект урока русского языка на тему "Что такое синонимы?" 2 класс
Оценка 4.8

Конспект урока русского языка на тему "Что такое синонимы?" 2 класс

Оценка 4.8
docx
13.06.2022
Конспект урока русского языка на тему "Что такое синонимы?" 2 класс
п 2.6 конспект.docx

 

Технологическая карта урока русского языка

УМК: «Школа России»

Класс: 2 «Е»

Тема урока: Что такое синонимы?

Цель: Создание условий для ознакомления с понятием «синонимы»; способствовать развитию умения находить сходство и различие слов-синонимов.

Дата проведения:13.10.2020

Планируемые результаты:

Предметные: владеют понятием «синонимы»; находят сходства и различия слов-синонимов

Личностные: способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца

Матапредметные:

Регулятивные УУД: уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию; самостоятельное формулирование проблемной ситуации;

Коммуникативные УУД: уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли, умение правильно построить высказывание.

Познавательные УУД: уметь систематизировать материал, полученный на уроке, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая

Оборудование:

интерактивная доска, компьютер, презентация к уроку, карточки с заданием, таблички с   текстом, сигнальные карточки.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

Приветствуете учащихся, создаёт позитивный настрой.

 

- Вот опять звенит звонок, начинается урок! Повторим хором правило, которое помогает нам в учёбе.

- Молодцы! Садитесь на свои места. Запишите «старательно» в тетрадях число, выполните минутку чистописания (образец на доске и в тетрадях). Самые правильные и красивые на ваш взгляд буквы отметьте знаком «+» красным карандашом.

- В стране родного языка

   Не всё известно нам пока.

   Работать мы сейчас начнём

   И сами до всего дойдём.

- Я хочу вам пожелать получить новые знания, вспомнить и применить всё, что вы уже знаете и умеете.

 

Приветствуют учителя, произносят хором правило «Будем стараться!».

- Мы пришли сюда учиться,

  Не лениться, а трудиться.

  Работаем старательно,

  Слушаем внимательно!

Выполняют минутку чистописания, осуществляют самооценку, сравнивая с эталоном.

(Личностные УУД) Выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое.

 

 (Регулятивные УУД) Нацеливание на успешную деятельность. 

 

(Коммуникативные УУД) Планировать учебное сотрудничество, позитивный настрой на совместную деятельность. 

II. Актуализация знаний

1. Словарная работа

Организует проведение словарной работы, ведёт побуждающий подводящий диалог.

 

 

 

 

 

-  На какие группы можно разбить слова? (Однажды, сорока, зима, январь, весёлый) (Слайд № 2)

- К какой из этих групп относятся следующие слова? (Ребята, одежда, мороз)

- Почему?

 

- Запишите новые словарные слова в словарики, постарайтесь запомнить их написание.

 

- Придумайте с одним из слов предложение. Самые интересные запишем.

 - Можно ли записанные предложения назвать текстом? Почему?

-   А что такое текст?

 

- Прочитайте то, что написано на слайде. (Слайд №3)

- Это текст?

- Всё ли в этом тексте вам нравится? Что портит текст, делает его однообразным? (Слайд № 4)

- Что нужно сделать, что бы текст стал выразительным?

- Подберите родственные слова к слову «ребята».

- Помогут ли родственные слова решить проблему?

- Можно ли  заменить другими словами слово «ребята»? Какими они должны быть? (Слайд № 5)

- Как называют эти слова?

 

Отвечают на вопросы учителя, записывают и запоминают новые словарные слова, составляют и

записывают предложения (по выбору). Читают текст, анализируют его в соответствие с заданием.

 

- Слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением, и словарные слова.

- К словарным словам.

 

 

- Нельзя подобрать проверочное слово, надо запомнить написание наизусть.

 

(Ответы обучающихся, выбор и запись предложений в тетради с комментированием)

 - Нет, потому что предложения не связаны по смыслу.

- Несколько предложений, связанных по смыслу – текст.

 

 

- Да, это – текст.

- В этом тексте несколько раз повторяется слово «ребята». Текст не выразительный.

- Изменить слова, написать другие.

- Ребячий, ребятишки, ребятки.

- Нет, не совсем.

 

- Похожими (близкими) по значению: дети, малыши, ребятишки, детвора.

 (Варианты ответов: - Не знаем;  - Синонимы.)

 

 

(Личностные УУД) Выражать положительную мотивации к учению, осознавать успешность (не успешность) в рамках изученного.

 

(Регулятивные УУД)

Принимать и сохранять учебную задачу.

 

(Познавательные УУД)

Уметь осуществлять выбор оснований и критериев для сравнения, ориентироваться в своей системе знаний.

 

 

(Коммуникативные УУД)

Уметь оформлять мысли в устной   форме - полно и точно, формулировать и аргументировать свое мнения, учитывать разные мнения.

 

 

 

III. Постановка учебной задачи (проблемный момент)

 

Направляет на постановку учебных вопросов, темы урока.

 

- У нас возникла ещё одна проблема.

Итак, выскажите предположение, о каких словах мы будем сегодня говорить?

-  Тема сегодняшнего урока : Слова –синонимы.(Табличка на доске)

 - Что бы вы хотели узнать о синонимах? Какие вопросы поставим перед собой?

(Таблички с вопросами выставляются на доске:

1.Что такое синонимы?

2.Зачим нужны синонимы?

3.Какие бывают синонимы? Чем они различаются?)

Формулируют учебную задачу в виде вопросов.

 

 (Варианты ответов: - О словах, близких по значению; - О синонимах.)

 

 

 

(Варианты ответов: -Хотим узнать, зачем нужны синонимы; - Что такое синонимы?;  - Какие бывают синонимы? и др.)

 

(Личностные УУД)

Иметь устойчивую учебно-познавательную мотивации к изучению нового.

 

(Регулятивные УУД) Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не изучали.

 

(Познавательные УУД)

Ставить и формулировать проблему.

 

(Коммуникативные УУД)

Уметь строить понятные для партнёров высказывания, учитывающие, что они знают, а что нет.

III. Открытие и усвоение новых знаний и способов действий

 

1.Работа в группах

Организует работу по группам, корректирует выполнение задания, организует проверку и диалог, подводит к выводу.

 

- Знакомиться с понятием «синонимы» будем, работая в группах. Помните о правилах работы в группе.

1-ая гр. Ищет значение слова «синонимы» в словаре С. Ожигова

2-я гр. Работает с определением и рубрикой «Тайны языка», «Из истории языка» в учебнике стр.43

3-ая, 4-ая, 5-ая гр. Работают по карточкам (вставить слова близкие по значению в обсуждаемый текст)

-  Отвечает 1-ая гр. Один от группы.

- Отвечает 2-ая гр.

- Обратимся к таблице с вопросами урока. Сделаем вывод: что такое синонимы?

 (Выставляется табличка:

Синонимы – это слова, близкие по значению и отвечающие на один и тот же вопрос)

- Послушаем варианты текстов, подготовленные 3-ей, 4-ой, 5-ой группами. Удалось ли сделать текст более ярким, интересным?

- Зачем же нужны синонимы? (Выставляется табличка: Синонимы делают текст более ярким, выразительным)

 

Принимают учебную задачу, работают в группах. Отвечает один человек от группы. Формулируют выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Синонимы – слова, близкие по значению и отвечающие на один и тот же вопрос.

 

 

 

 

 

 

 

 

- Синонимы нужны, чтобы сделать текст более понятным, ярким, интересным.

(Личностные УУД)

Применять правила делового сотрудничества.

 

(Регулятивные УУД)

Учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве.

 

 (Познавательные УУД) Осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Смысловое чтение.

 

(Коммуникативные УУД)

Учитывать разные мнения. Уметь обосновать собственное мнение.

2) Работа по учебнику. Сходство и различие синонимов.

Организует выполнение  упр.1, организует диалог, подводит к выводу.

 

 

- Прочитайте задание упр.1. Как вы его поняли?

- Рассмотрите рисунки, назовите слова, обозначающие действия.

- Как можно назвать эти слова?

-Что объединяет эти слова?

- Чем они различаются? Если вам трудно выразить мыль, прочитайте материал рубрики «Обрати внимание».

- Поместим табличку с этой информацией на доску. (Выставляется табличка: Синонимы различаются оттенками значений)

- Подберите к картинкам синонимы с подходящим оттенком значения. Составим предложения. (Слайды № 6, 7, 8, 9)

-  Запишите предложение с одним из этих слов.

 

Читают задание упр.1. Обсуждают его вместе с учителем, делают вывод. Записывают предложение самостоятельно, по необходимости обращаясь за помощью к учителю.

 

 

 

 

 

- Это – синонимы.

- Они близки по значению.

 

- Они различаются оттенками значений.

 

 (Регулятивные УУД)

Планировать и осуществлять действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

 

 (Познавательные УУД)

Анализировать объекты с целью выделения существенных признаков.

 

(Коммуникативные УУД)

Принимать  возможность разных позиций и точек зрения на какой-либо предмет.

Физминутка

 

 

 

IV. Закрепление знаний и способов действий

1) Первичное закрепление

(Игра «Встреча» (выбор синонима) Электронное пособие «Академия школьника»)

Организует проведение электронной игры.

 

 

 

 

 

 

Выполняют поочерёдно задание у интерактивной доски.

 

(Коммуникативные УУД)

Способность выражать позитивное отношение к процессу сотрудничества в общем деле.

2) Работа в парах (по карточкам). Проверка с помощью сигнальных карточек.

Организует работу в парах, осуществляет помощь и коррекцию выполнения задания. Организует проверку с помощью сигнальных карточек зелёного и красного цвета.

 

Читают и выполняют задание по карточкам в парах.

 Одна пара озвучивает свой вариант выполнения, остальные показывают своё согласие или несогласие с помощью сигнальных карточек («согласен»- зелёная карточка, «не согласен» – красная карточка)

(Личностные УУД)

Применять правила делового сотрудничества.

(Коммуникативные УУД)

Осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. Уметь аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

V. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Самостоятельная работа

по вариантам, с последующей взаимопроверкой, самооценкой.

Организует работу в парах с последующей взаимопроверкой, самопроверкой и самооценкой.

 

- Хотите ли проверить, как вы усвоили новый материал?

- Прочитайте задание упр.2.

- Как вы думаете, что мы будем тренировать, выполняя это упражнение?

- Выполните задание по вариантам.

- Поменяйтесь тетрадями, проверьте правильность списывания текста и точность выбора синонимов. Исправьте ошибки простым карандашом, обсудите результат с соседом.

- Оцените свою работу, поставьте оценку зелёной пастой. (Слайд № 10)

 

 

 

Выполняют работу самостоятельно по вариантам, обмениваются тетрадями, проверяют правильность списывания текста и точность выбора синонимов, в парах обсуждают ошибки, оценивает свою работу: «5» - без ошибок, «4» - одна ошибка, «3» - 2-3ошибки.

 

- Будем тренировать умение правильно списывать текст, и точно использовать синонимы.

 

(Личностные УУД)

Проявлять способность к самооценки на основе критерия.

 

(Регулятивные УУД)

Осуществлять контроль, коррекцию результатов на основе оценки и учёта сделанных ошибок. Осуществлять самооценку.

 

(Коммуникативные УУД)

Уметь ориентироваться  на позицию партнёра, уважать иную точку зрения.

VI. Итог урока

1) Рефлексия деятельность

Подводит итог урока, подводит к анализу общих и индивидуальных результатов усвоения материала.

-Давайте подведём итог нашего урока. Ответили ли мы на вопросы урока? Что нового вы узнали?

- Что получилось хорошо?

- Что вызвало затруднение?

- О чём хотели бы узнать подробнее?

- Оцените свою работу на уроке.

(С помощью сигнальных карточек по известной обучающимся шкале: зелёный цвет –«Я всё понял, работал активно и правильно», жёлтый цвет – «Я понял не всё, допускал ошибки»,  красный цвет - «Я понял мало, много ошибался»)

- Вы работали очень хорошо. Подберите синонимы к  этому слову.

Спасибо за работу!

(слайд № 11)

2) Домашнее задание

1-ая группа - стр.45 упр.4

2- ая группа - *Подобрать группу синонимов из 3-4 слов. Составить предложения с синонимами.

 

Отвечают на вопросы, опираясь на вопросы и ответы урока. Оценивают свой результат с помощью сигналов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Чудесно, прекрасно, замечательно, восхитительно, превосходно, здорово, отлично.

(Личностные УУД)

Проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

 

(Регулятивные УУД)

Осуществлять контрольно-оценочной деятельности.

 

(Коммуникативные УУД)

 Рефлексия своих действий, как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий.

 

 

 

Карточка №1

Вставьте подходящие по значению слова.

   С самого утра во дворе слышны весёлые крики  _______.   _______              строят ледяную горку.  ________    сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет  _______  кататься с горки.

 

 

Карточка № 2

Расставьте над словами-синонимами цифры в порядке усиления значения.

Громадный, большой, гигантский.

Улыбаться, хохотать, смеяться, хихикать.

Бежать, нестись, ползти, шагать, мчаться.

 


 

Технологическая карта урока русского языка

Технологическая карта урока русского языка

Ход урока Этапы урока

Ход урока Этапы урока

На какие группы можно разбить слова? (Однажды, сорока, зима, январь, весёлый) (Слайд № 2) -

На какие группы можно разбить слова? (Однажды, сорока, зима, январь, весёлый) (Слайд № 2) -

Слайд № 4) - Что нужно сделать, что бы текст стал выразительным? -

Слайд № 4) - Что нужно сделать, что бы текст стал выразительным? -

Какие бывают синонимы? Чем они различаются?)

Какие бывают синонимы? Чем они различаются?)

Послушаем варианты текстов, подготовленные 3-ей, 4-ой, 5-ой группами

Послушаем варианты текстов, подготовленные 3-ей, 4-ой, 5-ой группами

Подберите к картинкам синонимы с подходящим оттенком значения

Подберите к картинкам синонимы с подходящим оттенком значения

Хотите ли проверить, как вы усвоили новый материал? -

Хотите ли проверить, как вы усвоили новый материал? -

Я всё понял, работал активно и правильно», жёлтый цвет – «Я понял не всё, допускал ошибки», красный цвет - «Я понял мало, много ошибался») -

Я всё понял, работал активно и правильно», жёлтый цвет – «Я понял не всё, допускал ошибки», красный цвет - «Я понял мало, много ошибался») -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.06.2022