Конспект урока русского языка: "Описание предметов".

  • docx
  • 26.04.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок 18.Описание предметов.docx

Дата: _________________________

Учитель: ______________________

Класс: 2

Предмет: русский язык

Тема: «Описание предметов». (стр.96, учебник 2023 года)

Цель урока:

Формировать умение составлять текст-описание предмета, учить использовать имена прилагательные при описании, развивать наблюдательность и внимание к деталям, совершенствовать навыки устной и письменной речи.

Планируемые результаты:

Личностные:

• Развитие интереса к созданию собственных текстов

• Воспитание внимательного отношения к окружающему миру

• Формирование умения выражать свои мысли и чувства

Предметные:

• Умение составлять текст-описание предмета

• Умение использовать имена прилагательные в тексте-описании

• Умение соблюдать структуру текста-описания

Метапредметные:

• Развитие наблюдательности и внимания к деталям

• Формирование умения планировать свою работу при составлении текста

• Развитие умения выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации

Ход урока:

Этап 1. Мотивирование на учебную деятельность

-         Ребята, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя. Какие предметы вы видите в классе?

-         Назовите несколько предметов. (Парта, доска, книга, ручка, карандаш и т.д.)

-         А как вы можете описать эти предметы? Какие они? (Парта - деревянная, коричневая, ровная; доска - зелёная, большая; книга - интересная, новая и т.д.)

-         Какие слова вы использовали, чтобы описать эти предметы? (Имена прилагательные)

-         Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? (О том, как описывать предметы)

-         Правильно! Тема нашего урока: "Описание предметов". Сегодня мы будем учиться составлять тексты-описания разных предметов, используя имена прилагательные.

Этап 2. Актуализация опорных знаний

-         Давайте вспомним, что мы знаем о текстах-описаниях:

-         Что такое текст-описание? (Текст, в котором описывается предмет, человек, животное, природа или какое-либо явление)

-         На какой вопрос отвечает текст-описание? (На вопрос "какой?" или "какая?", "какое?", "какие?")

-         Какие особенности имеет текст-описание? (В нём много имён прилагательных; описывается внешний вид предмета, его качества, свойства; можно выразить своё отношение к предмету)

-         Какую роль играют имена прилагательные в тексте-описании? (Они делают описание ярким, точным, помогают представить предмет)

-         Молодцы! Эти знания помогут нам сегодня составлять тексты-описания предметов.

Этап 3. Объяснение нового материала

-         Сегодня мы будем учиться составлять текст-описание конкретного предмета.

-         Чтобы хорошо описать предмет, нужно внимательно его рассмотреть и заметить все его особенности: размер, форму, цвет, материал, из которого он сделан, детали и другие признаки.

-         Для описания предмета можно использовать такой план:

1.   Введение - о чём (о ком) будет текст.

2.   Основная часть - описание внешнего вида предмета (размер, форма, цвет, материал, детали).

3.   Заключение - отношение к предмету, впечатление от него.

-         Начать текст-описание можно со слов: "Я хочу рассказать о...", "У меня есть...", "Я хочу описать..." и т.д.

-         В основной части нужно использовать много имён прилагательных, чтобы сделать описание ярким и точным.

-         В заключении можно написать о своём отношении к предмету: "Мне очень нравится...", "Я люблю...", "Это мой любимый..." и т.д.

-         Давайте посмотрим, как можно описать простой предмет, например, яблоко: "Я хочу рассказать о красном яблоке. Оно круглое и гладкое. Кожица у яблока блестящая и немного твёрдая. Внутри яблоко сочное и сладкое. В середине находятся маленькие коричневые семечки. Я очень люблю яблоки, особенно такие сладкие и сочные."

-         Видите, как много прилагательных использовано в этом описании: красное, круглое, гладкое, блестящая, твёрдая, сочное, сладкое, маленькие, коричневые. Именно они помогают нам представить, как выглядит яблоко.

-         Теперь откройте учебник на странице 96, упражнение 168.

-         Давайте прочитаем задание: "Рассмотрите рисунки. Выберите предмет для описания: любимую игрушку, домашнее животное (кота, собачку), комнатное растение и др."

-         На рисунках мы видим попугайчика, котёнка, куклу и кактус. Каждый из вас может выбрать один предмет, который ему больше нравится, и составить его описание.

-         Вторая часть задания: "Составьте текст-описание этого предмета. Начните так: «Я хочу рассказать о...» Далее опишите, как выглядит предмет, каков его внешний вид. В конце скажите, как вы относитесь к выбранному предмету."

-         Давайте выполним это задание поэтапно:

1.   Выберите один предмет с рисунка.

2.   Внимательно рассмотрите его.

3.   Подумайте, какие признаки этого предмета вы можете описать (цвет, форма, размер, детали).

4.   Составьте план своего текста-описания.

5.   Подберите подходящие имена прилагательные для описания.

6.   Составьте текст-описание, соблюдая структуру (введение, основная часть, заключение).

-         Давайте попробуем вместе описать, например, котёнка:

"Я хочу рассказать о котёнке. Он маленький и пушистый. У него серая полосатая шёрстка, очень мягкая на ощупь. Глаза у котёнка большие и зелёные. Ушки маленькие и остренькие. Лапки у него белые, словно в носочках. Хвостик пушистый и полосатый. Я очень люблю котят, они такие милые и забавные."

 (Дети самостоятельно составляют тексты-описания выбранных предметов и записывают в тетрадь)

Этап 4. Физминутка

Этап 5. Закрепление изученного материала

-        А теперь давайте выполним ещё одно задание. Выберите любой предмет в классе и составьте его устное описание, используя имена прилагательные. (Дети описывают выбранные предметы)

-        Молодцы! Вы отлично справились с этим заданием.

Этап 6. Подведение итогов урока. Рефлексия

-         Итак, ребята, что мы сегодня научились делать на уроке? (Составлять тексты-описания предметов)

-         Какие слова помогают нам описывать предметы? (Имена прилагательные)

-         Какую структуру должен иметь текст-описание предмета? (Введение - о чём текст, основная часть - описание внешнего вида предмета, заключение - отношение к предмету)

-         Оцените свою работу на уроке.


 

-