Конспект урока русского языка по теме "Антонимы" 5 класс
Оценка 4.7

Конспект урока русского языка по теме "Антонимы" 5 класс

Оценка 4.7
docx
14.09.2021
Конспект урока русского языка по теме "Антонимы" 5 класс
Конспект урока Антонимы.docx

Конспект урока по русскому языку по теме «Антонимы» (5 класс)

Тип урока: урок изучения нового материала и комплексного применения знаний.

Цель урока: обеспечить возможность усвоения материала по теме «Антонимы». 

Задачи:

- образовательная: обобщить и систематизировать знания по теме «Синонимы»; научить отличать антонимы от синонимов; сформировать умение находить антонимы в тексте и  употреблять их в своей речи; развить умение работать со словарем синонимов и антонимов;

- коррекционно-развивающая: корригировать и развивать устную монологическую (диалогическую) речь учащихся; развивать мыслительную деятельность учащихся;

- воспитательная: воспитывать чувство ответственности, сотрудничества, общительности; воспитывать внимательное, доброе отношение друг к другу; развивать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей.

 

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учитель неожиданно для ребят после приветствия начинает рассказывать свой «сон»:

Сегодня мне приснился один герой сказки о животных. Идёт он навстречу и вслух говорит: «Это ж надо так перехитрила, провела, объегорила, одурачила, околпачила, облапошила, да просто надула, оставила с носом, обвела вокруг пальца, оставила в дураках и без хвоста.

Скажите, что за герой всё это мог произнести ?

Как называется эта сказка?

О чём говорит волк? Что с ним произошло? Как он высказывает свою досаду? Какие слова употребляет? Что это за слова? Как они называются?

А что такое синонимы?

 

 

Правильно, это синонимы или слова одной и той же части речи, имеющие одинаковое или близкое лексическое значение. Дома вы должны были составить синквейны к слову синоним.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Волк

 

«Волк и Лиса»

 

 

 

Синонимы

Слова одной и той же части речи, имеющие одинаковое или сходное лексическое значение

 

 

 

 

Проверка домашнего задания

Синоним

Близкий, сходный

Совпадает, оттеняет, обогащает

Синонимы нужны, чтобы избежать повтора

Слово

Теперь откройте тетради и запишите число, классная работа и оставьте пустую строчку, чтобы написать тему урока. Прежде, чем приступить к теме сегодняшнего урока, продолжите в тетрадочках начатые мною предложения (все – на слух, дети с ОВЗ дописывают с распечатки).

1.     Все слова образуют словарный состав языка, или - ……

2.     Раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка, называется…

3.     Лексическое значение слова можно узнать по…

4.     Однозначными называются слова…

5.     Слова, имеющие несколько лексических значений, называются…

6.     Наряду с прямым значением у некоторых слов имеется … значение.

7.     В словосочетании золотая осень – слово золотая имеет …………

8.     В словосочетании золотое кольцо – слово золотое имеет …….

9.     Слова, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению, называются…

Обменяйтесь с соседом по парте тетрадями и проверьте ответы, у кого нет ни одной ошибки, тот получит пять.

 

 

 

 

 

 

 

 

Лексику

 

Лексикологией

 

 

Толковому словарю

 

С одним лексическим значением

Многозначными

 

 

Переносное

 

 

Переносное значение

 

Прямое значение

 

Синонимами

 

 

 

 

А теперь устно продолжите строчки из стихотворения поэта В.В.Маяковского:

Крошка сын 
к отцу пришел.
И спросила кроха:
(Дети продолжают)
Что такое
хорошо
И что такое
плохо?

А как бы вы ответили на этот вопрос?

 

 

 

 

Учитель корректирует ответы детей, записывает на доске в два столбика:

Ясно

 

пасмурно

счастье

 

горе

здоровье

 

болезнь

Что вы можете сказать о лексическом значении слов, записанных в двух столбиках?

Слова с противоположными лексическими значениями называются антонимами. Сегодня мы изучаем новую тему: «Антонимы». Запишите тему урока в оставленную нами пустую строчку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хорошо, когда солнце светит, плохо, когда дождь идёт; хорошо, когда люди счастливы, плохо, когда у них горе; хорошо, когда люди здоровы, плохо, когда болеют.

 

 

 

 

 

 

 

Лексические значения противоположны по смыслу.

Но любознательный человек обязательно задаст вопрос: «Для чего, зачем нужны антонимы?» А нужно ли нам их знать?  

 

 

Особенно они нужны людям творческих профессий. Кому?

Итак, сегодня на уроке мы узнаем, что такое антонимы, в чем их особенность, для чего они нужны и можно ли без них обойтись. Посмотрим, чем они необычны и интересны. Будем учиться находить антонимы в тексте и употреблять их в речи.

Запишите, пожалуйста, в тетрадочках определение: антонимы – это слова одной и той же части речи, имеющие противоположные лексические значения. Обведите в рамочку. (все дети записывают под диктовку, дети с ОВЗ списывают с распечатки)

Не все слова могут иметь антонимы. Например: железо, доска, мел, дом.

 

 

Антонимы делают нашу речь выразительной, яркой, сочной, многообразной, богатой, выразительной.

Писателям, художникам, музыкантам, актерам…

Теперь перейдём к заданиям.(на доске для всех детей, для детей с ОВЗ – распечатать)

жестокий           радоваться

война                 высоко

широкий           мир

грустить            милосердный 

Какое задание можно выполнить с этими словами?

Все ли слова имеют пару?

А теперь вернёмся к словам, у которых не было пары. Подобрать пару самостоятельно к словам высоко и широкий.

 

 

 

 

 

 

 

Подобрать пары антонимов.

 

Нет. Нет пары у слов широкий и высоко.

 

 

 

Высоко – низко, широкий - узкий

Физминутка.

Наша физминутка будет тоже связана с антонимами. Я произношу фразу и выполняю действие, а вы, называя антоним для него, выполняете противоположное действие:

Сесть – встать

Руки опускаю – руки поднимаю

Руки вперед – руки назад

Руки вниз – руки вверх

Хлопок влево – хлопок вправо

Открыть глаза – закрыть глаза

Встать у парты – сесть за парту

 

А теперь я подготовила для всех вас творческое задание (распечатки для всех).

  Какая пасмурная зима! По угрюмому небу плывут тёмные, тяжёлые тучи.  Тускло светит зимнее солнце.  Дует холодный северный ветер.  Длинные   ночи, короткие дни.

Ребята, о каком времени года говорится в этом тексте?

Какие слова говорят, что это зима? Подберите к этим словам  антонимы и создайте новый текст, запишите его в тетрадях.

Прочитайте, что у Вас получилось. О каком времени года говорится в вашем тексте?

 

 

 

 

 

 

 

О зиме.

 

Ребята перечисляют признаки зимы.

 

 

Записывают новый текст в тетрадях.

 

 

О лете.

Следующее задание вы будете выполнять в парах. Подберите антоним к слову свежий в следующих словосочетаниях:

Свежий хлеб

Свежий журнал

Свежий воротничок

Какой вывод мы можем сделать?

 

Молодцы, а теперь в этих же словосочетаниях подберите синонимы к слову свежий.

 

 

 

Чёрствый

Старый

Грязный

У одного и того же слова может быть несколько лексических значений.

 

 

Мягкий, новый, чистый.

Следующее задание: запишите следующие слова в столбик под диктовку и подберите к ним антонимы. Тот, кто выполнит задание верно, по первым буквам подобранных слов узнает оценку, которую получит за свой труд.

Широкий -

твердый -

старый –

скучный -

бесполезный -

неряшливый -

 

 

 

 

 

 

Узкий

Мягкий

Новый

Интересный

Ценный

Аккуратный

Итак, что нового вы узнали на уроке?

 

Молодцы. Оценки за работу на уроке. А теперь запишем домашнее задание. Вы очень хорошо справились с составлением синквейна. Поэтому дома вы должны будете составить синквейн на тему «Антоним» или выполнить упражнение из учебника.

Узнали, что такое антонимы, для чего они нужны в речи.

 

 

На закуску. Игровой момент. Загадки можно  отгадывать хором.(если останется время)

1)Я антоним к слову смех; не от радости, утех, я бываю поневоле, от несчастья и от боли, от обиды, неудач, догадались? это (плач).

2)Я антоним шума, стука, без меня вам ночью мука, я для отдыха и сна, да и в школе я нужна, называюсь (тишина).

3)Я антоним к слову лето, в шубу снежную одета, хоть люблю мороз сама, потому что я (зима).

4)Я антоним к слову зной, я в реке, в тени густой, я в бутылке лимонада, и зовут меня (прохлада).

5)У начала есть антоним - делу всякому венец, называется (конец).

6) Антоним антонима? (синоним).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Конспект урока по русскому языку по теме «Антонимы» (5 класс)

Конспект урока по русскому языку по теме «Антонимы» (5 класс)

повтора Слово

повтора Слово

Учитель корректирует ответы детей, записывает на доске в два столбика:

Учитель корректирует ответы детей, записывает на доске в два столбика:

Какое задание можно выполнить с этими словами?

Какое задание можно выполнить с этими словами?

Следующее задание: запишите следующие слова в столбик под диктовку и подберите к ним антонимы

Следующее задание: запишите следующие слова в столбик под диктовку и подберите к ним антонимы
Скачать файл